Урок обучения грамоте
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Правописание ЖИ-ШИ в словах. Чтение слов и предложений с сочетаниями ЖИ-ШИ. Письмо слов и предложений с изученными буквами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_27.11.18_g.docx | 464.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание ЖИ-ШИ в словах. Чтение слов и предложений с сочетаниями ЖИ-ШИ. Письмо слов и предложений с изученными буквами.
Цель:
- систематизировать знания написания и чтения буквосочетаний ЖИ-ШИ; написание заглавной буквы в начале предложения и точки в конце предложения;
- формировать умение правильно писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ;
- Учить правильно соединять буквы в словах;
- Закреплять умение анализировать, сопоставлять формы букв, делать звуковой и слоговой анализы слов;
- Развивать фонематический слух, внимание, умение слушать;
Основные термины, понятия: Буквосочетания ЖИ - ШИ пиши с И.
Планируемый результат
Предметные умения
выделять в словах только твёрдые согласные звуки, только мягкие согласные звуки;
-находить шипящие звуки в слове и вне слова;
-анализировать звучащие слова с сочетаниями жи-ши
- соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи – ши и их обозначение буквами.
Личностные УУД:
- проявлять положительное отношение к учебной деятельности,
познавательный интерес к учебному материалу, первичное умение оценки ответов одноклассников.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- выполнять учебные действия учителя и класса).
Познавательные УУД:
-осуществлять поиск необходимой информации;
-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
-анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
-проводить сравнение изученных фактов языка;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале.
Коммуникативные УУД:
-принимать участие в игровой групповой работе;
-допускать существование различных точек зрения;
-договариваться, приходить к общему решению;
-высказывать своё мнение.
Тип урока: практическое применение знаний, умений
Оборудование урока: рабочие тетради обучающихся, мультимедийный проектор, экран, презентация на тему «Сочетания жи и ши», сигнальные карточки (для оценивания), проверочные карточки.
1.Вступительная беседа.
Дети, давайте улыбнемся друг другу. Улыбнемся всем присутствующим на нашем уроке гостям. С каким настроением вы встали утром и пришли сегодня в наш класс?
(Ответы детей - радостным, весёлым, спокойным).
Давайте с таким прекрасным настроением проведём наш урок. (Дети садятся на места)
Проверка готовности к уроку: учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник.
2.Актуализация знаний.
- Мы изучили много букв. На какие 2 группы можно их разделить? (гласные и согласные)
- Чем отличаются гласные от согласных? (гласные звуки образуются с помощью голоса, а согласные – с помощью преграды: зубы, губы)
Игра. Я буду называть различные звуки, если я назову гласный звук – вы хлопаете в ладоши, а если согласный – вы поднимаете руки вверх (и, к, н, ы, г, м, з, е, л, у, а, п)
- На какие группы мы разделим согласные буквы? (звонкие и глухие)
- Какие пары по звонкости-глухости вы знаете в рус. языке?
Б-П В-Ф Г-К Д-Т Ж-Ш З-С (на доске запись)
-С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке? (с буквой Ж ж, звуком [ж])
- Дайте характеристику букве Ж. ( буква Ж обозначает согласный звук [ж]), потому что образуется с помощью преграды, звонкий, всегда твердый, парный Ж-Ш)
А) Работа с карточками в парах.
- Самостоятельно посмотрите карточки, которые лежат у вас на партах. Найдите на них предметы, которые начинаются на букву Ж (жираф, жук)
Найдите на них предметы, в которых буква Ж стоит в середине слова (Божья коровка, пижама)
Найдите на карточках предметы, в которых буква Ж стоит в конце слова (массаж, корж)
Буква Ж может стоять в начале, в середине и в конце слова.
- Сегодня мы будем писать букву Ж в прописи и рабочей тетради, а также сочетания, которые мы с вами изучали. Какие это сочетания? Сейчас мы их вспомним в словах.
3. Самоопределение к деятельности на уроке. Подготовка к изучению нового материала.
В этом нам помогут загадки. Отгадайте:
1. Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней? (машина)
2. Белые горошки на зеленой ножке. (ландыши)
3. Мы – проворные сестрицы
Быстро бегать мастерицы,
В дождь – лежим,
В снег – бежим,
Уж такой у нас режим. (лыжи)
4. Он высокий и пятнистый,
С длинной – длинной шеей,
И питается он листьями –
Листьями деревьев. (жираф) (слова записаны на доске)
- Что общего в этих словах? (сочетания ЖИ – ШИ)
- Над чем будем работать на уроке? (над правописанием ЖИ, ШИ)
Итак, темой нашего сегодняшнего урока будет правописание сочетаний «ЖИ», «ШИ». Мы вместе будем читать и писать слова с этими сочетаниями, будем учиться правильно соединять буквы в словах.
Вспомните по 2 слова с этими сочетаниями (ответы уч-ся: пиши, малыши, ужи, ужин,
стрижи, жил, шил, карандаши)
Чтение слогов и слов, записанных на доске.
Ша шо шу ши
Аж ож уж иж
ужи – уши шишки -ужин | шить - смешить жить -дружить |
- Что общего в написании слов 1-го столбика и 2-го столбика?(буквосочетание ЖИ, ШИ)
- Что разного в значении слов 1-го и 2-го столбиков? (в 1-ом столбике слова отвечают на вопрос КТО? ЧТО? , а во втором столбике отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?)
- Что можно сказать о звуках Ж и Ш? (твёрдые согласные)
Как вы думаете, почему после звуков [Ш] и [Ж] пишется буква И?(Ответы детей)
3. ФИЗМИНУТКА.
4. Работа по теме урока.
А) -Откройте прописи на стр. 8. Приготовьтесь к письменной работе: садимся ровно, тетрадь кладем под наклоном.
Записьбукв и слов по очереди.
- ЖжЖжЖжЖжЖжЖж
- Жить – Родине служить.
- ЧИЖ – ЧИЖИ
- УЖ – УЖИ
- Какое правило мы с вами повторяем в этих словах?( ЖИ – ШИ пиши с буквой И)
5. Закрепление пройденного на уроке.
А)Давайте вспомним, с какой гласной не дружат [Ш] и [Ж]? (Ответы детей)
- Да, правильно, в сказочном городе, где живут все звуки и буквы, Ж и Ш поссорились со звуком Ы. Только звук И решил стать другом этих букв. Поэтому всегда после букв Ж и Ш будем писать букву ……(И)
У вас есть карточки со славами, поставьте в них буквыИ или Ы.
- ш_повник, ш_ны, камыш_
- маш_ны и карандаш_
- круж_ть, служ_ть, друж_ть и ж_ть
- спеш_ть, ш_петь, смеш_ть и ш_ть
Проверка.(ребята отвечают)
- Почему вставили И?
ПРАВИЛО!!!Все сочетанья ЖИ и ШИ
Ты только с буквой И пиши.
Б) Звукобуквенный анализ слова. Схема слов. Слоги в словах.
- Приготовьте красный, зеленый и синий карандаши. Давайте разберём слова(работа на доске). Поставьте под ними фонарики: синий, если звук твердый, зелёный, если мягкий. (буквы Ж – Ш всегда твердые – ставим синие фонарики)
Шиповник, шины
- Сколько слогов в слове? (3 слога: ши – пов – ник, 2 слога: ши-ны)
- На какой слог падает ударение? Почему в 1-м слоге слышим звук Ы, а обозначаем его буквой И?
В) У вас на листочках тексты. Покажите, как вы умеете работать с текстом. (текст вынесен на доску)
- Чего не хватает в этом тексте? (точек)
- Вам нужно проставить их на карточках.
Ребята пошли в лес Какая красота Летают стрижи Распустились ландыши Под дубом шуршит ёжик Ребята в лесу нашли шишки |
- Сколько точек вы поставили в тексте? (5 точек и 1 восклицательный знак)
- Значит, сколько у нас получилось предложений? Прочитаем текст с выражением, делаем паузы. (6 предложений, после каждого предложения ставится знак препинания)
- Выбери в тексте слова с сочетаниями ЖИ, ШИ. Подчеркните их простым карандашом. Прочитайте эти слова:стрижи, ландыши, шуршит, ёжик, шишки.
Итог урока. Рефлексия.
– Какие правила мы сегодня повторили?(правописание ЖИ, ШИ, заглавная буква в начале предложения, точка в конце предложения)
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Для чего нужны нам эти знания?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения
УМК "Школа России", Русская азбука; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на применением здоровьесберегающих технологий. ...
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"
Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...
Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения
В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...
УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС
Тема: Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму
Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....