«Разделительный мягкий знак (ь). Правило написания в словах.»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект открытого урока
по русскому языку в 3 А классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_rus_yaz_3_kl.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
по русскому языку в 3 А классе
Тема: «Разделительный мягкий знак (ь). Правило написания в словах.»
Подготовила учитель начальных классов
Кубанова Галина Николаева
Конспект урока по русскому языку.
Класс: 3 А
Учитель: Кубанова Г.Н.
Тема: Разделительный мягкий знак (ь). Правило написания в словах.
Тип: урок усвоения новых знаний .
Цель урока: определять роль разделительного мягкого знака (ь) в слове, писать слова с этой орфограммой.
Задачи урока:
- Обучающие:
1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.
2. Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных.
Продолжать учить уметь находить и обозначать орфограмму в слове.
3.Совершенствовать базовые знания и умения учащихся
3.Воспитывающие:
1.Формировать обще – учебные умения:
а) умение самостоятельно добывать знания;
б) умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
в) умение осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку.
Ход урока.
I) Организационный этап.
– Итак, проверьте свою готовность к уроку. Тетрадь, ручка, карандаш? Как настроение? Тогда начинаем.
II) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1) Сообщение цели
Слова собрала я здесь не зря:
Деревья, листья и скамья,
Колосья, братья и семья –
Что в них за правило, скажи-ка, а?
(Слова с разделительным мягким знаком)
Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие по сказочному городу под названием Мягкий знак.
– Сегодня мы будем работать над правописанием слов с разделительным ь. Наша цель – усвоить как можно больше слов, научиться писать эти слова правильно, не пропуская ь. И начнем мы урок с истории.
2) Немного из истории.
Сколько букв в русском алфавите?(33)
В IX веке Кириллом и Мефодием был создан первый славянский алфавит на основе греческого письма. Этот алфавит был в употреблении до начала 18-го века и лёг в основу современного русского алфавита.
В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них – Ь и Ъ знаки (графически они не отличались от современных Ь и Ъ), но назывались по-другому: Ъ- ер Ь-ерь.
Буква Ь(ерь) употреблялась чаще всего для смягчения согласного: купець (в современном языке звук Ц всегда твёрдый).
В современном русском алфавите буквы ЕР и ЕРЬ выглядят так же,
как в славянской азбуке несколько веков назад. Называться они стали по-другому. Их функции несколько изменились…
Сегодня мы поговорим о том, какие функции выполняет именно мягкий знак.
III) Актуализация знаний.
1)Словарный диктант
– Вспомним правила написания словарного диктанта. Воспользуйся памяткой.
– Где созревает урожай? (На огороде)
– Будем собирать урожай. Куда складываем? (В корзину)
- Теперь я тебе прочитаю слова, а ты запиши их в тетрадь. Подчеркни безударную гласную в слове.
Огород, корзина, картофель, морковь, огурец, овощи.
2) Составление предложения
Составить предложение со словами огород, овощи.
IV) Первичное усвоение новых знаний.
1) Формулировка правила.
Первым нас встречает сказочный герой нашего города — это Карлсон. Пришел он с угощением. А вот угостить он нас не может. А почему? Посмотри на слова-угощения? (слова написаны с ошибками. Нет Ь)
– Куда мы его должны вставить? (между буквами Н и Е)
– Мягкий знак решил подружиться с буквами и встал между согласной буквой Н и гласной буквой Е и разделил их на два отдельных звука. Получилось (читаем вместе НЬЕ в слове варенье и также во втором слове: печенье)
– Какое имя можно дать мягкому знаку? (разделительный)
Сколько звуков и сколько букв будет в каждом слове? (по 7 букв и 7 звуков) Почему? (гласный звук [е] после мягкого знака обозначает 2 звука, а мягкий знак не имеет звука.)
Вывод: мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков
– Подружившись с этими буквами, мягкий знак захотел найти себе ещё друзей. И в этом мы ему поможем. Найди в упражнении? слова с разделительным ь и назовите буквы , между которыми стоит этот знак.
(Ученик называет буквы, между которыми встал разделительный ь)
ЗДОРОВЬЕ
ЛЬЁТ
ВЬЮГА
ДРУЗЬЯ
ВОРОБЬИ
– Какие буквы пишутся перед разделительным мягким знаком? (согласные)
– Какие буквы пишутся после разделительного мягкого знака? (гласные)
– Назови эти гласные буквы. (Е,Ё,Ю,Я,И)
– Именно только эти гласные стали дружить с разделительным Ь)
– А теперь попробуй сформулировать правило
Вывод: Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Разделительный мягкий знак – орфограмма.
2) Физминутка.
Руки согнуты перед грудью. Кисти плотно соединить, скрестив пальцы. Повернуть кисти пальцами вперед. Повторить 4-6 раз. Опустить руки вниз и потрясти расслабленными кистями.
Не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1- 4, затем налево на счет 1- 4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1- 4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
V) Первичная проверка понимания
– А мы с вами отправляемся дальше и попадаем на торговую площадь. Представь, что мы идем по торговой площади. Посмотрите налево, посмотрите направо. Вокруг очень много разных товаров. Давайте купим что-нибудь, но мы можем купить только такой товар, в названии которого есть разделительный Ь. (самостоятельная работа)
– В упражнении № 52 подчеркни слова с разделительным Ь.
Слова:
платье, морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перья, ружьё.
– Зачитай
Проверка. Посмотрите, как записала слова я. Сверьте со своими. Всё ли правильно вы сделали?(Да)
Прочитай слова, которые вы подчеркнули.
– Какую роль выполняет в этих словах разделительный Ь? ( разделяет согласный звук от гласного )
Вывод: Повторим правило
Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.
VI) Первичное закрепление.
– Продолжаем путешествие. Сейчас на нашем пути улица Предложений. Жители этой улицы живут в разных домах. А когда они выходят на улицу и вместе гуляют, то получаются предложения. Вот и сейчас жители этой улицы вышли на прогулу. Найди упражнение №54 и попробуй составить предложение.
ВОСКРЕСЕНЬЕ, РЕБЯТА, ХОДИЛИ, В, ЛЕС, В
Проверка. В воскресенье ребята ходили в лес.
– Назови слово, в котором пишется Ь? (воскресенье)
– Какой это мягкий знак и какую роль он играет? (разделительный, разделяет согласный звук от гласных е,ё,ю,я,и)
- Вот мы повернули и попали на спортивную площадку. Футболисты Слон и Леопард очень огорчены. Нужно забивать голы, но они никак не могут. Давай им поможем правильно забить голы, отгадав слова. Я читаю предложение, а вы заменяете его одним словом.
1) Дождливая, пасмурная погода. (ненастье)
2) Чувство огромной радости. (счастье)
3) Вид спортивного снаряда с острым наконечником. (Копьё)
4) Одежда, которую носят поверх белья. (платье)
5) Мебель в виде доски на ножках. (скамья)
– На какую орфограмму встретились слова? (разделительный мягкий знак)
VII) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Домашним заданием будет упражнение № 57. Выполните упражнение письменно в тетради.
Измените слова так, чтобы они обозначали несколько предметов. Например: стул-стулья. Выучите правило!
VIII) Рефлексия (подведение итогов урока)
Скажи, пожалуйста, над какой темой мы сегодня работали? Что ты запомнили? Возникли ли у вас трудности в течении урока?
Выберите смайлик, который сейчас соответствует вашему настроению.
– Ну что ж закончилось наше путешествие по сказочному городу под названием Мягкий знак. Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения в написании слов с разделительным мягким знаком
Формировать навык правописания слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком – показателем мягкости, развивать орфографическую зоркость; способствовать развитию речи учащихся; развива...
Написание слов с разделительным мягким знаком
Урок русского языка и развития речи, 2 класс по программе В.В. Воронковой. Тема: "Написание слов с разделительным мягким знаком"...
Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...
Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"
Тип урока: урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение употреблять раз...
русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).
Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...
Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс
Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...
Технологическая карта урока русского языка. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Правила переноса, 2 класс
Урок систематизации и обобщения знанийЗадачи: Образовательные: Формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком; учить делать перенос слов с разделительным мягким знаком. Разви...