Открытый урок русского языка по теме "Что такое имя прилагательное?" (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цель урока: формировать представления о частях речи; учить распознавать имя прилагательное в тексте и словосочетаниях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 27.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе б
Учитель: Казакова Любовь Сергеевна
Дата проведения: 06.04.2018 г.
Тема урока | Что такое имя прилагательное? |
Цель урока | -развивать познавательный интерес; -добывать новые знания из источников информации (учебник, толковый словарь); - развивать орфографическую зоркость; -формировать представления о частях речи; -учить распознавать имя прилагательное в тексте и словосочетаниях; -воспитывать взаимопонимание, добрые отношения. |
Планируемый результат обучения | Познавательные УУД -способствовать развитию интеллектуальных умений; -уметь предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; -уметь добывать новые знания из информационных источников (толковый словарь; учебник). Регулятивные УУД -формировать умения самостоятельно исследовать, решать проблему, делать вывод; -осуществлять контроль по результату; -формировать соучастие, ответственность за принятое решение. Коммуникативные УУД -формировать собственное мнение; -оформлять свои мысли в устной речи, читать текст про себя, выделять главное; -понимать друг друга; -сотрудничать при совместной работе в группе; -составлять план разрешения проблемы. Личностные УУД -воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе; -умение слышать своего товарища, сопереживать вместе с ним, находить общее мнение. |
Основные понятия | Части речи, члены предложения, имя прилагательное, признаки прилагательных, вопросы к ним: какой?, какая?, какое?, какие?; |
Межпредметные связи | Окружающий мир, математика |
Ресурсы | УМК «Школа России», 2 класс; презентация по теме, карточки, тест, наглядное пособие |
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организация учащихся Мотивация. Создание доброжелательной атмосферы на уроке Включение учащихся в учебную деятельность
| Личностные | Приветствие. Рабочий настрой. В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Желаю вам за время работы на уроке подняться по лестнице знаний на ступеньку выше. Успехов вам! | Слушают, выполняют. |
2.Вхождение в урок Минутка чистописания Словарная работа Орфографиче ская минутка | Гимнастика для пальцев рук
Минутка чистописания На доске записаны слова: ёж ёрш нож ковш - Что будем писать на минутке чистописания (слова) -Что знаете о звуках ж и ш? (согласные, всегда твёрдые, парные согласные по звонкости-глухости) Орфографическая минутка Найдите слова в строчке и назовите их МОЯГОДАРЫЗЕОАЛПКЮХВЕТЕРМЦАЕЬБЛОПАТАЛБЖЧАХСКОРО (Ягода, ветер, лопата, скоро) - Что это за слова? Какую непроверяемую безударную гласную нужно запомнить? - Запишите число, классная работа (На доске запись) Дру…на, ма…на, пру…на, ти…на. - Вставьте слоги жи и ши, чтобы получились слова (дружина, машина, пружина, тишина) - Написание каких буквосочетаний мы повторили? -Запишите в тетрадь. | Слушают, выполняют, отвечают Записывают, повторяют Работают со словарями, проверяют написание слов Вставляют слоги, записывают | |
3.Актуализация знаний. Формулировка темы | Регулятивные | (На доске запись) Белая, кресло, заяц, деревянное, улицы, широкие, краска, робкий. -Разделите слова на два столбика. - На какие вопросы отвечают слова первого столбика? - Что обозначают слова первого столбика? - Как называется часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (Имя существительное) Возникла проблема в том, что обозначают слова второго столбика. А что такое проблема вообще? Давайте разберём (белая- цвет, робкий- внутреннее качество, деревянное – материал, широкие - размер) – Что мы описываем с помощью имён прилагательных? (Форму, цвет, вкус, размер, материал и т. д.) - Эти слова можно назвать одним словом - признаки. - На какие вопросы отвечают эти слова? (Какая? Какой? Какое? Какие?) - Я слово ищу необычное, звучное, Особое, сильное, лучшее, Короткое, длинное, красное, синее, Неброское, яркое, очень красивое, Оно уменьшительное или ласкательное, А называют его… прилагательное. Слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы какая? какой? какое? какие? ,называют прилагательными. - Какая же тема нашего урока? (Что такое имя прилагательное?) Анимация Приложение к учебнику, урок 34 Практическая работа с использованием ИКТ (2 задания)
Задачи:
- Какие правила мы должны соблюдать во время работы? (не шуметь, не ссориться, друг другу помогать - так будет легче) | Высказывают, размышляют, делают выводы Ребёнок читает стихотворение об имени прилагательном Слушают, выполняют задания Повторяют правила |
4.Работа по теме урока. Исследование имени прилагательного Зарядка для глаз Физкультминут ка | Познавательные Коммуникатив- ные | Работа в группах - Попробуйте составить загадки из отдельных слов. (раздаются конверты с заданиями) - Назовите в каждой группе прилагательные, на какой вопрос они отвечают? - Запишите одну из загадок, прилагательное подчеркните волнистой линией (выполняется по схеме) Белый камушек растаял, на доске следы оставил. Белый камень в воде тает. Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают. Мордочка усатая, шубка полосатая, Часто умывается, с водой не знается. Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам. Лежало одеяло, мягкое, белое, Солнце напекло – одеяло утекло. Читается правило по учебнику Огромный слон шагает. Спит колючий ёж. Рыжая белка грызёт орешки. Бежит звонкий ручей. Учащиеся, услышав имя существительное, выполняют хлопок над головой; глагол – бег на месте; имя прилагательное – приседание. | Составляют загадки, включая в содержание загадки имена прилагательные, наблюдают за вопросами, на которые они отвечают. Делают вывод. Что такое имя прилагательное? Сопоставляют свои ответы с формулировкой учебника Снимает утомляемость |
5.Закрепление изученного материала. | Познавательные Регулятивные Коммуникативные | Работа в парах Задание. Подобрать имена прилагательные по высоте. жираф зебра Математика (Задача. Рост новорожденного жирафа составляет 2 м, взрослый жираф в 3 раза выше. Чему равен рост взрослого жирафа?) Окружающий мир (Кстати, длинная шея жирафа состоит только из 7 позвонков, как и шея зебры. 7 позвонков имеют все млекопитающие Жираф - единственное животное, у которого представители обоих полов рождаются с рожками) Подобрать имена прилагательные по цвету. кузнечик муравей Окружающий мир. (Кровь у кузнечика белая, а муравьи никогда не спят) Подобрать имена прилагательные по силе. лев антилопа Математика. (Львица отдыхает 20 часов в сутки, остальное время у неё заняты охотой и поеданием пойманной пищи. Сколько времени львица охотится и ест пищу?) Должна получиться запись Высокий жираф - низкая зебра. Зелёный кузнечик – чёрный муравей. Сильный лев - слабая антилопа. По форме (мяч, зеркало), по вкусу (пирог, щавель), по запаху (ландыш, аромат), по внутренним качествам животных (лиса, волк) и т. д. | Слушают информацию, решают задачи, познают окружающий мир, сравнивают, сопоставляют, анализируют, подбирают имена прилагательные. Осмысливают. |
6.Решение проблемы | Регулятивное Познавательное Коммуникативное Личностные | Осталось решить несколько проблем, связанных с именем прилагательным. 1.С какой частью речи связано имя прилагательное? (с именем существительным) - Ребята, как вы думаете, по признакам легко определить предмет? – Я называю прилагательные, а вы должны быстро угадать какие это слова. – Добрая, любимая, родная – … 2.Зачем нам в речи имя прилагательное. (Чтобы отличить один предмет от другого, точнее его описать, украсить нашу речь) | Работают, сопоставляют, анализируют, решают проблему Отвечают на вопросы |
Рефлексия | Личностные | Очень замечательное – имя прилагательное. Трудно будет без него, если пропадет оно. Выполняют тест Пришла … зима. Стоят … морозы. Земля покрыта … снегом. Деревья украшены … узорами инея. В снег спрятаны … елочки. Слова для справок: холодная, лютые, белым, красивыми, маленькие. Затем оценивают свою работу Какова была наша цель? – Достигли мы этой цели? (…) – В чём возникали затруднения на уроке? (…) – Над чем ещё надо поработать? (…) – У кого остались вопросы на конец урока? (…) – Оцените свою работу на уроке. Если вы считаете, что работали хорошо, все у вас получалось и вы довольны своей работой, ставите в круг +. -Кто считает, что он чувствовал себя неуверенно, испытывал трудности, ставит -. -Сегодня было очень приятно работать с вами на уроке. Всё, что мы запланировали, сделали, домашнего задания нет. Вы все были активными и талантливыми. Если у кого-то что–то не получалось, не беда, ведь вы старались самостоятельно решать все проблемы. Молодцы! «Пусть же всё вокруг вас будет удивительным и разным! И вокруг вас и вы сами употребляли только добрые, красивые, приятные слова – прилагательные. | Оценивают свою деятельность, испытывают чувство удовлетворенности от урока. |
Приложение1. Игра «Кто это? Что это?»
– Я называю прилагательные, а вы должны быстро угадать какие это слова.
– Добрая, любимая, родная – …
Весенний, звонкий, говорливый – …
Интересная, библиотечная, любимая – …
Хитрая, рыжая, пушистая – …
Вкусный, шоколадный, свежий – …
Шелковое, красивое, длинное – …
Круглый, деревянный, обеденный – …
Косолапый, белый, неуклюжий – …
Настольная, яркая, удобная – …
Зимние, тёплые, красивые – …
Новогодний, весёлый, долгожданный –
Морозный, ясный, зимний – …
Домашний, пушистый, любимый – …
Полевой, садовый, лесной – …
Сочное, вкусное, спелое – …
Новые, многоэтажные, красивые –…
Горячий, мясной, вкусный – …
Грецкие, лесные, вкусные – …
Настенные, карманные, ручные – …
Чистая, прозрачная, питьевая – …
Мягкая, удобная, деревянная – …
– Что мы описываем с помощью имён прилагательных? (Форму, цвет, вкус, размер)
– Форма, цвет, размер, вкус – это признаки. Значит, что обозначают имена прилагательные? (Признаки предмета).
Приложение 2
, | Сейчас отдохнем. Сделайте столько хлопков руками, сколько раз прилагательные встретятся в описании осени.
Веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной.-3
Я бываю разная: Черная и красная, Грузовая, легковая. Кто же я такая? (машина)5
Дом зеленый тесноват- Узкий, длинный, гладкий. В доме рядышком сидят Круглые ребятки. (горох)
Огромный слон шагает. Спит колючий ёж. Рыжая белка грызёт орешки. Учащиеся, услышав имя существительное, выполняют хлопок над головой; глагол – бег на месте; имя прилагательное – приседание. |
Приложение 3.
(фронтальная работа)
- Дополните столбики словами
Что делает? | Какой? | Кто? Что? |
рычит | страшный | волк |
мяукает | … | … |
… | … | кузнечик |
- Что объединяет слова первого столбика? Объясните. (Вопрос, на который отвечает слово, и то, что оно обозначает.)
- Дополните слова предметы словами-признаками.
Волк какой? (большой, серый, страшный...). Кот какой? (голодный, маленький, ласковый...). кузнечик какой? (зелёный, маленький...).
- Прочитайте слова среднего столбика. что их объединяет? (Вопрос, на который отвечает слово, и то, что оно обозначает)
- Как назвать часть речи, которая отвечает на вопрос какой? и обозначает признак предмета? (имя прилагательное)
(записывают предложение в тетрадь по выбору)
Приложение 4. Работа в рабочей тетради
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок русского языка "Наблюдение за написанием буквосочетаний ЧА, ЩА" 2 класс
Конспект открытого урока«Наблюдение за написанием буквосочетаний ЧА, ЩА»Русский язык2-й класс Иванова Ирина Ивановна, учитель начальных классов МКОУ «Сан...
Открытый урок русского языка в 3 классе по теме "Что такое окончание"
Открытый урок русского языка в 3 классе по теме "Что такое окончание" к УМК "Школа России"...
Конспект открытого урока русского языка для 4 класса на тему «Что такое склонение? Три типа склонения имен существительных»
Открытый урок русского языка для 4 класса на тему: "Что такое склонение?Три типа склонения имен существительных".На уроке использованы информационные, здоровьесберегающие технологии, технология пробле...
Открытый урок русского языка по УМК «Перспективная начальная школа» в 4 классе по теме: «Устойчивые выражения»
Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма.Задачи: Учить понимать значение фразеологизма, правильно употреблять в реч...
Конспект открытого урока русского языка на тему: «Части речи. Имя существительное.» 2 класс
Тип урока: урок открытия нового знанияФорма урока: урок-мини-исследование.Методы: словесный, наглядный, проблемно - поисковый, самоанализа своей деятельности (рефлексия).Форма работы: групповая, индив...
Открытый урок русского языка по теме: «Однородные второстепенные члены предложения», 4 класс
Урок дан по программе УМК "Планета знаний"...