Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Имена существительные одушевленные и неодушевленные".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Бородина Татьяна Александровна

Цель урока:

Сформировать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных. 

Ввести правила различия неодушевленных и одушевленных имен существительных.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя:                   Бородина Татьяна Александровна

Класс: 3 «В».

Дата:   23 января 2017 г.

Предмет:  Русский язык

Тема урока: Имена существительные одушевленные и неодушевленные 

Тип урока: Урок открытия «новых» знаний

Цель урока: 

Сформировать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных. 

Ввести правила различия неодушевленных и одушевленных имен существительных.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

                                                                                              Планируемые результаты

Предметные:

Личностные:

Метапредметные (УУД):

  • Образовывать имена существительные  одушевлённые от неодушевлённых и одушевленных.
  • Распределять имена  существительные  на группы одушевлённых и неодушевлённых предметов.
  • Осознают безошибочное письмо, как проявление уровня культуры;
  • Применяют на практике изученные ранее правила правописания.
  • Владеют умением проверять написанное.
  • Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения;
  • Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях и условиях;
  • Умеют находить выход из спорных ситуаций;
  • Воспринимают речь учителя и одноклассников, обращенную к ним.

Познавательные:

  • Понимают заданный вопрос, в соответствии с ним формулируют ответ в устной форме;
  • Осуществляют поиск нужной информации в учебнике;
  • Овладевают умением смыслового восприятия учебного текста, осуществляют анализ, синтез и сравнение.

Регулятивные:

  • Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  • Владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи и в уме.

Коммуникативные:

  • Оформляют свои мысли в устной и письменной форме.
  • Согласовывать позиции и находить общее решение.

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент (установка на работу)

Сегодня нам предстоит очень большая и плодотворная работа на уроке. Для того, чтобы настроиться на работу, выберите себе установку. Положите перед собой личные карты.

Посмотрите и выберите себе установку на урок, отметьте ее галочкой:

•        Я буду внимателен

•        Я буду старателен

•        Я буду трудолюбив

•        Я буду доброжелателен

•        Я буду активен

•        Я буду успешен

В конце урока посмотрим, удалось ли вам справиться с установкой. Приступаем к работе.

Активизирует учащихся.

Эмоционально настраивает на работу. Создает условия для рабочей установки на урок.

Эмоционально настраиваются на работу.

Принимают установку на урок.

  1. Чистописание

Откройте рабочие тетради, посмотрите внимательно на доску. Запишите число, классная работа.

Вам представлены образцы для правописания:

Запишите по образцу.

Показывает образец для чистописания.

Выполняют письмо по образцу, вырабатывают каллиграфический почерк.

  1. Актуализация знаний

    - Ребята, в начале урока давайте повторим некоторые правила, которые нам будут нужны. А чтобы было интересно повторять, сыграем в игру «Или нет, или да, а не знаешь – беда….»

Ударный гласный в слове слышится ясно? (Да).

Безударный гласный может находиться в корне? (Да).

Он слышится ясно? (Нет).

Безударный гласный нужно проверять? (Да)

В слове можно определить корень? (Да).

Слова с одинаковым корнем и сходные по смыслу называются однокоренными? (Да).

Безударные гласные в однокоренных словах пишутся по-разному? (Нет).

Слова, которые отвечают на вопрос что? – это имена прилагательные? (Нет).

Имена существительные отвечают на вопрос кто? (Да).

Обозначают признак предмета? (Нет).

Давайте поговорим об именах существительных:

Что такое имя существительное?

На какие вопросы отвечает?

Что обозначает?

Мотивирует учащихся к изучению темы.

Стимулирует желание помочь  ребятам.

Принимают учебную задачу

Отвечают на вопросы

  1. Самоопределение к деятельности.

    - Прочитайте слова на карточке №1

Собака, туман, город, соловей, рыба, пенал.

     - Что общего у всех этих слов?

     - Разделите их на две группы. Допишите в каждую группу по два своих примера.

      - По какому признаку вы разделили слова?

      - Отметьте на листах достижения как вы справились с работой!

      - Как называются слова, отвечающие на вопрос кто?

      - Как называются слова отвечающие на вопрос что?

      - Сформулируйте тему и цель урока.

Создает условия для обозначения темы, постановки цели и задач урока.

Организует работу на карточках, поясняет задание.

Организует самооценивание учащихся по заданию.

Работа с карточками в парах.

Самооценивание.

Формулируют под руководством учителя тему, цель и принимают учебные задачи урока.

  1.  Работа по теме урока.

- Проверим ваши предположения на стр.12 учебника

- Давайте выполним упр.15 с.12.

- Прочитайте задание. Что нам нужно сделать в задании.

- Прочитайте слова.

-Как называется эта орфограмма? (Слова с непроверяемым написанием)

- Как проверить написание этих слов?  (По орфографическому словарю)

- Разделим слова на группы. (2 ученика работают у доски, 1 ученик выбирает слова, отвечающие на вопрос кто?, 2-ой ученик выбирает слова, отвечающие на вопрос что? Затем вставляют пропущенные буквы: каждый в своих словах)

- Теперь выполним  письменное задание в тетрадях.

(2 ученика работают у доски, 1 ученик выписывает слова, отвечающие на вопрос кто?, 2-ой ученик выписывает слова, отвечающие на вопрос что?)

 - Назовите одушевлённые имена существительные

- Назовите неодушевлённые имена существительные

- Что обозначают одушевлённые имена существительные?

- На какой вопрос они отвечают в начальной  форме?

- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

- На какой вопрос они отвечают в начальной форме?

 

- Посмотрите в учебнике на стр.12 что предлагают вспомнить нам авторы учебника?

Организует работу по учебнику под руководством учителя.

Организует самостоятельную работу по учебнику.

Задает вопросы по заданию.

Организует работу в тетрадях.

Организует взаимопроверку.

Задает вопросы для помощи учащимся в формулировке выводов.

Читают тему урока в учебнике.

Отвечают на поставленные вопросы.

Двое учащихся работают с доской.

Остальные учащиеся работают в тетрадях.

Взаимопроверка.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют выводы по заданию.

Сравнивают свои выводы с формулировкой в учебнике.

  1. Физминутка.

Учащиеся проводят игру по теме урока.

Организует смену деятельности.

Выполняю задания ведущего.

  1. Закрепление изученного материала.

Игра «Добрый волшебник Имя Существительное».

 

- Найдите карточку №2. В карточке вы увидите столбик слов, которые отвечают на вопрос «что?»

Правила игры:

Замените одну букву в слове, обозначающем неодушевленное имя существительное так, чтобы получилось одушевленное имя существительное.

Т.е.  Превратите живое слово в неживое.

Проверим правильность выполнения задания по доске.

Коса – коза

Сон – сом, сын

Оси – осы

Леса – лиса

Рот – кот

- Как вы думаете, а в жизни может ли одушевленный предмет стать неодушевленным или наоборот?

(Нет. Если существительное отвечает на вопрос кто?, оно не может отвечать на вопрос что?

Одушевленность и неодушевленность - это постоянный признак имени существительного).

   - Отметьте на листах достижения как вы справились с работой!

Работа по учебнику. Упр.16 стр. 12

       - Прочитайте слова. Объясните лексическое значение каждого слова.

      - Назовите слова, лексическое значение которых слов вы затруднились определить. Почему?

     - Употребляются ли эти слова в современной речи? Где можно встретить эти слова?

     - Прочитайте информацию об этих словах. Как они называются?

     - Выполните письменное задание к упражнению.

(Взаимопроверка)

     Упражнение: Послушайте «Песню Водяного». Назовите одушевленные существительные, которые вы услышали в песне  (водяной, подружки, пиявки, лягушки)

    - Отметьте на листах достижения, как вы справились с работой!

- Хорошо а теперь проведём самостоятельную работу . Возьмите свои индивидуальные листы и найдите Упр 3.

- Что вам нужно сделать?

Подчеркни одной чертой одушевлённые имена существительные:

   Берег, горох, отец, товарищ, помидор, пшеница, ученик, волк, шахматы, шахматист.

(Взаимопроверка)

- Отметьте на свих листах достижения как вы справились с заданием!

- Следующее задание будем выполнять в группах. Послушайте задание: разделить слова на 2 группы.

-  Как вы думаете на какие две группы? (одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)  

 1 группа: молодёжь, ребята, площадка, строители, работают, труд.

2 группа: хоккеист, группа, хороший, мальчик, спорт, тренер.

3 группа: лес, охотник, стреляет, медведь, дерево, волки, стая.

4 группа: деревня, народ, деревянный, дом, председатель, корова.

5 группа: детвора, играет, девочка, птица, метель, мальчик.

6 группа:  футболист, диван, красивый, сестра, учительница, машина.

7 группа: тракторист, охота, смотрели, спортсмены, космос, лесник.

- И так проверяем!

- Проверим какие слова были лишние, почему?

- Отметьте на листах достижения, как вы справились с заданием!

-Следующее задание.  Прочитайте группы слов. Что можете сказать про  них? (неодушевлённые имена существительные)

Из неодушевлённых существительных составьте одушевлённые слова по вариантам.

           I                                             II

охота                                     море

учение                                   школа

лес                                         машина

трактор                                  пожар

бег                                          милиция

космос                                    спорт

-Кто записал  все слова? Встаньте. Какое слово было трудно составить?

- Кто может назвать способ образования новых слов? (суффиксальный)

- При помощи, каких суффиксов образовались слова?

-Возьмите лист достижений и оцените себя ( +  или – в задание № 3).

Сообщает правила игры.

Организует самостоятельную работу в карточке №2

Организует самопроверку на доске.

Задает вопросы учащимся для формулировки вывода по заданию.

Организует самооценивание учащихся по заданию.

Принимают правила игры.

Самостоятельная работа в карточках.

Самопроверка.

Отвечают на вопросы.

Делают выводы по заданию.

Самооценивание на листе достижений.

  1.  Рефлексия.

   - Какие из этих слов отвечают на вопрос КТО? А какие на вопрос ЧТО? Почему?

- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

-Что такое устаревшие слова?

- Оцените свою работу на листах достижения.

        На этом наш урок завершается, всем ребятам спасибо за хорошую работу на уроке!

Организует работу по обсуждению материала

Конкретизирует домашнее задание

Отвечают на итоговые вопросы урока

Анализируют свою работу на уроке

Отвечают на итоговые вопросы урока

Оценивают свою работу на уроке

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Русский язык. Тема: "Имя существительное родительного падежа" 4 класс

УМК "Школа России" Планируемые  результаты  УУД Предметные,  метапредметные, личностные...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока русского языка "Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний " 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация)

Тема: Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний (3кл)Цели деятельности учителя: формировать умения различать падежи и I, II, III склонения у имен существительных.Планируемы...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён существительных по падежам» 4 класс

Тема: «Изменение имён существительных по падежам» Актуальная цель: создание условий для формирования представлений учащихся  падежных форм на основе знания вопросов и вспомогательных слов, ф...

Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"...

Технологическая карта урока русского языка "Род имен существительных" (3 класс, УМК "Перспектива")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока Род имен существительных.Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование понятия о грамматическом роде, способствование развитию ум...

Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в единственном числе", 3 класс, УМК "ПНШ"

Тема: «Безударные окончания существительных в единственном числе» Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании безударных падежных окончаний существите...