Конспект урока по русскому языку "Понятие об имени существительном" (3 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Дата: 20.02.17 Школа: АСОШ №2
Класс: 3б
Кабинет: 104
Урок № 2
Конспект урока русского языка
Тема: ПОНЯТИЕ ОБ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ
Цели деятельности учителя:
- дать представление об имени существительном, как части речи, обозначающей предметы, явления, события;
- совершенствовать умение классифицировать существительные одушевленные и неодушевленные;
- развивать любознательность, мышление, речь, воспитывать любовь к родному языку, интерес к учению.
Планируемые результаты
личностные:
- осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявлять интерес к новым знаниям;
- осознавать успешность при изучении темы; совершенствовать умение слушать и слышать, работая в группах;
- устанавливать взаимопонимание и уметь оказывать помощь.
предметные:
- уточнят представления об имени существительном как части речи;
- научатся классифицировать существительные одушевленные и неодушевленные.
Тип урока: изучения нового материала.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 кл, 2 часть, УМК «Школа России» авторы Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова, карточки с заданиями, презентация.
Этапы урока | Время | Содержание урока Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Орг. момент Словесный: слово учителя; | 1 | -Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок веселый. А чтобы урок пошёл каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! Очень тихо сели девочки, еще тише сели мальчики - Открываем тетради, записываем число, классная работа. | Приветствовать учителя; | К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; |
Мотивационный: Практический: каллиграфическое упражнение; Словесный: учебный диалог | 2 3 | Минутка чистописания. - Пропишите каллиграфически в тетрадях букву «К» и буквосочетания с ней. Кк кк к к ка рк чк жк - Подчеркните соединения, которые, как вам кажется, удалось написать хорошо. - Сегодня мы с вами будем совершать путешествие в удивительную страну. И нас ждет много нового и интересного. Будьте внимательны! - А вот в какую страну, вы отгадаете по стихотворению О. Высоцкой: Существительное - школа. - В какую страну отправимся? Правильно в страну Части речи. - Но нас будет интересовать сегодня только одна часть речи, какая же: Давно живу я в мире этом Даю название предметам. - Правильно это Имя существительное. - Это новая для вас тема или вы уже что-то о ней знаете? - Как вы считаете, а что ещё можно узнать об имени существительном?(ответы детей) - Прочитаем в учебнике на странице 50 цель сегодняшнего урока и посмотрим, совпала ли она с нашими предположениями. | Писать каллиграфически; Слушать учителя; Высказывать свое мнение; Определять тему урока и его цели; | |
Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, слушать и понимать речь других. Р:целеполагание | ||||
2.Постановка учебной задачи и ее решения: Словесный: учебный диалог; Практический: анализ слов; Практический: задания по карточкам; Практческий: Дидактическая Игра «Топни –хлопни» | 6 2 | Актуализация опорных знаний. - Давайте с вами вспомним, что такое имя существительное. (часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы кто? что?) - Молодцы! - Теперь мы с вами, ребята, подходим к туннелю Превращения. - Как вы думаете, почему он так назван? (происходят превращения). - Посмотрите, что здесь происходит: было слово ЛИПА… - Что вы можете сказать про это слово? (Существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос ЧТО?, неодушевлённое) - А стало слово ЛИСА… - Что вы можете сказать про полученное слово? (Существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос КТО?, одушевлённое) - Верно. Вспомните и расскажите, что вы знаете об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. (одуш.- отвечает на вопрос Кто? неодуш.- отвечает на вопрос Что?) - А как слово «липа» превратилось в слово «лиса»? (Поменяли одну букву в слове) - А теперь, возьмите у себя на столах карточки №1 с заданием. - Прочитайте слова. Что у них общего? (Это существительные, отвечают на вопрос ЧТО?, неодушевлённые) - Переделайте их по образцу. Что надо сделать? (Изменить в словах одну букву так, чтобы слово отвечало на вопрос КТО?) - Выполняйте задание прямо на карточках в парах. Когда закончите выполнение задания, поднимите карточку. коса - (предполагаемые ответы) коза сок - (предполагаемые ответы) сом рот - (предполагаемые ответы) кот мак - (предполагаемые ответы) рак полк - (предполагаемые ответы) волк капля - (предполагаемые ответы) цапля лес - (предполагаемые ответы) лев соль - (предполагаемые ответы) моль Дидактическая Игра «Топни – хлопни» - Выполним проверку в игре «Топни – хлопни». По очереди от каждой пары будете называть по одной паре слов. Остальные проверяют у себя, и если согласны, то должны хлопнуть в ладоши; нет – топнуть ногой. (Проверка, рассмотреть все представленные детьми варианты) - Что общего у получившихся имён существительных? (Одушевлённые) - Молодцы! | Рассказывать об имени существительном; Анализировать; Отвечать на вопросы; Переделывать слова, работать по карточкам; Выполнять проверку упражнения; | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания; Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания; |
3.Решение частных задач Практический: задания по карточкам по вариантам; Практический: Фронтальная проверка; Практический: анализ упражнения; Дин.пауза Практический: письменное задание; Практический: анализ упражнения; Практический: работа со схемой; Практический: письменное задание; взаимопроверка по слайду; | 6 2 5 2 6 | Изучение нового материала. - Впереди нас ждёт холм Выбора, как вы думаете, что надо будет делать? (Выбирать). - На этом холме нас ждёт следующее. Каждый вариант берёт карточку №2. Внимательно читает своё задание и выполняет его в парах. Список слов для всех групп одинаковый, а задания разные. Тетрадь, туман, стул, учитель, смелость, тракторист, гроза, книга, снегопад, вежливость, радуга, повар, трусость, космонавт, пенал, честность. Задание для 1 варианта: Из данных слов выберите и выпишите те, которые называют ПРЕДМЕТЫ (то, что можно взять в руки). Ответы 1 группы: тетрадь, стул, книга, пенал. Задание для 2 варианта: Из данных слов выберите и выпишите те, которые называют ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ. Ответы 2 группы: снегопад, радуга, гроза, туман. Задание для 3 варианта: Из данных слов выберите и выпишите те, которые называют ПРОФЕССИИ ЛЮДЕЙ. Ответы 3 группы: тракторист, учитель, космонавт, повар. Задание для 4 варианта: Из данных слов выберите и выпишите те, которые называют черты характера людей. Ответы 4 группы: смелость, трусость, вежливость, честность. - Проверим, какие слова вы выбрали. Один человек из каждого варианта зачитывает свои слова, а остальные варианты должны будут угадать, что называют выбранные имена существительные (какая тематическая группа). (Если не отгадывают, то сама группа зачитывает своё задание) - Итак, по какому грамматическому признаку можно отличить существительное от других частей речи? (Обозначает предмет, отвечает на вопросы КТО? ЧТО?) - Что же ещё могут называть имена существительные? (В какие группы по темам можем их объединить?) (Предметы, явления природы, профессии людей, черты характера человека) Динамическая пауза - Пока идём к следующему пункту нашего маршрута, поиграем в игру «Внимательный турист». Встаньте. Я буду называть имена существительные. Если существительное одушевлённое, то хлопаем в ладоши над головой, если неодушевлённое – то садимся на корточки: медведь, болезнь, ветер, слон, пассажир, тень, спортсмен, мебель, цветок, сосед, смех, цапля, лень. Упр 4, стр.51 - А знаете, тематические группы могут быть и другие. Чтобы узнать какие, выполним упражнение 4 на странице 51. - Прочитаем слова. Какой частью речи являются эти слова? (Имена существительные) - Прочтите задание. Какие существительные надо выбрать и выписать по заданию? (Выделите и запишите существительные, которые обозначают предмет, затем существительные, которые обозначают явления природы.) - Какие слова остались «лишними»? (езда, бег, косьба, рисование) - Как вы думаете, как их назвать? (Это имена существительные, так как отвечают на вопрос что?) - А как можно назвать эту группу существительных? (Слова обозначают выполняемое действие, процесс) - Подведём итог работы. (работа по схеме) Упр.5, стр.52. - Впереди у нас тропа Почемучек. Что будет на этой тропе? (Задавать вопросы, объяснять ПОЧЕМУ). - Вас ждёт новое задание из учебника. Выполним упражнение 5 на странице 52. - Прочитайте слова. Похожи ли слова по смыслу, по своему лексическому значению, в каждой паре? Почему? (Ответы детей) - Так слова совсем одинаковые или отличаются друг от друга? (Отличаются) - Почему можно сказать, что они отличаются? (Первое – глагол, а второе – существительное. Отвечают на разные вопросы и разное обозначают). - Выполните письменное задание в тетради по образцу.(что? езда, косьба, прыжок бег) Взаимопроверка по слайду презентации. - Почему вы выписали эти слова? Что называют эти существительные? (Процесс, выполняемое действие) - Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. | Выполнять по вариантам задания по карточкам;
Выполнять проверку упражнения; Анализировать упражнение; Выполнять движения; Выполнять письменное задание к упражнению; Обобщать материал по схеме; Выполнять письменное задание к упр.; Проверять работу на наличие ошибок; | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, слушать и понимать речь других; П:осуществляют поиск необходимой информации; Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; П:осуществляют поиск необходимой информации; Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; К: контроль действия партнера; |
4.Итог урока. Рефлексия | 5 | - Вот мы и покорили страну Имени существительного. Давайте еще раз вспомним, что мы сегодня повторили и узнали об имени существительном. - По какому грамматическому признаку существительные можно отличить от слов других частей речи? - Какую цель урока поставили? (Узнать новое о существительном) - Достигли ли мы цели? - Что, кроме предметов и явлений природы, могут называть имена существительные? (профессии людей, черты характера человека) - Чтобы вы рассказали дома о своём путешествии? - Молодцы! Но чтобы и дальше вы успешно путешествовали по дороге Знаний, надо работать и дома. Домашнее задание: страница 53, упражнение 8. Правило на стр. 53. Выставление оценок
- Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения: Я доволен своей работой на уроке, потому что… Я не доволен своей работой, потому что… Мне понравилась на уроке работа Ф.И. - На этом наше занятие подошло к концу. До свидания! | Подводить итоги урока; Записывать д.з. Оценивать свою работу на уроке; | П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа.
Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа....
Конспект урока по русскому языку «Склонение имен существительных» 3 класс
урок русского языка в 3 классе программа Школа России...
Конспект урока по русскому языку "Род имени существительного" 3 класс
Конспект урока по русскому языку "Род имени существительного" по программе "21 век" 3 класс...
Конспект урока по русскому языку "Род имен существительных", 3 класс.
Конспект урока по русскому языку для обучающихся с ЗПР, 3 класс....
План-конспект урока по русскому языку "Падеж имен существительных" 3 класс
Данная работа представлена как образец использования образовательной платформы Учи.ру на уроках русского языка в начальной школе. В частности, представлено использование карточек с заданиями....
конспект урока по русскому языку «Числа имен существительных» (2 класс)
Конспект урока по русскому языкуТема: «Числа имен существительных»Цели деятельности учителя: формирование умения определять различия множественного и единственного числа имен существительн...