Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Приме-чание |
1. Мотивация учебной деятельности |
- Вот опять звенит звонок Мы начнём сейчас урок! -Ребята, мы продолжаем изучать наш интереснейший, сложнейший родной русский язык. Сегодня мы откроем ещё один его орфографический секрет
|
Настраиваются на урок. |
|
2. Чисто-писание | - Я предлагаю вам поработать сейчас над красотой письменной речи, вспомнить каллиграфическое написание элементов букв. Желаю вам, чтобы вся письменная работа была выполнена также красиво и правильно как и у меня на доске : (слайд) еее иыи еье еое оаоа ьиь ( проводиться фонетическая работа) вода земля конь окно дядя степь Юра стол море
- Что вы можете рассказать об этих словах ?
А теперь обратимся к следующим высказываниям на доске: • Мы уже всё знаем! • Мы ещё не всё знаем! • Мы ничего не знаем! • Мы уже кое-что знаем!
- Давайте проверим ваши знания и поработаем с тестовым заданием № 10 «Имя существительное». Проверим , как вы справились с этими тестовыми заданиями. ( использую для проверки слайды презентации )
| - Ребята выполняют работу.
Прочитывают слова, записываются в тетрадях, находят орфограммы, обьясняют. Имена существительные, опр. род, число; одуш,неодуш.
Дети выбирают утверждение, которое они на данный момент урока считают верным
Индивидуальное зада-ние, дети работают са-мостоятельно 2-3мин.
|
|
3.Актуализация знаний.
|
На уроке снова его величество - имя существительное. (Слайд 1) Имя существительное. Мы уже многое знаем об этой части речи. Назовите все постоянные и изменяемые признаки. Учитель открывает соответствующие слайды.( На слайдах наглядно представлено всё, что назвали дети. Остаётся один слайд(на нем пока не открытая карточка). Учитель предлагает не открывать учебник, а открыть новое знание самим
-Для открытия нового нам потре-буется много существительных. У вас на партах лежат карточки с разными частями речи ( на всех партах разные слова). Работая в парах, отберите только существительные
Учитель просит принести и при-крепить на доске следующие существительные: среднего рода, мужского рода с нулевым окончанием, все существитель-ные в предложном падеже, женс-кого рода с нулевым окончанием и т.д.
|
Дети перечисляют всё, что знают о постоянных и изменяемых признаках существительного Видя на доске одну закрытую карточку, дети понимают, что знают о существительном не всё.
Дети работают в парах, отбирают существительные.
Дети выполняют зада-ние, находят ошибки одноклассников, которые объясняют свои ошибки, ставят себе оценку (аргумен-тированно).
|
|
3. Постановка проблемной си-туации, фикси-рование учеб-ной задачи.
4. Конкрети-зация учебной задачи.
|
После того, как задание выполнено, учитель отбирает из принесённых на доску существительных только два ( для создания проблемной ситуации.) на лошади - на лошадке (Слайд) -Что общего у этих существительных?
-Чем отличаются? -Что удивляет?
- Какую же задачу поставим на сегодняшнем уроке? ( Учитель фиксирует на доске задачу урока (слайд)помещает карточку рядом с той, на которой был знак вопроса и спрашивает у детей , что скрывается в этой карточке.)
Сталкивались ли мы раньше с такой орфографической задачей правописания безударных –е, -и?
-Выйдите к доске те дети, которые сегодня уже решали такую задачу на своих карточках.
-Мы видим, что умеем решать орфографическую задачу с – е.-и во всех частях слова, кроме окончания. -Что же мы сегодня должны узнать?
|
(Дети перечисляют) Однокоренные,одушевлённые, нарицательные, женского рода, стоят в единственном числе, предложном падеже, безударное окончание.
-У существительных женского рода в одном и том же числе и падеже разные окончания.
-Узнать, почему у этих существитель-ных разные оконча-ния -е . –и? (Дети до-гадываются, отвечают) -Секрет о правопи-сании безударных па-дежных окончаний. -Да, сталкивались. -В приставке, в корне, в суффиксе.
(К доске выходят трое учеников и берут свои карточки со вставленными маркером буквами.
Прилив, липучка, платочек. Объясняют способы проверки гласных в разных частях слова.
-Как проверять безударные гласные –е, -и в окончаниях существительных |
|
5. Физкульт-минутка
|
Чтоб получше нам размяться, Будем глубже наклоняться. Наклоняемся вперёд. А потом - наоборот. (2-3р.) И за парту тихо сели . Мы продолжим наш урок? |
Выполняют упражнения |
|
6.Выдвижение гипотез учащимися и их обоснование.
| 1.Учитель предлагает внимательнее посмотреть на существительные: «на лошади- на лошадке» и найти ещё не названные различия. На слайде 1 версия . Сущ. с уменьш.ласкат. суффиксом (лошадка) | Сущ. без суффикса. (лошадь) | П.п - е | П.п. – и |
2.Учитель предлагает сделать ещё предположения о правописании –е, -и в окончаниях.
На сладе 2 версия. Сущ. в нач.ф. с окончанием –а (лошадка) | Сущ. в нач. ф. с нулевым окончанием ( лошадь) | П.п. – е | П.п. – и |
Учитель спрашивает, какую из версий взять за правило?
Учитель предлагает пользоваться существительными , которые есть на слайде, так как проверять на существительных с безударными окончаниями нельзя.
Проверяется : 1 версия. Сущ. с уменьш. ласкат.суффиксом (лошадка) | Сущ. без суффикса. (лошадь) | П.п - е | П.п. – и | в морковке в тетрадке на площадке
| в моркови в тетради на площади на пне на коне |
Учитель выставляет слайд.
Проверяется : 2 версия
Сущ.,имеющие в начальной форме окончание –а, -я. | Сущ.,имеющие в начальной форме нулевое окончание. | П.п - е | П.п. - и | в морковке в тетрадке на площадке на лисе на земле на Балде | в моркови в тетради на площади на коне на пне |
Учитель обращает внимание на то, что мы наблюдали за существительными только мужского и женского рода, только в предложном падеже. -Что же ещё можно сделать в такой ситуации?
Учитель соглашается, выдвигая предположение, что при склонении обнаружатся, какие-то закономерности, выясняет с учениками, какие существительные можно брать для склонения. | 1.Дети замечают, что в слове « на лошадке» есть уменьшительно- ласкательный суффикс, а в другом слове-нет.
2.Дети замечают, что в начальной форме одно сущ. имеет нулевое окончание, другое – окончание –а
Дети предлагают проверить эти версии на других существительных.
Называют существительные: в моркови- в морковке, в тетради- в тетрадке, на площади – на площадке. Замечают, что 1 версия не подтверждается, так как сущ. пень, конь – без суффикса , а имеют в П.п. окончание –е, вопреки нашему предположению.
Дети снова пользуются тем же словарным материалом, который представлен на доске. Проверяя слова ж.р. с окончаниями –а. –я версия (« смотри- на начальную форму» подтверждается, а на существительных м.р. «конь, пень» с нулевым окончанием не подтверждается.
Далее дети встают « в тупик», так как обе версии нельзя взять за правило.
Дети предлагают взять существительные каждого рода и просклонять во всех падежах, понаблюдать за окончаниями.
Ученики называют существительные со слайда( с ударными окончаниями) Ученики с помощью наводящих вопросов учителя формируют три группы существительных по «одинаковости» окончаний в начальной форме.
|
|
7. Физкульт-минутка | Интерактивный тренажёр ( зрительная гимнастика, двигательная активность) | Выполнение гимнастики для глаз, двигательных упражнений. |
|
8. Осуществле-ние практичес-кой деятель-ности : (склонение, на-блюдение, ис-следование выявление закономернос-тей) | Учитель даёт задание просклонять существительные трёх получившихся групп, каждый ряд-склоняет свою группу.
Учитель вызывает троих детей к доске, и они рассказывают, что обнаружили, склоняя существительные с ударными окончаниями, сравнивают окончания в Р.п,Д.п.,П.п.
Учитель ножницами демонстративно отрезает существительное « конь» от 3 группы существительных и прикрепляет ко 2 группе.
Учитель предлагает оценить, как просклоняли существительные.
Учитель задаёт главный проблемный вопрос урока. -Почему пишется « на лошади , но на лошадке»? Учитель спрашивает, где это можно проверить?
Учитель спрашивает, какой новый орфографический секрет о существительном сегодня открыли.
Учитель открывает на доске слайд с вопросом урока. На доске появляется таблица трёх склонений существительных со словами - помощниками с ударным окончанием. | Дети склоняют: 1 ряд | 2 ряд | 3 ряд | Земля, вода, Балда. | Окно, бельё. | Рожь, печь, конь. |
Три ученика склоняют эти же существительные на индивидуальных листках маркером для последующей проверки на доске.
Ученик, склонявший 3 группу замечает, что у существительного «конь» окончания не совпадают с окончаниями существительных ж.р.- «рожь», «печь». А совпадают с окончаниями сущ. 2 группы среднего рода.
Ученики наглядно видят, что собрали три группы существительных по «одинаковости» окончаний и ещё раз называют род и окончание начальной формы существительных каждой группы.
Дети отвечают, что это зависит от группы склонения и падежа. Дети отвечают, что в учебнике. Открывают учебник и вслух зачитывают правило, выяснив. Что «три группы» правильно называются «три склонения»
Дети отвечают.
Дети заучивают правило о трёх склонениях, работают парами, проверяя знание правила друг у друга.
|
|
9.Применение нового знания на практике.
| Учитель даёт разноуровневые задания( 1 группа - разбить существительные, стоящие в начальной форме на три группы по склонению, 2 группа- 1 задание: определить склонение существительных, стоящих в предложениях в различных падежах; 2 задание: подобрать к ряду существительных синонимы другого рода, определить у них склонение) По окончании самостоятельной работы, учитель просит поменяться тетрадями для взаимопроверки. Включает экран.
Учитель ставит оценку ученику. Далее учитель включает на экране карточку для проверки задания 2 группы, вызывает второго ученика, который по своей тетради озвучивает, как выполнено задание. Учитель спрашивает ,чем задание 2 группы было сложнее, чем у 1 группы. Учитель ставит оценку второму ученику.
| Задание 1 группы. Разбить существительные на три группы по склонению. Приписать к каждому склонению 2-3 существительных. Девочка, море, страна, ночь, дочь. Забор, мать, вещь, печь, окно, дерево, дядя, мальчик, земля, дедушка.
Задание 2 группы. 1.Подбери к существительным синонимы другого рода. Определи склонение.
Строй- колонна-1 скл. Путь- Облик- Инъекция- Гнев- Чутьё- 2.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы, подпиши над существительными склонение. Скво.ь густые кроны ябл.нь пр. б.вался солнечный луч(?). На в.ротничке платья была изящ(?)ная брош(?)
|
|
10. Задание на дом | Учитель спрашивает, как лучше дома запоминать склонения существительного?
Чтобы все существительные запомнились, учитель предлагает объединить их одним предложением . | Дети предлагают вырезать картинки слов - помощников с ударными окончаниями, которые сегодня склоняли ( вода, земля-1 скл.. конь -2 скл., рожь – 3 скл.) и приклеить их к памятке, которую заполняем по мере изучения признаков существительного, записать в памятку табличку « Три склонения существительных» Ученики сочиняют примерно следующее. «Наши предки славяне сражались на коне, пахали землю на коне, сажали рожь, поливали водой». |
|
11. Рефлексия | Учитель включает экран с началом различных фраз, которые дети должны продолжить: -Было интересно… -Было трудно… -Я чувствовал.. -Сегодня я наблюдал….
| Обучающиеся рефлексируют |
|