Урок по русскому языку. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имен прилагательных.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Разработка урока по русскому языку по УМК "Перспективная начальная школа" Тема: " Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имен прилагательных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 25.09 КБ |
urok_russkogo_yazyka.pptx | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык. УМК «Перспективная начальная школа». 4 класс
Тема: Имя прилагательное. Буквы О и Е после шипящих и Ц.
Учитель:Чакина Анна Владимировна
Деятельностная цель: формировать способности учащихся к новому действия правописания суффиксов в именах прилагательных «ОВ» и «ЕВ».
Образовательная цель: формировать умение учащихся фиксировать собственные затруднения в деятельности, выявлять их причину, строить и реализовать проект выхода из затруднений.
Задачи: создать условия для:
- использования имеющихся знаний по правописанию букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных в практической деятельности;
- организации проверки и самооценки учащимися работы на уроке.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Личностные УУД:
- - формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше».
Регулятивные УУД
- - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом; уметь работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
- - Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
- - Уметь использовать в речи речевые единицы,
- - Уметь делать вывод на основе наблюдений за изменением формы слова;
- Знать правописание суффиксов ОВ, ЕВ имен прилагательных
Формы работы: фронтальная, групповая.
Оборудование: учебник Русский язык, 4 кл., часть 3, Каленчук М.Л., Чуракова Н.Л., стр. 87-88, , карточки, корзинки с буквами, таблички со словами для доски, презентация.
Содержание и технология урока
I. Орг. Момент
-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я, Чакина Анна Владимировна. Надеюсь, мы урокбудет плодотворным , и вы будете моими помощниками.
- Я попрошу сесть тех детей, кто приехал в школу на автобусе.
- Кого привезли родители.
-Девочек, у которых волос собран в косички.
- Мальчиков в жилетках.
- Кто пришел в школу пешком.
- Всех остальных.
II. Актуализация знаний
- Сегодня мы будем работать по группам. Каждая группа должна будет провести исследовательскую работу.
- Не забываем про правильную осанку.
- Ребята, давайте вспомним материал прошлого урока.
- Какую тему изучали?(Правописание буквы О и Е после шипящих и Ц в именах существительных)
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Корзина знаний».
- У вас на столах лежат корзины со словами. Все слова перемешались.
- Вставьте в слова пропущенные буквы и разделите их на две группы.
(работа в группах- 3 мин)
- Проверим содержимое корзин.
- Какие слова у вас в первой группе? Почему? Док-те.
- Какие слова во второй группе? Почему? Док-те.
- Когда у имен существительных после шипящих пишется буква О, когда Е? – повторение пройденной темы.
!!!! Оцените работусвоей группу на данном этапе. (Дети оценивают работу на листах самооценки)
III. Самоопределение к деятельности.
- Какое слово не вошло ни в одну из корзин? Почему? (имя прилагат.)- (Слайд)
- Сможем ли мы воспользоваться правилом написание О и Е в именах существительных для имен прилагательных?
- !!! Сформулируйте тему урока?( слайд)
Поставьте цели урока?(слайд)
IV. Работа по теме
Итак, ребята, у нас проблема
- Какую же орфограмму написать в суффиксе имен прилагательных после шипящих и Ц?!?
- У вас на столах лежат карточки синего цвета.
- Прочитайте слова.
- Значение каких слов вам непонятно? Читают дети.( слайд)
- Прочитайте задание. (Разделите слова на две группы и запишите)Время на задание – 3 минуты.
-На какие две группы вы разделили слова, почему?
-Какой вывод вы сделали ? ( в суффиксах имен прилагательных после шипящих и Ц под ударением пишем- О, без ударения – Е)
-Не встречали мы похожее правило? ( Да, только про имя существительное)
- Сверим наш вывод с правилом в учебнике – стр. 88
- читают про себя.
- Прочитайте правило вслух.
- Правильно сделали вывод?
- Можем решить проблему с именем прилагат.- ГРУШ,,ВЫЙ? (да)
- Какую букву напишем?
Разберите ГРУШЕВЫЙ по составу. – Спросить с места.
!!! ОЦЕНИТЕ РАБОТУ ГРУППЫ НА ВТОРОМ ЭТАПЕ.
V. Физ.мин (Слайд)
VI. Закрепление пройденного.
- Сформулированное правило вам пригодится не только на данном уроке, но и на протяжении всей жизни, чтобы грамотно писать.
- А для этого составьте алгоритм, по которому вы будете действовать в выборе орфограммы по данному правилу. (Дети высказываются поэтапно)
(Опрос по одному человеку на каждый пункт)
- Сверим ваш алгоритм с эталоном. ( слайд)
- Теперь используя алгоритм, выполните задание:
!! Вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму (ударение, суффикс)
!! Сверьте с эталоном. Исправьте ошибки. Вижу, что результаты разные, но вы молодцы, продолжаем работать.
!!!Перед вами словосочетания, для каждой группы свои.
-Найдите в них главное слово, назовите его.
-Чем выражены главные слова?
-А зависимые?
-А теперь замените зависимые слова однокоренными именами прилагательными. -----
-Если вы сделаете все правильно, то у вас получится слово с новой орфограммой.
Учитель проверяет работу детей во время работы групп. Хвалит, помогает.
- Все закончили работу. Одни группы выполнили задания без ошибок, другие испытывали затруднения.
- Точно такое же задание есть на госуд. Экзамене в 9 классе.
- А вы молодцы, справились с ним в 4 классе.
- Составьте предложения с любым словосочетанием и запишите его. (Спросить четверых).
- Пока вы записывали свои предложения я тоже составила предложение.
Диктую, один у доски:
В домике грушевом медвежонок жил плюшевый.
- Какие орфограммы встретились.- Разберем предложение по членам предложения.
- С чего начнем?
- Подчеркните грамматич. основу ( 1 чел с места)
- Какие слова остались? ( воторстепенные члены предложения)
- Подчеркните их. ( комментир. 1 чел.с места)
!!! Оцените работу по третьему этапу.
(РЕЗЕРВ: плюшевый – морфологический разбор.)
- Покажите свои листы самооценки.
Я вижу, что на разных этапах вы испытывали затруднения. Но в целом тему урока усвоили. Поэтому отметки за работу на уроке следующие:
VII. Рефлексия
- Продолжите высказывания…. ( слайд)
- За что вы себя похвалили бы ?
- Какой совет дадите друг другу?
IX. Д/З
- А сейчас вы выберете себе домашнее задание.
– Я предлагаю вам три варианта домашнего задания на карточках разного цвета:
Зеленого цвета- легкое задание,
Желтого цвета- немного сложнее,
Оранжевого - сложное.
Возьмите ту карточку, которую вам бы хотелось выполнить, положите ее в тетрадь.
- Наш урок подошел к концу.
Спасибо всем за работу!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
??? Груш…вый
Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имен прилагательных. Т ема:
Цель: 1 . О пределить, когда пишется О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имен прилагательных. 2. Научиться правильно писать слова с изученной орфограммой и графически обозначать условия выбора верного написания.
??? Груш…вый
Лексическое значение слов. (словарь С. И. Ожегова) Пунцовый- ярко - красный, багровый М оржовый- связано с сущ . Морж ( моржовый клык, жир) Кумачовый- от сущ. Кумач- хлопчатобумажная ткань, окрашенная в ярко-красный, реже в синий цвет. Холщовый - сделанный из грубой ткани (из холстины) Глянцевый - и меющий глянец, блестящий
глянцЕвый пунцОвый моржОвый кумачОвый ежОвый холщОвый лицЕвой сторожЕвой
??? Груш…вый Е
Физминутка Имя прилагательное с –ОВ- Имя Прилагательное с – ЕВ- плюшевый плащовый кучевые грошовый сургучовый биржевый кумачовый дворцовый торцевой замшевый
Прочитать слово. Определить, в какой части слова стоит орфограмма. Выделить эту часть слова. Поставить ударение. Под ударением – О , без ударения – Е . АЛГОРИТМ:
Вставьте буквы, выделите изученную орфограмму Вещ вой, образц вое, перц вый, замш вый.
Эталон: Вещ е вой, образц о вое, перц о вый, замш е вый.
1 гр.- медвежонок из плюша, воротник из песца. 2 гр. - платье из ситца, пуля из свинца. 3 гр. – запах ландыша, заросли камыша. 4 гр. – платье из парчи, вода из ключа . Заменить словосочетания на имя прилаг . + имя сущ.
- Какой совет дадите друг другу... Рефлексия - Я могу похвалить себя за …
Домашнее задание Легкое задание Немного сложнее Сложное задание
Спасибо за работу!!! МОЛОДЦЫ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных"
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе....
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Правописание ь после шипящих у глаголов"
Тема: Правописание ь после шипящих у глаголовЦели урока: 1) закрепить умение писать Ь после шипящих в глаголах;2) систематизировать знания учащихся о правописании Ь в словах разных частей речи после ш...
Открытытй урок по русскому языку по теме: Написание гласных после шипящих.
Открытый урок по русскому языку в 1 классе на тему: Сочетания ча-ща, чу-щу....
Конспект урока русского языка "Буквы О и Ё после шипящих и Ц", 4 класс, ПНШ
Конспект урока русского языка...
Конспект урока по русскому языку 4 класс «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода»
laquo;Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода»...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Мягкий знак после шипящего у существительных женского и мужского рода"
Развёрнутый подробный урок по русскому языку....
Конспект открытого урока по русскому языку «Правописание слов с гласными после шипящих» (повторение) 3 класс
Цель урока: повторение изученного материала по теме: "Правописание слов с гласными после шипящих"...