Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Бархатова Анна Николаевна

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука. " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_ili_bukvar_4_den_1_klass.doc73.5 КБ
Файл alfavit_sayt.pptx2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Дата: 11.04.2019                                                                                          ФИО  учителя: Карманова Елена Петровна ____

Школа: МКОУ СОШ № 2 г. Нязепетровск                                                   ФИ студента: Бархатова Анна

Класс: 1                                                                                                       ФИО методиста: Галиуллина Н.К ________

Кабинет: 3

Конспект урока по русскому языку

 «Русский алфавит или азбука».

Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей об алфавите, определить  формирование умений  пользоваться алфавитом, способствовать постепенному запоминанию алфавита.


Планируемые результаты

Предметные:
- знать общее представление об алфавите;
- знать  для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей;
- уметь пользоваться алфавитом;
- уметь правильно записывать буквы в алфавитном порядке;

Личностные:
- осознавать важность изучения русского языка;
- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;
- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников ;

- проявлять интерес к учебной деятельности;
Тип урока: рефлексия
Оборудование: учебник В.П. Канакина  1класс 2 часть «программа «Школа России», рабочая тетрадь  В.П. Канакина  1 класс  
4 часть «программа «программа «Школа России», презентация, карточки с заданием.

Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап самоопределения к деятельност
и Словесный
: беседа

Практический: самоопределение

1 мин

Здравствуйте ребята, меня зовут – Анна Николаевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке

Книжки, ручки  и  тетрадки?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Приветствуют учителя

- Слушают, настраиваются на работу.

- Высказывания детей

Л: самоопределение к деятельности;

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа,объяс-ние;

Практический: Повторение правильной посадки

Словесный:

беседа

Подводящий диалог

Наглядный – демонстрация слайда;

Проблемный – создание проблемной ситуации;

 Практический – запись словарных слов в тетрадь.

10
мин

Ребята о чем мы говорили на прошлом уроке? Совершенно верно! Сегодня мы продолжим эту тему! Песня Бориса Заходера:

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы, —

Очень просим всех ребят

С ними подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

З, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, X

Оседлали петуха,

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я —

Вот и все они, друзья!

Познакомьтесь с ними, дети!

Вот они — стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком!- Запишите с доски сегодняшнее число и классная работа.  

Я тетрадь свою открою

 И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою -

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Словарно-орфографическая работа:

- Сейчас я буду загадывать вам загадки, вы должны будете отгадать их и отгадки записать через запятую. 

— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

Без крыльев по небу летает,

Расплачется и пропадает.    (Туча.)

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.    (Сорока.)

 Никого я не боюсь -

Сам к любому прицеплюсь.    (Репей.)

Был он желтым, стал он белым,

Только дунет ветерок -

К облакам взлетит он смело,

Он - летающий цветок.    (Одуванчик.)

Этот жёлтый плод растет

Там, где лето круглый год.

Он как краешек луны,

Все вы знать его должны.    (Банан.)

Вспомним о чём мы говорили на прошлом уроке? Как образовались слова “алфавит”, “азбука”?

Сегодня мы продолжаем изучать тему “Русская азбука, или алфавит”.

- Слушают учителя

- Об алфавите

- Открывают тетради

- Записывают число, классная работа;

- Одни звуки произносятся с шумом, а при произнесении других слышен голос.

-  Туча

-  Сорока

- Репей

- Одуванчик

- Банан

-  Слово “азбука” русское, “алфавит” – греческое. Образованы они одинаково – из названий первых букв. Раньше букву “А” называли “Аз”, “Б” – “Буки”. Эти названия сохранились в слове “азбука”. В греческом языке первая буква называлась “Альфа”, вторая –  “Вита”. Отсюда – слово алфавит.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

П: построение логической цепочки рассуждений;

 П: поиск и выделение необходимой информации

П: анализ объектов с выделением существенных признаков.

Постановка учебной задачи

 Словесный:

Беседа Форму-ание темы урока   

1 мин

- И так, о чём пойдёт речь на уроке?

- Сегодня на уроке поговорим о звуках и буквах.

Отдохнём перед работой. Встаём, выполняем динамическую паузу, движения повторяем за мной

- продолжим говорить об алфавите, уметь пользоваться алфавитом, знать алфавитный порядок

- Выполняют динамическую паузу

П: самостоятельное

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Включение в систему знаний

Словесный: беседа

Словесный – беседа, объяснение;

Частично-поисковый –анализ языкового материала;

Наглядный – демонстрация слайда;

Работа с книгой – чтение и изучение;

Практический –

Комментированное письмо;

морфологическое упражнение

Практический:
выполнение анализа слова Практический:

Работа в парах над заданием

10 минут

Зачем нам нужно изучать эту тему? Правильно! Ошибки в названиях букв – грубое нарушение норм языка, а  правильное название букв является показателем культуры человека. Задача наших уроков по этой теме – запоминание алфавита, мы должны хорошо знать порядок букв и их названия.  Назовите буквы по порядку. Что мы знаем о русской азбуке? Вот домики для букв. Давайте заселим буквы.

Белый домик

Синий домик

Красный домик

Буквы, которые обозначают гласные звуки

Буквы, которые обозначают согласные звуки

А этот домик для каких букв? Итак, в русском языке 10 букв, которые обозначают гласные звуки,  21 буква обозначает согласные звуки и 2 буквы звуков не обозначают.Откройте учебник на стр. 54 упражнение 5.

Почему буквы спускаются на разных воздушных шариках?» Какие буквы опоздали? Где их место в алфавите?

Поиграем в игру “Знаешь алфавит – угадаешь слово”.  Вы записываете слова, делите на слоги, ставите ударение

  1. Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой “Б”, вторая за – буквой “Н”, третья – за “К”, последняя – за буквой “Й”.
  2. Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Л”, вторая – перед буквой “П”, третья – перед “Т”, четвёртая – перед “Б”.
  3. Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Ъ”, вторая – за буквой “Д”, третья – за буквой “К”, четвёртая – перед “Э”.
  4. В слове четыре буквы. Первая буква этого слова в алфавите – девятая, вторая буква в алфавите – двадцать первая, третья буква в алфавите – вторая, четвёртая буква в алфавите – восемнадцатая.

На какие группы можно разделить слова?

В каждом их этих слов спряталось ещё одно слово. Какие слова спрятались? Запишите слова, которые вы нашли в алфавитном порядке.

Вывод: названия букв должен знать каждый грамотный человек, это знание и умение пользоваться алфавитом нужно человеку любой профессии и в течение всей жизни.

Выполняем упр. 7, с. 55. «Когда употребляются буквы печатные, письменные, строчные, заглавные?»

 Работа со словами ученик, ученица. Выяснение значений слов ученик, ученица, подбор к ним слов, близкие по значению: школьник, школьница. Объяснение написания слов и их запись в тетрадь

- Слушают учителя

- Выполняют задание

Слова в словарях располагаются в алфавитном порядке.

Книги в библиотеке стоят по алфавиту.

Карточки медицинские в больнице также стоят по алфавиту.

Справочники составляются по алфавиту и т.д.

 - Называют буквы по порядку

- В русской азбуке тридцать три буквы.

- Красный домик

- Синий домик

- Для ь и ъ. Так как эти буквы звуков не обозначают.

- Слушают учителя

- Выполняют задание

- Открывают учебники

- Высказывания детей

- Ёё, Йй, Ъ, Ы, Ъ

- Слушают учителя

- Выполняют задание

- Волк, коса, щель, зубр.

 -Одушевлённые и неодушевлённые; мужского рода и женского рода;  1 слог и 2 слога; ударение

- Вол, оса, ель, зуб.

- Вол,ель, зуб, оса

- Слушают учителя

- Выполняют задание

- Выполняют задание

П: построение логической цепочки рассуждений;

 П: поиск и выделение необходимой информаци

П: анализ объектов с выделением существенных признаков.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.


П: выдвижение гипотез и их обоснование.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический:

Самостоятельная работа

Наглядный: демонстрация самопроверка по образцу.

Практический:

Письменные ответы на вопросы

5

минуты

- Откройте рабочую тетрадь на стр.  29 упр. 14

- Кто прочтет нам задание?

- Хорошо. Всем понятно задание?

- У вас 2 минуты на выполнение.

- Проверьте по эталону.

- У кого есть ошибки?

- Молодцы!


Открывают рабочие тетради.

- Один читает, остальные слушают.

- Да.

- Выполняют упражнение.

- Проверяют по эталону.

К: участвовать в учебном диалоге, формировать ответы и выводы.

П:

Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

1минуты

Ребята, наш урок подошел к концу. Пора подводить итоги  нашего урока. - Какую цель мы ставили перед собой? -Мы достигли её?  Ребята, я предлагаю вам оценить нашу сегодняшнюю работу на уроке с помощью ромашек-узнавашек. У вас на партах лежат ромашки-узнавашки  Вам нужно сейчас раскрасить её серединку, если урок вам понравился, вы считаете его полезным и сможете ответить на вопросы, то раскрасьте серединку в жёлтый. Если вам показалось, что чего-то не хватило и вы не совсем поняли тему, но можете ответить на вопросы, то раскрасьте в зелёный. А если тема вам показалась совсем не нужной и неинтересной, вам было непонятно, то раскрасьте серединку в красный. Покажите мне ваши ромашки-узнавашки. Спасибо за честность, мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за урок!

Анализируют свою работу на уроке

- закрепить знания об алфавите, уметь пользоваться алфавитом, знать алфавитный порядок

 

Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Р: оценка результатов работы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 1 классе

Слайд 2

Отгадай загадку! Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построились в ряд, Каждый в условленном месте стоит И называется всё … Алфавит

Слайд 3

а л ф а в и т

Слайд 4

Тема урока: «Алфавит»

Слайд 5

План урока Узнать, что обозначает слово «алфавит»; для чего нужен алфавит, где его применяют; тренироваться в расстановке слов по алфавиту.

Слайд 6

Что такое алфавит ?

Слайд 7

Если расположить буквы в определённом порядке, получится алфавит

Слайд 9

Слово «алфавит» происходит из названий первых двух букв греческого алфавита – альфа и бета .

Слайд 10

Алфавит альфа и вита (образовано из названий первых двух букв греческого алфавита ) Азбука аз и буки (образовано из названий первых двух букв старославянского алфавита)

Слайд 11

Просветители Кирилл и Мефодий-составители славянской азбуки.

Слайд 12

Для чего нужен алфавит?

Слайд 13

Поработай в паре

Слайд 14

Поработай в паре Аа ? Вв ? Дд Ее ? Жж Зз Ии ? Кк Лл ? Нн ? Пп Рр Сс ? Уу ? Хх ? Чч Шш ? ъ ы ? Ээ Юю ?

Слайд 15

Тренировка в расстановке слов по алфавиту Словарь: уч …ник, р… бята , дев… чка , с…бака, учит…ль, в… рона .

Слайд 16

Тренировка в расстановке слов по алфавиту в … рона , дев … чка , р … бята , с … бака, учит … ль. уч … ник, о о е о е е

Слайд 17

Поработай в паре

Слайд 18

Расставьте пословицы в алфавитном порядке Грамоте учиться всегда пригодится. Азбука – к мудрости ступенька. Делаешь наспех – сделаешь на смех. Богатством ума не купишь. Век живи – век учись. 1 4 3 2 5

Слайд 19

Отдохнём!

Слайд 20

Поработай в паре

Слайд 21

Запишите слова в алфавитном порядке волна море остров рыбы пляж море волна остров пляж рыбы

Слайд 22

Библиотека школьника Корней Иванович Чуковский

Слайд 23

Чему научились? Узнали, что обозначает слово «алфавит»; для чего нужен алфавит, где его применяют; тренировались в расстановке слов по алфавиту.

Слайд 24

Поздравляю, ты знаешь алфавит!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. 1 класс. Тема: «Алфавит».

Конспект урока по русскому языку. 1 класс. Тема: «Алфавит»....

Конспект урока по русскому языку. 1 класс. Тема: «Алфавит».

Конспект урока по русскому языку. 1 класс. Тема: «Алфавит»....

Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Алфавит" ," Школа России"

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по "Школе России"...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Витаминный алфавит"

Повторение алфавита через знание витаминов. Связь с ЗОЖ. Работа в группах и в паре....

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука. Что такое алфавит" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука. Что такое алфавит. " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект урока по русскому языку "Как мы используем алфавит?"

Конспект урока по русскому языку для 2 класса УМК Школа России....