Открытый урок по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Хаак-оол Кежикмаа Константиновна

Аннотация

к уроку русский язык по теме:

«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Тип урока -  урок изучение новых  знаний.

Данный урок разработан с использованием ЭОР с различной формой предъявления информации (анимация, иллюстрация, интерактив), что позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного метода обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом.  Использование ЭОР делает урок привлекательным и современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и организованно.

Кроме традиционных заданий и упражнений урок содержит творческое задание по составлению синквейна, каждый ученик составляет синквейн со словом «зима».

       

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку  3 класс

Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Цели урока: формировать умение распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные, распознавать части речи, определять изученные орфограммы, работать со словарем, развивать творческое мышление, воспитывать трудолюбие и аккуратность.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена существительные среди слов других частей речи,  различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, работать со словарем.

Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе, герои сказок Мудрая Сова, Ученый Кот, конверты с заданиями

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

р\т  с 7 — 9   упр  9,  12

- Назовите знакомые части речи.

- Что такое имя существительное?

III. Минутка чистописания.

- Отгадайте загадку

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Наконец – то ты пришла

К нам волшебница……( ЗИМА)

- Назовите зимние месяцы.

- Какой по счету месяц январь?

- Записать  заглавную и строчную буквы - Зз

- К слову ЗИМА  подобрать однокоренные слова и записать, выделить корень.

IV. Словарная работа.

- Наши уроки не обходятся без словарной работы. Снеговик принес нам много зимних слов.

З..МА, ИН..Й, СЕВ..Р, К..ТОК, М..РОЗ,УЛ..ЦА, СВ..РКАЕТ,  К..НЬКИ.

- Вставьте пропущенные буквы, запишите слова в тетрадь.

- Найдите лишнее слово.

- Что вы знаете об имени существительном.

V. Самоопределение  к деятельности.

Работа в парах по вариантам.

- Найдите лишнее слово

1) ручей, ребенок, гроза, книга

2) сова, ученица, конь, пень

3) собака, туман, город, пенал

- Сформулируйте тему урока. ( Одушевленные и неодушевленные имена существительные)

VI. Работа над темой урока.

- Сегодня к нам на урок пришли гости Мудрая Сова и Ученый Кот. Обратите внимание, какой у героев в жизни девиз: « Хочу все знать!»

- А, вы ребята, хотите знать как можно больше и уметь как можно больше?

- Молодцы!

Сначала  знаний все, что знаем об имени существительном.

-Ребята, скажем хором Одушевленные. Одушевленные имена существительные обозначают предметы, относящиеся к живой природе, отвечают на вопрос КТО? Приведите примеры. Что можем сказать об неодушевленных именах существительных?

Открыли учебники стр

Алгоритм

Видео.

Мудрая Сова  и  Ученый  Кот    принесли вам задания.

1.Задание Ученого Кота

- Составьте синквейн к слову зима

Первый вариант
1) существительное по теме: зима.
2) прилагательные: холодная, морозная.
3) глаголы: морозит, засыпает, сковывает.
4) фраза: Она покрывает всё снегом.
5) последнее существительное: мороз.
Второй вариант
1) зима.
2) лютая, студёная.
3) пришла, студит, сверкает.
4) Всем нужно тепло одеваться.
5) холод.

2. Задание Мудрой Совы

Работа с карточками.

VII. Физкультминутка

Пора немного отдохнуть.

Если я назову одушевленное имя существительное, выполняем прыжки на месте.

Если неодушевленное имя существительное – приседаем.

Если назову другую часть речи – летаем.

Озеро,  мышь, баянист,  книга,   летать,  праздник,  веселый,  кукушка,  музыка,  восемнадцать,   заяц,  дорога,  воробей, окно, узор, снегирь, сугроб, олень, санки, красивый, воробей, шуба, валенки, водитель, ласточка, стакан, Мурка,  морж, льдина, тюлень.

VIII. Закрепление изученного материала.

Работа в тетрадях

Задание от Ученого Кота

Пальчиковая гимнастика.

 с 12  упр  15  ( Взаимопроверка)

Работа  с карточками,

А теперь  предлагается вам следующее задание, при помощи которого я смогу проверить насколько вы усвоили материал сегодняшнего  урока.

Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? Сверху пишем букву О (одушевленные предметы), если слова отвечает на вопрос  что? Запишите букву Н (неодушевленные предметы) .

Упр 18 стр 13

IX. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке. Что получалось, что вызвало трудности? Отразите это в листе самооценки. Положите  свой листок в тетрадь.

- Что обозначают одушевленные имена существительные?

- Что обозначают неодушевленные имена существительные?

- Оцените свою работу?

Ребята, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока:

X. Подведение итогов урока.

- Какие имена существительные отвечают на вопрос Кто? Что?

Выставление оценок.

Д/з.  Составить и записать два предложения с одушевленными именами существительными и неодушевленными.

- Мудрая Сова и Ученый Кот благодарят вас за работу.

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68c3a085889/s810010_0_30.jpeghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68c3a085889/s810010_0_30.jpeghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68c3a085889/s810010_0_30.jpeghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68c3a085889/s810010_0_30.jpeghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68c3a085889/s810010_0_30.jpeghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68c3a085889/s810010_0_30.jpeghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68c3a085889/s810010_0_30.jpeghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68c3a085889/s810010_0_30.jpeg

Карточка №1

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро,  тигр, машина, окно, ученик, водитель, гусь, грибник, телевизор.

Карточка №2.

Пруж…на, в..да, моро…, ж..раф, до…ка, ч…йник, Олен…ка, пте…чик, д…рога, п..нал, с..ница, к..тенок.

Карточка №1

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро,  тигр, машина, окно, ученик, водитель, гусь, грибник, телевизор.

Карточка №2.

Пруж…на, в..да, моро…, ж..раф, до…ка, ч…йник, Олен…ка, пте…чик, д…рога, п..нал, с..ница, к..тенок.

Карточка №1

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро,  тигр, машина, окно, ученик, водитель, гусь, грибник, телевизор.

Карточка №2.

Пруж…на, в..да, моро…, ж..раф, до…ка, ч…йник, Олен…ка, пте…чик, д…рога, п..нал, с..ница, к..тенок.

Карточка №1

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро,  тигр, машина, окно, ученик, водитель, гусь, грибник, телевизор.

Карточка №2.

Пруж…на, в..да, моро…, ж..раф, до…ка, ч…йник, Олен…ка, пте…чик, д…рога, п..нал, с..ница, к..тенок.

Карточка №1

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро,  тигр, машина, окно, ученик, водитель, гусь, грибник, телевизор.

Карточка №2.

Пруж…на, в..да, моро…, ж..раф, до…ка, ч…йник, Олен…ка, пте…чик, д…рога, п..нал, с..ница, к..тенок.

Карточка №1

С. Есенин. Нивы сжаты…

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане,

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

Задание 1.

Подчеркните в предложении имена существительные

Задание 2.

Распределите имена существительные на две группы

Карточка №1

С. Есенин. Нивы сжаты…

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане,

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

Задание 1.

Подчеркните в предложении имена существительные

Задание 2.

Распределите имена существительные на две группы

Карточка №1

С. Есенин. Нивы сжаты…

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане,

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

Задание 1.

Подчеркните в предложении имена существительные

Задание 2.

Распределите имена существительные на две группы

Карточка №1

С. Есенин. Нивы сжаты…

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане,

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

Задание 1.

Подчеркните в предложении имена существительные

Задание 2.

Распределите имена существительные на две группы

Карточка №1

С. Есенин. Нивы сжаты…

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане,

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

Задание 1.

Подчеркните в предложении имена существительные

Задание 2.

Распределите имена существительные на две группы

Карточка №1

С. Есенин. Нивы сжаты…

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане,

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

Задание 1.

Подчеркните в предложении имена существительные

Задание 2.

Распределите имена существительные на две группы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Слайд 3

Минутка чистописания.

Слайд 5

Словарная работа.

Слайд 6

это - ____________________________ Обозначает ______________________ Отвечает на вопросы _________? _______?

Слайд 7

Имя существительное ЧАСТЬ РЕЧИ ПРЕДМЕТ КТО? ЧТО?

Слайд 8

Ручей, ребенок, гроза, книга Сова, ученица, конь, пенал Собака, туман, город, пенал

Слайд 9

Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» Как различить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?

Слайд 11

Хочу все знать !

Слайд 12

Имя существительное ЧАСТЬ РЕЧИ ПРЕДМЕТ КТО? ЧТО?

Слайд 13

ЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ Одушевлённые КТО? ДЕВОЧКА КОШКА ЗМЕЯ БАБОЧКА

Слайд 14

Цветы Дом Компьютер Солнце, тучи Неодушевлённые

Слайд 15

Алгоритм: Нахожу имя существительное Ставлю в начальную форму Кто? Что? Обозначает … Одушевлённое, неодушевлённое

Слайд 16

Стр. 12 Упр 15

Слайд 17

Оцени: «5» - без ошибок «4» – 1, 2 ошибки «3» – 3 ошибки

Слайд 18

Молодцы!

Слайд 19

Д. з.: №18 стр.13 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку на тему "Имя существительное"

Закрепление знаний об имени существительном, умений распознавания склонений имен существительных, уточнение и пополнение словаря учащихся по теме «Природа и человек»....

План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные»

План –конспект урока по русскому языку. 2 класс.  «Имена существительные собственные и нарицательные»  УМК Школа Росии. Автор учебника Зеленина Л.М....

Открытый урок по русскому языку. Творительный падеж имён существительных в 3 классе

   Конспект урока по теме: "Творительный падеж существительных, умение находить и определять их"....

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3 класс)

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" для 3 класса по УМК "Школа 2100"...

Урок на тему "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 3 класс программа Бунеева

Открытый урок проведенный на региональном конкурсе молодых учителей "Новый учитель- новой школе" г. Новокубанск Краснодарский край Интересный изапоминающийся,который был проведен на незнакомом классе,...

Открытый урок по русскому языку на тему "Имя существительное. Повторяем, что знаем".

Актуализация знаний об имени существительном как о части речи. Повторение понятия «грамматическое значение слова», «морфологические признаки имени существительного». Имя существительное, грамматическ...

Открытый урок по русскому языку по теме «Имена существительные мужского, женского и среднего рода» в рамках конкурса «Учитель года – 2016»

Я считаю усвоение данной темы очень важно, так как в дальнейшем идёт изучение прилагательного. А прилагательное очень тесно связано и менем существительным. На каждый этап урока и даже на каждый вид д...