Урок обучения грамоте
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Корниевская Рената Рашидовна

Правописание ЖИ-ШИ в словах. Чтение слов и предложений с сочетаниями ЖИ-ШИ. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_27.11.18_g.docx464.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание ЖИ-ШИ в словах. Чтение слов и предложений с сочетаниями ЖИ-ШИ. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

Цель:

  • систематизировать знания написания и чтения буквосочетаний ЖИ-ШИ; написание заглавной буквы в начале предложения и точки в конце предложения;          
  • формировать умение правильно писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ;
  • Учить правильно соединять буквы в словах;
  • Закреплять умение анализировать, сопоставлять формы букв, делать звуковой и слоговой анализы слов;
  • Развивать фонематический слух, внимание, умение слушать;

Основные термины, понятия: Буквосочетания ЖИ - ШИ  пиши с И.

Планируемый результат

Предметные умения

выделять в словах только твёрдые согласные звуки, только мягкие  согласные звуки;

-находить шипящие звуки в слове и вне слова;

-анализировать звучащие слова с сочетаниями  жи-ши

- соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях   жи – ши и их  обозначение буквами.

Личностные УУД:

- проявлять положительное отношение к учебной деятельности,

познавательный интерес к учебному материалу, первичное умение оценки ответов одноклассников.

Регулятивные УУД:

-  принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

-  понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

-  выполнять учебные действия учителя и класса).

Познавательные УУД:

-осуществлять поиск необходимой информации;

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

-анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

-проводить сравнение изученных фактов языка;

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале.

Коммуникативные УУД:

-принимать участие в игровой групповой работе;

-допускать существование различных точек зрения;

-договариваться, приходить к общему решению;

-высказывать своё мнение.

Тип урока: практическое применение знаний, умений

Оборудование урока: рабочие тетради обучающихся, мультимедийный проектор, экран, презентация на тему «Сочетания жи и ши», сигнальные карточки (для оценивания), проверочные карточки.

1.Вступительная беседа.

Дети, давайте улыбнемся друг другу. Улыбнемся всем присутствующим на нашем уроке гостям. С каким настроением вы встали утром и пришли сегодня в наш класс?

(Ответы детей - радостным, весёлым, спокойным).

Давайте с таким прекрасным настроением проведём наш урок. (Дети садятся на места)

Проверка готовности к уроку: учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник.

2.Актуализация знаний.

- Мы изучили много букв. На какие 2 группы можно их разделить? (гласные и согласные)

- Чем отличаются гласные от согласных? (гласные звуки образуются с помощью голоса, а согласные – с помощью преграды: зубы, губы)

Игра. Я буду называть различные звуки, если я назову гласный звук – вы хлопаете в ладоши, а если согласный – вы поднимаете руки вверх (и, к, н, ы, г, м, з, е, л, у, а, п)

- На какие группы мы разделим согласные буквы? (звонкие и глухие)

- Какие пары по звонкости-глухости вы знаете в рус. языке?

  Б-П    В-Ф    Г-К    Д-Т    Ж-Ш    З-С (на доске запись)

-С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке? (с буквой Ж ж, звуком [ж])

- Дайте характеристику букве Ж. ( буква Ж обозначает согласный звук [ж]), потому что образуется с помощью преграды, звонкий, всегда твердый, парный Ж-Ш)

    А) Работа с карточками в парах.

- Самостоятельно посмотрите карточки, которые лежат у вас на партах. Найдите на них предметы, которые начинаются на букву Ж (жираф, жук)

Найдите на них предметы, в которых буква Ж стоит в середине слова (Божья коровка, пижама)

Найдите на карточках предметы, в которых буква Ж стоит в конце слова (массаж, корж)

 Буква Ж может стоять в начале, в середине и в конце слова.

- Сегодня мы будем писать букву Ж в прописи и рабочей тетради, а также сочетания, которые мы с вами изучали. Какие это сочетания? Сейчас мы их вспомним в словах.

3. Самоопределение к деятельности на уроке. Подготовка к изучению нового материала.

В этом нам помогут загадки. Отгадайте:

1. Пьет бензин, как молоко,

 Может бегать далеко.

 Возит грузы и людей.

 Ты знаком, конечно, с ней? (машина)

2. Белые горошки на зеленой ножке. (ландыши)

3. Мы – проворные сестрицы

 Быстро бегать мастерицы,

 В дождь – лежим,

 В снег – бежим,

 Уж такой у нас режим. (лыжи)

4. Он высокий и пятнистый,

 С длинной – длинной шеей,

 И питается он листьями –

 Листьями деревьев. (жираф) (слова записаны на доске)

- Что общего в этих словах? (сочетания ЖИ – ШИ)

- Над чем будем работать на уроке? (над правописанием ЖИ, ШИ)

Итак, темой нашего сегодняшнего урока будет правописание сочетаний «ЖИ», «ШИ». Мы вместе будем читать и писать слова с этими сочетаниями, будем учиться правильно соединять буквы в словах.

Вспомните по 2 слова с этими сочетаниями (ответы уч-ся: пиши, малыши, ужи, ужин,  

стрижи, жил, шил, карандаши)

Чтение слогов и слов, записанных на доске.

Ша шо шу ши

Аж ож уж иж

ужи – уши

шишки -ужин

шить - смешить

жить -дружить

- Что общего в написании слов 1-го столбика и 2-го столбика?(буквосочетание ЖИ, ШИ)

- Что разного в значении слов 1-го и 2-го столбиков? (в 1-ом столбике слова отвечают на вопрос КТО? ЧТО? , а во втором столбике отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?)

- Что можно сказать о звуках Ж и Ш? (твёрдые согласные)

Как вы думаете, почему после звуков [Ш] и [Ж] пишется буква И?(Ответы детей)

3. ФИЗМИНУТКА.

 4. Работа по теме урока.

А) -Откройте прописи на стр. 8. Приготовьтесь к письменной работе: садимся ровно, тетрадь кладем под наклоном.

Записьбукв и слов по очереди.

  1. ЖжЖжЖжЖжЖжЖж
  2. Жить – Родине служить.
  3. ЧИЖ – ЧИЖИ
  4. УЖ – УЖИ

- Какое правило мы с вами повторяем в этих словах?( ЖИ – ШИ пиши с буквой И)

5. Закрепление пройденного на уроке.

    А)Давайте вспомним, с какой гласной не дружат [Ш] и [Ж]? (Ответы детей)

- Да, правильно, в сказочном городе, где живут все звуки и буквы, Ж и Ш поссорились со звуком Ы. Только звук И решил стать другом этих букв. Поэтому всегда после букв Ж и Ш будем писать букву ……(И)

У вас есть карточки со славами, поставьте в них буквыИ или Ы.

  1. ш_повник, ш_ны, камыш_
  2. маш_ны и карандаш_
  3. круж_ть, служ_ть, друж_ть и ж_ть
  4. спеш_ть, ш_петь, смеш_ть и ш_ть

Проверка.(ребята отвечают)

- Почему вставили И?

ПРАВИЛО!!!Все сочетанья ЖИ и ШИ

Ты только с буквой И пиши.

Б) Звукобуквенный анализ слова. Схема слов. Слоги в словах.

- Приготовьте красный, зеленый и синий карандаши. Давайте разберём слова(работа на доске). Поставьте под ними фонарики: синий, если звук твердый, зелёный, если мягкий. (буквы Ж – Ш всегда твердые – ставим синие фонарики)

Шиповник, шины

- Сколько слогов в слове? (3 слога: ши – пов – ник, 2 слога: ши-ны)  

- На какой слог падает ударение? Почему в 1-м слоге слышим звук Ы, а обозначаем его буквой И?

В) У вас на листочках тексты. Покажите, как вы умеете работать с текстом.  (текст вынесен на доску)

- Чего не хватает в этом тексте?  (точек)

- Вам нужно проставить их на карточках.    

Ребята пошли в лес  Какая красота  Летают стрижи  Распустились ландыши Под дубом шуршит   ёжик  Ребята в лесу нашли шишки

- Сколько точек вы поставили в тексте? (5 точек и 1 восклицательный знак)

- Значит, сколько у нас получилось предложений? Прочитаем текст с выражением, делаем паузы. (6 предложений, после каждого предложения ставится знак препинания)

- Выбери в тексте слова с сочетаниями ЖИ, ШИ. Подчеркните их простым карандашом. Прочитайте эти слова:стрижи, ландыши, шуршит, ёжик, шишки.

Итог урока. Рефлексия.

– Какие правила мы сегодня повторили?(правописание ЖИ, ШИ, заглавная буква в начале предложения, точка в конце предложения)

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Для чего нужны нам эти знания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....