Урок русского языка по теме " Слова с непроизносимыми согласными и слова , в которых непроизносимых согласных нет".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок в 3 классе УМК " Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по теме " Правописание частей слова" | 40.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Слова с непроизносимыми согласными и слова, в которых непроизносимого согласного нет».
Тип урока: урок актуализации знаний и умений
Цель урока:формирование умений различать слова с непроизносимыми согласными и слова, в которых непроизносимые согласные не пишутся.
Задачи урока:
Достижение предметных планируемых результатов:
●создавать условия для развития у учащихся умения:
- формировать систему знаний о словах с непроизносимыми согласными в корне слова и словах, в которых непроизносимого согласного нет;
- находить и отмечать в слове изучаемую орфограмму;
- подбирать родственные слова;
-делить слова на группы по видам орфограмм;
- уметь пользоваться орфографическим и толковым словарём;
Достижение метапредметных планируемых результатов:
● создавать условия для развития у учащихся умения:
- ставить учебные задачи и цели;
- планировать способы и пути достижения учебных и прикладных целей;
- уметь перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
- овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- получать информацию в результате смыслового прочтения текста;
- использовать устную и письменную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений;
-владеть информационно-коммуникационными технологиями получения и обработки информации.
Достижение личностных планируемых результатов:
- воспитание любви к своему родному языку;
- готовность к самообразованию и саморазвитию;
- осознанное понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- умение выполнять задания в сотрудничестве со взрослыми и сверстниками;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Ход урока
1.Организационный момент.
Звенит, заливается школьный звонок
Нас ждёт интересный, полезный урок
Чудесным пусть будет у нас настроение,
Легко и прелестно даётся учение!
Слайд № 2.
2.Актуализация знаний.
Учитель:- Садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Ученики делают записи в тетрадях.
Учитель:- Прежде чем мы перейдём к следующему виду работ, я предлагаю шести ученикам поработать по карточкам:
1 уровень сложности
Вставите с слова непроизносимые согласные и и подберите проверочные слова.
Окрес…ность | |
Звёз…ный | |
Со…нце | |
Здра…ствуй | |
Извес…ный | |
Сер…це | |
Прелес…ный | |
Мес…ность |
2 уровень сложности
Спишите, заменяя имена прилагательные слова, близкими по значению с непроизносимыми согласными.
Печальный рассказ | |
Знаменитый писатель | |
Красивая девочка | |
Шумное торжество | |
Весёлый народ | |
Дождливая погода | |
Хороший человек |
3 уровень сложности
К существительным подберите подходящие по смыслу прилагательныес непроизносимыми согласными, а к прилагательным- существительные с непроизносимыми согласными.
Писатель ____________________________________,
небо ________________________________________,
час _________________________________________,
цветы _______________________________________,
человек ______________________________________,
крутая _______________________________________,
весёлый ______________________________________,
жаркое _______________________________________,
сильное ______________________________________,
сельская ______________________________________.
Проверка.
Ученики, которые работали по карточкам 1 уровня сложности сдают карточки мне.
Ученики, которые работали по карточкам 2 уровня сложности выполняют взаимопроверку.
Ученики, которые работали по карточкам 3 уровня сложности выполняют самопроверку.
Слайд №3.
Учитель: – Посмотрите на экран.
Слайд № 4.
Г | С | Ц | В |
З | Ф | Т | М |
В | Д | Ч | Н |
Л | К | Х | Р |
Учитель: - Найдите в столбиках лишнюю букву и объясните свой выбор.
Ученики: В первом столбике букваЛ. Она обозначает согласный, звонкий, непарный (все остальные парные).
Во втором столбике буква Д. Она обозначает согласный, звонкий, парный (все остальные глухие).
В третьем столбике буква Т. Она обозначает согласный, звонкий, глухой (все остальные непарные глухие).
В четвёртом столбике В. Она обозначает согласный, звонкий, парный ( все остальные непарные звонкие).
Слайды № 5, 6, 7, 8.
3. Минутка чистописания.
- Запишите эти буквы в тетрадях цепочкой.
лдтв
Учитель: - Что могут обозначать эти буквы?
Ученики: - Они могут обозначать непроизносимые согласные.
Учитель:-В каком случае?
Ученики:- Когда в слове встречается сразу три или четыре согласных, один из них может не произноситься. Однако буквой эти звуки обозначаются.
Учитель : -Какую работу вы выполняли дома?
Ученики: - Нам нужно было вставить в слова непроизносимые согласные.
Учитель: -Давайте проверим.
Прочитайте слова с непроизносимым согласным д( один ученик у доски выделяет в какой части слова встретилась орфограмма); с непроизносимым согласным в; с непроизносимым согласным т; с непроизносимым согласным л.
д | т | в | л |
праздник | тростник | здравствуй | солнце |
сердце | счастливый | чувство | |
поздний | честный | безмолвствовать | |
звёздный | свистнул | явствовать |
Ученики читают слова с непроизносимыми согласными.
Учитель: - Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Ученики:- Слова с непроизносимыми согласными.
Слайд №
4. Работа по теме урока.
Дети работают в парах.
Учитель: -Посмотрите на экран.
– К какой части речи относятся эти слова?
Ученики:- Это имена прилагательные?
Учитель:- Что такое имя прилагательное?
Ученики : - Это часть речи, которая отвечает на вопрос какой?, какая?, какое?, какие? и обозначает признак предмета. Например, красивый, умная.
Учитель: Подберите к ним синонимы. Для этого воспользуйтесь подсказками.
Весёлое,дождливые,глухой,порывистый,страшный, красивый.
Подсказки:
Ярос..ный, радос…ное, ненас…ные, поз..няя, опас…ный, прекрас…ный.
Учитель: - Запишите эти пары слов в тетради, объясните правописание слов с непроизносимыми согласными.
- Какие слова вызвали у вас затруднение?
Ученики: - Опасный, прекрасный.
Учитель: - Почему?
Ученики: - Когда мы произносим эти слова, то нам кажется,что в них есть непроизносимый согласный,а когда стали проверять, то этого звука не обнаружили.
Учитель:- Дополните тему урока.
Ученики: - Тема урока: « Правописание слов с непроизносимыми согласными и слов, в которых непроизносимого согласного нет».
Слайд № 9
Учитель: - Что дальше мы будем делать на уроке?
Ученики: - Находить слова с непроизносимыми согласными; подбирать проверочные слова; отличать слова с непроизносимым согласным от слов, в которых непроизносимого согласного нет.
5. Работа по учебнику.
Учитель:Откройте учебник на стр. 119. Прочитайте « Обратите внимание».
Ученики: - Читают информацию.
Учитель:- Что надо сделать, чтобы проверить непроизносимый согласный?
Ученики:- Подобрать однокоренное слово.
Учитель: -В каких словах непроизносимый согласный будет слышаться отчётливо?
Ученики:- Если после согласного стоит гласный.
Учитель:- Скажите, а сонорные звуки будут нам помогать?
- Ученики: - Нет.
6.Физкультминутка.
Учитель:- А теперь я попрошу вас подняться и зарядкою заняться.
7. Продолжение работы по теме урока.
Учитель:- На уроке литературного чтения мы познакомились с произведениями А. С. Пушкина и выписали из них отрывки. Прочитайте их.
- Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате.
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице.
- Что готов душою страстной
За царевною прекрасной
Он пешком идти отсель
Хоть за тридевять земель.
- Ель растёт перед дворцом
А под ней хрустальный дом;
Белка в нём живёт ручная
Да чудесница какая!
- Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
- Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих как день ненастный!
- Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд.
- Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный!
Учитель:- Выпишите из этих отрывков слова в два столбика. В первый столбик – слова с непроизносимыми согласными, а во второй- слова, в которых непроизносимого согласного нет.
Ученики:- Дети выполняют задание, а потом проверяют.
грустной | прекрасной |
страстной | чудесница |
поздно | чудесный |
здравствуй | |
ненастный | |
радостный | |
солнце | |
прелестный |
Учитель:- С каким словом из второго столбика мы уже познакомились?
Ученики:- Прекрасный.
Учитель:- Какие слова остались?
Ученики:- Чудесница и чудесный.
Учитель:-Что объединяет эти слова?
Ученики:- Это однокоренные слова, так как у них одно лексическое значение и один корень.
Учитель: - Разберите слово чудесный по составу.
Ученики:- ый- окончание, основа слова -чудесн, корень-чуд, суффиксы-ес и-н.
8.Знакомство с новым словом.
Учитель:- Давайте вспомним стихотворение, которое прозвучало в начале урока.
Слайд №15.
Учитель:- Найдите и назовите слова, в которых непроизносимого согласного нет?
Ученики:- Интересный, чудесный.
Учитель:-Какое слово нам знакомо?
Ученики:- Чудесный.
Учитель: - Обратите внимание на слово интересный?
Ученики: - Интересный.
Учитель: - Запишите его в свои тетради. Какие орфограммы встретились в этом слове?
Ученики:- В этом слове нет непроизносимого согласного. Безударные с корне слова.
Учитель: - Можем мы проверить безударные гласные?
Ученики: - Нет.
Учитель:-Значит….
Ученик: - Это словарное слово.
Учитель:- Запишите слово интересный в свои словарики.
Ученики записывают.
Учитель: -Какие словари вы знаете?
Ученики:- Орфоэпический, словарь- синонимов, словарь-антонимов, толковый словарь.
Учитель:- В каком словаре мы познакомимся с лексическим значением слова?
Ученики:-В «Толковом словаре».
Учитель:- Воспользуйтесь « Толковом словарём» С. И. Ожегова и найдите значение слова интересный.
Ученик: - Интересный, ая, ое, сен, сна.1. Возбуждающий интерес, занимательный, любопытный. 2. Красивый, привлекательный.
Учитель: - Подберите однокоренные слова.( Интересно, интерес, интересоваться, заинтересоваться, интересненький)
- Составьте предложение. ( Я прочитал интересную книгу).
- Выполнить синтаксический разбор этого предложения. ( по цели высказывания-повествовательное, по интонации –невосклицательное, простое, потому что здесь одна грамматическая основа, распространённое- так как есть второстепенные члены).
9. Итог урока.
Учитель:- А сейчас я предлагаю вам поиграть.
На экране написаны слова с разными орфограммами. Если я покажу на слово, в котором есть непроизносимые согласные, вы хлопаете. Если я покажу на слово с другой орфограммой, то вы ничего не делаете.
Слайд №.
Цвет, овраг, сердце, туча, дуб, грустный, победа, праздник, тополь, счастливый, луг, рукав, устный, шалаш.
Учитель: У вас на столах стоят нетбуки. Откройте их. Выполните тест « Непроизносимые согласные в слове».
Ученики выполняют тест.
Учитель: - Закончили работу. Поднимите руки те ученики, кто получил три зелёных шарика? Два зелёных шарика? Один зелёный шарик. Не расстраивайтесь. На следующем уроке мы продолжим работу над правописанием слов с непроизносимым согласным.
10. Рефлексия.
Учитель: - Наш урок подходит к концу.
Учитель:-Оцените свою работу на уроке.
Слайд№
- Я узнал….
- Я разобрался….
- Теперь я могу….
-Я понял, что ….
-Мне было интересно…
Ученики продолжают предложения.
Учитель: Мне понравилась ваша работа на уроке. Вы отвечали дружно и активно, поэтому работа получилась успешной. Молодцы! Урок окончен.
Приложение №1.
Домашняя работа.
Праз…ник, трос…ник, со…нце, здра…ствуй, чу…ство, сер…це, счас…ливый, безмол…ствовать, поз…ний, чес…ный, я…ствовать, звёз…ный, свис…нул.
Домашняя работа.
Праз…ник, трос…ник, со…нце, здра…ствуй, чу…ство, сер…це, счас…ливый, безмол…ствовать, поз…ний, чес…ный, я…ствовать, звёз…ный, свис…нул.
Домашняя работа.
Праз…ник, трос…ник, со…нце, здра…ствуй, чу…ство, сер…це, счас…ливый, безмол…ствовать, поз…ний, чес…ный, я…ствовать, звёз…ный, свис…нул.
Домашняя работа.
Праз…ник, трос…ник, со…нце, здра…ствуй, чу…ство, сер…це, счас…ливый, безмол…ствовать, поз…ний, чес…ный, я…ствовать, звёз…ный, свис…нул.
1 уровень сложности
Вставите с слова непроизносимые согласные и подберите проверочные слова.
Окрес…ность | |
Звёз…ный | |
Со…нце | |
Здра…ствуй | |
Извес…ный | |
Сер…це | |
Прелес…ный | |
Мес…ность |
1 уровень сложности
Вставите сслова непроизносимые согласные и подберите проверочные слова.
Окрес…ность | |
Звёз…ный | |
Со…нце | |
Здра…ствуй | |
Извес…ный | |
Сер…це | |
Прелес…ный | |
Мес…ность |
2 уровень сложности
Замените имена прилагательные словами, близкими по значению с непроизносимыми согласными.
Печальный рассказ | |
Знаменитый писатель | |
Красивая девочка | |
Шумное торжество | |
Весёлый народ | |
Дождливая погода | |
Хороший человек |
2 уровень сложности
Замените имена прилагательные словами, близкими по значению с непроизносимыми согласными.
Печальный рассказ | |
Знаменитый писатель | |
Красивая девочка | |
Шумное торжество | |
Весёлый народ | |
Дождливая погода | |
Хороший человек |
Критерии оценки: Критерии оценки:
0 ошибок- 5 0 ошибок- 5
1 ошибка- 4 1 ошибка- 4
2-3 ошибки-3 2-3 ошибки-3
Критерии оценки: Критерии оценки:
0 ошибок- 5 0 ошибок- 5
1 ошибка- 4 1 ошибка- 4
2-3 ошибки-3 2-3 ошибки-3
Чудесный
Прекрасный
Опасный
Интересный
3 уровень сложности
К существительным подберите подходящие по смыслу прилагательные, а к прилагательным- существительные с непроизносимыми согласными.
Писатель_______________________________,
небо _________________________________,
час ___________________________________,
цветы_________________________________,
человек ________________________________,
крутая ____________________________________,
весёлый____________________________________,
жаркое ___________________________________,
сильное _______________________________,
сельская _________________________________.
Ответы к карточке.
Известный писатель, звёздное небо, поздний час, прелестные цветы, честный человек, крутая лестница, весёлый праздник, жаркое солнце, сильное чувство, сельская местность.
Критерии оценки:
0 ошибок- 5
1 ошибка- 4 2-3 ошибки-3
3 уровень сложности
К существительным подберите подходящие по смыслу прилагательные, а к прилагательным- существительные с непроизносимыми согласными.
Писатель_______________________________,
небо _________________________________,
час ___________________________________,
цветы_________________________________,
человек ________________________________,
крутая ____________________________________,
весёлый____________________________________,
жаркое ___________________________________,
сильное _______________________________,
сельская _________________________________.
Ответы к карточке.
Известный писатель, звёздное небо, поздний час, прелестные цветы, честный человек, крутая лестница, весёлый праздник, жаркое солнце, сильное чувство, сельская местность.
Критерии оценки:
0 ошибок- 5
1 ошибка- 4
2-3 ошибки-3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука" 2 класс по учебнику Рамзаевой.
Урок изучения нового материала.Ничего не дается в готовм виде.На уроке перед детьми ставится проблема. и в виде проблемных заданий, (учитывая индивидуальные особенности учащихся даны два уровня ...
Открытый урок русского языка во 2 классе по теме "Безударные гласные, парные и непроизносимые согласные в корне слова. Обобщение". УМК "Школа 21 века"
Данный урок можно назвать универсальным, по любому УМК изучаются данные темы и всегда они важны для повторения....
Конспект урока с презентацией по русскому языку по теме: "Слова с непроизносимыми согласными"
Урок по теме "Слова с непроизносимыми согласными" - урок изучения материала. его цель - познакомить с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными путём подбора однокоренных сло...
Конспект урока русского языка по теме "Слова с непроизносимыми согласными" (с аспектным анализом) 3 класс
Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения. На каждом этапе урока указаны формируемые универсальные учебные действия. Конспект представлен с аспектным анализом. Для проведения у...
Презентация к уроку русского языка по теме " Слова с непроизносимыми глассными в корне"
Эта презентация поможет учителю заинтересовать учащихся в изучении темы урока. Герой мультфильма " Трое из Простоквашино" кот Матроскин предлагает ребятам различные задания задания . Используется на р...
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова"
В современном обществе все говорят о здоровье наших детей. Экологические проблемы, малоподвижный образ жизни, увлечение компьютерными играми, отсутствие здор...
Конспект урока русского языка на тему "Слова с непроизносимыми согласными, которые надо запомнить"
Урок русского языка на тему "Слова с непроизносимыми согласными, которые надо запомнить" проводится в 3 классе по системе Л.В. Занкова.Учебник А.В.Поляковой....