Урок русского языка "Имя существительное"
материал по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
(закрепление)
Урок русского языка
(3 класс)
Тема урока: «Имя существительное»
Ф
Учитель Бостанова Фатима Казиевна
Русский язык - 3 класс
Тип урока: Урок - путешествие.
Тема: Закрепление по теме «Имя существительное».
Цель: обобщить и систематизировать знания об имени существительном.
Задачи:
- формировать умения определять число и род имени существительного, подбирать однокоренные слова к данным существительным, проводить разбор слова по составу;
- развивать внимание, мышление, память, речь, орфографическую зоркость;
- осуществлять патриотическое воспитание.
Оборудование: карта путешествия, карточки, детали Снеговика, горка со словарными словами, снежки, сигнальные карточки.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Доброе утро, ребята!
Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в путешествие по стране «Имя существительное». В этом путешествии мы будем закреплять умения: определять имена существительные, определять у существительного род и число.
- Актуализация знаний (Фронтальный опрос - 5 мин). Чтобы не заблудиться, будем пользоваться картой. Помогать
нам будет верный друг- помощник Снеговик, которого мы сейчас вылепим из снега.
(Учитель задает вопрос и собирает детали снеговика)
- Что обозначает имя существительное?
- Па какие вопросы отвечает существительное?
- Как изменяются существительные?
- С какой частью речи в предложении согласуется имя сущеcmвительное?
- Как определить род существительного?
- Какое из однокоренных слов является именем
существительным: радостный, радость, радуется? (запись на доске)
- Закрепление пройденного.
- я остановка - Чистописание (2 мин)
Г г
Ег иг гр ге гу снег
- Дайте характеристику [г], (еогл., тв., зв., пар.)
- я остановка — Построй-ка (Словарная работа 3 мин) Задание-, построим снежную горку.
(На доске нарисована горка, в которой находятся словарные слова, в них пропущены буквы. Рядом лежат снежки с буквами).
за...н а о
м...роз я е
а
р...бота о и
ф... враль
п ... лыо е
о
- Определите род существительных. Сколько родов имеет имя сущ.? Как отличить м.р. от ж. р. и от ср. р.?
- Найдите слово, которое отвечает па вопрос кто? На какой вопрос отвечает слово февраль?
3 - я остановка - Распредели - ка (5 мин)
Задание: Распредели слова в два столбика по числам:
Ед. ч. Мн. ч.
Имена существительные: солдат, Родина, обелиски, защитники, победа, ветераны.
Проверка (с помощью сигнальных карточек).
- Найдите сущ. отвечающие па вопрос кто ?
Какой приближается праздник? Чей это праздник?
Какой был праздник 15 февраля? (20 — тилетие вывода войск из Афганистана)
Кто проживает в с. Елховка и Воронцовка воины - афганцы? (Попов Владимир Алексеевич)
4-я остановка - Отдыхай-ка (фнзминутка)
Задание: если я произнесу сущ. м.р. - надо присесть, ж.р. подпрыгнуть, ср.р. - развести руки в стороны. М-р, стол, окно, дверь, страх, ночь, озеро, ведро, машина, дневник, дело.
5 - я остановка - Думай-ка (6 мин)
Работа по учебнику (Упр. 33 с. 65 - сам. раб).
Выписать сущ. в столбик. Указать число и род.
Взаимопроверка.
6-я остановка - Образуй-ка
Задание: у данных существительных образуйте однокоренные существительные, которые отвечают па вопрос кто?
Разберите слова по составу.
Лыжи - ..., грибы - ..., победа - победитель, строить - ..., футбол - футболист, баян - ... .
(1 ученик работает на закрытой части доски) \ 1роверка.
1-я остановка - Пернатые друзья
- Каких птиц вы видите около кормушки?
- Какая это часть речи? 11а какой вопрос отвечают эти имена сущ.? Как вы можете помочь птицам зимой? Что для птиц страшней, голод или холод? Почему?
- У кого из вас дома есть кормушка? Как вы птиц подкармливаете? У нас тоже в школьном полисаднике есть кормушка. Поднимите руки те, кто туда насыпает корм ?
Ученик читает стихотворение «Как птице перезимовать».
Сугробами засыпаны Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать Ни зёрнышка, пи крошки.
И вот летают всё слабей Ворона, галка, воробей...
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
Л то и манной кашки ...
И оживут бедняжки!
11о небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам великое!»
К. Мухаммади.
- Итог урока.
- На какие вопросы отвечает имя существительное?
- Как изменяется существительное?
- Сколько имеет родов?
Оценки.
Д/з Написать сочинение «11аша помощь ветеранам».
Упр.37 с. 66,
Проверь слова в столбиках, лишнее зачеркни.
Ср.р. | М. р. | Ж.р. |
озеро | след | молоко |
ведро | кустик | утка |
молоток | небо | корова |
солнце | пальто | Жучка |
фасоль | конь | карта |
Карточка 6.
Спишите. Определите число и род существительных.
Яйцо, телевизор, игрушки, столы, дубок, стёкла, певцы, пальто.
Карточка 7.
Напиши по пять имен существительных, обозначающих птиц, растения. Определи их род.
i
Карточка 1
Спишите. Подчеркните существительные.
На сосне и па берёзе - бахрома:
Белой пряжей их запутала зима.
И оставила распутывать весне Эту пряжу на берёзе и сосне.
Карточка 2.
К словам множественного числа допиши слова единственного числа и наоборот.
Берег - ... . Окно
Воробей-.... Кости-....
Поезд-... . Сани-....
Карточка 3.
Запиши к словам мужского рода слова женского рода и наоборот.
Ученик - ученица, медведица - ..., волк -..., зайчиха - ..., лётчик ..., подруга
Карточка 4.
Спиши текст. Над существительными укажи род, выдели окончание.
Наступает зимняя ночь. Спит село. Только в школе горит свет. Это не спит наш учитель.
Карточка 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....
Урок русский язык в 3 а классе Тема урока «Имя существительное. Число и род имен существительных».
Урок получения новых знаний. Построен в соответствии с ФГОС НОО второго поколения. Есть технологическая карта урока....
Конспект урока русского языка "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов", 4 класс, ПНШ
Конспект урока русского языка...
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока русского языка "Существительные первого склонения" 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация)
Тема: Существительные первого склонения (3кл)...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ."
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужс...
Сценарий урока русского языка Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от основ существительных»
Предмет: «Русский язык»Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.ПронинаКласс:3Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от ...
Урок русского языка "Существительные первого склонения"
Конспект урока русского языка "Существмтельные первого склонения". 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"...