Внеурочная деятельность (научный клуб «Ключ и Заря», «Проектная деятельность») "Что такое устойчивые выражения"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Занятия научного клуба «Ключ и Заря» дают возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Ребята знакомятся с устойчивыми выражениями, учатся понимать их значения , азатем использовать в своей речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: внеурочная деятельность (научный клуб «Ключ и Заря», «Проектная деятельность»), русский язык , литературное чтение
Класс: 3А. Тема урока: «Что такое устойчивые выражения». Тип урока: заседание научного клуба Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме «Что такое устойчивые выражения» по русскому языку. Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) обучающихся 3 класса в предметной области русский язык по теме «Что такое устойчивые выражения», литературное чтение, а также внеурочной деятельности по программам научного клуба «Ключ и Заря», «Проектная деятельность».
Учебные задачи:
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров. Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы. Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - познакомить учащихся с устойчивыми выражениями , актуализировать и расширить знания учащихся о значении употребления устойчивых выражений и применении их в собственной речи. Межпредметные связи: литературное чтение Базовая технология: технология деятельностного подхода. Ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, карточки для парной работы, карточки для рефлексии, инструкционные карты, карты для групповой работы.
№ | Этап урока, его цели. | Содержание учебного процесса | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Самоопределение к деятельности. (Организационный момент) Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | Ребята! Гости! Прозвенел звонок, и в срок пора начать урок. Сегодня здесь закон простой – учись и думай головой. А если знаешь, не зевай, скорее руку поднимай. Не получилось- не беда, друзья помогут нам всегда! Рада приветствовать всех, сегодня мы проводим занятие в форме очередного заседания научного клуба младших школьников «Ключ и Заря», «Клуба Любителей Чтения и Загадок Русского Языка». СТИХОТВОРЕНИЕ 1. Предлагаю всем встать в круг и урок начать с игры, которая называется «Поменяйтесь местами те,..» -Поменяйтесь местами те,
2. Прошу сесть на свои места
Приложение 1 | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, проводит игру Мотивирует учащихся на работу. Знакомит с заполнением оценочного листа | Приветствуют учителя. Встают в круг, выполняют соответствующие действия. Обозначают цветом своё настроение. Рассаживаются на свои места и отвечают хором:
| Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность. |
2. | Актуализация знаний. Цель: А) Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. Б) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение. |
А)- находим лишнее из трёх слов СИНОНИМЫ- СТИХТВОРЕНИЕ Приятель-друг,работа-труд,идти-шагать. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ АНТОНИМЫ -СТИХОТВОРЕНИЕ Горе-радость,день-ночь,жара-холод,добрый-злой | Предлагает объяснить, что обозначают слова синонимы,антонимы, предлагает привести примеры. Подводит к теме предстоящего урока | Читают неизвестное слово – ФРАЗЕОЛОГИЗМ | Регулятивные: Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку) Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. |
3. | Постановка учебной задачи. Цель: А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель. Б) Согласовать цель и тему урока. | 1.Постановка учебной цели. Сформулируйте цель урока по схеме: вспомнить…, узнать…, научиться…Догадайтесь, о ком говорится в тексте. Я знаю их как свои пять пальцев. Иногда они трещат как сороки, иногда молчат как рыбы. У них голова на плечах, но иногда в ней гуляет ветер. Они любят заговаривать зубы, а иногда они их скалят. Они всё мотают на ус, у них ушки на макушке, а некоторые считают ворон и витают в облаках. Когда надо они за словом в карман не лезут, но умеют держать язык за зубами. Они иногда играют у меня на нервах, поэтому я держу их в ежовых рукавицах. Но всё равно я люблю их всем сердцем. Чтобы понять, чем мы будем заниматься, давайте откроем содержание учебника и передвинем стикер на следующую тему. Это и будет тема нашего заседания сегодня. СТИХОТВОРЕНИЕ Читаем её. Чтение по ролям стр.112 (Анишит Йокоповна ,Миша, автор) А теперь переходим к чтению и анализу правила Летучей мыши стр.113. В русском языке есть сочетания слов, которые нельзя разорвать, потому что они имеют целостное значение. Эти сочетания появились очень давно, ещё в те времена, когда люди не умели писать. В течение столетий эти выражения передавались из одного поколения к другому через устную речь. Эти сочетания нельзя понимать в прямом смысле, потому что они предназначены для употребления в переносном значении. Эти слова называются фразеологизмами. В них нельзя заменять одни слова другими. Их нужно запоминать и знать их значение. Чем больше вы их будете знать, тем точнее и красочнее вы можете выразить свою мысль. Фразеологизмы встречаются в литературных произведениях, сказках и в речи людей. Сегодня мы постараемся познакомиться с большим количеством этих удивительных, а иногда смешных выражений. Работа с условными обозначениями Ф. УПР.103 стр.113 ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Работа с упр.114. Чтение рассказов, которые придумали девочки из класса. Чтобы вы все не путались в употреблении устойчивых сочетаний, фразеологизмов, предлагаю поработать в группах, познакомиться с большим количеством устойчивых выражений Но прежде чем приступим к работе, вспомним правила работы в группах. | Выдвигает проблему. Организует формулирование цели урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. Организует работу с содержанием учебника. Организует работу со страницами учебника стр.112-114 Обращает внимание на условные знаки Ф Работа и анализ упражнения 113 Организует прослушивание рассказов. Раздаёт памятки на столы. | Анализируют, формулируют выводы. Речь идёт о нас, только есть выражения, где непонятно какие мы. Высказывают предположения. Формулируют цель урока, ставят учебную задачу (что за странные сочетания слов ? что такое фразеологизмы? Зачем они нужны? нужно ли их использовать в речи? Тяжело ли их выучить?) Работают с содержанием учебника, находят тему стр.112 Тема урока: «Что такое устойчивые выражения» Читают по ролям стр.112 Работа с правилом Работа со словарём устойчивых сочетаний и упр.113 Читают рассказы. Обозначают цветом своё настроение. Рассказывают стихотворение о правилах работы в группах. | Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: Уметь формулировать цель и учебную задачу урока. |
4. 5. | Организация творческой работы. Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие для знакомства и правильное употребление устойчивых сочетаний слов в повседневной речи. Физминутка | Ребята, ни для кого не секрет: теория и практика друг без друга пусты и бесполезны. Подтверждением этого образовательного тандема выступают слова, Александра Суворова: «Теория без практики мертва, практика без теории слепа…». Поэтому предлагаю на практике поработать с новым материалом. Класс делится на 4 группы, каждая группа получает инструкционную карту и начинают выполнять задания. -Поменяйтесь местами те,
- Покажите часть тела: 1) его задирают, зазнаваясь 2) не цветы, а вянут 3) ими машут, как мельница 4) он длинный и без костей 5) ими щелкают от голода 6) его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела 7) не белье, а их развешивают доверчивые люди 8) с них сбиваются, когда что-то ищут | Организует практическую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективную проверку задания. Организует физминутку. | Выполняют задания, руководствуясь инструкционными картами. Записывают ответы, собирают пазлы, знакомятся с фразеологизмами, находят синонимы, антонимы. Выполняют задание творческого характера, пишут объявление с использованием фразеологизмов. Участвуют в физминутке. Нос Уши Руки Язык Зубы Нос Уши Ноги Обозначают цветом своё настроение. | Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: Умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном) Коммуникативные: Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли. Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, делать выводы, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль. Познавательные: • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью словаря; • находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение; • работать с лингвистическим словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию о слове; Коммуникативные: Проявлять активность в коллективной деятельности. |
6. | Защита групповых работ «Что такое устойчивые выражения» Цель: Уточнить и расширить знания учащихся об устойчивых выражениях, значении их в речи. | Защита групповых работ проходит в виде небольшого сообщения и выводов, которые сделала группа в результате работы. | Организует беседу, помогает сделать вывод. | Рассказывают о том, что делала группа, какие задания выполняла, к каким выводам пришли. Уточняют и расширяют свои знания об устойчивых выражениях. Представляют свои работы. Обозначают цветом своё настроение. | |
7. | Закрепление «Роль устойчивых выражений в формировании культуры речи». Цель: находить и правильно употреблять фразеологизмы в речи, расширять их кругозор | Хотите ,чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы. Они делают нашу жизнь образной, выразительной, эмоциональной. Готовясь к сегодняшнему заседанию вы все поучаствовали в опросе учеников и учителей нашей школы с целью узнать: знают ли ученики разных классов что такое устойчивые выражения, употребляют ли они их в своей речи. И вот, что у нас получилось.
| Организует беседу, помогает сделать вывод. | Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение. Уточняют и расширяют свои знания о фразеологизмах. Обозначают цветом своё настроение. | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным знанием Познавательные: Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Коммуникативные: Оформлять мысли в устной форме. |
8. | Первичное закрепление. Самостоятельная работа. Цель: | Работа с маркерными досками - Закончите устойчивые выражения. Игра «Зверинец»: Голоден как …(ВОЛК) Хитёр как … (ЛИСА) Труслив как … (ЗАЯЦ) Здоров как … (БЫК) Надут как … (ИНДЮК) Упрям как … (ОСЁЛ) Болтлив как … (СОРОКА) Колючий как … (ЁЖ) Неуклюжий как…(МЕДВЕДЬ) Пригодятся ли знания, полученные сегодня на уроке в вашей дальнейшей жизни? Где? | Даёт задание, организует проверку по эталону. Задаёт вопросы. | Выполняют работу на маркерных досках, согласно сделанного вывода по материалам заседания клуба. Проверяют ответы по эталону на слайде. Отвечают на вопросы. Обозначают цветом своё настроение. | Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Формирование умения работать с информацией (отбирать,анализировать), Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости. Коммуникативные: Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии |
9. | Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. Цель: А) Зафиксировать новое содержание заседания. Б) Оценить результаты учебной деятельности. В) Согласовать домашнее задание. | 1. Быстро время пролетело. И идет к концу урок Так, давайте без задержки Подведем всему итог. Итак, ребята, говорят: конец – делу венец… Эта пословица гласит, что самое главное всегда заключается в положительном результате начатого дела. Я думаю, что мы сегодня совместными силами достигли этого положительного результата. Согласитесь, что благодаря слаженной работе нам удалось провести заседание научного клуба в такой разнообразной, довольно увлекательной, глубоко познавательной форме. Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы. 2Лист самооценки (Приложение №4) Заполните индивидуальный лист своего открытия-познания нового на уроке. · я понял, что… · теперь я могу… · я научился… · у меня получилось … · я попробую… · меня удивило… · мне захотелось… На «Дерево успеха» расположите плоды, цветы или жёлтые листья. Если вы работали: - ловил мух -сложа руки - били баклуши - считали ворон – жёлтые листья Если вы работали: - бился как рыба об лёд -- мотали на ус -- смотрели во все глаза, но получилось не всё - цветы Если вы работали: - засучив рукава - держали ушки на макушке - работал до седьмого пота - не покладая рук- плоды И не дадим нашему дереву завянуть ,будем его поливать, и пусть наши знания только расширяются. Хочется верить, что материалы этого заседания не только увлекли вас, но и показали, как интересно изучать русский язык, как много в нѐм тайн, как много неожиданного в каждом слове, если в него пристально вглядеться. Наш язык – это великое сокровище народа, созданное на протяжении многих веков его истории. Берегите его!.. Спасибо за урок. Прикрепите свою самооценку на наше дерево успеха. | Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами. Организует фиксирование содержания. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Организует рефлексию. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Организует самооценку учебной деятельности. | Обозначают цветом своё настроение. Делают самооценку своей деятельности на уроке. Отмечают основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Убирают свои рабочие места. | Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. Познавательные: Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. Коммуникативные: •Умение правильно оформлять мысли в процессе исследования языкового материала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы в научном клубе "Ключ и заря" УМК ПНШ
Учебники УМК "Перспективная начальная школа" приглашают учеников принять участие в работе клуба гуманитарных дисциплин и клуба естественно научных дисциплин.Данный материал из опыта моей клубной работ...
Программа внеурочной деятельности младших школьников "Ключ и заря"УМК "Перспективная начальная школа"
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы внеурочной деятельности научного клуба мл...
Рабочая программа научного клуба "Ключ и заря" для 2 класса. ПНШ.
Рабочая программа с КТП научного клуба "Ключ и заря" для 2 класса с УУД. ПНШ....
Рабочая программа внеурочной деятельности научного клуба "Ключ и Заря"
Рабочая программа внеурочной деятельности научного клуба "Ключ и Заря" для 4 класса на 2016-2017 учебный год....
Календарно -тематическое планирование по программе внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря»(Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка) С.Н. Ямшинина 2 класс
Календарно -тематическое планирование по программе внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря»(Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка)С.Н. Ямшинина2 класс...
Заседание научного клуба «Ключ и заря» по теме: «Путешествие в страну словарей. Какие бывают словари?» во 2 классе ( УМК «Перспективная начальная школа»)
Конспект внеурочного занятия «Ключ и заря» предназначен для учителей начальных классов. Содержание данного конспекта знакомит обучающихся с учебными словарями (орфог...
Рабочая программа внеурочной деятельности научного клуба "Ключ и Заря" 1 класс
Программа внеурочной деятельности научного клуба «КЛЮЧ И ЗАРЯ» составлена в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программой С.Н.Ямшининой, с учетом заданий, расположенных в к...