технологическая карта урока "Разбор слова по составу".
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Смазнова Инна Леонидовна


технологческая карта урока русского языка 3 класс "Разбор слова по соствау"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_razbor_slova_po_sostavu_.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О.

Смазнова Инна Леонидовна

Класс

3

УМК

Школа 2100

Предмет

Русский язык

Тема

Разбор слова по составу

Тип урока

Урок  актуализации знаний и умений

Место и роль урока в изучаемой теме

Первый урок в изучении темы «Разбор слова по составу». Составление алгоритма разбора слова по составу.

Цель

Развитие умений определять состав слова, графически обозначать части слова, составлять схемы слов, подбирать слова по схемам, находить и исправлять ошибки в разборе слова по составу

Планируемый результат

Предметные умения:

Личностные УУД:

- определять состав слова, выполняя пошаговые действия алгоритма;

- графически обозначать части слова;

- составлять схемы слов;

- подбирать слова по схемам

- развивать умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции;

- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Регулятивные УУД:

- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Познавательные УУД:

- развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

- представлять информацию в виде схемы;

- выявлять сущность, особенности объектов;

- делать выводы на основе анализа объектов;

- обобщать и классифицировать по признакам;

- ориентироваться на развороте учебника

Коммуникативные УУД:

- развивать умение слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- участвовать в учебном диалоге;

- работать в группе

Формы работы:

Ресурсы:

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в группах

Учебник «Русский язык» 3 класс

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Ход урока

Формируемые

УУД

1.Мотивация

 к учебной деятельности

Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организует обучающихся, контролирует их готовность к уроку.

Подготовка к уроку.

Эмоциональный настрой на урок.

- Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание. Я желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.  Теперь вы пожелайте друг другу, что вы ждете от сегодняшнего урока.

Коммуникативные УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им

2. Актуализация

знаний

Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Организует самостоятельную работу детей в тетрадях, побуждает к высказыванию собственного мнения.

Открывают тетради.

Самостоятельно выполняют запись в тетради, опираясь на запись на доске.

Сегодня у нас очередной урок русского языка, на котором мы продолжим знакомство с секретами русского языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Регулятивные УУД.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

 3.Работа со словарными словами.

Цель: повторить написание слов с непроверяемой безударной гласной.  

4.Формулировка темы и задач урока.

Цель: создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

5. Создание проблемной ситуации

Цель: постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации.

6. Разрешение проблемной ситуации.

Цель: построение учащимися нового способа действия;

7.Первичное осмысление и  закрепление.

8. Отработка практических навыков.

Цель:  организовать самостоятельное выполнение учащимися  заданий на новый способ действия.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Самооценка учащимися собственной учебной деятельности.

Предлагает задание.

Организует коллективную проверку.

 

Организует формулирование темы урока учащимися

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

Активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы.

Актуализирует учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.

Побуждает обучающихся к общей работе на доске, к наблюдению и самостоятельной записи разбора слов по составу в тетрадь, используя алгоритм.

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности.

Повторяют написание слов из словаря.

Формулируют тему урока

Постановка цели урока

Коллективная проверка

Ответы на вопросы

Наблюдают за работой на доске.

Самостоятельно записывают полученную информацию в тетрадь.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают

результаты своей

деятельности

на уроке.

- Ребята, словарную работу проведёт сегодня Рустам. Он вам будет загадывать загадки. Ваша задача внимательно слушать и записать отгадку, которой будет являться словарное слово. Готовы? Пожалуйста, Рустам, тебе слово.

Загадки:

1. Чтобы осень не промокла,

    Не раскисла от воды,

    Превратил он лужи в стёкла,

    Сделал снежными сады. (Мороз)

2. В нём живут,

    Но не сеют и не жнут,

   Населённым пунктом является,

  Подскажи, как он называется? (Город)

3. Вот жилище горожан:

    В кухне есть плита и кран,

    Ванна есть и туалет,

    Мебель в комнате, паркет.

    Заходи в неё, живи,

    Только слово назови. (Квартира)

4. Это слово в  английском языке звучит

5. Завтрак утром очень нужен,

    Вечером дают нам ужин,

   А теперь мне дай ответ:

   В середине дня? (Обед)

6. Я красна - но не девица

   Зелена - но не дубрава,

   С хвостом - но не мышь. (Морковь)

7. Всегда он в работе,

   Когда говорим,

   А отдыхает,

   Когда мы молчим. (Язык).

(Взаимопроверка по эталону).

Я оформила словарные слова, которые вы записали, в виде кроссворда. В кроссворде спряталось ключевое слово, которое связано с  темой нашего урока. Найдите его. (Морфемы).

        - Что такое морфемы? (так в русском языке называют части слова)

        - Как вы полагаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

Блиц-опрос "Ты мне, я тебе"

Я хочу задать вопрос всему классу.

 - Что значит разобрать слово по составу?

- Кто из вас догадался, какая  тема урока? (разбор слова по составу)

        А что нам может помочь  действовать организованно и научиться  быстро и грамотно разбирать слова по составу? (План действия, алгоритм).

Следовательно,  какова же цель нашего урока? (Составить алгоритм разбора слова  по составу).

- Для достижения цели урока, я предлагаю поработать в  группах. Ваша задача, составить  «Алгоритм разбора слов по составу» и выступить с ним перед классом. Напомните мне стратегию работы в группе  «Послушать – обсудить-договориться».
(работа в группах)

- Кто желает озвучить данный алгоритм?

(выходит представитель от одной группы).

- Кто также считает, что слова по составу надо разбирать именно в таком порядке, покажите сигнальными карточками.

- А кто считает иначе? (выходит другой представитель).

- Какой возникает вопрос? (чьё предположение верное, в каком же порядке надо разбирать слово по составу).

 - Как будем выходить из создавшейся ситуации?(обратиться к источникам).

Выступают ребята, которые получили данное задание.

        Вы прослушали информационную справку: какой порядок слова по составу считают правильным и логичным. Назовём все шаги алгоритма разбора слова по составу.         

Какой первый шаг?

- Что нужно сделать потом?

  1. Найди окончание. (Для этого измени форму слова.)
  1. Отдели основу от окончания.
  2. В основе найди корень. (Для этого подбери однокоренные слова.)
  3. Выдели приставку.
  4. Выдели суффикс.

        Какую ставили перед собой цель? (составить алгоритм разбора слова по составу). С задачей справились? (да).

Фронтальная работа. К доске выходят по одному ученику, остальные работают в тетрадях.

- Следующее задание. Внимание на экран. Что  необходимо сделать? (найти ошибки в разборе). Для выполнения этого задания, какие умения пригодятся? (умение разбирать слова по составу).

        -Предлагаю поработать в парах. (Проверка  по эталону. Самооценивание).

        А сейчас задание интересное, но более сложное. На партах лежат карточки зелёного цвета. Прочитайте задание.

        Что необходимо сделать? (Записать предложения, заменив схемы  словами, которые по составу подходят к этим схемам).

(Самостоятельная индивидуальная работа).

        Проверьте, как вы справились с заданием по эталону, оцените свою работу.

Напомните тему нашего урока? (разбор слова по составу)

        - Какую цель мы ставили на уроке?( составить алгоритм и использовать его при разборе слов по составу)

- Нам удалось достичь цели?

        А теперь, отгадайте, что вас ждёт дальше: для этого составьте слово по подсказкам.

  1. Слово состоит из 4 частей.
  2. Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла (мен)
  3. Приставка, как в слове переход.
  4. Суффикс тот же, что в словах травка, шубка (к)
  5. Окончание –первая буква алфавита (-а)

Ответ: переменка.

Спасибо за урок!

Регулятивные:

Уметь оценивать правильность выполнения своей работы, вносить необходимые коррективы в свою работу  

Личностные УУД.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Коммуникативные:

использовать речь для регуляции своего действия, строить монологическое высказывание.

Личностные

 – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.

Познавательные УУД.

развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов

Предметные УУД. 

развивать умение

работать самостоятельно.

Регулятивные:

действие по

намеченному

плану, сохранение

учебной задачи урока на каждом  этапе.

Коммуникативные:

контролировать действия партнёра, владеть речью.

Личностные

 – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.

Предметные:

умение делать выводы, формулировать определение.

Регулятивные:

уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные:

строить монологические высказывания.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне».

Технологическая карта. Русский язык. 3 класс.Тема:"Правописание непроизносимых согласных в корне слова"Цели:Закрепление правописания непроизносимых согласных в корне.        ...

Русский язык. 2 класс Технологическая карта.Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

достижение планируемых результатов посредствомтехнологии проблемного диалога (автор Мельникова Е.Л.) 1.Формировать предметное умение: писать слова с непроверяемыми безударными гласными звуками в ...

Технологическая карта "Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова"

Технологическая карта "Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта "Однокоренные слова"

Технологическая карта "Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока Слова - антонимы

познакомить со словами, имеющими противоположное значение, ввести термин «антонимы», тренировать в подборе антонимов к словам...