Этап самоопределения к деятельност и Словесный: беседа Практический: самоопределение | 1 мин | Здравствуйте ребята, меня зовут – Анна Николаевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке Книжки, ручки и тетрадки? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! |
Приветствуют учителя
- Слушают, настраиваются на работу.
- Высказывания детей
| Л: самоопределение к деятельности; |
Актуализация знаний и мотивация Словесный: беседа,объяс-ние; Практический: Повторение правильной посадки
Словесный: беседа Подводящий диалог
Наглядный – демонстрация слайда;
Проблемный – создание проблемной ситуации; Практический – запись словарных слов в тетрадь.
| 10 мин | Ребята о чем мы говорили на прошлом уроке? Совершенно верно! Сегодня мы продолжим эту тему! Песня Бориса Заходера: Тридцать три родных сестрицы, Писаных красавицы, На одной живут странице, А повсюду славятся! К вам они сейчас спешат, Славные сестрицы, — Очень просим всех ребят С ними подружиться! А, Б, В, Г, Д, Е, Ж Прикатили на еже! З, И, К, Л, М, Н, О Дружно вылезли в окно! П, Р, С, Т, У, Ф, X Оседлали петуха, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я — Вот и все они, друзья! Познакомьтесь с ними, дети! Вот они — стоят рядком. Очень плохо жить на свете Тем, кто с ними не знаком!- Запишите с доски сегодняшнее число и классная работа. Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою - Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. Словарно-орфографическая работа: - Сейчас я буду загадывать вам загадки, вы должны будете отгадать их и отгадки записать через запятую. — Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Без крыльев по небу летает, Расплачется и пропадает. (Туча.) Не сидит она на месте, На хвосте разносит вести. (Сорока.) Никого я не боюсь - Сам к любому прицеплюсь. (Репей.) Был он желтым, стал он белым, Только дунет ветерок - К облакам взлетит он смело, Он - летающий цветок. (Одуванчик.) Этот жёлтый плод растет Там, где лето круглый год. Он как краешек луны, Все вы знать его должны. (Банан.)
Вспомним о чём мы говорили на прошлом уроке? Как образовались слова “алфавит”, “азбука”? Сегодня мы продолжаем изучать тему “Русская азбука, или алфавит”.
| - Слушают учителя - Об алфавите
- Открывают тетради
- Записывают число, классная работа;
- Одни звуки произносятся с шумом, а при произнесении других слышен голос.
- Туча
- Сорока
- Репей
- Одуванчик - Банан - Слово “азбука” русское, “алфавит” – греческое. Образованы они одинаково – из названий первых букв. Раньше букву “А” называли “Аз”, “Б” – “Буки”. Эти названия сохранились в слове “азбука”. В греческом языке первая буква называлась “Альфа”, вторая – “Вита”. Отсюда – слово алфавит. |
Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками П: построение логической цепочки рассуждений;
П: поиск и выделение необходимой информации П: анализ объектов с выделением существенных признаков.
|
Постановка учебной задачи Словесный: Беседа Форму-ание темы урока | 1 мин | - И так, о чём пойдёт речь на уроке? - Сегодня на уроке поговорим о звуках и буквах. Отдохнём перед работой. Встаём, выполняем динамическую паузу, движения повторяем за мной | - продолжим говорить об алфавите, уметь пользоваться алфавитом, знать алфавитный порядок - Выполняют динамическую паузу | П: самостоятельное Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. |
Включение в систему знаний
Словесный: беседа
Словесный – беседа, объяснение; Частично-поисковый –анализ языкового материала; Наглядный – демонстрация слайда; Работа с книгой – чтение и изучение; Практический – Комментированное письмо; морфологическое упражнение
Практический: выполнение анализа слова Практический: Работа в парах над заданием
| 10 минут | Зачем нам нужно изучать эту тему? Правильно! Ошибки в названиях букв – грубое нарушение норм языка, а правильное название букв является показателем культуры человека. Задача наших уроков по этой теме – запоминание алфавита, мы должны хорошо знать порядок букв и их названия. Назовите буквы по порядку. Что мы знаем о русской азбуке? Вот домики для букв. Давайте заселим буквы. Белый домик | Синий домик | Красный домик |
Буквы, которые обозначают гласные звуки Буквы, которые обозначают согласные звуки А этот домик для каких букв? Итак, в русском языке 10 букв, которые обозначают гласные звуки, 21 буква обозначает согласные звуки и 2 буквы звуков не обозначают.Откройте учебник на стр. 54 упражнение 5. Почему буквы спускаются на разных воздушных шариках?» Какие буквы опоздали? Где их место в алфавите? Поиграем в игру “Знаешь алфавит – угадаешь слово”. Вы записываете слова, делите на слоги, ставите ударение - Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой “Б”, вторая за – буквой “Н”, третья – за “К”, последняя – за буквой “Й”.
- Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Л”, вторая – перед буквой “П”, третья – перед “Т”, четвёртая – перед “Б”.
- Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Ъ”, вторая – за буквой “Д”, третья – за буквой “К”, четвёртая – перед “Э”.
- В слове четыре буквы. Первая буква этого слова в алфавите – девятая, вторая буква в алфавите – двадцать первая, третья буква в алфавите – вторая, четвёртая буква в алфавите – восемнадцатая.
На какие группы можно разделить слова? В каждом их этих слов спряталось ещё одно слово. Какие слова спрятались? Запишите слова, которые вы нашли в алфавитном порядке. Вывод: названия букв должен знать каждый грамотный человек, это знание и умение пользоваться алфавитом нужно человеку любой профессии и в течение всей жизни. Выполняем упр. 7, с. 55. «Когда употребляются буквы печатные, письменные, строчные, заглавные?» Работа со словами ученик, ученица. Выяснение значений слов ученик, ученица, подбор к ним слов, близкие по значению: школьник, школьница. Объяснение написания слов и их запись в тетрадь | - Слушают учителя - Выполняют задание Слова в словарях располагаются в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Карточки медицинские в больнице также стоят по алфавиту. Справочники составляются по алфавиту и т.д. - Называют буквы по порядку - В русской азбуке тридцать три буквы. - Красный домик - Синий домик - Для ь и ъ. Так как эти буквы звуков не обозначают. - Слушают учителя - Выполняют задание - Открывают учебники - Высказывания детей - Ёё, Йй, Ъ, Ы, Ъ
- Слушают учителя
- Выполняют задание
- Волк, коса, щель, зубр. -Одушевлённые и неодушевлённые; мужского рода и женского рода; 1 слог и 2 слога; ударение - Вол, оса, ель, зуб. - Вол,ель, зуб, оса
- Слушают учителя
- Выполняют задание - Выполняют задание | П: построение логической цепочки рассуждений; П: поиск и выделение необходимой информаци П: анализ объектов с выделением существенных признаков. П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. П: выдвижение гипотез и их обоснование.
|
Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: Самостоятельная работа Наглядный: демонстрация самопроверка по образцу. Практический: Письменные ответы на вопросы | 5 минуты | - Откройте рабочую тетрадь на стр. 29 упр. 14 - Кто прочтет нам задание? - Хорошо. Всем понятно задание? - У вас 2 минуты на выполнение. - Проверьте по эталону. - У кого есть ошибки? - Молодцы! | Открывают рабочие тетради.
- Один читает, остальные слушают. - Да. - Выполняют упражнение. - Проверяют по эталону. | К: участвовать в учебном диалоге, формировать ответы и выводы. П: |
Рефлексия деятельности
Словесный: беседа | 1минуты | Ребята, наш урок подошел к концу. Пора подводить итоги нашего урока. - Какую цель мы ставили перед собой? -Мы достигли её? Ребята, я предлагаю вам оценить нашу сегодняшнюю работу на уроке с помощью ромашек-узнавашек. У вас на партах лежат ромашки-узнавашки Вам нужно сейчас раскрасить её серединку, если урок вам понравился, вы считаете его полезным и сможете ответить на вопросы, то раскрасьте серединку в жёлтый. Если вам показалось, что чего-то не хватило и вы не совсем поняли тему, но можете ответить на вопросы, то раскрасьте в зелёный. А если тема вам показалась совсем не нужной и неинтересной, вам было непонятно, то раскрасьте серединку в красный. Покажите мне ваши ромашки-узнавашки. Спасибо за честность, мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за урок! | Анализируют свою работу на уроке - закрепить знания об алфавите, уметь пользоваться алфавитом, знать алфавитный порядок | Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
Р: оценка результатов работы |