Открытый урок русского языка в 3 классе 23.01.2019 год
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тип урока: открытие нового знания.
Тема: Род имен существительных.
Цель: формирование представлений о роде имени существительного как его грамматическом признаке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rod.docx | 998.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 3 классе 23.01.2019 год
Тип урока: открытие нового знания.
Тема: Род имен существительных.
Цель: формирование представлений о роде имени существительного как его грамматическом признаке.
Задачи:
- формировать умение определять род имен существительных.
- развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, мышление.
- воспитывать аккуратность письма, интерес к предмету.
Прогнозируемые результаты
Личностные:
- ценностное отношение к процессу определения рода существительного;
- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные:
- умение принимать и сохранять цель урока;
- умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
- умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
- знание о постоянных признаках существительного;
- умение применять знания в жизненных ситуациях;
- умение определять род существительных .
Воспитательные.
Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу
Ход урока:
I. Организационный момент.
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Тихо сели. Начинаем урок!
Минутка чистописания ММ мм ММ мм
II. Словарная работа.
Мальчик, девочка, молоко, магазин, Москва, яблоко, ученик, машина.
III. Актуализация знаний
- Что вы можете сказать об этих словах?
- Что такое Имя существительное?
- На какие группы можно разделить слова, которые мы записали?
(одушевленные – неодушевленные, двухсложные – односложные)
Постановка проблемной ситуации
Сейчас, ребята, вы поработаете в группах. Я разделила наши словарные слова на 3 такие группы. Ваша задача, определить, по какому общему признаку эти слова разбиты. (Групповая работа)
- Мальчик магазин ученик
- Девочка машина Москва
- Молоко яблоко
- Вы сможете сделать задание?
- Почему? В чём затруднение? (Не хватает знаний)
- Какой возникает вопрос? (По какому признаку можно разделить слова)
Это наша новая тема, а какая тема, сможете узнать, разгадав ребус.
шаР + зОнт + Душ = РОД
-Вот тема нашего урока звучит так: Род имен существительных
- Как вы думаете, что на уроке будем делать?
(Узнаем,, что такое, будем учиться их определять)
5.«Открытие» учащимися новых знаний
- Как вы понимаете слово «род»? К кому или к чему мы можем обратиться, чтобы узнать точнее узнать о значении слова род? (стр 360)
Давайте обратимся к справочнику и прочитаем в нём значение этого слова. Род - это семья, родня.
- Сегодня мы узнаем, какая же родня у имени существительного.
- Давным-давно Имя Существительное путал своих родственников, т.к. они были очень похожи. Однажды он издаёт указ: « Кто узнает «секрет» как их различить, тот будет награждён». Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал много слов и сказал: « Пусть они будут мои». Жена тоже схватила слова себе и сказала: « Мои». А все остальные остались на середине – лишние. Пришли жадные муж и жена к существительному и говорят:
- Вот ключ к моим словам, и говорит: «ОН, МОЙ».
- А вот ключ к моим словам, и говорит: « ОНА, МОЯ».
- Как назвать род слов мужа? (от слова муж - мужской)
- А род слов жены? (от слова жена - женский)
- Как назвать род слов посередине? (от слова середина - средний)
- А Какой ключ к ним вы услышали из рассказа? (он мой, она моя, оно моё)
- Существительное наградил мужа и жену за работу, сказал:
« Спасибо». С тех пор Существительное не путает род и говорит:
Женский род запомню я
И скажу: « Она-моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: « Он-мой».
Средний род: « Оно-моё».
Это правило – моё!
- Теперь это правило и ваше, Существительное вам его дарит. Обратимся к нашим словарным словам. На какие три группы можно разделить их?
-Какие слова – помощники помогают определить род?
- Как же определить род имен существительных?
(Надо подставить слова – помощники и с помощью их определить род)
- Попробуем? (Ребята подставляют слова-помощники к словам на доске и определяют род) (Слова –помощники на карточках)
- Давайте подытожим наше открытие.
- В учебнике написано правило об определении рода существительных. (Учащиеся читают правило в учебнике) Стр.25.
- Как определить род существительного?
Имена сущ., которые можно заменить словом – ОН. Это – М.Р.
Имена сущ., которые можно заменить словом – ОНА. Это – Ж.Р.
Имена сущ., которые можно заменить словом – ОНО. Это – СР.Р.
- Сейчас мы с вами узнаем еще один секрет имен существительных. Посмотрите на окончания слов и скажите, какие родовые окончания имеют существительные ж.р.? м. р.? Ср. р.?
- Обратимся к учебнику стр.26. « Обратите внимание». Прочитали.
Физминутка
2. Разноуровневые задания. (парная работа)
1 уровень
Запишите по 1 названию предметов муж, ср,жен рода, которые видите на картинке в столбик
2 уровень
Подбери к каждому существительному подходящее по смыслу имя прилагательное. Запишите их рядом.
Проверка
4. Работа в группах.
Запишите как можно больше существительных и определите их род. (Каждой группе дается тема)
1 группа – фрукты и овощи
2 группа – транспорт
5.Работа в парах.
Выполнения задания по карточке
Пришла зима. Стоит трескучий мороз. Вот взошло солнце. Летит снежок. Земля побелела. На реке блестит лёд. Лес стал как чудесная сказка.
VI. Итог урока. Рефлексия
- Что мы сегодня вспомнили на уроке? (общие сведения об имени существительном).
- О чём говорили? (о роде имени существительного).
- Что поняли в ходе урока? (имена существительные имеют мужской, женский, средний род, а не «изменяются по родам»; род определяется при помощи местоимений-помощников).
Проанализируйте свою деятельность. Какие ощущения легко? Трудно? Все ли получилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка 2 класс
урок русского языка по теме "Глагол" УМК "Планета знаний" автор Л. Я. Желтовская...
Открытый урок русского языка 2 класс "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова"
Система Д.Б.Эльконина -В.В.ДавыдоваРабота по усвоению учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова....
Открытый урок русского языка 4 класс
Закрепление знаний об однородных членах предложения...
Самоанализ открытого урока русского языка 2 класс по теме "Развитие умения подбирать слова-названия признаков"
Самоанализ урока по русскому языку по теме "Развитие умений подбирать слова-признаков" во 2-ом класс ОС "Школа 2100" представлен сжато в виде таблицы...
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....
Открытый урок русского языка. 4 класс. Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление».
Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов.:...