урок обучения грамоте
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

урок обучения грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_shvetsova.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Класс 1а

Тема:  Звуки [б], [б']. Буквы Б, б.

Цели деятельности педагога:

Образовательные:

Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [б], [б,] и буквами Б, б, обозначающими эти звуки на письме; научить устанавливать различие в произнесении гласных и согласных звуков; различать гласные и согласные звуки, подбирать слова с этим звуком, выполнять звукобуквенный анализ слова «баран», «белка»; выбирать способ озвучивания некоторых предложений без использования речи; умение восстанавливать слова и придумывать с ними предложения (с опорой на иллюстрации в букваре);

Воспитательные: воспитание уважительного отношения к другим обучающимся при коллективном обсуждении проблем и работе в паре, готовности оказывать взаимопомощь;

Развивающие: развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; расширение кругозора обучающихся; развитие творческих способностей, исследовательских умений.

Планируемые результаты: Предметные: знают букву Б, б; умеют выполнять звуковой анализ слова «баран», называть слова со звуком [б, б]  в начале, середине и в конце слова (по рисункам).

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: логические – воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

Личностные: высказывают своё мнение, оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность.

Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности

   Необычный день у нас

  И гостями полон класс,

  Что гостям сказать нам надо?

 Видеть вас мы очень рады

Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

А чтобы все у нас получилось, давайте вспомним главное правило на уроке.

= Внимательно слушай учителя и одноклассников! Будь старательным!

2. Актуализация знаний

-Начнем урок с устной разминки.

  - Работа в паре (задают вопросы друг другу)

А) Что мы пишем и видим?

б) Что мы произносим и слышим?

Фронтально

в) Какие бывают звуки?

г) Какими могут быть гласные звуки?

д) На какие группы делятся согласные?

Е) отличие гласных от согласных

На доске карточки с буквами: а, м, у, н. о, р, э, ы, и, л

- я буду показывать буквы, а вы следите  за движением указки и называйте буквы (хором)

а, о, у, э, ы, и  (СЛАЙД – показываю 1 дом)

- К какой группе они относятся?

 Почему  буква  и живет в другом подъезде?

И обозначает мягкость предыдущего согласного

м, н, л, р, й (хором)

-А это какая группа? = Согласные. Что их объединяет?

Они звонкие (показываю  2 дом)

Мы продолжаем путешествие по городу  Алфавитинску, знакомимся с его жителями.

3. Постановка учебной проблемы.

    - А сейчас сядьте поудобнее и послушайте отрывок из сказки. Из этой сказки вы узнаете, кто  придет к нам сегодня  в гости. (чтение отрывка)

- Кто знает   ответ на вопрос?

-Что сделал Джузеппе с этим поленом? (СЛАЙД )

-Как называется эта сказка?

(«Золотой ключик, или приключения Буратино») (показать книгу)

-Кто её автор? (А. Толстой)  

У нас в гостях – Буратино.

На вас смотрит Буратино своими хитренькими глазками и спрашивает вас, какой звук вы слышите в начале его имени?(б)

Сформулируйте тему  урока.

 (Тема: Звук [б, б] и буква, которая его обозначает)

- Попробуйте, опираясь на тему  и опорные слова, сформулировать задачи нашего урока.

Слайд

Познакомиться с …..(новым звуком, узнать, какой буквой обозначается этот звук)

Учиться отличать ….(новый звук от других звуков речи, определять их местоположение в словах);

Учиться читать ….. ( слова и предложения )

Для чего это надо? (чтобы научиться  грамотно писать, читать и говорить)

Эти учебные задачи мы постараемся решить на уроке.

4. Решение учебной задачи

Буратино предлагает вам, ребята , отгадать загадки и побывать в роли исследователей (исследовать звуки)

Шерсть красивую имеет,
И она всех нас согреет.
Ничего не может он сказать,
И нельзя его нам обижать.
Добрый, милый и не злой.
Хоть упертый он порой.
Поскорее отвечай,
И его ты угадай. (Баран)

(Учитель открывает первую картинку)

а) Выделение звука б

Определите по схеме, сколько звуков в слове?

- Прочитайте слово так, чтобы  четко был слышен первый звук. Произнесите первый звук. Дайте характеристику звуку.  Обозначьте его цветом.

Согласный (губы сжимаются, выталкивая воздух), звонкий (проверяем пальчиками работают ли голосовые связки?), твердый (понаблюдаем в каком положении губы при произношении звука - «на улыбочке», «без улыбочки»). Обозначаю синим квадратиком.( на доске 1 ученик, остальные в своих тетрадочках)

- Прочитайте слово  баран так, чтобы  четко был слышен второй звук. Произнесите второй звук. Дайте характеристику звуку.

Гласный, безударный, обозначаю  красным квадратиком;

- Прочитайте слово  баран так, чтобы  четко был слышен третий звук. Произнесите третий звук. Дайте характеристику звуку.

Согласный, звонкий, твердый. Обозначаю синим квадратиком.

- Прочитайте слово  баран так, чтобы  четко был слышен четвертый звук.                Произнесите четвертый звук. Дайте характеристику звуку.

Гласный, ударный, обозначаю  красным квадратиком;

- Прочитайте слово  баран так, чтобы  четко был слышен пятый  звук. Произнесите пятый  звук. Дайте характеристику звуку.

(Работа в тетради со схемой.)

Расскажите  про новый звук.

- Есть ли у звука б парный мягкий согласный? Докажите.

Хвост пушистою дугой —

Вам знаком зверёк такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтоб зимою жить в тепле. (Белка)

(Учитель открывает вторую картинку.)

- Сравним первые звуки, произнесём. (б, б)

Самооценка

- На столах  у вас линеечка успеха, на ней мы будем отмечать  свои успехи на уроке

Справился с заданием – зеленый  кружок

Помогли товарищи - желтый

Было трудно- красный

Раскрасьте первый кружок.

- Ребята! Твёрдый согласный звук [б] и мягкий согласный звук [б’] обозначаются на письме одной буквой. Её называют буква «бэ». Давайте познакомимся с этой буквой на странице Букваря стр. 48.

А почему их 2?  Как мы напишем имя нашего героя?  А еще что мы пишем с заглавной буквы?

- С какими буквами  в алфавите соседствует буква б? А и В

Куда поселим букву? Это  житель нового дома (Показываю дом 3)

Кто догадался, какие буквы здесь будут жить?

Буквы парных согласных звуков.

- С какими буквами  в алфавите соседствует буква б? А и В

Б)Видео о букве Б б  (просмотр видео)

- Чтобы лучше познакомиться с буквой , посетим урок тетушки Совы про букву Б

в) Работа  тетради (на листочке) Буратино  предлагает провести игру

  -  «Будь внимателен». 

Вам надо обвести ручкой печатную строчную букву б

В) самопроверка –проверим,  как должно быть.

(проверка по образцу на слайде)

У кого ни одной ошибки – тот самый внимательный в 1а

Раскрасьте 2 кружок на линеечке успеха.

Молодцы!

Г) Стихи про букву б (подготовленные дети)

-А сейчас послушайте стихотворения одноклассников про букву б.

Будьте внимательны. Вам надо назвать слова, в которых встретились звуки б и б,

1)Буква Б проснется рано.
Буква Б – бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!

2)Букве Б и страх неведом:
Бой, барабан, боец, победа!

 3)Два барашка-братца
Вышли пободаться.
Положи конец борьбе –
Преврати их в букву Б.

- Как хорошо прочитали стишки!

 

-Какие слова с буквой б в начале слова вы услышали?

Буква, бочонок, будь, бой, барабан, боец, барашка, братца, борьба, богатырь. Борис, Бобров

- А какие слова с буквой б  в середине?

  Барабан, победа        

5.Физминутка.

- Буратино пришел к нам с письмом. Давайте посмотрим, что же написано в этом письме.

(Выполните, пожалуйста, физминутку про меня.)

   

6. Первичное закрепление

    Чтение слогов, слов с буквой б  

А сейчас мы с вами будем читать слоги и слова с изученными звуками. (слова на доске)

1 столбик хором. Что это? = Закрытые слоги

2 столбик прочитаем как эхо. Сначала один человек, а остальные за ним повторяют.

-  Чем различаются слова 2 столбика? (Буквами гласных звуков)

3 столбик по рядам хором. Прочитайте общую часть этих слов. (брал)

 Придумайте  новые слова с общей частью брал. (Собрал, прибрал, подобрал,  разобрал). Все эти слова близки по смыслу.

5 столбик (по одному чел.) Прочитать и истолковать значение слов

Что такое бар? (отделение в стенке, или в шкафу)

Баран? (дикое или домашнее животное)

Барабан? (ударный инструмент)

   Придумайте с одним из слов из последнего столбика предложение.

7. Работа с текстом.

 А) - Что написано под словами?  (предложения)

    Почему вы так думаете? – прочитайте их  самостоятельно, подготовьтесь к чтению вслух  (кто прочитал,  тому дополнительное задание на карточке)

Сколько всего предложений? (6)

Б) проверка

Чтение по  цепочке по 1 предложению.

Можно ли считать этот текст  скороговоркой? Докажите.

Последнее предложение - звуки барабана можно озвучить, не используя речь.

Для этого необходимо вместо слов ритмично постучать по парте: один удар- два удара.

- Попробуем.

1 ученик читает вслух громко, а звуки барабана  озвучиваем с помощью легких ударов рукой.

-Молодцы.

Кто смог прочитать, отметьте на линеечке успеха.

- раскрасьте 3 кружок

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

     А) - А теперь поработаем в паре. (Слайд)

            -Какая общая часть у этих слов?

            -Используя рисунки, образуйте новые слова.

Помните правило дружной работы. Говори тихо, будь вежлив, если товарищ ошибся, поправь его, но вежливо.

Какие слова получились?

             -Забил, прибил, разбил (СЛАЙД)

Нельзя играть с мячом возле стеклянных окон, витрин  магазинов

                 -Как образовались новые слова ?

               - Путем присоединения других частей слова к общей части.

                   -На каком месте находятся буква б  в этих словах?

 10. Рефлексия

       Какие задачи стояли перед нами в начале урока?

Познакомиться с …..(новым звуком б,  буквой б )

-Дайте характеристику звуку б.

Учиться отличать ….(новый звук от других звуков речи, определять их местоположение в словах);

- Где может стоять буква б в словах?

Учиться читать ….. (слова и предложения )

Для чего это надо? (чтобы научиться  грамотно писать, читать и говорить)

 

 А как вы справитесь с заданием, которое предлагает напоследок Буратино.

 Назовите на  букву б имя мальчика,

                                                  девочки

                                                  животное

                                                  профессию человека

                                                  музыкальный инструмент

Самооценка.

Оцените свою работу на уроке.

Я работал…

 Мне больше всего удалось….

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я хочу сказать спасибо…

- Покажите свои линеечки успеха.

Каких огоньков больше?  Я вижу много зеленых огоньков, желтые есть и красные.

 Я думаю у вас у всех все получится,  будьте внимательны и старательны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....