Конспект урока по русскому языку 3 класс "Мягкий знак после шипящего у существительных женского и мужского рода"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Развёрнутый подробный урок по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 117.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка по теме «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» 3 класс.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: познакомить с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих» на конце существительного женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце.
Задачи урока:
Образовательные:
-формировать орфографическое умение правильно писать существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (в начальной форме);
-расширять словарный запас учащихся.
Развивающие:
-развивать орфографическую зоркость, память, внимание и мышление;
-развивать речевую деятельность учащихся, творческие возможности, повышение культуры речи детей.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, интерес к русскому языку.
УУД
Познавательные.
- Выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рожа путём исследовательской работы учащихся.
- Формировать орфографическое умение правильно писать существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (в начальной форме).
Коммуникативные.
- Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками.
- Воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию.
Регулятивные.
- Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
- Принимать роль в учебном сотрудничестве; самостоятельность оценивать правильность выполнения действия.
Личностные.
- Сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по предмету.
Методы работы:
- Объяснительно-иллюстративный;
- Метод проблемного изучения нового материала;
- Частично-поисковый.
Формы работы: фронтальные, индивидуальные, групповые, в парах.
Ход урока.
- О.М.
- Актуализация знаний.
- Как бы вы ответили на вопрос, чем заканчивается день и ночь? (слова день и ночь на карточках прикрепляются на доску). (на конце обоих слов пишется «ь»).
- Зачем он нужен в этих словах? (на конце слова день – показатель мягкости, а в слове ночь?)
- Задумались? Проблема? Нужно её решить.
3. Самоопределение к деятельности. Выход на тему и алгоритм.
- Прочитайте слова (слова на доске на карточках).
Мышь, речь, молодёжь, малыш, грач, вещь, плащ, этаж, беречь, думаешь, нарежь.
- – Что общего в словах вы заметили? (все слова оканчиваются на шипящий согласный).
- Молодцы! Назовите их (учитель подчёркивает шипящие согласные и вывешивает табличку «Слова на [ж, ш, ч, щ]»)
2) – На какие группы можно распределить слова? (существительные и глаголы) (ученики у доски).
- Кто не согласен?
(учитель размещает на доске карточки имя сущ. И глагол)
- О правописании глаголов мы будем говорить на уроках позже.
- У нас остались имена существительные.
- В какой форме они употреблены? (в форме ед.ч.) Запомните это.
- На какие группы можно распределить данные существительные? (сущ. Женского и мужского рода)
- Распределите их по группам.
- Кто не согласен? (учитель размещает карточки м.р. и ж.р.)
-Что заметили в написании существительных женского рода? (после шипящих пишется ь)
- Что заметили в написании существительных мужского рода? (после шипящих не пишется ь)
(учитель добавляет карточку «пиши ь», «не пиши ь»)
- Когда будем писать ь на конце существительных после шипящих? (на конце сущ. Единственного числа ж.р)
Мы вывели алгоритм рассуждения о правописании мягкого знака на конце сущ. После шипящих
- Кто может его повторить?
3. Работа по запоминанию правила.
1) – Откройте учебник на с.31. Прочитайте тему урока.
- Найдите и прочитайте правило.
- Верно ли мы вместе вывели правило?
2) Кто может объяснить, когда нужно писать ь, когда нет, глядя на алгоритм рассуждения?
- какую роль выполняет мягкий знак в словах с шипящими на конце? (он является показателем грамматической формы существительных женского рода в единственном числе)
3) Дома вам нужно запомнить правило, пользуясь учебником или алгоритмом.
4. Первичное закрепление.
1) Достаньте карточки из конверта, которые нам понадобятся для задания (в конвертах карточки с мягким знаком)
- Я называю существительные с шипящим на конце. Если в нём надо писать мягкий знак, поднимите карточку с Ь, если нет, то с зачёркнутым Ь.
- Готовы?
Борщ, вещь, дочь, силач, молодёжь, малыш.
- Когда у существительных после шипящих пишется мягкий знак?
2) Работа в паре. Словарно-логические упражнения: (слайд)
- Обсудите в парах, как можно заменить словосочетание одним словом с шипящим на конце, запишите слова, пользуясь правилом.
1. Предмет, на котором ездил Емеля. (печь)
2. Без него не откроешь замок. (ключ)
3. Его надевают в дождь. (плащ)
4. Маленький ребёнок. (малыш)
5. Середина ночи (полночь)
- Проверим, как вы справились с заданием.
-Назовите слова, в которых вы написали Ь. Почему вы его написали?
3) Работа с деформированным предложением.
- Составьте и запишите предложение из данных слов.
Папа, багаж(?), вещ(?), в, сдал.
-Какое предложение вы составили?
- Как написали слова с шипящим на конце?
5. Тестовая работа
1. Выбери слова, в котором мягкий знак – показатель мягкости:
- Тетрадь
- Ночь
- Скамья
2.Выбери слово, в котором Ь является разделительным:
- Мальчик
- Веселье
- Мышь
3.Укажи слово, в котором нет мягкого знака:
- Брош…
- Меч…
- Вещ…
4.Укажи слово, в котором пишется мягкий знак:
- Клещ…
- Кирпич…
- Помощ…
Проверьте.
1.тетрадь
2. веселье
3. меч
4. помощь
Физминутка.
6. Работа с ребусами (в группах)
7. Итог урока. Рефлексия
- Вернёмся к словам «день» , «ночь». Теперь вы можете ответить на вопрос, зачем в этих словах пишется мягкий знак?
- Вы хорошо потрудились.
Продолжите мои предложения:
- Я научился….
-Было интересно…
- Было трудно…
Спасибо за урока!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/01/picture-234070-1364830861.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода".
Конспект урока-сказки по русскому языку для 4 класса по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода". Злюка-Зюзюка перессорила всех хителей страны Имя существительное. Ребят...
Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих"
Урок разработан для учащихся 3 класса, изучение материала построенно в виде сказки....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/04/picture-411757-1393930884.jpg)
Конспект урока по русскому языку: "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" 4 класс (учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.)
Урок выполнен с применением деятельностного подхода в обучении....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/04/picture-411757-1393930884.jpg)
Презентация к уроку по русскому языку "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" 4 класс (учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.)
Презентация соответствует размещенному по данной теме уроку...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/14/picture-554561-1581688491.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после букв шипящих на конце существительных женского рода".
Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знакана конце имён существительных после шипящих....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/31/picture-1208793-1580474898.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих в глаголах" 4 класс
Урок по русскому языку "Мягкий знак после шипящих в глаголах" УМК "Школа21век"....