Урок русского языка 2 кл "Одушевленные и неодушевленные имена существительные."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Трутнева Ольга Андреевна

Урок русского языка 2 кл  Тема :"Одушевленные и неодушевленные имена существительные."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  русского  языка во 2 классе

Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Задачи:

  1. Образовательная – познакомить с понятием неодушевлённые существительные; учить распознать одушевленные и неодушевленные существительные;  
  2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
  3. Воспитательная  - содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
  4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Оборудование:  проектор,  презентация, учебник «Русский язык»  Канакиной, Горецкого

Тип урока: урок «открытие» нового знания

       Цели урока направлены на достижение учащимися:

личностных результатов:

       - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла

          учения;

       - навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить

          выходы из спорных ситуаций;

       - установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

метапредметных результатов:

       - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    -  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в

       ситуации неуспеха;

    -  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    -  активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

    -  логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

    -   готовность слушать собеседника и вести диалог;  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно

       взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

              предметных результатов:

    - первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

    -распознавать одушевленные и неодушевленные существительные ;

    - находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать от других частей речи;

    - определять у имени существительного значение,

                                                                 Ход урока

1. Оргмомент.

– Здравствуйте, ребята! У нас в классе сегодня гости – ваши родители.  Давайте поприветствуем их и улыбнемся им.

Дети:

Мы приветствуем гостей, 
Дорогих родителей.
Всех знакомых, незнакомых
И серьезных и веселых!


– Тихо сели девочки!
– Тихо сели мальчики!

-у. Девизом нашего сегодняшнего урока будут такие слова: (слайд 2)

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи!

2. Актуализация знаний.

У. Давайте вспомним материал последних уроков русского языка.  Напомните, о какой части речи мы с вами в последнее время говорили?

А что мы уже знаем о существительном?

У. А какие имена существительные называются собственными (нарицательными)? Приведите примеры таковых. 

 3. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.

У. Записываем число, классная работа.

А)Словарная работа.(слайд 3-9) 
Загадки ( отгадки один ученик записывает на доске, остальные – в своих тетрадях) 
Лежит меж грядок, зелен и сладок. 
(Ответ: Огурец) 
Красна - девица сидит в темнице, 
А коса на улице. 
Ответ: Морковь 

Что за скрип? Что за хруст? 
Это что ещё за куст? 
Как же быть без хруста, 
Если я ...(капуста) 
Дом зелёный тесноват: 
Узкий длинный, гладкий. 
В доме рядышком сидят 
Круглые ребятки. 
Осенью пришла беда - 
Треснул домик гладкий, 
Поскакали кто куда 
Круглые ребятки. 
Ответ: Горох 

Неказиста, шишковата, 
А придёт на стол она, 
Скажут весело ребята: 
"Ну, рассыпчата, вкусна!" 
Ответ: Картошка 
Вперевалку зверь идет 
По малину и по мед. 
Любит сладкое он очень. 
А когда приходит осень, 
Лезет в яму до весны, 
Где он спит и видит сны.
(Медведь)

  Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы.

(Заяц)

У. Определите, слова какой части речи вы записали? (сущ.) Почему существительные?

Чтобы определить тему урока, разделите эти слова на 2 группы. Какие слова вы отнесли к 1 группе, ко 2 группе?  Почему вы так распределили слова? Какой вопрос вы поставите к существительным каждой группы? (слайды 10-11)

-В. Почему к первой группе слов вы поставили вопрос  что? А ко второй – вопрос кто?

У. Делаем вывод. Когда к именам существительным мы ставим вопрос кто (что)?

У.  Читаем вывод вслух. (вывод на слайде 12)

Вопрос “кто?” ставится, когда речь идет о людях и животных. Такие существительные называются одушевленными.

Вопрос “что?” ставится, когда речь идет не о людях и животных. Такие существительные называются неодушевленными.

У.- О каких существительных пойдёт речь на уроке? Назовите тему урока.

( Одушевлённые и неодушевлённые существительные)- слайд 13

-Чему бы вы хотели научиться, работая  по данной теме?

(научиться различать одушевлённые и неодушевлённые сущ.)

4.Физкультминутка.

5. Первичное закрепление знаний.

а) Нахождение одуш. сущ. в тексте. (с комментированием, один ученик работает у доски) слайд 15.

У. Выпишите все одушевлённые имена существительные из текста

                                                Зимние постельки.

             Летом каждый кустик ночевать пустит. А где спят звери зимой? На улице мороз трещит. Каждый спит в своей спаленке. Лисица улеглась в тёплой постельке в своей норке. Белочка в моховом гнёздышке уснула. Медведь в берлоге лежит. Бобр спит в хате из брёвен. Синичка устроилась на ночлег под кустиком.

Б)Работа в паре. Игра «Третий лишний».

  1. Яблоня, котёнок, берёза
  2. Дедушка, стол, отец
  3. Соловей, шкаф, мальчик
  4. Пенал, бабочка, ведро

-Зачеркнуть в каждой строке лишнее слово, используя полученные вами знания на уроке об одушевлённых и неодушевлённые существительных.

Проверка по эталону. (слайд16) Самооценка работы в паре

В)Самостоятельная работа.

Дифференцированная работа по уровням.

Дети различного уровня обученности получают жетоны разного цвета.

Посмотрите на ваши парты, у вас даны жетоны разного цвета. Задания для детей, у которых красные жетоны. Послушайте внимательно.

 ( 1 низкий уровень) Вам нужно записать название только  одушевлённых имен существительных. .(Предметы  изображены на слайде 17). Кто может летать?  

У. Те ребята, у кого желтые жетоны. (2 средний уровень) .Вам нужно

придумать и записать по три имени существительных одушевленных и неодушевленных.

У, И учащиеся, у которых на партах зеленые жетоны

(3 высокий уровень). Должны  составить и записать предложения, используя одушевленные и неодушевленные имена существительные на тему: «Весна».

6.Рефлексия.(слайд 18)

Продолжи фразу

  1. Сегодня на уроке я познакомился____________________________
  2. Одушевлённые имена существительные обозначают_____________

___________________________________________________________

      3-Неодушевлённые отвечают на вопрос__________________________

д/з  с. 48-49 прав., у.85


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительныеЦели урока:•  формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопро...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Имена существительные одушевленные и неодушевленные".

Цель урока:Сформировать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Ввести правила различия неодушевленных и одушевленных имен существительных.Научи...

Конспект урока русского языка "Одушевленные и неодушевленные имена существительные", 2 класс

Конспект урока русского языка "Одушевленные и неодушевленные имена существительные", 2 класс...

Открытый урок по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Аннотацияк уроку русский язык по теме:«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»Тип урока -  урок изучение новых  знаний.Данный урок разработан с использованием Э...

Технологическая карта урока русского языка «Одушевленные и неодушевленные имена существительные», (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: формирование умения ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.Задачи урокаДидактические:Научить находить имена существитель...