Конспект урока русского языка "Одушевленные и неодушевленные имена существительные", 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

elviradambaeva

Конспект урока русского языка "Одушевленные и неодушевленные имена существительные", 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Цель урока: создание условий для освоения учащимися способа определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных.

Задачи:

  • содействовать формированию УУД (регулятивные: целеполагание, моделирование; познавательные: освоение нового понятия; коммуникативные: уважение к мнению других людей, умение высказывать и доказывать свое мнение, создавать мини-высказывание);
  • актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи;
  • смоделировать алгоритм определения одушевлённых и неодушевлённых существительных;
  • развивать коммуникативные, рефлексивные, контрольно-оценочные умения учащихся;
  • обогатить лексикон детей, помочь включить изучаемые существительные в широкий культурный контекст.

Планируемые результаты:

Личностные:

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции

- способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности.

Предметные:

- освоение понятия «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»;

- освоение алгоритма определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных.

Метапредметные:

Познавательные:

- формулировать правило на основе выделенных существенных признаков имени существительного;

- добывать новые знания, находить новые знания, пользуясь различными источниками информации.

Коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной речи;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- освоение способа решения проблемного поискового характера.

Ход урока:

  1. Орг.момент.

Откройте тетради, запишите :

Четырнадцатое декабря.

Классная работа.

Словарная работа.

- Какое задание вы можете предложить?

Р_бята, м_дведь, л_пата, зв_зда, яг_да, дев_чка, в_рона.

Какие это слова? Почему их так называют? Все ли слова словарные?

2.Работа по толковому словарю.

 Звезда. Правильное написание этого слова, его лексическое значение, где можно посмотреть?

3. Взаимопроверка.

Открываем орфографические словари, проверяем своего соседа.

Без ошибок: зелёный

Одна ошибка: : жёлтый

Две и более: красный

О чём говорят эти цвета? Что напоминает? Цвета светофора.

- Красный - стой

Жёлтый – приготовиться

Зелёный – можно идти

Что объединяет все словарные слова? К какой части речи они относятся?

Что знаете  об именах существительных?

Обозначают предметы, отвечают на вопросы Кто? Что?

Кроме предметов, что ещё они могут обозначать?

Явления природы, события.

4. Лист самооценки.

У вас на партах  лежат карточки. Я предлагаю заполнить вам:

Карточка « Я знаю, я умею, я могу»

1.

На начало  урока

На конец урока

Я знаю, что такое имя существительное

2.

Я умею находить имена существительные

3.

Я знаю, что имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые

4.

Я смогу различить одушевлённые и  неодушевлённые существительные.

Поделитесь своими знаниями:

Я знаю:

Я не знаю:

У кого ещё стоит минус в 3-й и 4-й графе?

У нас проблема, мы не знаем одушевлённые и неодушевлённые существительные, не умеем их различать соответственно.

5. Новая тема.

Какая тема нашего урока?

Как же мы выйдем из этой ситуации?

Отправимся за новыми знаниями.

На какие группы мы можем разбить наши словарные слова?

На живые и неживые предметы.

К  живым предметам   что относится?

Медведь, ребята, ворона, девочка.

На какой вопрос они отвечают? Кто?

Неживые предметы назовите. На какой вопрос они отвечают? Что.

В русском языке имена существительные делятся на 2 группы: кто и что.

Почему одни отвечают на вопрос кто?

А другие – что?

Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто, называют животных, людей.

Подберите к каждой группе по 2 слова:

Люди: (Кто?) художник, …, ….

Птицы: (Кто?) снегирь, …, ….

Насекомые: (Кто?) шмель, …, ….

Домашние животные: (Кто?) лошадь, …, ….

Дикие животные: (Кто?) медведь, …, ….

Инструменты: (Что?) топор, …, ….

Растения: (Что?) дерево, …, ….

Посуда: (Что?) чашка, …, ….

Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? Одушевлённые

Эти слова так назвали потому, что у них есть душа.

6. Работаем у доски по цепочке.    

  Я диктую слова,  а вы каждый по цепочке выходите  к доске и пишете слова в нужный столбик. Котёнок, Коля, сосед, урок, брат, мама, внук, корабль, овраг, мороз, река, бабушка, дуб, товарищ, сирень, воробей.                                                              

Это какие существительные?

Слова: котёнок, Коля, сосед, урок, брат, мама, внук, корабль, овраг, мороз, река, бабушка, дуб, товарищ, сирень, воробей. В два столбика:

После написания вопрос:

Это какие существительные? Одушевлённые.    

Что? Это какие существительные?                                                                                  

Итак, каждый самостоятельно добавьте по одному слову в каждый столбик.

7.Пришло время отдохнуть, физминутка.

Недаром говорят: Одна голова хорошо, а две лучше.

Работа в паре: 16 карточек. ЬРАДУГАРДЬАБЕЛКАМРОЛКВЫЧ

АСКОМПЬЮТЕРТИЬЪРЫБКАКАРРП

ЧВЛИСИЧКИРНТРАВАЭМОУ

Найдите зашифрованные слова.

Дайте мне знак о готовности, какая пара быстро и правильно найдёт зашифрованные слова. Время пошло…

1 строчка: радуга, белка

2 строчка: компьютер, рыбка

3 строчка: лисички, трава

В третьей строчке ничего не заметили, никакой трудности не возникло?

Ведь слово лисички имеет два лексических значения: грибы и животные, т.е. их можно было отнести в оба варианта. Они меняют своё значение в зависимости от смысла предложения.

Задание: В тетрадях записать

 1 вариант: одушевлённые

2 вариант: неодушевлённые

Попробуем составить устно предложения с этим словом.

8. Работа в группе:

Создайте группы, вот вам задание:

Найди и запиши лишнее слово и объясни свой выбор.

Обсуждаем, дайте знак о готовности. Время пошло…

Задание: Найди и запиши лишнее слово и объясни свой выбор.

  1. Гнездо, птица, комар, собака, бабочка.
  2. Стол, яблоня, котёнок, линейка, ягода.
  3. Дом, берёза, машина, мальчик, цветок.
  4. Поход, турист, дорога, костёр, палатка.
  5. Ученик, ученица, школа, директор, школьник.

Подводим итоги: Итак, какая команда правильно справилась с заданием, прочитайте лишние слова.

Гнездо, котёнок, мальчик, турист, школа.

Вернитесь к карточкам, которые заполняли на начало урока.

Вам нужно заполнить 3-ю и 4-ю графу.

Остались у кого-нибудь минусы:

9. Рефлексия учебной деятельности:

Зелёная карточка:

Я всё понял!

У меня всё получилось!

Красная карточка:

Не всё было понятно на уроке!

Не уверен в своих знаниях!

Ну, что же, дети, спасибо за старанье, ведь, главное, желанье, а навыки и знания с годами к нам придут…

Домашнее задание: Написать имена существительные, которые отвечают на вопрос Кто? В воде, в траве, на улице.

Урок закончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме"Имена существительные" 2 класс

Урок русского языка по теме "Имена существительные" во 2 классе УМК "Перспектива". Урок обобщения и систематизации, использованы дифференцированные задания, большая часть  урока  проводится ...

Урок русского языка по теме"Имена существительные" 2 класс

Урок русского языка по теме "Имена существительные" во 2 классе УМК "Перспектива". Урок обобщения и систематизации, использованы дифференцированные задания, большая часть  урока  проводится ...

конспект по русскому языку «Собственные, нарицательные имена существительные» (2 класс)

Конспект урока по русскому языкуТема: «Собственные, нарицательные имена существительные»Цели деятельности учителя: формирование умения определять собственные, нарицательные имена существит...

КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке.»

КОНСПЕКТ УРОКАпо русскому языкуТема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке.»3 класс...