Конспект урока русского языка "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов", 4 класс, ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Конспект урока русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 4
Тема урока: «Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов».
Цели урока: научиться видеть орфограмму в суффиксах слов, узнать о существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Планируемые результаты
- предметные: научатся видеть орфограмму в суффиксах существительных, знать в каких суффиксах пишется гласная И, а в каких суффиксах пишется гласная Е, уметь образовывать новые формы слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.
Тип урока: УИПЗЗ
Оборудование: учебник русского языка (М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, 4кл., 3 часть), презентация.
Этап урока. Методы и приёмы. | Хро номет раж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Орг.момент | ≈3 | Приветствие учителя. | Приветствовать учителя, настраиваться на работу. | Р: настраиваться на работу. |
Постановка учебной задачи и её решение Практич.: устное задание. Словесн.: анализ пословицы. Словесн.: определять орфограмму, отвечать на вопросы. Словесн.: определять тему и цель урока. | ≈10 | - Ребята, посмотрите на доску. - Прочитайте пословицу (Урок – это замоч…к, к которому нужно подобрать ключ…к.) - Как вы понимаете смысл этой пословицы? - А что у нас на уроке будет замочком? - А что ключиком? - А вы хотите сегодня подобрать ключик к замочку? - Хорошо! Тогда, обратите внимание, в этой пословице есть слова с пропущенными буквами. - Что это за слова? (замочек, ключик) - А в какой части слова пропущена орфограмма? (суффикс) - Что такое суффикс? (часть слова после корня, служит для образования новых слов) - Какое значение имеет этот суффикс? (уменьшительно-ласкательное) - А есть ли ещё, ребята, суффикс похожий по звучанию с таким же значением? (-чик-) - Вставьте, пожалуйста, пропущенные гласные в суффиксах слов. - Какие буквы вставили? - Ребята, наши мнения разошлись. А почему? - Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? - Какова будет цель нашего урока? - А зачем нам это надо? - Сегодня на уроке мы познакомимся с написанием уменьшительно – ласкательных суффиксов в существительных. Будем формировать умение правильно писать гласные И, Е в суффиксах – ик-, -ек-, -чик-. | Читать и анализировать пословицу. Отвечать на вопросы. Находить орфограммы и определять в какой части слова они пропущены. Давать определение значению суффикса. Определять тему и цель урока. | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения. Р: целеполагание. |
Решение частных задач Практич.: работа со словарём, письменное задание. Практич.: работа с учебником, письменное упражнение. Словесн.: фронтальная проверка. Практич.: письменное упражнение. Словесн.: фронтальная проверка. Практич.: чтение правила, анализ правила. Практич.: физминутка. Практич.: работа со словарём, письменное задание. Словесн.: фронтальная проверка. | ≈20 | - Откройте обратный словарь на –К, на –чик. - Выпишите в три столбика по пять слов: 1 столбик) суффикс –чик- означает род деятельности человека; 2 столбик) суффикс –чик- уменьшительно-ласкательный; 3 столбик) суффикс –ик- уменьшительно-ласкательный. - Выделите в этих словах суффикс. - Теперь откройте учебники на странице 80, прочитайте слова в упражнении 80. - Вам нужно будет от этих слов с помощью суффиксов –чик- и –щик- образовать существительные, называющие профессию человека или какой-либо род деятельности. - Выполняйте задание письменно. - Выделяйте суффиксы в словах. - Давайте проверим, какие слова вы образовали (буфетчик, забойщик, каменщик, барабанщик, водопроводчик, газетчик, фонарщик, обманщик, мебельщик, ракетчик). - Какое из полученных слов обозначает не род деятельности человека и не его профессию, а нравственное качество человека (обманщик) - Как можно назвать суффиксы –чик- и –щик- в этих словах: суффиксы-синонимы или суффиксы-омонимы? - Выполним упражнение 81. - Запишите слова в столбик. - Теперь при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением –ик-, -чик-, -ек- образуйте родственные слова и запишите рядом. - Запишите их сначала в форме И.п. ед.ч., а затем в форме И.п. мн.ч. - Давайте по цепочке проверим, слова, которые вы образовали (листик, листики; орешек, орешки; бантик, бантики; карманчик, карманчики; вьюночек, вьюночки; шкафчик, шкафчики; ящичек, ящички; шарфик, шарфики; платочек, платочки; горошек, горошки; зубик, зубки.) - Выделите суффиксы. - В каких словах происходит чередование согласных в корнях? (орешек, вьюночек, ящичек, платок, горох) - Подчеркните чередующуюся согласную в словах. - Ребята, посмотрите на слова на цветном фоне, правда ли, что от них можно образовать по два разных слова с уменьшительно-ласкательным суффиксами? (верно – шкафчик, шкафик; зубчик, зубик) - Теперь прочитайте вывод на странице 81. - Что вы узнали их этого правила? (что в суффиксах с уменьшительно-ласкательным значением пишется буква И, если при изменении формы слова в суффиксе сохраняется этот гласный, буква Е пишется, если при изменении слова из суффикса исчезает гласный И) - Теперь проведём игру и немного отдохнём, игра называется «Дотянись до звёзд». - Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох… - Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звёздами. - Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с мечтой, желанием что-либо иметь или кем-либо стать… - Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите её с неба и бережно держите перед собой в ладонях. - Теперь продолжим работу. - Выполним упражнение 82. - Откройте обратный словарь на –к, на –ек. - Просмотрите столбик до конца страницы. - Какая орфограмма выделена голубым цветом? - В какой части слова она находится? - Запишите в столбик первые три слова с этой орфограммой. - Выделите ту часть слова, в которой находится орфограмма. - Рядом с этими словами запишите формы Р.п. ед.ч. - Теперь посмотрите на правило ниже. - Посмотрите, как было образовано слово «уголёчек». - Правильно ли вы выделили суффиксы в записанных словах? | Работать с обратным словарём, выделять суффиксы в выписанных словах. Работать над письменным упражнением, образовывать слова с помощью суффиксов. Проверять выполненное задание. Отвечать на вопросы. Работать над письменным упражнением, образовывать родственные слова при помощи суффиксов, по цепочке проверять выполненное задание. Отвечать на вопросы учителя. Читать правило в учебнике, анализировать его. Принимать участие в физминутке. Работать с обратными словарями, выписывать слова, выделять в них орфограмму. Читать правило в учебнике, делать вывод. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем. П: дополняют и расширяют знания. П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств. П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации. Р: адекватно воспринимают оценку учителя. |
Итог урока. Рефлексия Словесн.: ответы на вопросы, подведение итогов. Практич.: рефлексия. | ≈5 | - Подведём итог урока. - Чему вы научились сегодня на уроке? - Что нового узнали? - Нарисуйте на полях цветок и раскрасьте его ярким цветом, если вы поняли тему урока и правильно выполняли задания. - Раскрасьте его тёмным цветом, если вы не поняли тему урока и допускали ошибки при выполнении заданий. - У кого какого цвета получился цветок? - Спасибо за урок! | Отвечать на вопросы, анализировать свою работу на уроке, рисовать цветок и раскрашивать его цветом, в зависимости от своей работы на уроке. | Р: понимание причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка: "Безударные гласные в корне слова"
Давала открытый урок на тему : "Безударные гласные в корне слова"...
Конспект урока по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс
Конспект урока по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс ПНШ...
Конспект урока русского языка "Безударные гласные в корне" (2 класс)
Цель: учить учащихся находить орфограмму в корне слова, развивать умение подбирать проверочное слово и обосновывать правильность проверяемого, закреплять правописание словарных слов, развивать внимани...
Конспект урока русского языка "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки"( "УМК Перспективная начальная школа", 3 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования знаний учащихся о условиях выбора гласных в суффиксах существительных –ек, -ик, и, так называемых беглых гласных звуках ...
Конспект урока русского языка «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О-беглые гласные» 3 класс
Цели деятельности учителя:Ознакомление с существованием беглых гласных Е и О; формирование умения определять, является ли гласный в суффиксе беглым; формирование умения выделять суффиксы в словах с та...
Конспект урока русского языка «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О-беглые гласные» 3 класс
Цели деятельности учителя:Закрепление знаний по теме «Беглые гласные Е и О в суффиксе» Планируемые результатыПредметные:Уметь определять является ли гласный в суффиксе беглым, выделя...
План-конспект по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс
Конспект и тех.карта урока русского языка по теме "Существительные.Беглый гласный в суффиксах слов" УМК:"Перспективная начальная школа" Класс: 4...