Внеурочная деятельность (научный клуб «Ключ и Заря», «Проектная деятельность») "Что такое устойчивые выражения"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Летягина Наталья Александровна

Занятия научного клуба  «Ключ и Заря»  дают возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Ребята знакомятся с устойчивыми выражениями, учатся понимать их значения , азатем использовать в своей речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: внеурочная деятельность (научный клуб «Ключ и Заря», «Проектная деятельность»), русский язык , литературное чтение

Класс: 3А.                                                                                                                                                                                                                                                      Тема урока: «Что такое устойчивые выражения».                                                                                                                                                                     Тип урока: заседание научного клуба                                                                                                                                                                                                                   Место и роль урока в изучаемой теме: первый  урок по теме  «Что такое устойчивые выражения» по русскому языку.                                                                                                                                                                                                       Цель: формирование    образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) обучающихся 3 класса в предметной области русский язык  по   теме   «Что такое устойчивые выражения», литературное чтение, а также внеурочной деятельности по программам научного клуба «Ключ и Заря», «Проектная деятельность».

Учебные задачи:                                      

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:                                                                                                                                          -  формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.                                                                                                               Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:                                                                                                                                                               Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.                                                                    Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.                                                                                                                                                                                            Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                                                                                Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:                                                                                                                                           - познакомить учащихся с устойчивыми выражениями , актуализировать  и расширить знания учащихся о значении употребления устойчивых выражений и  применении их в собственной речи.                                                                                                                                                                                                                                Межпредметные связи: литературное чтение                                                                                                                                     Базовая технология: технология деятельностного подхода.                                                                                                                                                  Ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, карточки для парной работы, карточки для рефлексии, инструкционные карты, карты для групповой работы.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Этап урока, его цели.

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности.

(Организационный момент)

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Ребята! Гости!

Прозвенел звонок, и в срок пора начать урок.

Сегодня здесь закон простой – учись и думай головой.

А если знаешь, не зевай, скорее руку поднимай.

Не получилось- не беда, друзья помогут нам всегда!

Рада приветствовать всех, сегодня мы проводим занятие в форме очередного заседания научного клуба младших школьников «Ключ и Заря», «Клуба Любителей Чтения и Загадок Русского Языка».  

СТИХОТВОРЕНИЕ

1. Предлагаю всем встать в круг и урок начать с игры, которая называется «Поменяйтесь местами те,..»

-Поменяйтесь местами те,

  • Кто готов к работе;
  • Кто любит уроки русского языка;
  • Кто любит читать;
  • Кто не любит писать;
  • Кто любит решать ребусы;
  • А кто не против, чтобы сегодня объединить всё, о чём я спросила

2. Прошу сесть на свои места

  • Руки?
  • Ноги?
  • Локти?
  • Спина?

Приложение 1

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, проводит игру

Мотивирует учащихся на работу.

Знакомит с заполнением оценочного листа

Приветствуют учителя.

Встают в круг, выполняют соответствующие действия.

Обозначают цветом своё настроение.

Рассаживаются на свои места и отвечают хором:

  • На месте!
  • На месте!
  • У края!
  • Прямая!

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

2.

Актуализация знаний.

Цель:

А) Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

Б) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.

  1. Проверка д/з.

А)- находим лишнее из трёх слов

СИНОНИМЫ- СТИХТВОРЕНИЕ

Приятель-друг,работа-труд,идти-шагать.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

АНТОНИМЫ -СТИХОТВОРЕНИЕ

Горе-радость,день-ночь,жара-холод,добрый-злой

Предлагает объяснить, что обозначают слова синонимы,антонимы,

предлагает привести примеры.

Подводит к теме предстоящего урока

Читают неизвестное слово –

ФРАЗЕОЛОГИЗМ

Регулятивные:

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

Коммуникативные:

Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

3.

Постановка учебной задачи.

Цель:

А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется  тема урока и его цель.

Б) Согласовать цель и тему урока.

1.Постановка учебной цели.

Сформулируйте цель урока по схеме: вспомнить…, узнать…, научиться…Догадайтесь, о ком говорится в тексте. Я знаю их как свои пять пальцев. Иногда они трещат как сороки, иногда молчат как рыбы. У них голова на плечах, но иногда в ней гуляет ветер. Они любят заговаривать зубы, а иногда они их скалят. Они всё мотают на ус, у них ушки на макушке, а некоторые считают ворон и витают в облаках. Когда надо они за словом в карман не лезут, но умеют держать язык за зубами. Они иногда играют у меня на нервах, поэтому я держу их в ежовых рукавицах. Но всё равно я люблю их всем сердцем.

Чтобы понять, чем мы будем заниматься, давайте откроем содержание учебника и передвинем стикер на следующую тему. Это и будет тема нашего заседания сегодня. СТИХОТВОРЕНИЕ

Читаем её.

Чтение по ролям стр.112 (Анишит Йокоповна ,Миша, автор)

А теперь переходим к чтению и анализу правила Летучей мыши стр.113.

В русском языке есть сочетания слов, которые нельзя разорвать, потому что они имеют целостное значение. Эти сочетания появились очень давно, ещё в те времена, когда люди не умели писать. В течение столетий эти выражения передавались из одного поколения  к другому через устную речь. Эти сочетания нельзя понимать в прямом смысле, потому что они предназначены для употребления в переносном значении. Эти слова называются фразеологизмами. В них нельзя заменять одни слова другими. Их нужно запоминать и знать их значение. Чем больше вы их будете знать, тем точнее и красочнее вы можете выразить свою мысль. Фразеологизмы встречаются в литературных произведениях, сказках и в речи людей. Сегодня мы постараемся познакомиться с большим количеством этих удивительных, а иногда смешных выражений.

Работа с условными обозначениями

Ф. УПР.103 стр.113

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Работа с упр.114. Чтение рассказов, которые придумали девочки из класса.

Чтобы вы все не путались в употреблении устойчивых сочетаний, фразеологизмов, предлагаю поработать в группах, познакомиться с большим количеством устойчивых выражений

Но прежде чем приступим к работе, вспомним правила работы в группах.

Выдвигает проблему.  Организует формулирование цели урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.

Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

Организует работу с содержанием учебника.

Организует работу со страницами учебника стр.112-114

Обращает внимание на условные знаки Ф

Работа и анализ упражнения 113

Организует прослушивание рассказов.

Раздаёт памятки на столы.

Анализируют, формулируют выводы.

Речь идёт о нас, только есть выражения, где непонятно какие мы.

Высказывают предположения. Формулируют цель урока, ставят учебную задачу

(что за странные сочетания слов ?

что такое фразеологизмы? Зачем они нужны? нужно ли их использовать в речи?

Тяжело ли их выучить?)

Работают с содержанием учебника, находят тему стр.112

Тема урока: «Что такое устойчивые выражения»

 Читают по ролям стр.112

Работа с правилом

Работа со словарём устойчивых сочетаний и упр.113

Читают рассказы.

Обозначают цветом своё настроение.

Рассказывают стихотворение о правилах работы в группах.

Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной   форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

4.

5.

Организация творческой работы.

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие для знакомства и правильное употребление устойчивых сочетаний слов в повседневной речи.

Физминутка

Ребята, ни для кого не секрет: теория и практика друг без друга пусты и бесполезны. Подтверждением этого образовательного тандема выступают слова, Александра Суворова: «Теория без практики мертва, практика без теории слепа…». Поэтому предлагаю на практике поработать с новым материалом.

Класс делится на 4 группы, каждая группа получает инструкционную карту и начинают выполнять задания.

-Поменяйтесь местами те,

  • Кто понял ,что такое устойчивые сочетания слов;
  • Кто сможет найти фразеологизмы в тексте;
  • Кто готов это доказать?

- Покажите часть тела:

1) его задирают, зазнаваясь

2) не цветы, а вянут

3) ими машут, как мельница

4) он длинный и без костей

5) ими щелкают от голода

6) его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела

7) не белье, а их развешивают доверчивые люди

8) с них сбиваются, когда что-то ищут

Организует практическую работу, обеспечивает контроль   за выполнением задания.

Организует коллективную проверку задания.

Организует физминутку.

Выполняют задания, руководствуясь инструкционными картами.

Записывают ответы, собирают пазлы, знакомятся с фразеологизмами,

находят синонимы, антонимы.

Выполняют задание творческого характера, пишут объявление с использованием фразеологизмов.

Участвуют в физминутке.

Нос

Уши

Руки

Язык

Зубы

Нос

Уши

Ноги

Обозначают цветом своё настроение.

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные:

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)

Коммуникативные:

Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли. Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, делать выводы, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

Познавательные:

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью словаря;

• находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение;

• работать с лингвистическим словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию о слове;

Коммуникативные:

Проявлять активность в коллективной деятельности.

6.

Защита групповых работ «Что такое устойчивые выражения»

Цель: Уточнить и расширить знания учащихся об устойчивых выражениях, значении их в речи.

Защита групповых работ проходит в виде небольшого сообщения  и выводов, которые сделала группа в результате работы.

Организует беседу, помогает сделать вывод.

Рассказывают о том, что делала группа, какие задания выполняла, к каким выводам пришли.

Уточняют и расширяют свои знания об устойчивых выражениях.

Представляют свои работы.

Обозначают цветом своё настроение.

7.

Закрепление «Роль устойчивых выражений в формировании культуры речи».

Цель: находить и правильно употреблять фразеологизмы в речи, расширять их кругозор

Хотите ,чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы. Они делают нашу жизнь образной, выразительной, эмоциональной.

Готовясь к сегодняшнему заседанию вы все поучаствовали в опросе учеников и учителей нашей школы с целью узнать: знают ли ученики разных классов что такое устойчивые выражения, употребляют ли они их в своей речи. И вот, что у нас получилось.

 

Организует беседу, помогает сделать вывод.

Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение.

Уточняют и расширяют свои знания о фразеологизмах.

Обозначают цветом своё настроение.

Регулятивные:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным знанием

Познавательные:

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.      

Коммуникативные:

Оформлять мысли в устной форме.

8.

Первичное закрепление.

Самостоятельная работа.

Цель:

Работа с маркерными досками

- Закончите устойчивые выражения. Игра «Зверинец»:

Голоден как …(ВОЛК)

Хитёр как … (ЛИСА)

Труслив как … (ЗАЯЦ)

Здоров как … (БЫК)

Надут как … (ИНДЮК)

Упрям как … (ОСЁЛ)

Болтлив как … (СОРОКА)

Колючий как … (ЁЖ)

Неуклюжий как…(МЕДВЕДЬ)

Пригодятся ли знания, полученные сегодня на уроке в вашей дальнейшей жизни? Где?

Даёт задание,

организует проверку по эталону.

Задаёт вопросы.

Выполняют работу  на маркерных досках, согласно сделанного вывода по материалам заседания клуба.                                                                                                              

Проверяют ответы по эталону на слайде.

Отвечают на вопросы.

Обозначают цветом своё настроение.

Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Формирование умения работать с информацией (отбирать,анализировать), Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Личностные:

Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости.

Коммуникативные:

Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии

9.

Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

Цель:

А) Зафиксировать новое содержание заседания.

Б) Оценить результаты учебной деятельности.

В) Согласовать домашнее задание.

1. Быстро время пролетело.

И идет к концу урок

Так, давайте без задержки

Подведем всему итог.

Итак, ребята, говорят: конец – делу венец… Эта пословица гласит, что самое главное всегда заключается в положительном результате начатого дела. Я думаю, что мы сегодня совместными силами достигли этого положительного результата. Согласитесь, что благодаря слаженной работе нам удалось провести заседание научного клуба в такой разнообразной, довольно увлекательной, глубоко познавательной форме.

Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников                   сквозь пальцы.

2Лист самооценки (Приложение №4) Заполните индивидуальный лист своего открытия-познания нового на уроке.

· я понял, что…  

· теперь я могу…  

· я научился…  

· у меня получилось …  

· я попробую…

 · меня удивило…  

· мне захотелось…  

На «Дерево успеха» расположите плоды, цветы или жёлтые листья.

Если вы работали:

- ловил мух

-сложа руки

- били баклуши

- считали ворон – жёлтые листья

Если вы работали:

- бился как рыба об лёд

-- мотали на ус

-- смотрели во все глаза, но получилось не всё - цветы

Если вы работали:

- засучив рукава

- держали ушки на макушке

- работал до седьмого пота

- не покладая рук- плоды

И не дадим нашему дереву завянуть ,будем его поливать, и пусть наши знания только расширяются.

Хочется верить, что материалы этого заседания не только увлекли вас, но и показали, как интересно изучать русский язык, как много в нѐм тайн, как много неожиданного в каждом слове, если в него пристально вглядеться. Наш язык – это великое сокровище народа, созданное на протяжении многих веков его истории. Берегите его!..  

Спасибо за урок. Прикрепите свою самооценку на наше дерево успеха.

Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.

Организует фиксирование содержания.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Организует рефлексию.

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.

Организует самооценку учебной деятельности.

Обозначают цветом своё настроение.

Делают самооценку своей деятельности на уроке.

Отмечают  основные позиции нового материала

и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

Убирают свои рабочие места.

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать  свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Коммуникативные:

•Умение правильно оформлять мысли в процессе исследования языкового материала.

                                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы в научном клубе "Ключ и заря" УМК ПНШ

Учебники УМК "Перспективная начальная школа" приглашают учеников принять участие в работе клуба гуманитарных дисциплин и клуба естественно научных дисциплин.Данный материал из опыта моей клубной работ...

Программа внеурочной деятельности младших школьников "Ключ и заря"УМК "Перспективная начальная школа"

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы внеурочной деятельности научного клуба мл...

Рабочая программа научного клуба "Ключ и заря" для 2 класса. ПНШ.

Рабочая программа с КТП научного клуба "Ключ и заря" для 2 класса с УУД. ПНШ....

Рабочая программа внеурочной деятельности научного клуба "Ключ и Заря"

Рабочая программа внеурочной деятельности научного клуба "Ключ и Заря" для 4 класса на 2016-2017 учебный год....

Календарно -тематическое планирование по программе внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря»(Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка) С.Н. Ямшинина 2 класс

Календарно -тематическое планирование по программе внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря»(Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка)С.Н. Ямшинина2 класс...

Заседание научного клуба «Ключ и заря» по теме: «Путешествие в страну словарей. Какие бывают словари?» во 2 классе ( УМК «Перспективная начальная школа»)

Конспект  внеурочного занятия «Ключ и заря» предназначен для учителей начальных классов. Содержание данного конспекта знакомит обучающихся с учебными словарями  (орфог...

Рабочая программа внеурочной деятельности научного клуба "Ключ и Заря" 1 класс

Программа внеурочной деятельности научного клуба «КЛЮЧ И ЗАРЯ» составлена в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программой  С.Н.Ямшининой, с учетом заданий, расположенных в к...