Конспект урока русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Обучающее изложение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_3_klasse_obuchayushchee_izlozhenie.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение.
Алгоритм работы над изложением для учащихся.
- Внимательно слушай название текста и сам текст. При первом чтении постарайся понять основную мысль текста, запомнить порядок следования частей.
- При повторном чтении можешь записать ключевые слова, яркие образы, сравнения.
- Составь план текста.
- Попробуй одним предложением передать основную мысль каждого пункта плана. У тебя должен получиться маленький текст.
- Следующее действие расширение «маленького текста»: здесь помогут записанные тобой ключевые слова, интересные образы и сравнения.
- В результате предварительной работы у тебя получился черновик. Его надо внимательно прочитать, проверить ошибки, отредактировать, то есть поискать неудачные выражения, повторы, слова, которые не сочетаются друг с другом.
- Аккуратно, без ошибок перепиши изложение и ещё раз проверь.
Конспект урока русского языка в 3 классе.
Тема урока: Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста «Какие бывают дупла?» (По Н.Сладкову)
Цели урока: 1. Формировать умение работать с текстом, определять его основную мысль, идею, структуру, делить текст на части и озаглавливать их в соответствии с типом текста-рассуждения.
УУД: Формировать умение строить текст в соответствии со структурно-композиционными особенностями текста-рассуждения, умение конструировать тезис и вывод как структурные компоненты текста-рассуждения, соединять предложения с помощью лексических и грамматических средств связи.
Задачи урока: 1. Способствовать развитию умения более точно отбирать слова, выражения, словосочетания для написания текста.
2. Работать над развитием речи учащихся.
3. Развивать умение доказывать свою мысль, приводя аргументы и факты.
4. Развивать орфографическую зоркость учащихся.
5. Прививать любовь к родной природе.
6. Прививать любовь к чтению, развивать любознательность.
Ход урока.
1. Организационный момент.
− Кого называют санитарами леса? (Волка. Дятла)
− Отгадайте загадку: Он по-рабочему одет — удобно, просто, ловко. На нем малиновый берет и пестрая спецовка. (Дятел)
− Что вы знаете про дятлов? (Дятла можно увидеть на стволах деревьев в лесу и парке. Дятел весь пестрый — белый с черным, а на голове красная «шапочка». Дятел невелик ростом - всего лишь покрупнее скворца.)
− Что часто встречается в стволе дерева после работы дятла? (Дупло.)
− Гнезда дятлы устраивают в дуплах сухих деревьев, причем обычно сами выдалбливают эти дупла. И свои «квартиры» меняют каждый год. А старое занимают новые жильцы, но не дятлы. Кто же? (Белки. Другие птицы.)
− Об остальных обитателях «квартир» вы узнаете сегодня на уроке.
2. Постановка темы урока.
− Сейчас мы подготовимся и напишем изложение. Для чего мы учимся писать изложения? (Чтобы уметь передавать письменно содержание прочитанного. Чтобы узнать что-то новое.)
− Изложение будем писать по рассказу Николая Ивановича Сладкова.
/Учитель показывает портрет писателя./
− Какие произведения этого писателя вы уже читали? («Лесные тайнички». «Медвежья горка». «Ночные охотники». «Мурлыка». «Отчаянный заяц»)
/У доски выставка книг Н.Сладкова./
− Николай Сладков родился в Москве, но вырос и всю жизнь прожил в Санкт-Петербурге. Мальчиком он занимался в кружке юннатов при Зоологическом институте, над которым шефствовал Виталий Бианки. Виталий Валентинович стал наставником, учителем и другом Сладкова. Топограф по специальности, Сладков прошел по дорогам Великой Отечественной и после войны служил в армии. Первая его книга, «Серебряный хвост», появилась в 1953 году. С тех пор издано множество его сказок и рассказов о природе. Во многих книгах Н.Сладкова помещены его фотоработы — необыкновенной красоты снимки его героев: змей, бабочек, медведей, тигров, муравьев... Каждый обитатель мира природы прекрасен по-своему: Сладков умеет это увидеть.
− Наш текст называется «Какие бывают дупла?»
3. Знакомство с текстом.
/Отпечатанные тексты лежат на партах./
Текст читает учитель.
Какие бывают дупла?
Каждое дупло в лесу — загадка. Умелый следопыт по следам различает дупляного жителя. Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму не ест и не пьет. Сколько дупел, столько загадок.
− Какие слова были непонятны? (Днюет, сыч)
− Кто знает или может объяснить значение данных слов? (Сыч - это ночная хищная птица, похожая на сову.)
− Ночует - проводит ночь, а днюет — проводит день.
/Учитель показывает иллюстрации сыча, дятла, белки, куницы, летучей мыши./
4. Повторное чтение текста вслух учащимися. Беседа по содержанию.
− О чем говорится в этом тексте? (О дуплах.)
− Какова тема текста? (Разные бывают дупла в лесу.)
− К какому типу текста отнесете данный рассказ? (Текст-рассуждение.)
− Докажите. (В этом тексте есть тезис, доказательство, вывод.)
− Что означает слово «тезис»? (Это мысль, которую нужно доказать.)
− Прочитайте тезис данного текста. (Каждое дупло в лесу — загадка. Умелый следопыт по следам различает дупляного жителя.)
− Именно этот тезис мы и должны доказать. Прочитайте доказательство. (Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму не ест и не пьет.)
− Какие виды дупел упоминаются? (Дупла-ночлежки, дупла-кладовые, дупла-спальни.)
− Прочитайте вывод по данному тексту. (Сколько дупел, столько загадок.)
− Обратите внимание — вывод соответствует теме, заголовку, главной мысли.
− Как вы думаете, а в каком жанре написан текст? (Это рассказ.)
5. Деление текста на части и составление плана.
− Поделен ли данный текст на части? (Нет.)
− На сколько частей можно разделить весь текст? (На три части.)
− Тексты-рассуждения чаще состоят из трех абзацев.
− Как будете писать каждую часть? (С красной строки.)
− О чем говорится в первой части? ( Каждое дупло в лесу — загадка. Умелый следопыт по следам различает дупляного жителя. Это тезис. Вступление.)
/Учитель фиксирует ответы детей на доске./
− О чем говорится во второй части? (Это основная часть. Доказательство.)
− Прочитайте первое доказательство. (Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту.)
− Определите тему. (Дупла-ночлежки.)
− Кто проводит ночь в дуплах-ночлежках? (Белки и дятлы.)
− А кто в них проводит день? (Сыч.)
− Как озаглавим первое доказательство? (Дупла-ночлежки.)
− Прочитайте второе доказательство. (Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь.)
− Определите его тему. (Дупла-кладовые.)
− Кто устраивает кладовые в дуплах? (Белка и куница.)
− Как озаглавим второе доказательство? (Дупла-кладовые.)
− Прочитайте третье доказательство. (Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму не ест и не пьет.)
− Какова тема этой части? (Дупла-ночлежки.)
− Кто спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь.)
− Как озаглавим третье доказательство? (Дупла-ночлежки.)
− О чем говорится в третьей части? (Это заключение. Вывод.)
− Наличие вывода говорит о том, что текст завершенный.
− Какая часть получилась самая большая? (Вторая часть — доказательство.)
/На доске появился план изложения./
План:
1. Вступление.
2. Основная часть:
1) дупла-ночлежки;
2) дупла-кладовые;
3) дупла-спальни.
3.Заключение.
− Сколько раз вы в тексте начнете писать с красной строки? (Три раза.)
6. Физкультминутка.
«Зарядка бельчат»
В лесной глуши на елке
Жили-были два бельчонка.
Жили дружно, не тужили
И с зарядкою дружили.
Вставали рано поутру,
Изображали кенгуру:
За уши лапками хватались
И вправо-влево наклонялись.
Дружно хлопали в ладошки
И тянулись, словно кошки.
Ножками топали,
Глазками хлопали,
Головками крутили,
Друг за другом вслед ходили.
«Есть в лесу три полочки»
Есть в лесу три полочки: /Хлопают в ладоши./
Ели — елки — елочки. /Руки вверх — в стороны — вниз./
Лежат на елях небеса, /Руки вверх./
На елках — птичьи голоса, /Руки в стороны./
Внизу на елочках — роса. /Руки вниз, присели./
7. Языковой разбор текста. (Анализ текста)
− Прочитайте первое предложение. (Каждое дупло в лесу — загадка.)
− Подберите синоним к слову «каждое». (Всякое, любое.)
− Для чего нужно это слово в предложении? (Дупел много в лесу, но все они разные.)
− Какое слово указывает на место, где происходит событие? (В лесу.)
− Какую роль в предложении играет слово «загадка»? (Чтобы нам было стало интересно.)
− Прочитайте второе предложение. (Умелый следопыт по следам различает дупляного жителя.)
− Найдите синоним к слову «умелый». (Опытный.)
− Каким словом можно заменить слово «следопыт»? (Любитель природы.)
− На что указывает слово «дупляной»? (Житель какого-то дупла.)
− Прочитайте третье предложение. (Бывают дупла-ночлежки.)
− Подберите синоним к слову «бывают». (Есть.)
− Почему автор дупла называет ночлежками? (Там животные ночуют.)
− А кто в них проводит день? (Сыч.)
− Почему Н.Сладков другие дупла называет кладовыми? (В них животные делают запасы корма.)
− Подберите синоним к слову «прячет». (Складывает. Укрывает от посторонних глаз.)
− А почему дупла названы спальнями? (Спальня — это место для сна. Некоторые животные на зиму залегают в спячку.)
− Каким глаголом можно заменить словосочетание «проводит зимнюю спячку»? (Зимует.)
− Прочитайте последнее предложение. (Сколько дупел, столько и загадок.)
− Какое слово повторяется в первом и последнем предложениях? («Загадка».)
− Как вы думаете, почему? (Обычно тезис совпадает с выводом. Вывод — это доказанный тезис.)
− Определите тип связи предложений в тексте: цепная или параллельная? (Цепная связь.)
− Назовите средства связи. (Повтор слова «дупла», местоимение (в) них, она.)
− Совершенно верно. В текстах с цепной связью сцепляющими словами могут быть синонимы, местоимения, повторы слов.
− А есть ли в тексте специальные слова-связки после тезиса и после доказательства: «докажем это», «несомненно», «потому что», «таким образом», «во-первых» и другие? (Нет.)
− Верно. Здесь части рассуждения связываются по смыслу и при помощи интонации.
− Как вы думаете, почему в этом тексте использовалась именно цепная связь предложений? (Объектом рассуждения является дупло. В каждом предложении сообщается что-то новое про дупло. Каждый раз уточняется о том, кто живет в дупле.)
/Единый временной план текста не обсуждается, так как не изучалась тема «Изменение глаголов по временам»./
8. Орфографическая подготовка.
− Для того, чтобы текст изложения написать без ошибок, вспомним правописание некоторых орфограмм.
/Слова из текста выписаны на доске, разбиты на группы./
(в) л...су зага...ка ж...теля (про)водят
(по) сл...дам ночле...ки сыч... (раз)гадает
л...туч...я вни... мыш... (по)ложит
г...л...вой (про) запа... ноч...ю (не) ест
кл...довые спяч...ку (не) пьет
− По какому принципу слова с пропущенными орфограммами объединены в первый столбик? (Слова с безударной гласной, которую можно проверить ударением.)
− Давайте назовем проверочные слова и вставим пропущенные буквы, а там, где нужно, раскроем скобки. Работаем «по цепочке» у доски.
/ Ученики по очереди выходят к доске, вставляют красным мелом пропущенную орфограмму, объясняют ее./
− На какое правило даны слова во втором столбике? (Парные согласные.)
− Назовите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы. Продолжаем работать «по цепочке».
− На какое правило встретились слова в третьем столбике? (Правописание слов с шипящими согласными.)
− Вставьте там, где нужно пропущенные буквы.
/ Дети продолжают работать «по цепочке» у доски./
− Какое правило объединяет слова четвертого столбика? ( Правописание глаголов.)
− Объясните, как пишутся данные глаголы.
/Дети «по цепочке» выходят к доске./
− Какие вопросы у вас еще возникли?
/В конце работы слова закрываются./
9. Запись текста изложения.
- Прочитайте текст еще раз про себя.
-Закройте листочки с текстом. Запишите его.
/Учащиеся пишут текст самостоятельно, без черновика.
10. Домашнее задание.
− Дома вам нужно будет написать сочинение-рассуждение на тему «Если бы я был учитель...»
11. Итог урока.
- Ребята, чему учились сегодня на уроке русского языка? (Учились писать изложение.)
- С каким типом текста работали? (Работали с текстом-рассуждением.)
- Урок окончен. Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.
Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. 2. Развивающие:- развивать...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»
Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...
Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку
Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »
Конспект урока русского языка 2 классТема урока: "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система “Начальная школа XXI века”....
Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала
Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....
Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".
Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...