Сценарий урока русского языка Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от основ существительных»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предмет: «Русский язык»
Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина
Класс:3
Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от основ существительных»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (значения суффиксов и их употребление в именах людей).Задачи урока:-образовательная: осознание значимости использования разных форм личных имён для успешного общения в разных сферах и отражения в них культурных традиций; овладение навыками образовывать различные формы мужских и женских имён и правильно использовать их в речи, развивать умение осознанно строить речевое высказывание и записывать его, работать с разными источниками информации, ориентироваться в них;
- развивающая: - развитие эмоциональности, эмпатии, уважительного и бережного отношения к людям;
-воспитательная: воспитание чувства гордости за богатство русского языка, чувства товарищества, ответственности за порученное дело.
Методы обучения: деятельностный, словесный, практический.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, самостоятельная.
Дидактические материалы: учебник «Русский язык» авт. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Издательство: Баласс, 2013 г., карточки для работы в группе.
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_russkogo_yazyka.docx | 66.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык.
Дергунова Светлана Александровна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МАОУ «Гимназия №87» Ленинского района г. Саратова
Предмет: «Русский язык»
Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина
Класс:3
Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от основ существительных»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (значения суффиксов и их употребление в именах людей).Задачи урока:-образовательная: осознание значимости использования разных форм личных имён для успешного общения в разных сферах и отражения в них культурных традиций; овладение навыками образовывать различные формы мужских и женских имён и правильно использовать их в речи, развивать умение осознанно строить речевое высказывание и записывать его, работать с разными источниками информации, ориентироваться в них;
- развивающая: - развитие эмоциональности, эмпатии, уважительного и бережного отношения к людям;
-воспитательная: воспитание чувства гордости за богатство русского языка, чувства товарищества, ответственности за порученное дело.
Методы обучения: деятельностный, словесный, практический.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, самостоятельная.
Дидактические материалы: учебник «Русский язык» авт. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Издательство: Баласс, 2013 г., карточки для работы в группе.
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация.
Этапы урока | Сценарий урока | УУД) |
1. Мотивация (самоопределение) деятельности 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в дея-тельности | - Весёлый прозвенел звонок, Мы начинаем наш урок! – Наш урок мне хочется начать словами К.Паустовского: « Богатства русского языка неизмеримы. С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским языком». - Как вы понимаете эти слова? 1. Чистописание. - Назовите первый этап урока русского языка? - Цель данной работы? - Найдите буквы. На слайде даны слова молоток щенята олень машина дочь цирк петух - Найдите слова, содержащие мягкие согласные звуки. ( Щенята, олень, дочь, петух). - Среди них найдите двухсложные слова. ( Олень, петух). - Из них выписать буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. Это буквы л, н, п. - Продолжите ряд: лл нн пп лн лп нл… 2. Словарная работа. - Какую работу мы выполняем на втором этапе урока? (Словарная работа). - Цель этой работы? (Закрепление написания слов с непроверяемыми орфограммами) - Найдите в своих настольных словариках слова с двойными согласными лл, нн, пп. Запись с комментированием. Кирилл, Филипп, Анна, Жанна, Инна. - Что объединяет все слова? (Это имена) - Эпиграф к уроку: Дорожите именем своим Имена даются не случайно... В них простая маленькая тайна. Дорожите именем своим! 3. Физминутка для глаз. - От данных слов, если это возможно, образуйте новые слова при помощи суффиксов -очк, -ечк. (Жанночка, Филлипочек, Инночка, Анечка). - Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Образование слов при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением) - Сформулируйте цель урока. (Сделать имя ласковым. Образовать уменьшительно-ласкательные формы женских и мужских имен.) - Составьте примерный план урока. (Учитель вместе с детьми составляет план.) – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)
| - умение воспринимать информацию, самостоятельно организовать рабочее место (К)
- выявление сущности, особенностей объектов (П)
- построение логической цепи рассуждений (П)
- учет разных мнений (К) |
3. Постановка учебной задачи. 4. Построение выхода из затруднения |
Наблюдение над образованием и значением женских и мужских имён. 1. Работа с учебником. Упражнение 268. Задание №1 выполняется на доске под руководством учителя. Задание №2 выполняется в парах. Вывод: - С помощью каких суффиксов образуются уменьшительно-ласкательные формы слов? (с помощью суффиксов -ок-, -ек-, -очк-, -ечк-, -еньк) – А если эти имена (Валечка, Наденька и др.) употребляются по отношению к взрослому человеку, какое значение будут иметь в них суффиксы -очк-, -ечк-, -еньк-? (Только ласкательное.) 2. Работа в группах. Вспомним правила работы в группе. - внимательно слушаем друг друга; - сделал сам – помоги другу; - работаем тихо - не мешаем другим; - рабочее место содержим в порядке. Задание. (Приложение №1) Что вы заметили? (С помощью суффикса –к образовали уменьшительно-ласкательные формы слов. Но имена с суффиксом –к звучат совсем не ласково.) - Есть ли данный суффикс в нашей таблице? (Приложение №2) (Есть.) - В чем затруднение этого задания? (Не можем объяснить, почему имена с суффиксом –к не образовали уменьшительно-ласкательную форму.) - Хватает ли нам тех знаний, которые мы приобрели на предыдущих уроках? (Нет.) Физкультминутка. Работа в группах по плану проекта. Задание (Приложение3) Цель работы: 1) В коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта будущих учебных действий; 2) Уточнение цели проекта (найти ответ на затруднение, которое возникло при образовании новых слов с помощью суффикса –к.); 3)Определение средств (алгоритмы, модели, учебник и т.д.); 4) Построение плана достижения цели.
- Ребята, вспомним цель нашего урока. (Сделать имя ласковым. Образовать уменьшительно-ласкательные формы женских и мужских имен.) - Достигли мы цели? (Нет. Возникло затруднение) - В чем затруднение? ( Не хватает знаний, информации. Не все знаем о суффиксе –к.) - Где обычно добываем знания, информацию? (В учебнике, в справочниках и других источниках.) - Чтобы выйти из затруднения я предлагаю вам продолжить работу в группах. - Составим наш план выхода из затруднения. - Для чего он нам нужен? (Чтобы найти выход из затруднения, с которым мы столкнулись при образовании имен людей с помощью суффикса –к.) 1) Прочитаем текст. 2) Ответим на вопросы. 3) Обсудим в группе. 4) Решим, кто будет отвечать. Работа с текстом. Упр. 271 «Известно, что Александр Сергеевич Пушкин своих детей называл так Машка, Сашка, Гришка и Наташка. В XIX веке такое обращение говорило о близости людей, нежности и простоте отношений. И Пушкин так выражал свою любовь и нежность к детям. А сейчас чаще всего имена с суффиксом – к имеют оттенок пренебрежения к человеку, которого так называют.» По А. Сусловой. - Какова главная мысль текста? - Какое изменение произошло в русском языке? - Понаблюдай за своей речью. Как ты обычно называешь по именам друзей, родственников? Нравится ли им такое обращение? – Мы говорили, что с помощью суффикса -к- образуются существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Например, рыба → рыбка, рука → ручка и т.д. – А какое значение имеют имена людей с суффиксом -к-? Марина – Маринка, Серёжа – Серёжка, Вера – Верка. – Это уменьшительно-ласкательная форма имён? (Нет.) – А какое же значение вносит в имена суффикс -к- ? Развивается умение определять значение суффикса -к- в формах мужских и женских имён. Выполняется устно по заданию. – Какое же значение имеют имена с суффиксом -к-? (Оттенок пренебрежения.) - Как вы понимаете значение слова пренебрежение? (Варианты ответов) - Давайте уточним значение этого слова по словарю. (Дети работают со школьными толковыми словарями). - Посмотрите фрагмент мультфильма «Ванюша из Дома пионеров». - Как звали мальчика? (Ванюша) - А как называла его Баба Яга? (Ивашка) - С какой интонацией она произносила это имя? (С оттенком пренебрежения). – Какой же вывод об употреблении в речи форм мужских и женских имён с суффиксом -к- вы можете сделать? Вывод: (С суффиксом -к имя приобретает оттенок пренебрежения. Людям не нравится такое обращение. Можно обидеть человека. Нужно следить за своей речью.) - Исключение. Андрейка, Максимка, Матвейка (и некоторые другие). - Как быть с нашей таблицей? Можем ли убрать суффикс –к из таблицы? Ведь суффикс –к помогает нам в образовании слов с уменьшительно-ласкательным значением. (Нет. Мы его выделим в таблице красным кружком, который будет нам напоминать о том, что в образовании женских и мужских форм имен использовать данный суффикс нежелательно.) |
аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)
подведение под понятие (П) - осознавать значимость использования таких слов для успешного общения (П)
осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
|
5.Первичное закрепление во внешней речи | Работа в учебнике. 1. Упр. 269 – организуется наблюдение над сокращёнными и полными мужскими и женскими именами. – Какие из этих имён являются привычными сокращениями, а в каких есть оценочный элемент? (Светик – сокращённое Света, полное – Светлана.) Запись: Светик – Светлана, Вадик – Вадим, Толик – Анатолий. |
- умение объяснять, выстраивать логические связи, осознавать значимость использования таких слов для успешного общения (П)
|
6. Самостоятельная работа с самопроверкой | 1. Упр. 270 – развивается умение образовывать сокращённые формы мужских и женских имён. Ученики выполняют самостоятельно. Проверка коллективная. (Марик, Павлик, Стасик, Владик, Шурик.) – Какую форму имён образует суффикс -ик-? (Уменьшительно-ласкательную или сокращённую.) 2. Запись предложений под диктовку с заданием: вместо полных имён написать сокращённые. Эти предложения из произведений Н. Носова. Растопили плиту, (Михаил) насыпал в кастрюлю крупы. (Константин) пролез под стулом и встретился с (Александром) нос к носу. Мы с мамой и (Владимиром) были в гостях у тёти (Ольги) в Москве. (Мишка, Костя, Шурик, Вовка, Оля.) – С помощью каких суффиксов образуются уменьшительно-ласкательные и ласкательные формы имён? сокращённые формы имён? – Какие формы сокращённых имён нежелательно употреблять в речи? Почему? |
- образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно-ласкательным значением и др.), - осознавать значимость использования таких слов для успешного общения (П) - умение использовать свои знания, вырабатывать критерии для оценки своей работы (К) |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Обсуждение домашнего задания:
|
следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) |
Приложение №1.
Образуйте с помощью суффиксов -очк-, -ечк-, -еньк. -к уменьшительно-ласкательные формы слов.
мышь – ………… Маша - …………..
рыба – ………… Вера - …………..
рука - ………….. Саша - …………..
Приложение №2
Приложение №3.
Уменьшительно-ласкательная форма имени | Полное имя | С суффиксом -к | |
Миша | |||
Серёжа | |||
Света |
Приложение 4.
Лист самооценки
Критерии самооценки | + или - | |
Знаю, какие в русском языке есть суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением | ||
Научился правильно писать слова с этими суффиксами. | ||
Научился правильно употреблять их в речи. | ||
Итог урока |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....
Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....
Презентация к уроку русского языка 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
Презентация на урок. Помогает структурировать учебный материал по данной теме....
Презентация к уроку русского языка. Тема:"Упражнение в написании безударных гласных в корнях слов, приставках и окончаниях имён существительных».
Презентация к уроку русского языка 4 класс...
Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.
Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...
Проект урока русского языка в 4 классе по теме: «Культура речи. Работа над образованием различных форм имён существительных (Открываем ещё несколько секретов правильной речи) » Образовательная система «Гармония».
Планируемые результаты: Предметные: знать некоторые особенности изменения форм имен существительных;уметь склонять существительные в родительном, дательном падежах.Личностные:Уметь проводить само...
Сценарий урока русского языка в 3 классе по теме "Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода"
Данный урок поможет учителю создать условия для работы учащихся с существительными мужского и женского рода с шипящими на конце. и решить следующие задачи:1. Создать ситуацию, способствующую само...