Конспекты уроков по русскому языку 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Бараненко Виктория Валерьевна

Технологические карты к урокам русского языка во 2 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2 классе по программе «Начальная школа XXI век»

Тема: Связь предложений в тексте.

Дидактическая цель: организовать совместную работу в группах с целью создания текста.

Задачи:

Предметные:

Способствовать формированию создавать текст, используя предложения, соблюдать последовательность предложений в тексте.

Метапредметные:

  • Познавательные: формировать умение составлять текст, выполнять учебное задание в соответствии с целью, развивать умение строить грамотные речевые высказывания.
  • Коммуникативные: развивать умение сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных  учебных задач, формулировать собственную позицию и мнение.
  • Регулятивные: обучать умению самим формулировать тему урока, цели и задачи, планировать свои действия.
  • Личностные: учить пониманию смысла учебной деятельности и ответственности за конечный результат, формировать положительную учебную мотивацию, стимулировать готовность слушать собеседника и вести диалог, учитывать разные мнения и приходить к общему решению в рамках совместной деятельности, учить адекватно оценивать свою деятельность.

Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная.

Средства обучения:

  • Индивидуальные задания для групп

Планируемые результаты:

Предметные:

Обучающиеся получат возможность научиться составлять текст, используя предложения, соблюдая последовательность предложений в тексте.

Метапредметные:

  • Познавательные: обучающиеся получат возможность научиться выполнять учебное задание в соответствии с целью, развивать умение строить грамотные речевые высказывания.
  • Коммуникативные: обучающиеся получат возможность научиться сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных  учебных задач, формулировать собственную позицию и мнение при работе в группе, грамотно отвечать на вопросы.
  • Регулятивные: обучающиеся получат возможность научиться самим формулировать тему урока, цели и задачи, планировать свои действия.
  • Личностные: обучающиеся получат возможность научиться понимать  смысл учебной деятельности и нести ответственность за конечный результат, формировать положительную учебную мотивацию, адекватно оценивать свою деятельность.

Оборудование:

Иванов С.В., Евдокимова А. О., Кузнецова  М.И. «Русский язык» 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений («Начальная школа ХХI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними.

Садитесь.

Откройте рабочие тетради.

Запишите дату. Классная работа.

Выделите орфограмму в словах.

Здравствуйте!

Открывают тетрадь, записывают дату и классная работа, выделяют в слове классная изученную орфограмму «Удвоенные согласные в корне слова»

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы.

- _Что это? Что мы с вами узнали на уроках окружающего мира про грибы?

Можно ли назвать это текстом? Почему? Что такое текст?

 Сегодня мы продолжим изучать тему «Текст», и узнаем много нового и интересного.

Работа в группе.

У вас на парте лежат листочки с заданиями. Прочитайте первое задание. Это текст?

Легко ли было понять написанное?

Какую задачу вы перед собой поставите на данный урок?

Давайте составим алгоритм выполнения таких заданий.

  1. Прочитать «рассыпавшийся» текст.
  2. Восстановить логическую последовательность текста. Подумать, что сначала, что потом.
  3. Перечитать полученный текст. Проверить последовательность. Если надо – исправить.

Работая в группе, вы составляете текст и составляете текст. Не забывайте действовать по алгоритму.

1 группа прочитайте первое предложение. предложение.

2 группа, прочитайте второе предложение.

3 группа прочитайте третье предложение.

4 группа прочитайте четвёртое предложение.

5 группа прочитайте пятое предложение

У вас получился текст?

Научиться составлять текст из предложений.

Текст—это предложения, связанные между собой по смыслу. Текст имеет определённую тему, предложения в тексте последовательны.

Работа в группе: составляют тест, отвечают на вопрос «Что такое текст?»

Стояли тёплые, но дождливые дни. Бабушка сказала, что в лесу будет много грибов.

Боря и Юра пошли в рощу за грибами. У корней ели мальчики нашли белый гриб и много сыроежек. Домой ребята вернулись с полными корзинками.

Да. Текст составлен правильно. Все предложения последовательны.

Работа над новым материалом.

Прочитайте 2 вопрос в карточке, обсудите его в группе и ответьте на вопрос.

Группы готовы ответить на 2 вопрос?

Работают в группе, обсуждают и выступают с ответами.

ЗА ГРИБАМИ

Промежуточный итог.

Какую задачу перед собой ставили в начале урока?

Научились составлять текст из предложений?

Научиться составлять текст из предложений.

Текст составлять научились.

Физминутка.

Перед тем как вы запишите текст в тетрадь, проведём физминутку.

Выполняют физминутку.

Работа в тетради.

Запишите заглавие текста.

Что мы должны помнить при списывании текста?

Спишите полученный текст.

Записывают в тетради заглавие текста.

Учебник с. 151 памятка.

Записывают в тетради

Работа с учебником.

Но все ли грибы полезны?

Какие ядовитые грибы вы знаете?

Учебник, с. 67 Упр. 3. Прочитайте задание.  Что нужно сделать?

Не забывайте пользоваться алгоритмом.

Работаем самостоятельно.

Грибы полезны не все, есть ядовитые. Необходимо быть внимательными при сборе грибов.

Бледная поганка, мухомор.

Работа по учебнику.

Необходимо восстановить логическую последовательность.

Домашнее задание.

А какой гриб самый полезный?

Учебник с. 67 №2

Это упражнение необходимо выполнить дома. Если есть вопросы по выполнению—задавайте.

Записывают домашнее задание в дневник.

Рефлексия.

Ответьте на вопросы

Я смог…..

Я научился….

Я смог составить текст из предложений.

Я научился выслушивать мнение других, делать выводы.

Итог урока.

Какую задачу вы перед собой ставили на данный урок?

Смогли ли выполнить поставленную перед собой задачу?

Урок окончен. Спасибо!

Научиться составлять текст из предложений.

Да, научились составлять текст.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Предмет:

Русский язык

Класс:

2 кл.

Тип урока:

Урок систематизации и обобщения знаний и  умений.

Вид урока:

Практическая работа, беседа.

Тема урока:

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»

Цель урока:

 Совершенствовать умения находить в тексте глаголы по значению и вопросу, определять число глагола.

Задачи урока

Познавательные УУД: 

  • формирование умения выделять глагол среди других частей речи;
  • систематизация и обобщение знаний по правилам правописания глаголов: изменение глагола по числам, не с глаголами;
  • способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетентностей: обучать учащихся приёмам самооценивания.

Регулятивные УУД: 

  •   развивать навыки точного употребления глаголов в речи;
  •  побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся;
  •  развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы;
  •  развивать речь, орфографическую зоркость, внимание;
  •  активизировать словарный запас;
  •  корректировать слуховое и зрительное восприятие, память, логическое мышление, внимание.

Коммуникативные УУД:

  • воспитывать аккуратность, внимательность, наблюдательность;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • воспитание умения четко организовывать самостоятельную и индивидуальную работу;
  • воспитание чувства товарищества, взаимопомощи

Место урока в системе уроков:

Урок – обобщения  и систематизации полученных знаний.

Основные понятия и термины:

  • глагол
  • орфограмма
  • часть речи
  • число глагола
  • распространенное предложение
  • нераспространенное предложение

Межпредметные связи

Литературное чтение

Ресурсы урока:

  • презентация,
  • карточки для индивидуальной работы,
  • карточки для работы в паре,
  • наглядность для оценивания знаний учащихся на уроке.

Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и обучающихся.

Здоровьесберегающие технологии

Проблемное обучение

Игровые технологии

Ход урока

  Этап урока

 

Время,

мин

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Задания каждого этапа

Формируемые УУД

1.Психологический настрой на урок.

Самоопределение к деятельности.

Цель: сформировать самооценку готовности к уроку, мотивировать на «успех».

2.Пальчиковая

гимнастика. 

3.Чистописание.

4.

Словарная работа.

5.Постановка проблемной ситуации.

Выход на тему и задачи урока.

Цель:

Подвести детей к формулированию темы и постановке задач урока

6. Физминутка

Цель: смена деятельности

7.Применение знаний и умений.

8.Физкультминутка.

Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью.

Применение знаний и умений (продолжение)

9.

Дидактическая игра «ПРАВИЛЬНО - НЕПРАВИЛЬНО»

10.Подведение итогов работы.

Рефлексия.

Цель: сформулировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности.

11.Домашнее задание. 

3мин

2мин

3мин

3 мин

5мин

8мин

2мин

12

мин

2мин

3мин

2мин

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Создаёт эмоциональный настрой.

Знакомит с таблицей «Оценим свои достижения»

Проводит гимнастику.

Помогает ученику с ОВЗ НОДА в случае затруднений

Организует диалог с обучающимися.

Создаёт проблемную ситуацию.

Подводит учащихся к самостоятельному формулированию темы и задач урока; в случае затруднения помогает формулировать.

Учитель организует двигательную физминутку с учётом особенностей ученика с ОВЗ НОДА

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Анализирует знания учащихся.

Задаёт вопросы по теме.

Диктует слова.

Определяет

правильность посадки.

Нацеливает на выполнение задания.

Формулирует задание.

Организует проверку выполнения упражнения.

Ведёт беседу, побуждает к высказыванию своего мнения.

Объясняет правила игры.

Учитель читает утверждения, с которыми учащиеся либо соглашаются, либо отвергают их.

 

Организует рефлексию.

Предлагает выбор разноуровневых заданий на дом.

Слушают, воспринимают, настраиваются на работу. 

Показывают смайлики

(солнышко, если хорошее настроение, тучка, если плохое настроение)

Составляют предложение.

Знакомятся с таблицей.

 

Выполняют пальчиковую гимнастику под музыку

Л. Яртова.

Работают в тетради.

Ученик с ОВЗ НОДА использует трафарет-тренажёр

Оценивают свою работу

в таблице достижений.

Записывают словарные слова, проверяют правильность написания, оценивают работу.

Формулируют тему и задачу урока, высказывают свою точку зрения.

Выполняют задания, тренирующие мыслительные операции, учебные навыки.

Отвечают на вопросы, составляют распространённое предложение.

Выполняют упражнения физминутки

Работают в парах.

Произносят девиз работы  в паре.

Самопроверка. Оценивают свою работу в таблице достижений.

Выполняют зарядку – разминку «Панда»  в школе и дома по требованиям санпин.

Продолжают работу по теме урока.

Отвечают на вопросы.

2 человека выполняют работу на доске, остальные в тетради. Распределяют слова по столбикам в зависимости от числа глагола.

Сосредотачивают внимание на правильности посадки за партой.

Слушают учителя; отвечают на вопросы; выполняют задание устно и по карточкам

Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.

Обосновывают выбор написания.

Работают с текстом, отвечают на вопросы.

Слушают правила игры.

Играют.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности и соотносят задачи урока и результат, степень их соответствия.

Самостоятельно определяют уровень для выполнения домашнего задания.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Ярко лучики сияют

И гостей к нам приглашают.

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. А теперь улыбнитесь всем, кто пришёл к вам в гости на урок. Покажите мне смайлик, какое у вас настроение в начале урока.

- У меня тоже такое настроение! Я желаю, чтобы оно осталось таким же до конца урока!

Вспомним наш девиз.

 («С малой удачи начинается успех»).

- Ребята, составьте предложение из слов, записанных на доске (нас, получится,у,всё).

А теперь вместе произнесём это предложение. (У нас всё получится!)

-Ребята, у вас на партах лежат листочки с таблицей. Она называется «Оценим свои достижения» (Слайд 1).После каждого выполненного задания, вы будете оценивать свою работу.

-Прежде чем мы начнём писать, надо руки нам размять. (Проводится пальчиковая гимнастика под музыку).

-Теперь ваши пальчики и руки будут хорошими помощниками на нашем уроке. Откройте тетради, запишите число и  «Классная работа».

- А сейчас мы проведём минутку чистописания. Но сначала надо угадать, какую букву мы будем писать. Вам надо подобрать слова противоположные по значению. Вспомним, как называют такие слова? (Антонимы)

- Верно. Слушайте и смотрите (Слайд 2). Большой – маленький, сухой - мокрый, старый- молодой, война- мир.

- На какую букву начинаются слова второго столбика? (Слайд 3)

( На букву «м»).

- Так какую мы букву будем писать?

(Букву «м»).

- Правильно. Будем чередовать большую букву и маленькую. (Слайд 4).Кто напишет, подчеркните самую красивую букву. И не забудьте в таблице себя оценить.

- Ребята, а теперь предлагаю вам вспомнить словарные слова на букву «м» и записать в тетрадь 5 слов. Вы можете посмотреть на экран и проверить, правильно ли вы написали слова и оценить себя.

- Спинки, ручки, парты, улыбку. Ребята, вам, наверное, трудно меня понять? А если я скажу: Выпрямили спинки, приготовили ручки, сядьте ровно за партами. Подарите мне улыбку. Слова, которые вам помогли меня понять, что называют? (предмет, признак предмета или действие предмета?)

( Действие предмета.)

- Слова какой части речи называют действие предмета?

( Глагол.)

Ребята, так как мы назовём тему урока?

( Глагол.)

- Хорошо! А если мы с вами уже многое знаем о глаголе,  что мы сегодня будем делать на уроке?

( Повторять, закреплять, вспоминать.)

- Молодцы! Тема нашего урока так и называется «Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».

У вас на каждой парте лежит конверт с солнышком. Откройте его, достаньте всё из него и соберите солнышко с лучиками из слов, которые относятся к части речи – глагол. И тогда вы узнаете, какие умения вам понадобятся на уроке. А лишние слова отложите.

Кто готов,  поднимите руку. Проверяем. (Слайд 6) (Рассуждать, думать, наблюдать, слушать, доказывать.) Верно, такие умения нам пригодятся на уроке. А из оставшихся слов составьте словосочетание. Что у вас получилось?

( Мудрая сова.) Что обозначают эти слова и на какие вопросы отвечают?

( Кто?) Сова, обозначает предмет, имя существительное.

Сова (какая?) мудрая, обозначает признак предмета, имя прилагательное.

- Молодцы! (Слайд 7)

Составьте распространённое предложение со словосочетанием

Мудрая сова.

-Чем отличается распространённое предложение от нераспространённого? (Нераспространённое предложение состоит только из главных членов, а в распространённом - кроме главных членов, есть хотя бы один второстепенный.)

-Сейчас мы будем выполнять первое упражнение. Работать будем в парах. Давайте вспомним девиз работы в парах.

Дети поворачиваются друг к другу лицом, касаются ладошками ладошек соседа по парте и произносят слова:

 Ты мой друг, и я твой друг,

 Вместе мы семья.

 То, что не смогу один,

  Сможем ты и я!

- У вас на партах лежат стихотворные тексты. Ваша задача - прочитать, найти и выписать все глаголы. Но это ещё не всё. Вы должны будете назвать, из какого произведения ваш отрывок, а также автора. Начинаем выполнять.

(После выполнения задания дети называют, из каких произведений отрывки)

-Назовите автора этих произведений.

( Корней Иванович Чуковский.)

- Молодцы! (Слайд 8)

- Докажите, что слова, которые вы выписали, действительно, глаголы.

( Эти слова обозначают действие и отвечают на вопросы: что делают? Что сделали?)

- А теперь я дам вам листы самопроверки, вы проверите, все ли глаголы выписали. И оцените свою работу в листе достижений.

___________________________

- А теперь немного разомнёмся. (Проводится разминка под музыку).

         

- Прежде, чем приступить к выполнению второго упражнения, вы должны дополнить мои предложения:

1) Если слово называет действие одного предмета, значит это глагол…(в единственном числе).

2) Если слово называет действие многих предметов, значит это глагол…(во множественном числе).

3) Как изменяется глагол? (по числам).

- Я буду читать глаголы, а вы будете записывать их в два столбика.

В 1-й столбик глаголы в единственном числе, во второй столбик - во множественном числе (два человека пишут на доске).

- Рисуют, пишет, летает, плывут, дружат, дует, убегают, решает, уходим, играет.

- Проверяем, сколько слов в ед.ч.? – 5. Сколько во мн.ч. – 5. (Слайд 9) Оцените свою работу.

- Руки? – На месте.

- Ноги? – На месте.

- Локти? – У края.

- Спина? – Прямая.

- Третье упражнение, которое вы выполните и оцените в таблице достижений, будет на карточках, которые лежат у вас на партах. Но прежде, чем его выполнить, мы должны ещё что- то вспомнить о глаголе. Послушайте советы:

Девочек дёргать за косички.

Драться на переменах.

На уроках говорить с соседом.

- Ребята, правильные советы?

- Нет.

- А что нужно сделать, чтобы они стали правильными?

- Добавить частицу НЕ.

-Проверим:

Девочек не дёргать за косички.

Не драться на переменах.

На уроках не разговаривать с соседом.

- Вот теперь другое дело! Так что же мы знаем о частице НЕ?

- Частица НЕ отрицает и пишется с глаголом раздельно.

- Верно, можем приступать к выполнению упражнения. Прочитайте задание, записывать в тетрадь не будем, вписываете частицу в карточке.  (Слайд 10)

- Прочитайте получившийся текст. (1 ученик читает). (Слайд 11).  Почему мы можем назвать его текстом?

- У вас есть ещё вопрос.   Прочитайте и ответьте.  Кто может на него ответить?

- Чему учит нас этот текст?

( Он учит бережному отношению к книге.)

- Хорошо! Не забудьте оценить себя в таблице достижений.

- А сейчас я предлагаю поиграть. Игра называется «Правильно – неправильно» Я буду  читать утверждения, а вы хлопайте в ладоши, если правильно, и топайте ногами, если неправильно.

1.Думать  - это глагол

2.Училась – это глагол женского рода

3.Играли – это глагол единственного числа

4.Рисуют – это глагол множественного числа

5.Запомнила  - это глагол среднего рода.

____________________

- А теперь подведём итог урока. Какие задачи мы ставили?  (Повторить сведения о глаголе). Как вы считаете, мы справились с поставленной задачей?  (Справились).

Тогда посмотрите на свои достижения, заполните последнюю строчку и скажите, что вам удалось и что было трудным. Начать можно так:

Мне на уроке удалось…

Было трудным…  (Слайд 12)

- Сдайте мне листы достижений. Ребята, какое у вас настроение к концу урока? Поднимите соответствующий смайлик(солнышко или тучку). Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и у меня от вашей работы хорошее настроение, поэтому я тоже могу показать солнышко! (Слайд 13)

Теперь мы запишем домашнее задание. Вы можете  сделать выбор: 1)Р.т. с. 41 у.88,89.

или

2) Сочинить сказку о глаголе.

Личностные  УУД:Самооценка готовности к уроку.

Метапредметные УУД:  Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.

Коммуникативные:

Умение слушать и слышать.

Личностные УУД: ЦО к умению видеть,

формулировать цель, проблему, тему урока.

Метапредметные УУД:

 целеполагание.

умение высказывать свою точку зрения.

Регулятивные: прогнозирование.

Познавательные УУД:

поиск нужной информации; повторение знаний о глаголе (на какие вопросы отвечает, определение  числа глаголов, правописание частицы не с глаголами)

Регулятивные УУД:

применение собственных знаний в данной ситуации и их оценивание;

нахождение и анализ собственных ошибок; осуществление самоконтроля.

Коммуникативные УУД:

умение работать в паре;

выслушивать мнения товарищей;

корректно высказывать собственную точку зрения;

умение полно и ясно выражать свои мысли.

Личностные УУД: ценностное отношение

к здоровому образу жизни.

Организация и проведение «физкультминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений. (Упражнения для снятия усталости и напряжения мышц рук, а также глаз.)

Регулятивные УУД:

применение собственных знаний в данной ситуации и их оценивание.

Коммуникативные УУД:

умение полно и ясно выражать свои мысли.

 

 

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: самооценка



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка по программе «Начальная школа XXI века» (2 класс)

Тема: «Согласные звуки»

Цель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по закреплению знаний о: согласных звуках твердых и мягких, звонких и глухих.

Задачи: предметные - содействовать формированию умений различать твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие; знакомству с принятыми в русском языке обозначениями мягкости согласных на письме, использовать средства устного общения (голос, мимику, темп речи)в соответствии с ситуацией конкретного общения

Метапредметные - способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД):

а) регулятивных - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

б) познавательных: строить сообщение в устной форме; находит в материалах учебника ответ на заданный вопрос; воспринимать смысл предъявляемого текста;

в) коммуникативных: формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания;

Личностные УУД: интерес к предметной деятельности, предложенной в учебнике; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

Оборудование: учебник «Русский язык» Иванова; записи на доске для каллиграфической минутки; карточки для составления звуковых моделей - слов.

Ход урока

Этап урока

Время

(мин)

Содержание работы на уроке

Примечание

1. Организационный момент

1-2

1.Проверка готовности к уроку.

2.Повторение правил посадки и подготовка руки к письму:

а) упражнение для кистей рук

б) упражнения для пальцев рук

Учащиеся проверяют наличие учебных принадлежностей, необходимых к уроку и их расположение на парте.

Вращательное движение кулачками под счет учителя,

Массаж пальчиков (для укрепления мелкой мускулатуры пальцев рук)

2. Каллиграфическая минутка

2-3

1.Определение темы минутки чистописания.

-Ребята, прочитайте написанные в квадрате слова:

к

а

р

п

р

е

к

а

м

а

я

к

к

о

н

ь

                                                                                       

-Сравните их между собой. Какая буква встречается больше других? Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания и объясните, почему.(В каждом слове данного квадрата есть буква «к». Значит, сегодня мы будем писать букву «к»).

2. Выполнение учебных действий.

-Рассмотрите образец для работы в тетради и сформулируйте цель вашей деятельности в соответствии с первым правилом красивого письма. (  Наша цель – писать все буквы (графические элементы) одинаковой высоты.).

        

3.Контроль и оценка.

-Ребята, подчеркните карандашом те буквы, которые соответствуют правилу красивого письма, и оцените работу

По технологии Бакулиной

3. Словарно-орфографическая работа

3-4

1.Знакомство с новыми словарными словами: июль.

Выполнение задания логического характера и самостоятельное определение слова, с которым предстоит познакомиться.

Ребята, слово, с которым мы познакомимся сегодня на уроке, вы узнаете, если прочитаете написанное через одну букву:  ИБЮРЛЖЬ

2. Работа над лексическим значением слова.

- Что такое июль? (Ию́ль -седьмой месяц календарного года; второй месяц лета)

- Какой это месяц по счету? (седьмой)

- А какая погода в июле?

Этимологическая справка:

Ию́ль (лат. Julius — «месяц Юлия (Цезаря)», буквально — «кудрявый») — седьмой месяц года в юлианском и григорианском календарях, пятый месяц староримского года, начинавшегося до реформы Цезаря с марта. Первоначально месяц назывался Quintilis (лат. quintus — «пять»). Впоследствии, был переименован в 45 г. до н. э. по предложению Октавиана Августа в честь своего предшественника — римского императора Юлия Цезаря, который в этот месяц родился.

Исторические европейские названия июля включают его старофранцузское обозначение Juignet («маленький июнь») и древнегерманское название, Heumonat («месяц сена»), так как на июль падает конец сенокоса.В древнерусском календаре (до утверждения христианства) месяц назывался червен (собирали червеца), также липец (зацветала липа) в народных месяцесловах также — страдник, сенозарник, грозник, сладкоежка. Народное прозвание — макушка лета, дословно соответствует кельтскому gorphenhaf.

Название июля (в церковных книгах иулий) перешло на Русь из Византии

3. Нахождение слова в  орфографическом словаре и его выписывание в тетрадь.

 - Найдите слово в словаре.

 - Запишите его в специально отведенную тетрадь.

 - Поставьте ударение

 - Подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.

4. Введение слова в активный словарь учащихся.

-Дети, назовите поговорки со словом июль.

По технологии Бакулиной

4. Актуализация опорных знаний

3-4

1.-Ребята, давайте вспомним, какие звуки речи вы знаете? (Гласные и согласные)

- А чем отличаются гласные от согласных? (Гласные звуки можно петь, а согласные нет)

- Чем отличается проход воздушной струи через ротовую  полость у гласных и согласных звуках?(При произнесении согласных звуков воздушная струя встречает препятствие, а гласные произносятся легко )

2.Работа с отрывками из стихотворения И. Токмаковой.

 Песенка про лето

 До конца пропета.

 Только песню спели

 Яблоки поспели.

-Прочитайте стихотворение, а затем запишите его.

-Найдите в стихотворении слово, в котором 5 звуков и все согласные звуки твердые (конца).

3.Звукобуквенный разбор слова «конца»:

-Определение количества слогов (2 слога)

-Какой ударный слог?(второй) Какой безударный? (первый)

-Последовательно охарактеризовать каждый звук:

[к]- согласный, твердый, глухой

[а]- гласный, безударный

[н]- согласный, твердый, звонкий

[ц]- согласный, твердый, звонкий

[а]- гласный ударный

5звуков и 5 букв

4.Формирование темы урока и постановка целей деятельности на уроке.

-Откройте учебник на стр.21 и определите тему и сформулируйте цель.(Тема:

согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие; цель: научиться различать согласные твердые, мягкие и звонкие и глухие)

Фронтальная работа

Групповая работа в четверках

5. Работа над новым материалом

10-15

1.На стр.21 прочитайте информацию и запишите слова к себе в тетрадь.

-Какими звуками различаются данные слова?

- Одинаково ли вы записали эти слова? Почему?

- Подчеркните буквы твердых согласных синим карандашом, а мягких- зеленым.

- Как обозначается мягкость согласных на письме? (ь или гласными буквами: е,е, ю, я, и).

2.Работа с учебником.

Упражнение №1:

-Прочитайте задание к упражнению.

-Что нужно выполнить?

- Ниже упражнения прочитайте памятку на стр.22. Что вы из нее узнали?

- Какими бывают согласные? (твердыми и мягкими, непарно твердыми и непарно мягкими).

- Прочитайте само упражнение.

-Какими звуками различаются эти слова?

- Какой буквой обозначается мягкость согласных звуков? (ь знаком)

- Запишите эти слова и подчеркните буквы мягких согласных и ь

3.Выполнение упражнения №2:

- Прочитайте скороговорку:

«Летели лебеди с лебедятами»

- Какой  твердый согласный звук в скороговорке?

- Выпишите слово с твердым согласным звуком и подчеркните букву, которой обозначается этот звук.(лебедятами- [т]-твердый согласный звук ).

4.Ребята, а вы любите сказки? Тогда отправимся в чудесный, таинственный мир сказки, где всегда совершаются чудеса.

- Угадайте, какая сказка нас встречает? Слушайте:

Сидит в корзине девочка

 У мишки за спиной.

 Он сам, того не ведая,

 Несет её домой. (“Маша и медведь”)

(А дорога – далека,

 А корзинка – не легка,

 Сесть бы на пенек.

 Съесть бы пирожок…)

- Как зовут девочку? (Маша). Произнесите первый звук ([м]). Покажите его звуковую карточку. Охарактеризуйте звук (Согласный, звонкий, твердый)

- Кто нёс Машу домой? (Медведь). Произнесите первый звук ([м’]). Покажите его звуковую карточку ( ). Охарактеризуйте звук. (Согласный, звонкий, мягкий).

- Сравните эти звуки : - чем похожи? (Согласный, звонкий)

- Чем различаются? ([м] – твердый, а [м’] – мягкий).

- Назовите букву для обозначения этих звуков. (М)

- Отчего же зависит мягкость и твердость согласного звука? (от гласной)

5. Вы так хорошо справились с заданием, Маша и медведь приглашают вас поиграть в игру “Собери предметы”.

- Рассмотрите предметы (малина, мороженое, молоток, морковь, мешок, мяч).

- Поможем героям собрать предметы по первым звукам. Маша собирает предметы, название которых начинается с твёрдого согласного звука [м] – ей помогают девочки. Покажите нужную карточку.

- Медведь собирает предметы, название которых начинается с мягкого согласного звука [м’] – ему помогают мальчики. Покажите нужную карточку. (Работают стоя)

- Будьте внимательны, я убираю предметы, а вы поднимаете карточку - девочки или мальчики.

- Мальчики, какие предметы поймал медведь, назовите (мешок, мяч).

- Девочки, какие предметы поймала Маша, назовите ((малина, мороженое, молоток, морковь).

Вывод:

 - Какими бывают согласные? (твердыми и мягкими, непарно твердыми и непарно мягкими).

- Какие вы знаете непарно твердые согласные? ([ж], [ш], [ц]).

-А непарно мягкие?([й’], [ч’], [щ’])

- Как обозначается мягкость согласных на письме?(ь или гласными буквами: е,е, ю, я, и)

Фронтальная работа

Запись с комментированием ученика

Читает сильный ученик

6. Физкультминутка

1

Ритмическая (двигательная) под слова речовки «Хомка, хомка, хомячок»

Повторяют движение за учителем

7. Продолжение работы по теме урока

3-4

1.Прочитайте информацию на стр.24

- Какими бывают согласные звуки? (звонкими и глухими).

- Как образуются звонкие согласные? (при участии голоса).А как образуются глухие? глухие? (без участия голова).

2.Прочитайте на этой же странице слова для справок. И выполните упражнение №5.

- Какими звуками различаются данные слова?

- Назовите предметы, выбрав ответы из слов для справок.

- Запишите их к себе в тетрадь.

Вывод:

- Какими же бывают согласные звуки? (твердыми- мягкими, звонкими- глухими).

- А в чем разница между звонкими согласными и глухими? (звонкие образуются с участием голова, а глухие без участия).

- А какая разница между твердыми и мягкими согласными? (Одни мы произносим мягко, другие- твердо).

- Как обозначается мягкость согласных на письме? (ь знаком или гласными буквами: е, е, ю, я, и).

8. Творческая работа

2-5

1.Сопоставительная характеристика гласных и согласных звуков (самостоятельный рассказ учеников). В случае затруднения вопросы учителя помогают построить рассказ:

-Как образуются гласные и согласные звуки? (с помощью органов речи и голосовых связок)

-При образовании каких из них возникает преграда?(при образовании согласных)

-Какие звуки образуют слог?(гласные)

2.Выполение упражнения:

 Чем различаются первые согласные звуки в словах :мама — мята ( [м] и [м’] мягкий/твердый); почка — бочка ( [п] и [б] –глухой/звонкий), кит- кот ( [к’] и [к]-мягкий/твердый )

Фронтальная работа

9. Домашнее задание

1-3

- К следующему уроку, выучите правила на стр.21, 22,24.

Записывают задание на дом

10. Рефлексия

2-4

Продолжите фразы:

-Сегодня я узнал(а)…

-Я научился (ась)…

-Мне было интересно…

Фразы для рефлексии записаны на доске



Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Перенос слова. Правила переноса слов.

Класс:  2

Цель  урока: обобщить и повторить правила переноса слов; формировать умение переносить слова с одной строки на другую.

Задачи:

  • обучающие: отработать перенос слов с одной строчки на Учащиеся должны:

- знать правило переноса слов,

- уметь применять полученные знания на практике.

  • развивающие: развивать умение правильно списывать слова и предложения; проверять написанное, сравнивая с образцом, оформлять предложение на письме, каллиграфически правильно писать, формировать орфографическую зоркость, внимание, культуру речи, умение определять  и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • воспитательные: воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям, любовь к родному языку.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы учащихся:  фронтальная, индивидуальная, групповая

Необходимое техническое оборудование: 1 ПК для учителя, мультимедийный проектор, экран, установленное на компьютере пользователя специальное программное обеспечение  проигрыватель ресурсов для воспроизведения учебного модуля.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационная часть

- Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

-Для чего нужно соблюдать эти правила?

Проверка присутствующих. Объяснение хода урока, его цели и задач.

Минутка чистописания: организует работу с ЭОР (демонстрирует учащимся буквы на экране)

 

 Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

-  Чтобы не потерять время, всё успеть сделать на уроке, что запланировали.

Приветствуют учителя и слушают информацию о том, что будут делать на уроке.

Прописывают каллиграфически в тетради буквы по образцу.

2

Актуализация материала

Постановка учебной проблемы  и познавательной задачи.

Демонстрация слайда 2.

Учитель записывает на доске предложение, которое не помещается на одну строчку, например:

На уроках русского языка мы учимся красиво и грамотно писать.

-  Какая проблема перед нами встала?

- Слово не помещается на строку.

- Как поступить, если при написании слово не помещается на строку?

- Что значит перенести?

- Поработайте в парах и подумайте, как можно перенести это слово?

- Какие у вас идеи?

Учитель фиксирует варианты переноса на доске.

Организует формулирование темы урока, цели и плана учащимися.

Демонстрация слайда 3.

- Послушайте стихотворение. За что второклассник получил двойку?

Мы изучали перенос,

Вот как слова я перенёс:

Едва я перенёс: е-два,

И получил за это «два».

Укол я перенёс: у-кол,

И получил за это «кол».

Опять я перенёс: о-пять.

Теперь, наверно, будет «пять»?

- А вы как думаете?

- Кто догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Учитель записывает на доске тему «Перенос слова».

- откройте учебник

Высказывают предположения

-Надо слово перенести.

- Часть слова оставить, а другую записать на новой строке.

Дети работают в парах и пишут на листе, как можно перенести это слово.

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

Высказывания детей

Открывают учебники

3

Сообщение нового материала

Представляет новый материал в виде таблицы с интерактивными блоками. 

Организует работу с ЭОР (демонстрирует задание на экране)

1. Как разделить слова на слоги.

2. Закон самых звучных.

3. Правила переноса.

4. Задание 2

5. Анимация

Организует внимание учащихся. Вовлекает класс в обсуждение проблемных вопросов. Сообщает основную идею изучаемого материала (правила).

- Сколько правил, мы открыли?

Проговорим их.

- Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно?

- Составьте алгоритм: как будете действовать, если надо перенести слово.

Фиксирует на доске:

1.Читаем слово.

2.Делим на слоги

3. Вспоминаем, какое правило подходит.

4. Записываем.

  Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. Какое было затруднение?

- А почему мы не записали слова укол и опять?

- А почему мы не записали слова укол и опять?

- Почему их нельзя переносить?

Организует индивидуальную работу учеников с электронным ресурсом

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Делают записи в тетрадях, отвечают на вопросы учителя, знакомятся с новым материалом.

Проговаривают правила.

Сравнивают с учебником с.42, 44, делают вывод: мы открыли больше  правил.

Высказывают свои варианты, обсуждают, выбирают более удачный.

Применяют алгоритм и объясняют перенос. (Запись в тетради: ед-ва).

Дети читают слова и выбирают те, которые нельзя перенести.

Взаимопроверка.

4

Физминутка

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Отложили мы тетрадки,

Приступили мы к зарядке   (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)

То на стену посмотрели,

  То в окошко поглядели.

Вправо, влево, поворот,

  А потом наоборот        (Повороты корпусом)

Приседанья начинаем,

 Ноги до конца сгибаем.

 Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!       (Приседания)

И в последний раз присели, а теперь за парты сели.

5

Закрепление изученного материала

Организует работу с ЭОР

Знакомятся с заданиями и задают вопросы по их условиям. Выполняют задания.

5

Подведение итогов урока (рефлексия достижения цели).

Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

 Оценивает результаты.

 - Какая на уроке была проблема?

- По какому плану мы работали?

- Выполнили план? Расскажите правила переноса слов.

Учитель выборочно спрашивает правила.

- Как оцениваете свою работу? Покажите символом свое настроение.

Учащиеся рассказывают правила друг другу.

Определяют уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе.

6

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

    Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания.

   Проверяет понимание и способы выполнения домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневниках.

7

Комментирован-

ное выставление оценок

Оценивает результаты работы учащихся на уроке. Выставляет оценки за урок.

Учитель:

-Спасибо за урок! (слайд 11)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....