Урок по русскому языку. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имен прилагательных.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Чакина Анна Владимировна

Разработка урока по русскому языку по УМК "Перспективная начальная школа" Тема: " Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имен прилагательных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx25.09 КБ
Файл urok_russkogo_yazyka.pptx1.09 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык. УМК «Перспективная начальная школа». 4 класс

Тема: Имя прилагательное. Буквы О и Е после шипящих и Ц.

Учитель:Чакина Анна Владимировна

Деятельностная цель: формировать способности учащихся к новому действия правописания суффиксов в именах прилагательных «ОВ» и «ЕВ».

Образовательная цель: формировать умение учащихся фиксировать собственные затруднения в деятельности, выявлять их причину, строить и реализовать проект выхода из затруднений.

Задачи: создать условия для:

- использования имеющихся знаний по правописанию букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных в практической деятельности;

 - организации проверки и самооценки учащимися работы на уроке.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Личностные УУД:

  • - формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше».

Регулятивные УУД

  • - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом; уметь работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

  • - Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

  • - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

  • - Уметь использовать в речи  речевые единицы,
  • - Уметь делать вывод на основе наблюдений за изменением формы слова;

            - Знать  правописание суффиксов ОВ, ЕВ имен прилагательных

Формы работы: фронтальная, групповая.

Оборудование: учебник Русский язык, 4 кл., часть 3, Каленчук М.Л., Чуракова Н.Л., стр. 87-88, , карточки, корзинки с буквами, таблички со словами для доски, презентация.

Содержание и технология урока

I. Орг. Момент

-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я, Чакина Анна Владимировна. Надеюсь, мы урокбудет плодотворным , и вы будете моими помощниками.

- Я попрошу сесть тех детей, кто приехал в школу на автобусе.

- Кого привезли родители.

-Девочек,  у которых волос собран в косички.

- Мальчиков в жилетках.

- Кто пришел в школу пешком.

- Всех остальных.

II. Актуализация знаний

- Сегодня мы будем работать по группам. Каждая группа должна будет провести исследовательскую работу.

- Не забываем про правильную осанку.

- Ребята, давайте вспомним материал прошлого урока.

- Какую тему изучали?(Правописание буквы О и Е после шипящих и Ц в именах существительных)

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Корзина знаний».

- У вас на столах лежат корзины со словами. Все слова перемешались.

- Вставьте в слова пропущенные буквы и разделите их на две группы.

(работа в группах- 3 мин)

- Проверим содержимое корзин.

- Какие слова у вас в первой группе? Почему? Док-те.

- Какие слова во второй группе? Почему? Док-те.

- Когда у имен существительных после шипящих пишется буква О, когда Е? – повторение пройденной темы.

!!!! Оцените работусвоей группу на данном этапе. (Дети оценивают работу на листах самооценки)

III. Самоопределение к деятельности.

- Какое слово не вошло ни в одну из корзин? Почему? (имя прилагат.)- (Слайд)

- Сможем ли мы воспользоваться правилом написание О и Е в именах существительных для имен прилагательных?

- !!! Сформулируйте тему урока?( слайд)

Поставьте цели урока?(слайд)

IV. Работа по теме

Итак, ребята, у нас  проблема

- Какую же орфограмму написать в суффиксе имен прилагательных после шипящих и Ц?!?

- У вас на столах лежат карточки синего цвета.

- Прочитайте слова.

- Значение каких слов вам непонятно? Читают дети.( слайд)

- Прочитайте задание. (Разделите слова на две группы и запишите)Время на задание – 3 минуты.

-На какие две группы вы разделили слова, почему?

-Какой вывод вы сделали ? ( в суффиксах имен прилагательных после шипящих и Ц под ударением пишем- О, без ударения – Е)

-Не встречали  мы похожее правило? ( Да, только про имя существительное)

- Сверим наш вывод с правилом в учебнике – стр. 88

- читают про себя.

- Прочитайте правило вслух.

- Правильно сделали вывод?

- Можем решить проблему с именем прилагат.- ГРУШ,,ВЫЙ? (да)

- Какую букву напишем?

Разберите  ГРУШЕВЫЙ по составу. – Спросить с места.

!!! ОЦЕНИТЕ РАБОТУ ГРУППЫ  НА ВТОРОМ ЭТАПЕ.

V. Физ.мин (Слайд)

VI. Закрепление пройденного.

-  Сформулированное правило вам пригодится не только на данном уроке, но  и на протяжении всей жизни, чтобы грамотно писать.

- А для этого составьте алгоритм, по которому вы будете действовать в выборе орфограммы по данному правилу. (Дети высказываются поэтапно)

(Опрос по одному человеку на каждый пункт)

- Сверим ваш алгоритм с эталоном. ( слайд)

- Теперь используя алгоритм, выполните задание:

!! Вставьте пропущенные буквы, выделите  изученную орфограмму (ударение, суффикс)

!! Сверьте с эталоном. Исправьте ошибки. Вижу, что результаты разные, но вы молодцы, продолжаем работать.

!!!Перед вами словосочетания, для каждой группы свои.

-Найдите в них главное слово, назовите его.  

-Чем выражены главные слова?

-А зависимые?

-А теперь замените зависимые слова однокоренными именами прилагательными. -----  

-Если вы сделаете все правильно, то у вас получится слово с новой орфограммой.

Учитель проверяет работу детей во время работы групп. Хвалит, помогает.

- Все закончили работу. Одни группы выполнили задания без ошибок, другие испытывали затруднения.

- Точно такое же задание есть на госуд. Экзамене в 9 классе.

- А вы молодцы, справились с ним в 4 классе.

- Составьте предложения с любым словосочетанием и запишите его. (Спросить четверых).

- Пока вы записывали свои предложения я тоже составила предложение.

Диктую, один у доски:  

 В домике грушевом медвежонок жил плюшевый.

- Какие орфограммы встретились.- Разберем предложение по членам предложения.

- С чего начнем?

- Подчеркните грамматич. основу ( 1 чел с места)

- Какие слова остались? ( воторстепенные члены предложения)

 - Подчеркните их. ( комментир. 1 чел.с места)

!!! Оцените работу по третьему этапу.

(РЕЗЕРВ: плюшевый – морфологический разбор.)

- Покажите свои листы самооценки.

Я вижу, что на разных этапах вы испытывали затруднения. Но в целом тему урока усвоили. Поэтому отметки за работу на уроке следующие:  

VII. Рефлексия

 - Продолжите высказывания…. ( слайд)

- За что вы себя похвалили бы ?

- Какой совет дадите друг другу?

IX. Д/З

- А сейчас вы выберете себе домашнее задание.

 – Я предлагаю вам три варианта домашнего задания на карточках разного цвета:

Зеленого цвета- легкое задание,

Желтого цвета- немного сложнее,

 Оранжевого -  сложное.

Возьмите ту карточку, которую вам бы хотелось выполнить, положите ее в тетрадь.

- Наш урок подошел к концу.

Спасибо всем за работу!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тринадцатое марта. Классная работа .

Слайд 2

??? Груш…вый

Слайд 3

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имен прилагательных. Т ема:

Слайд 4

Цель: 1 . О пределить, когда пишется О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имен прилагательных. 2. Научиться правильно писать слова с изученной орфограммой и графически обозначать условия выбора верного написания.

Слайд 5

??? Груш…вый

Слайд 6

Лексическое значение слов. (словарь С. И. Ожегова) Пунцовый- ярко - красный, багровый М оржовый- связано с сущ . Морж ( моржовый клык, жир) Кумачовый- от сущ. Кумач- хлопчатобумажная ткань, окрашенная в ярко-красный, реже в синий цвет. Холщовый - сделанный из грубой ткани (из холстины) Глянцевый - и меющий глянец, блестящий

Слайд 7

глянцЕвый пунцОвый моржОвый кумачОвый ежОвый холщОвый лицЕвой сторожЕвой

Слайд 8

??? Груш…вый Е

Слайд 9

Физминутка Имя прилагательное с –ОВ- Имя Прилагательное с – ЕВ- плюшевый плащовый кучевые грошовый сургучовый биржевый кумачовый дворцовый торцевой замшевый

Слайд 10

Прочитать слово. Определить, в какой части слова стоит орфограмма. Выделить эту часть слова. Поставить ударение. Под ударением – О , без ударения – Е . АЛГОРИТМ:

Слайд 11

Вставьте буквы, выделите изученную орфограмму Вещ вой, образц вое, перц вый, замш вый.

Слайд 12

Эталон: Вещ е вой, образц о вое, перц о вый, замш е вый.

Слайд 13

1 гр.- медвежонок из плюша, воротник из песца. 2 гр. - платье из ситца, пуля из свинца. 3 гр. – запах ландыша, заросли камыша. 4 гр. – платье из парчи, вода из ключа . Заменить словосочетания на имя прилаг . + имя сущ.

Слайд 14

- Какой совет дадите друг другу... Рефлексия - Я могу похвалить себя за …

Слайд 15

Домашнее задание Легкое задание Немного сложнее Сложное задание

Слайд 16

Спасибо за работу!!! МОЛОДЦЫ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Правописание ь после шипящих у глаголов"

Тема: Правописание ь после шипящих у глаголовЦели урока: 1) закрепить умение писать Ь после шипящих в глаголах;2) систематизировать знания учащихся о правописании Ь в словах разных частей речи после ш...

Открытытй урок по русскому языку по теме: Написание гласных после шипящих.

Открытый урок по русскому языку в 1 классе на тему: Сочетания ча-ща, чу-щу....

Конспект урока по русскому языку 4 класс «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода»

laquo;Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода»...

Конспект открытого урока по русскому языку «Правописание слов с гласными после шипящих» (повторение) 3 класс

Цель урока: повторение изученного материала по теме: "Правописание слов с гласными после шипящих"...