Открытый урок русского языка в 3 классе 23.01.2019 год
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Бадмаева Дарима Владимировна

Тип урока: открытие нового знания.

Тема: Род имен существительных.

Цель: формирование представлений о роде имени существительного как его грамматическом признаке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rod.docx998.05 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 3 классе 23.01.2019 год

Тип урока: открытие нового знания.

Тема: Род имен существительных.

Цель: формирование представлений о роде имени существительного как его грамматическом признаке.

Задачи:

  • формировать умение определять род имен существительных.
  • развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, мышление.
  • воспитывать аккуратность письма, интерес к предмету.

Прогнозируемые результаты

Личностные:

- ценностное отношение к процессу определения рода существительного;

- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ;

- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

- осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

- умение принимать и сохранять цель урока;

- умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

- умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

- умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные:

- знание о постоянных признаках существительного;

- умение применять знания в жизненных ситуациях;

- умение определять род существительных .

Воспитательные.

Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу

Ход урока:

I. Организационный момент.

С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Тихо сели. Начинаем урок!

Минутка чистописания  ММ мм ММ мм

II. Словарная работа.

Мальчик, девочка, молоко, магазин, Москва, яблоко, ученик, машина.

III. Актуализация знаний

- Что вы можете сказать об этих словах?

- Что такое Имя существительное?

- На какие группы  можно разделить слова, которые мы записали?

(одушевленные – неодушевленные, двухсложные – односложные)

Постановка проблемной ситуации

Сейчас, ребята, вы поработаете в группах. Я разделила наши словарные слова на 3 такие группы. Ваша задача, определить, по какому общему признаку эти слова разбиты. (Групповая работа)

  1. Мальчик магазин ученик
  2. Девочка машина Москва
  3. Молоко яблоко

- Вы сможете сделать задание?

- Почему? В чём затруднение? (Не хватает знаний)

- Какой возникает вопрос? (По какому признаку можно разделить слова)

Это наша новая тема, а какая тема, сможете узнать, разгадав ребус.

шаР + зОнт + Душ = РОД

-Вот тема нашего урока звучит так: Род имен существительных

- Как вы думаете, что на уроке будем делать?

(Узнаем,, что такое, будем учиться их определять)

5.«Открытие» учащимися новых знаний

- Как вы понимаете слово «род»? К кому или к чему мы можем обратиться, чтобы узнать точнее узнать о значении слова род? (стр 360)

Давайте обратимся к справочнику и прочитаем в нём значение этого слова. Род - это семья, родня.

- Сегодня мы узнаем, какая же родня у имени существительного.

- Давным-давно Имя Существительное путал своих родственников, т.к. они были очень похожи. Однажды он издаёт указ: « Кто узнает «секрет» как их различить, тот будет награждён». Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал много слов и сказал: « Пусть они будут мои». Жена тоже схватила слова себе и сказала: « Мои». А все остальные остались на середине – лишние. Пришли жадные муж и жена к существительному и говорят:

- Вот ключ к моим словам, и говорит: «ОН, МОЙ».

- А вот ключ к моим словам, и говорит: « ОНА, МОЯ».

- Как назвать род слов мужа? (от слова муж - мужской)

- А род слов жены? (от слова жена - женский)

- Как назвать род слов посередине?  (от слова середина - средний)

- А Какой ключ к ним вы услышали из рассказа?  (он мой, она моя, оно моё)

- Существительное наградил мужа и жену за работу, сказал:

« Спасибо». С тех пор Существительное не путает род и говорит:

Женский род запомню я

И скажу: « Она-моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: « Он-мой».

Средний род: « Оно-моё».

Это правило – моё!

- Теперь это правило и ваше, Существительное вам его дарит. Обратимся к нашим словарным словам. На какие три группы можно разделить их?

-Какие слова – помощники помогают определить род?

- Как же определить род имен существительных?

(Надо подставить слова – помощники и с помощью их определить род)

- Попробуем? (Ребята подставляют слова-помощники к словам на доске и определяют род) (Слова –помощники на карточках)

- Давайте подытожим наше открытие.

- В учебнике написано правило об определении рода существительных. (Учащиеся читают правило в учебнике) Стр.25.

- Как определить род существительного?

Имена сущ., которые можно заменить словом – ОН. Это – М.Р.

Имена сущ., которые можно заменить словом – ОНА. Это – Ж.Р.

Имена сущ., которые можно заменить словом – ОНО. Это – СР.Р.

- Сейчас мы с вами узнаем еще один секрет имен существительных. Посмотрите на окончания слов и скажите, какие родовые окончания имеют существительные ж.р.? м. р.? Ср. р.?

- Обратимся к учебнику стр.26. « Обратите внимание». Прочитали.

 Физминутка

2. Разноуровневые задания. (парная работа)

1 уровень 

Запишите по 1 названию предметов муж, ср,жен рода, которые видите на картинке в столбик

2 уровень

Подбери к каждому существительному подходящее по смыслу имя прилагательное. Запишите их рядом.

Проверка

4. Работа в группах.

Запишите как можно больше существительных и определите их род. (Каждой группе дается тема)

1 группа – фрукты и овощи

2 группа – транспорт

5.Работа в парах.

Выполнения задания по карточке

 Пришла зима. Стоит  трескучий мороз. Вот взошло солнце.  Летит снежок.  Земля побелела.  На реке блестит лёд. Лес стал как чудесная сказка.

VI. Итог урока. Рефлексия

- Что мы сегодня вспомнили на уроке? (общие сведения об имени существительном).

-  О чём говорили? (о роде имени существительного).

- Что поняли в ходе урока? (имена существительные имеют мужской, женский, средний род, а не «изменяются по родам»; род определяется при помощи местоимений-помощников).

Проанализируйте свою деятельность. Какие ощущения легко? Трудно? Все ли получилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка 2 класс

урок русского языка по теме "Глагол"  УМК "Планета знаний" автор Л. Я. Желтовская...

Открытый урок русского языка 2 класс "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова"

Система Д.Б.Эльконина -В.В.ДавыдоваРабота по усвоению учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова....

Открытый урок русского языка 4 класс

Закрепление знаний об однородных членах предложения...

Самоанализ открытого урока русского языка 2 класс по теме "Развитие умения подбирать слова-названия признаков"

Самоанализ  урока по русскому языку по теме "Развитие умений подбирать слова-признаков" во 2-ом класс ОС "Школа 2100" представлен сжато в виде таблицы...

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Открытый урок русского языка. 4 класс. Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление».

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов.:...