Конспект урока по русскому языку 3 класс "Мягкий знак после шипящего у существительных женского и мужского рода"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Развёрнутый подробный урок по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_myagkiy_znak_3_klass.docx | 117.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка по теме «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» 3 класс.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: познакомить с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих» на конце существительного женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце.
Задачи урока:
Образовательные:
-формировать орфографическое умение правильно писать существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (в начальной форме);
-расширять словарный запас учащихся.
Развивающие:
-развивать орфографическую зоркость, память, внимание и мышление;
-развивать речевую деятельность учащихся, творческие возможности, повышение культуры речи детей.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, интерес к русскому языку.
УУД
Познавательные.
- Выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рожа путём исследовательской работы учащихся.
- Формировать орфографическое умение правильно писать существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (в начальной форме).
Коммуникативные.
- Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками.
- Воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию.
Регулятивные.
- Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
- Принимать роль в учебном сотрудничестве; самостоятельность оценивать правильность выполнения действия.
Личностные.
- Сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по предмету.
Методы работы:
- Объяснительно-иллюстративный;
- Метод проблемного изучения нового материала;
- Частично-поисковый.
Формы работы: фронтальные, индивидуальные, групповые, в парах.
Ход урока.
- О.М.
- Актуализация знаний.
- Как бы вы ответили на вопрос, чем заканчивается день и ночь? (слова день и ночь на карточках прикрепляются на доску). (на конце обоих слов пишется «ь»).
- Зачем он нужен в этих словах? (на конце слова день – показатель мягкости, а в слове ночь?)
- Задумались? Проблема? Нужно её решить.
3. Самоопределение к деятельности. Выход на тему и алгоритм.
- Прочитайте слова (слова на доске на карточках).
Мышь, речь, молодёжь, малыш, грач, вещь, плащ, этаж, беречь, думаешь, нарежь.
- – Что общего в словах вы заметили? (все слова оканчиваются на шипящий согласный).
- Молодцы! Назовите их (учитель подчёркивает шипящие согласные и вывешивает табличку «Слова на [ж, ш, ч, щ]»)
2) – На какие группы можно распределить слова? (существительные и глаголы) (ученики у доски).
- Кто не согласен?
(учитель размещает на доске карточки имя сущ. И глагол)
- О правописании глаголов мы будем говорить на уроках позже.
- У нас остались имена существительные.
- В какой форме они употреблены? (в форме ед.ч.) Запомните это.
- На какие группы можно распределить данные существительные? (сущ. Женского и мужского рода)
- Распределите их по группам.
- Кто не согласен? (учитель размещает карточки м.р. и ж.р.)
-Что заметили в написании существительных женского рода? (после шипящих пишется ь)
- Что заметили в написании существительных мужского рода? (после шипящих не пишется ь)
(учитель добавляет карточку «пиши ь», «не пиши ь»)
- Когда будем писать ь на конце существительных после шипящих? (на конце сущ. Единственного числа ж.р)
Мы вывели алгоритм рассуждения о правописании мягкого знака на конце сущ. После шипящих
- Кто может его повторить?
3. Работа по запоминанию правила.
1) – Откройте учебник на с.31. Прочитайте тему урока.
- Найдите и прочитайте правило.
- Верно ли мы вместе вывели правило?
2) Кто может объяснить, когда нужно писать ь, когда нет, глядя на алгоритм рассуждения?
- какую роль выполняет мягкий знак в словах с шипящими на конце? (он является показателем грамматической формы существительных женского рода в единственном числе)
3) Дома вам нужно запомнить правило, пользуясь учебником или алгоритмом.
4. Первичное закрепление.
1) Достаньте карточки из конверта, которые нам понадобятся для задания (в конвертах карточки с мягким знаком)
- Я называю существительные с шипящим на конце. Если в нём надо писать мягкий знак, поднимите карточку с Ь, если нет, то с зачёркнутым Ь.
- Готовы?
Борщ, вещь, дочь, силач, молодёжь, малыш.
- Когда у существительных после шипящих пишется мягкий знак?
2) Работа в паре. Словарно-логические упражнения: (слайд)
- Обсудите в парах, как можно заменить словосочетание одним словом с шипящим на конце, запишите слова, пользуясь правилом.
1. Предмет, на котором ездил Емеля. (печь)
2. Без него не откроешь замок. (ключ)
3. Его надевают в дождь. (плащ)
4. Маленький ребёнок. (малыш)
5. Середина ночи (полночь)
- Проверим, как вы справились с заданием.
-Назовите слова, в которых вы написали Ь. Почему вы его написали?
3) Работа с деформированным предложением.
- Составьте и запишите предложение из данных слов.
Папа, багаж(?), вещ(?), в, сдал.
-Какое предложение вы составили?
- Как написали слова с шипящим на конце?
5. Тестовая работа
1. Выбери слова, в котором мягкий знак – показатель мягкости:
- Тетрадь
- Ночь
- Скамья
2.Выбери слово, в котором Ь является разделительным:
- Мальчик
- Веселье
- Мышь
3.Укажи слово, в котором нет мягкого знака:
- Брош…
- Меч…
- Вещ…
4.Укажи слово, в котором пишется мягкий знак:
- Клещ…
- Кирпич…
- Помощ…
Проверьте.
1.тетрадь
2. веселье
3. меч
4. помощь
Физминутка.
6. Работа с ребусами (в группах)
7. Итог урока. Рефлексия
- Вернёмся к словам «день» , «ночь». Теперь вы можете ответить на вопрос, зачем в этих словах пишется мягкий знак?
- Вы хорошо потрудились.
Продолжите мои предложения:
- Я научился….
-Было интересно…
- Было трудно…
Спасибо за урока!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих"
Мягкий знак после ш...
Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода".
Конспект урока-сказки по русскому языку для 4 класса по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода". Злюка-Зюзюка перессорила всех хителей страны Имя существительное. Ребят...
Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих"
Урок разработан для учащихся 3 класса, изучение материала построенно в виде сказки....
Конспект урока по русскому языку: "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" 4 класс (учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.)
Урок выполнен с применением деятельностного подхода в обучении....
Презентация к уроку по русскому языку "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" 4 класс (учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.)
Презентация соответствует размещенному по данной теме уроку...
Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после букв шипящих на конце существительных женского рода".
Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знакана конце имён существительных после шипящих....
Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих в глаголах" 4 класс
Урок по русскому языку "Мягкий знак после шипящих в глаголах" УМК "Школа21век"....