Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Имена существительные одушевленные и неодушевленные".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Цель урока:
Сформировать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
Ввести правила различия неодушевленных и одушевленных имен существительных.
Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_3_kl._odushevlennye_i_neodushevlennye_imena_sushchestvitelnye.docx | 27.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Бородина Татьяна Александровна
Класс: 3 «В».
Дата: 23 января 2017 г.
Предмет: Русский язык
Тема урока: Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Тип урока: Урок открытия «новых» знаний
Цель урока:
Сформировать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
Ввести правила различия неодушевленных и одушевленных имен существительных.
Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: | Личностные: | Метапредметные (УУД): |
|
| Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
| Сегодня нам предстоит очень большая и плодотворная работа на уроке. Для того, чтобы настроиться на работу, выберите себе установку. Положите перед собой личные карты. Посмотрите и выберите себе установку на урок, отметьте ее галочкой: • Я буду внимателен • Я буду старателен • Я буду трудолюбив • Я буду доброжелателен • Я буду активен • Я буду успешен В конце урока посмотрим, удалось ли вам справиться с установкой. Приступаем к работе. | Активизирует учащихся. Эмоционально настраивает на работу. Создает условия для рабочей установки на урок. | Эмоционально настраиваются на работу. Принимают установку на урок. |
| Откройте рабочие тетради, посмотрите внимательно на доску. Запишите число, классная работа. Вам представлены образцы для правописания: Запишите по образцу. | Показывает образец для чистописания. | Выполняют письмо по образцу, вырабатывают каллиграфический почерк. |
| - Ребята, в начале урока давайте повторим некоторые правила, которые нам будут нужны. А чтобы было интересно повторять, сыграем в игру «Или нет, или да, а не знаешь – беда….» Ударный гласный в слове слышится ясно? (Да). Безударный гласный может находиться в корне? (Да). Он слышится ясно? (Нет). Безударный гласный нужно проверять? (Да) В слове можно определить корень? (Да). Слова с одинаковым корнем и сходные по смыслу называются однокоренными? (Да). Безударные гласные в однокоренных словах пишутся по-разному? (Нет). Слова, которые отвечают на вопрос что? – это имена прилагательные? (Нет). Имена существительные отвечают на вопрос кто? (Да). Обозначают признак предмета? (Нет). Давайте поговорим об именах существительных: Что такое имя существительное? На какие вопросы отвечает? Что обозначает? | Мотивирует учащихся к изучению темы. Стимулирует желание помочь ребятам. | Принимают учебную задачу Отвечают на вопросы |
| - Прочитайте слова на карточке №1 Собака, туман, город, соловей, рыба, пенал. - Что общего у всех этих слов? - Разделите их на две группы. Допишите в каждую группу по два своих примера. - По какому признаку вы разделили слова? - Отметьте на листах достижения как вы справились с работой! - Как называются слова, отвечающие на вопрос кто? - Как называются слова отвечающие на вопрос что? - Сформулируйте тему и цель урока. | Создает условия для обозначения темы, постановки цели и задач урока. Организует работу на карточках, поясняет задание. Организует самооценивание учащихся по заданию. | Работа с карточками в парах. Самооценивание. Формулируют под руководством учителя тему, цель и принимают учебные задачи урока. |
| - Проверим ваши предположения на стр.12 учебника - Давайте выполним упр.15 с.12. - Прочитайте задание. Что нам нужно сделать в задании. - Прочитайте слова. -Как называется эта орфограмма? (Слова с непроверяемым написанием) - Как проверить написание этих слов? (По орфографическому словарю) - Разделим слова на группы. (2 ученика работают у доски, 1 ученик выбирает слова, отвечающие на вопрос кто?, 2-ой ученик выбирает слова, отвечающие на вопрос что? Затем вставляют пропущенные буквы: каждый в своих словах) - Теперь выполним письменное задание в тетрадях. (2 ученика работают у доски, 1 ученик выписывает слова, отвечающие на вопрос кто?, 2-ой ученик выписывает слова, отвечающие на вопрос что?) - Назовите одушевлённые имена существительные - Назовите неодушевлённые имена существительные - Что обозначают одушевлённые имена существительные? - На какой вопрос они отвечают в начальной форме? - Что обозначают неодушевлённые имена существительные? - На какой вопрос они отвечают в начальной форме?
- Посмотрите в учебнике на стр.12 что предлагают вспомнить нам авторы учебника? | Организует работу по учебнику под руководством учителя. Организует самостоятельную работу по учебнику. Задает вопросы по заданию. Организует работу в тетрадях. Организует взаимопроверку. Задает вопросы для помощи учащимся в формулировке выводов. | Читают тему урока в учебнике. Отвечают на поставленные вопросы. Двое учащихся работают с доской. Остальные учащиеся работают в тетрадях. Взаимопроверка. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют выводы по заданию. Сравнивают свои выводы с формулировкой в учебнике. |
| Учащиеся проводят игру по теме урока. | Организует смену деятельности. | Выполняю задания ведущего. |
| Игра «Добрый волшебник Имя Существительное».
- Найдите карточку №2. В карточке вы увидите столбик слов, которые отвечают на вопрос «что?» Правила игры: Замените одну букву в слове, обозначающем неодушевленное имя существительное так, чтобы получилось одушевленное имя существительное. Т.е. Превратите живое слово в неживое. Проверим правильность выполнения задания по доске. Коса – коза Сон – сом, сын Оси – осы Леса – лиса Рот – кот - Как вы думаете, а в жизни может ли одушевленный предмет стать неодушевленным или наоборот? (Нет. Если существительное отвечает на вопрос кто?, оно не может отвечать на вопрос что? Одушевленность и неодушевленность - это постоянный признак имени существительного). - Отметьте на листах достижения как вы справились с работой! Работа по учебнику. Упр.16 стр. 12 - Прочитайте слова. Объясните лексическое значение каждого слова. - Назовите слова, лексическое значение которых слов вы затруднились определить. Почему? - Употребляются ли эти слова в современной речи? Где можно встретить эти слова? - Прочитайте информацию об этих словах. Как они называются? - Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка) Упражнение: Послушайте «Песню Водяного». Назовите одушевленные существительные, которые вы услышали в песне (водяной, подружки, пиявки, лягушки) - Отметьте на листах достижения, как вы справились с работой! - Хорошо а теперь проведём самостоятельную работу . Возьмите свои индивидуальные листы и найдите Упр 3. - Что вам нужно сделать? Подчеркни одной чертой одушевлённые имена существительные: Берег, горох, отец, товарищ, помидор, пшеница, ученик, волк, шахматы, шахматист. (Взаимопроверка) - Отметьте на свих листах достижения как вы справились с заданием! - Следующее задание будем выполнять в группах. Послушайте задание: разделить слова на 2 группы. - Как вы думаете на какие две группы? (одушевлённые и неодушевлённые имена существительные) 1 группа: молодёжь, ребята, площадка, строители, работают, труд. 2 группа: хоккеист, группа, хороший, мальчик, спорт, тренер. 3 группа: лес, охотник, стреляет, медведь, дерево, волки, стая. 4 группа: деревня, народ, деревянный, дом, председатель, корова. 5 группа: детвора, играет, девочка, птица, метель, мальчик. 6 группа: футболист, диван, красивый, сестра, учительница, машина. 7 группа: тракторист, охота, смотрели, спортсмены, космос, лесник. - И так проверяем! - Проверим какие слова были лишние, почему? - Отметьте на листах достижения, как вы справились с заданием! -Следующее задание. Прочитайте группы слов. Что можете сказать про них? (неодушевлённые имена существительные) Из неодушевлённых существительных составьте одушевлённые слова по вариантам. I II охота море учение школа лес машина трактор пожар бег милиция космос спорт -Кто записал все слова? Встаньте. Какое слово было трудно составить? - Кто может назвать способ образования новых слов? (суффиксальный) - При помощи, каких суффиксов образовались слова? -Возьмите лист достижений и оцените себя ( + или – в задание № 3). | Сообщает правила игры. Организует самостоятельную работу в карточке №2 Организует самопроверку на доске. Задает вопросы учащимся для формулировки вывода по заданию. Организует самооценивание учащихся по заданию. | Принимают правила игры. Самостоятельная работа в карточках. Самопроверка. Отвечают на вопросы. Делают выводы по заданию. Самооценивание на листе достижений. |
| - Какие из этих слов отвечают на вопрос КТО? А какие на вопрос ЧТО? Почему? - Что обозначают неодушевлённые имена существительные? - Что обозначают неодушевлённые имена существительные? -Что такое устаревшие слова? - Оцените свою работу на листах достижения. На этом наш урок завершается, всем ребятам спасибо за хорошую работу на уроке! | Организует работу по обсуждению материала Конкретизирует домашнее задание | Отвечают на итоговые вопросы урока Анализируют свою работу на уроке Отвечают на итоговые вопросы урока Оценивают свою работу на уроке Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Русский язык. Тема: "Имя существительное родительного падежа" 4 класс
УМК "Школа России" Планируемые результаты УУД Предметные, метапредметные, личностные...
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока русского языка "Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний " 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация)
Тема: Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний (3кл)Цели деятельности учителя: формировать умения различать падежи и I, II, III склонения у имен существительных.Планируемы...
Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён существительных по падежам» 4 класс
Тема: «Изменение имён существительных по падежам» Актуальная цель: создание условий для формирования представлений учащихся падежных форм на основе знания вопросов и вспомогательных слов, ф...
Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"...
Технологическая карта урока русского языка "Род имен существительных" (3 класс, УМК "Перспектива")
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока Род имен существительных.Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование понятия о грамматическом роде, способствование развитию ум...
Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в единственном числе", 3 класс, УМК "ПНШ"
Тема: «Безударные окончания существительных в единственном числе» Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании безударных падежных окончаний существите...