Открытый урок русского языка в 3 классе по теме "Что такое окончание"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Открытый урок русского языка в 3 классе по теме "Что такое окончание" к УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_3_klass_umk.docx | 46.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 3 класс УМК «Школа России»
Тема урока: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Тип урока: открытие новых знаний
Цели урока: познакомить с окончанием, как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; познакомить с понятием “основа слова”; учить выделять окончание в словах, учить различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Задачи урока: создать условия для формирования комплекса УУД; способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы; воспитывать интерес к работе с информацией, организованность в работе, самостоятельность.
Необходимое оборудование и материалы:
- учебник для 3 класса “Русский язык”
- мультимедийный проектор, презентация в слайдах
- карточки с заданием для самостоятельной работы, карточки со словами различных частей речи.
Планируемые результаты
Предметные | Метапредметные | Личностные |
|
|
|
Ход урока
Этапы и содержание урока | Перечень УУД, выполняемых учащимися на этапах урока |
Мотивация к учебной деятельности Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке посредством связи с окружающим миром; актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности. – Прочитайте девиз урока (на доске)
– Как понимаете слова? |
- самоопределение (Л); - планирование учебного сотрудничества вместе с учителем и сверстниками (К). |
Актуализация знаний Цель: активизировать имеющиеся знания о составе слова и однокоренных словах; активизировать мыслительные операции;
Работа по таблице. Слайд 1. - Я называю числа, вы находите их в таблице и записываете те буквы, которые им соответствуют. 25-р, 33-е, 5-б, 16-з, 4-ё, 3-а. - Вспомните гигиенические правила письма. - Запишите эти буквы, повторяя до конца строки
- Составьте из данных букв слово. (БЕРЕЗА) - Объясните написание этого слова. Запишите. - Попробуем отгадать второе словарное слово с помощью вопросов. (ОСИНА) - Как запишете слово осина? - Можно ли проверить написание? - Назовите орфограммы? - Определите корень слова. - Что знаете о корне? - Как правильно выделить корень? (Подобрать однокоренные слова). - Как правильно подобрать однокоренные слова? - Подберите. (Варианты детей). 3. Составьте простое распространенное предложение со словарными словами. Запись и разбор у доски. - Что мы повторили? Для чего мы это делали? - Оцените как вы поработали на этом этапе урока с помощью светофора. Самоопределение к деятельности
Цель: создать условия для проведения учащимися анализа своих действий; организовать выявление и фиксацию учащимися причины затруднения, согласовать тему урока; организовать выбор учащимися средств для построения нового знания
БЕЛЫЕ БЕРЕЗУ УКРЫЛАСЬ СНЕГА - Что за запись на доске? – Получилось ли предложение? Почему?
- Какая часть речи служит для связи слов в предложении? ( Предлог) - Какой предлог тут можно употребить? Обсудите в группах. ( Вывод: Предлог не нужен, а надо изменить конец некоторых слов). - Какое получилось предложение? БЕЛАЯ БЕРЕЗА УКРЫЛАСЬ СНЕГОМ. Письмо с комментированием. - Что мы изменили в словах? Какую часть слова? (Окончание)
- Какое задание надо было выполнить? - Что вызвало затруднение? Почему? - Значит чему нам надо научиться? Поставьте перед собой цель. (Узнать, научиться…). - Сформулируйте тему урока. - Какая часть слов не изменяется? (Корень) - В какой части слова происходят изменения? (В окончании). - Что вы знаете про окончание? В чём причина затруднения? (Не всё можем объяснить). - Какие учебные задачи мы поставим перед собой? 2. Работа с текстом - Вставьте слово, подходящее по смыслу. Прочтите, что получилось. Слайд 2. …….называют символом России. Русь моя, люблю твои …… ! ……… воспета в произведениях русских поэтов. О ………… слагали песни. На ……. распустились почки. Под ……… нашли грибок. - Спишите, обозначая орфограммы. Выделите корень. - Можно ли сказать, что это однокоренные слова? (нет, это изменение одного и того же слова. Вывод: Меняется только форма слова, лексическое значение остается прежним. - Выделите корень. Отметьте изменяемую часть слова графически Подчеркните оставшуюся часть слова. Самопроверка. Слайд 3. - Как называется новая часть слова? - Для чего она служит? - Как обозначается? Почему так называется? Где стоит в слове? Сделайте вывод. (Изменяемая часть слова – это окончание) Прочтите этот текст не меняя окончаний в слове береза. – Сделайте вывод. (Окончание служит для связи слов в предложении). Обобщим. (Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Физминутка для глаз Проследите глазами Слайд 4. Работа по теме урока.
Задание: 1) Вставьте слово в словосочетание; 2) Выделите корень; 3) Обозначьте окончания. Карточки: Лиса Белка Пушистый хвост у ….. дупло …………….. Долго выслеживал … увидел…………….. Любовался…… грустил о ……………….. Много сказок о …….. любовался ……………… Олень Волк Накормил……………… охотился на …………….. Ждал …………… дал еду ………………….. Гордился…………… любовался ………………. Читали об ……………… говорили о ……………… Медведь Увидел ……………… Берлога ……………… Любовался………………. Слушал рассказ о ………………….. - Что происходило с окончанием? - Запишите начальные формы слов, которые встретились на карточках: ЛИСА, БЕЛКА, ВОЛК, ОЛЕНЬ, МЕДВЕДЬ. - Выделите окончания. Подчеркните основу слова. - Что вы заметили? - Где можно найти необходимую информацию? ( В учебнике). Откройте учебник с.82
-Нам нужно понаблюдать у слов каких частей речи изменяются окончания. - У вас на парте лежат слова разных частей речи. А позади нашего класса есть 4 пункта. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - Кто уже определился, может тихо подойти к своему пункту с ручкой. Прочитайте и выполните задание.
(Нужно изменить форму слова.) Выберите человека, который у вас проверит. Кто будет отвечать?
Закрепление изученного материала
С.83.упр. 152 Самостоятельная работа по вариантам 1 вариант – формы слова 2 вариант – однокоренные слова - Обменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка. 2. Фронтальная работа с текстом Пришла осень. Старые (дерево) уже облетели. Медведь нашел себе (яма) под (дерево). Там много сухих (листья). Медведь сделал себе (берлога) и лег там. Запушил снег (дерево), покрыл (земля) и (берлога). -Употребите слова в скобках правильно и выделите окончания. Рефлексия учебной деятельности Цель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата учебной деятельности; создать условия для фиксации учащимися в речи нового способа действий, изученного на уроке; организовать фиксацию затруднений, которые остались и способов их преодоления; организовать самооценку собственной учебной деятельности нам уроке; согласовать домашнее задание.
- Какую цель мы ставили? - Достигли цели? - К какому выводу пришли? - Какие ошибки были допущены в самостоятельной работе? - Над чем еще надо поработать? - У кого не было затруднений по новой теме? 3. –Осталось нам совсем немного: Оцените свою работу на уроке.
(Дети показывают смайлики-оценки). - Прикрепите свои жетончики в ту область, которая соответствует тому, как вы оцениваете свою работу - Я вижу, что на уроке вы были: Очень……. Достаточно ……. Но и ………. Домашнее задание: с. 80. Упр. 145, правило -Всем спасибо за работу! Урок закончен. |
- извлечение необходимой информации из ответов учителя (П); - осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений (К).
- осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); - фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р).
- постановка и формулирование проблемы (П);
самоопределение (Л);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
-самоопределение (Л);
- выполнение пробного учебного действия (Р);
- анализ, обобщение (П);
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- учёт разных мнений, координирование разных позиций (К).
- самоопределение (Л); - учёт разных мнений (К); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
- поиск необходимой информации (П); - анализ, классификация (П); - подведение под понятие (П).
- извлечение из текстов необходимой информации (П); - осознание ответственности за общее дело (Л); - волевая саморегуляция (Р); - достижение договорённостей и согласование общего решения (К);
- выполнение действий по алгоритму (П); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- контроль (Р); - коррекция (Р); - оценка (Р);
- анализ, обобщение (П). - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К); - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);
- самооценка на основе критерия успешности (Л); |
Дополнительная необходимая информация. | УУД- универсальные учебные действия. Л – личностные; К – коммуникативные; Р – регулятивные; П – предметные. |
Обоснование, почему именно данную тему необходимо (наиболее оптимально) изучать с использованием медиа-, мультимедиа. | Наглядность позволяет детям понять что такое окончание и основа слова, меньше времени уходит на проверку и взаимопроверку, есть возможность вывести выводы на слайдах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 4 класс. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Конспект урока с презентацией....
методическая разработка урока русского языка 3 класс "Мягкий знак в окончаниях существительных после шипящих"
В методической разработке представлен урок , на котором учащиеся знакомятся с ещё одной работой мягкого знака - обозначением имён существительных женского рода....
Урок русского языка 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе"
Урок русского языка УМК "Начальная школа ХХI века" 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе" с презентацией...
Урок русского языка 3 класс ПНШ "Правописание безударных окончаний имен существительных 1 и 2 склоннений"
Данный конспект урока может использоваться в учебном процессе по программе ПНШ в 3 классе...
Открытый урок русского языка. 4 класс. Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление».
Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов.:...
Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: "Формы слова. Окончание." УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; формирование умения находить окончания в словах.Планируемые результаты:предметные: уметь наход...