Заседание научного клуба «Ключ и заря» по теме: «Путешествие в страну словарей. Какие бывают словари?» во 2 классе ( УМК «Перспективная начальная школа»)
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект внеурочного занятия «Ключ и заря» предназначен для учителей начальных классов. Содержание данного конспекта знакомит обучающихся с учебными словарями (орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), толковым словарем и этимологическим (словарь «Происхождение слов»)) через создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов.Помогает понять обучающимся, что мир словарей разнообразен и каждый из словарей выполняет свою дидактическую задачу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vneur.zan_puteshestvie_v_stranu_slovarey.docx | 31.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа №5»
Конспект внеурочного занятия
Заседание научного клуба «Ключ и заря» по теме:
«Путешествие в страну словарей. Какие бывают словари?» во 2 классе
( УМК «Перспективная начальная школа»)
Учитель начальных классов
МБОУ «НОШ№ 5»
Мартусова Светлана Николаевна
Тема: Путешествие в страну словарей. Какие бывают словари?
Цель занятия: организовать совместную деятельность обучающихся для знакомства с новым учебным материалом, обеспечить понимание обучающимися, что мир словарей разнообразен, и каждый из словарей выполняет свою дидактическую задачу.
Задачи:
Предметные:
- Формировать у обучающихся умение определять вид словаря для выполнения учебной задачи, используя инструментарий учебника (условные обозначения и задания);
- Развивать умение быстро находить нужный словарь в учебнике;
- Продолжить формирование у обучающихся умений и навыков работы в группах и парах; умения работать с учебником.
Метапредметные:
Регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; оценивать ход и результат выполнения задания; проводить самопроверку и взаимопровеку, работать по алгоритму.
Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями.
Коммуникативные: уметь работать в группах и парах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; помочь осознать смысл знакомства с различными словарями и необходимости их успешного использования в обучении русскому языку.
Методы обучения
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Планируемые результаты
Предметные: знакомство с учебными словарями (орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), толковым словарем и этимологическим (словарь «Происхождение слов»)) через создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов. Формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях.
Метапредметные:
регулятивные: ученик получит возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; составлять простейший план действий; осуществлять итоговый контроль по результату;
познавательные: ученик получит возможность научиться добывать информацию, используя несколько источников; пользоваться просмотровым и поисковым чтением; строить логическое суждение, включающее причинно-следственные связи; ориентироваться на страницах учебника;
коммуникативные: ученик получит возможность научиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
Личностные: ученик получит возможность научиться оценивать свою деятельность на уроке.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к занятию,
М.Л. Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова учебник: «Русский язык 2 класс» часть 2 часть, карточки для самостоятельной и групповой работы, цветные карандаши.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I.Организационный момент. | Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. Присаживайтесь на свои места, мы начинаем очередное заседание научного клуба «Ключ и заря» (Слайд №1) - С каким настроением вы пришли сегодня на наше заседание? - Чего вы ждете от него? | |
II. Целеполагание. | Друзья, нас опять путешествие ждет В страну словарей, где слово живет. Тему мы сейчас прочитаем, С чем она нас познакомит, узнаем! - Ребята, как вы думаете, в какое путешествие мы сегодня отправимся? (Слайд №2) Послушайте небольшое стихотворение: Есть волшебная страна, Что распахнута пред вами, Та, которая словами, Как людьми населена. Правит ими государь По прозванию Словарь. Даже Пушкин, я об этом Достоверно говорю, Не однажды за советом Обращался к Словарю. Он связует новь и старь И тебе всегда, как другу, Оказать готов услугу Русской речи Государь По прозванию Словарь! - О чем мы будем говорить, путешествуя по стране словарей? – С чем будем работать? - Скажите, что такое словарь? - Какие словари вы знаете, можете назвать? (Слайд №3) | - Мы отправимся в путешествие в страну словарей. Будем говорить о словарях. Будем работать со словарями. Дают определение словарю и называют словари, с которыми знакомы. |
3. Мотивация к деятельности | Вас приветствует страна — Словарей! (Слайд №4) Основана в V веке. Пересматривается и обновляется постоянно! В стране Словарей живут словари – каждый в своем городе. Наша задача – побывать в каждом из этих городов и выполнить задания. | |
4. Этап открытия новых знаний | Так как это путешествие, то нам понадобится транспорт, на котором мы будем посещать города – словари. На чем мы будем путешествовать, хотите вы узнать? Тогда скорее постарайтесь мое слово разгадать. Переставьте слоги местами. ТО БУС АВ (Слайд №5), (автобус) (Слайд №6) - Вы готовы? Тогда путь. 1. Наша первая остановка в городе - «Орфографический словарь». (Слайд №7) - Что это за словарь? - Для чего он нужен людям? Информацию об этом словаре нам сообщит представитель 1 группы. - Как называется орфографический словарь во 2 части учебника «Русский язык»? (Словарь «Пиши правильно»). Откройте этот словарь в учебнике. Орфографический словарь приготовил для вас задание: Вставь пропущенные букву в слова. (карточка со словами) В…рона з…вод л…пата в…р…бей к…рова Задание выполняете в группе. Проверим правильность выполнения задания. Оцените свою работу в группе. (Слайд №8) 2. А нас уже ждут в другом городе. Это «Орфоэпический словарь». (Слайд №9) - Что это за словарь и когда мы к нему обращаемся? Информацию об этом словаре нам сообщит представитель 2 группы. - Как называется орфоэпический словарь в учебнике «Русский язык»? (Словарь «Произноси правильно»). Откройте этот словарь в учебнике. Орфоэпический словарь приготовил вам следующее задание: Поставьте правильно ударение в словах и правильно прочитайте слово. (карточки со словами) Алфавит портфель понял документ магазин случай Задание выполняете самостоятельно. Проверим как выполнено задание. (Слайд №10) 3. Мы двигаемся дальше. Следующий город – «Толковый словарь». (Слайд №11) - Какой словарь называется толковым словарем? – Когда его используют? Сведения об этом словаре нам сообщит представитель 1 группы Откройте в учебнике толковый словарь. Каждая группа получила карточку с коротким японским стихотворением (ХОККУ). Ваша задача: внимательно прочитать стихотворение, найти значение (толкование) выделенного слова в словаре. Это задание выполняете в группах. (карточка для 1-ой группы) О цветы орхидеи!* Как торжественно-величаво Вы раскрылись в тиши. Вопросы: - Какие чувства переполняют поэта? (радости, восторга, восхищения) - Чем восхищается поэт? (цветами орхидеи) - Как раскрылись цветы орхидеи по мнению поэта? (Они раскрылись торжественно-величаво) - Какое слово у вас выделено? (орхидеи) - Что вы о нем узнали? (карточка для 2-ой группы) Некуда воду из ванны Выплеснуть мне теперь… Всюду поют цикады!* Вопросы: - Почему поэт не может выплеснуть воду? (всюду поют цикады) - Поэт огорчается, что некуда выплеснуть воду или восхищается? (восхищается) - А чему восхищается поэт? (пению цикад) - Какое слово выделено у вас? (цикады) - Что вы о нем узнали? - Толковый словарь хотел бы узнать, как вы справились с его заданием. (Слайд №12), (Слайд №13) А сейчас давайте немного отдохнем. Физминутка В понедельник мы стирали, Пол во вторник подметали. В среду мы пекли калач, Весь четверг искали мяч. Чашки в пятницу помыли, А в субботу торт купили. Всех мы в воскресенье Позвём на день рожденья. 4. Последний город, в который мы прибываем – «Этимологический словарь». (Слайд №14) - А, что это за словарь? - Когда он необходим? Сведения об этом словаре нам сообщит представитель 2 группы. - Как называется этот словарь во 2 части учебника «Русский язык»? («Словарь происхождения слов»). Откройте данный словарь. Этот словарь просит вас познакомиться с происхождением некоторых слов - названий дней недели. Задание будем выполнять фронтально). Вопросы: - Из чего состоит неделя? - Сколько дней в неделе? - С какого дня начинается неделя? - Каким днем заканчивается? - Назовите все дни недели по порядку. - Как вы думаете, почему у дней недели такое название? Давайте проверим ваше предположение по словарю «Происхождения слов». Оцените свою работу | Дети переставляют слоги в слове и называют само слово. Выступает ребенок из 1 группы, рассказывает об орфографическом словаре. Выполняют задание, работая со словарем; проверяют и оценивают свою работу в группе. Карточку со словами прикрепляют на доску. Выступает ребенок из 2 группы, рассказывает об орфоэпическом словаре. Выполняют задание проводят самопроверку и оценивают свою работу. Выступает ребенок из 1 группы, рассказывает о толковом словаре. Обучающиеся из группы читают ХОККУ вслух и отвечают на вопросы по его содержанию; рассказывают, что они узнали о слове. Выступает ребенок из 1 группы, рассказывает об этимологическом словаре. Ребята отвечают на вопросы про дни недели; находят некоторые слова - названия дней недели и зачитывают их происхождения. Оценивают работу. |
5. Закрепление. | Наше путешествие подходит к концу. Для того, чтобы вернуться домой мы должны выполнить последнее задание: Соединить начало и конец высказывания. Это задание выполните самостоятельно. Толковый словарь помогает проверять правильность написания слов Орфоэпический словарь знакомит с происхождением слов, способом их образования Этимологический словарь помогает узнать, как правильно произносятся слова Орфографический словарь помогает узнать толкование незнакомых слов Проверьте правильность выполнения по образцу и оцените себя. (Слайд №15) | Выполняют работу самостоятельно, проверяют работу по образцу на слайде и оценивают свою работу. |
6. Итог. | Давайте подведем итог нашего заседания. - Так о чем мы говорили на заседании научного клуба? - Что нового вы узнали на нашем заседании? - Что вам понравилось? - Над чем нам нужно еще поработать? На этом наше заседание научного клуба «Ключ и заря» окончено. (Слайд №16) За хорошую работу я хочу вас наградить медалями «Умница», «Умник» и сладким призом. | Мы говорили о словарях. Какие бывают словари и для чего они нужны нам. Над умением правильно пользоваться словарями и искать нужную информацию в словарях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заседание клуба «Ключ и заря» по теме «Жизнь корня в составе разных частей речи» 3 класс УМК «Перспективная начальная школа»
Методическая разработка урока русского языка...
Заседание клуба «Ключ и заря» по теме «Жизнь корня в составе разных частей речи» 3 класс УМК «Перспективная начальная школа» (презентация)
презентация к уроку...
Конспект урока "Какая площадь больше" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "Какая площадь больше". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Перспективная начальная школа"....
Конспект урока по математике на тему: "Длина пути в единицу времени, или скорость" (4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Цели:- ориентироваться в единицах времени, умению их преобразовывать, совершенствовать вычислительные навыки;- познакомить с новым понятием ...
Конспект урока по математике на тему: "Какая площадь больше" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
-Цель:познакомить с новой величиной – площадью.Планируемы результаты:Личностные:принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностно...
Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)" 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"
Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)" 3 классс. УМК " Перспективная начальная школа"...
Технологическая карта урока истории «Имя нашей страны – Россия, или Российская Федерация», 4 класс, УМК «Перспективная начальная школа»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока «Имя нашей страны – Россия, или Российская Федерация»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирован...