Конспект урока русского языка "Буквы О и Ё после шипящих и Ц", 4 класс, ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 4
Тема урока: «Буквы о/е/ё после шипящих и Ц».
Цели урока: повторить и расширить знания о правописании букв о/е/ё после шипящих и Ц.
Планируемые результаты
- предметные: знать о правописании о/е/ё после шипящих и Ц, уметь сравнивать, обобщать, делать выводы.
- личностные: положительная мотивация к учению, уважительное отношение к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.
Тип урока: УКИЗ
Оборудование: учебник русского языка (М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, 4кл., 3 часть), презентация.
Этап урока. Методы и приёмы. | Хро номет раж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Орг.момент | ≈1 | Приветствие учителя. | Приветствовать учителя, настраиваться на работу. | Р: настраиваться на работу. |
Постановка учебной задачи и её решение Практич.: устное упражнение. Словесн.: ответы на вопросы. Практич.: устное упражнение. Словесн.: формулировка темы урока. | ≈10 | - Ребята, как вы думаете, одинаково или по-разному следует писать слова грош_вый и деш_вый? - В чем же тут дело? - Вы верно заметили, что в обоих словах интересующая нас буква находится под ударением, но только ли это главное? - Давайте попробуем разобрать эти слова по составу. - Вспомним вначале, что значит разобрать слово по составу и в каком порядке выполняется такой разбор (определить все части слова; вначале выделяется окончание, затем основа, в которой, в свою очередь, выделяются корень, приставка, суффикс.) – Итак, состав этих слов, как видите, разный. - В одном случае искомая буква находится в корне, в другом – в суффиксе. - Именно это и будет влиять на выбор написания. - Каким образом? - Посмотрите на слова на доске и вставьте пропущенные буквы. птиц…й, свеж…, пч…лка, больш…й, ландыш…вый, ш…рох - С какими частями речи будем работать? - Сформулируйте тему урока, продолжив предложение. - Повторение написания (букв о, е, ё после шипящих и ц в различных частях слова) | Выполнять устное упражнение. Разбирать слова по составу. Формулировать свои мысли, рассуждать, отвечать на вопросы учителя. Выполнять устное упражнение. Определять тему урока. | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения. Р: целеполагание. |
Решение частных задач Практич.: письменное упражнение. Словесн.: фронтальная проверка. Практич.: чтение правила в учебнике. Словесн.: дополнение правила. Практич.: работа с учебником, письменное упражнение. Практич.: взаимопроверка на основе фронтальной. Практич.: работа по рядам над письменным заданием, фронтальная проверка. Практич.: работа с обратным словарём, письменное упражнение. Словесн.: фронтальная проверка, подведение итога. | ≈25 | - Откройте тетради и запишите число, классная работа. - Теперь запишите в столбик слова (свинец, кумач, парча, ситец, песец, грош, камыш, груша, плюш, вещь, биржа, дворец) - От данных существительных образуйте прилагательные с помощью суффиксов – ов-/- ев-. - Поставьте ударения. - Давайте проверим какие слова вы образовали (свинцовый, кумачовый, парчовый, ситцевый, песцовый, грошовый, камышовый, грушевый, плюшевый, вещевой, биржевый, дворцовый) - Откройте учебники на странице 88 и прочитайте правило. - Давайте сделаем вывод. - Исходя из прочитанного и выполненного упражнения дополните это правило. - Теперь выполните упражнение 89. - Вам нужно записать прилагательные из словосочетаний в два столбика – прилагательные, которые родились прилагательными; прилагательные, которые образованы от существительных. - Рядом с прилагательными второй группы напишите в скобках существительные, от которых они образованы и выделите у прилагательных суффикс. - Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и давайте проверим. - Какие прилагательные записали в первый столбик? (лохматый, хороший, весёлый, мокрый, тусклый, тёплый, сладкое, горький) - Какие прилагательные записали во второй столбик? (ватный, огуречный, аптечный, песочные, черничное, табачный, кулачный, капустный) - Ребята, согласны ли вы с тем, что все прилагательные во втором столбике образованы с помощью одного и того же суффикса? - Какой это суффикс? (-н-) - С помощью этого суффикса первый ряд образует прилагательное от существительного звезда, второй ряд от существительного победа, третий ряд от существительного клубника. - Выделите суффикс. - Какие прилагательные получились? (звёздНый, победНый, клубничНый). - А теперь откройте обратный словарь на –А, на –на. - Запишите в столбик все слова. - С помощью суффикса –н- от этих слов письменно образуйте прилагательные и разберите их по составу. - Давайте проверим. - Ребята, а почему в этих прилагательных пишется две буквы Н? - Сделайте вывод. | Работать над письменным заданием, проверять выполненное задание, делать выводы. Читать и дополнять правило в учебнике. Выполнять письменное упражнение, выполнять взаимопроверку на основе фронтальной проверки, отвечать на вопросы, делать вывод из упражнения. Работать с обратным словарём, выполнять письменное задание, разбирать слова по составу, проводить фронтальную проверку, подводить итоги. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем. П: дополняют и расширяют знания. П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств. П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации. Р: адекватно воспринимают оценку учителя. |
Итог урока. Рефлексия Словесн.: ответы на вопросы, подведение итогов. Практич.: самооценка работы на уроке. | ≈5 | - Ребята, подведём итоги урока. - Что нового вы узнали на уроке? - Какой суффикс под ударением пишется в прилагательных, образованных от основ существительных, оканчивающихся на шипящий или Ц? (-ев-) - Какой суффикс пишется без ударения? (-ов- -ёв-) - Сделайте вывод (для того, чтобы определить какую букву написать, нужно поставить ударение) - Оцените свою работу на уроке. - Нарисуйте на полях лесенку с тремя ступеньками. - Нарисуйте смайлик на верхней ступеньке, если вы поняли тему урока и хорошо работали. - На средней, если не до конца поняли тему урока и допускали небольшие ошибки в заданиях. - На нижней ступеньке, если не поняли тему урока и допускали грубые ошибки в заданиях. - Спасибо за урок! | Отвечать на вопросы, анализировать свою работу на уроке. Оценивать свою работу на уроке с помощью «Лесенки успеха». | Р: понимание причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/13/picture-47600.jpg)
УМК "Начальная школа 21 века". Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных"
Учителям начальной школы, работающим по УМК "Начальная школа XXI века" (3 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/03/picture-156961-1354540474.jpg)
Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".
На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/19/picture-868310-1482161900.jpg)
Конспект по русскому языку «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»
Конспект открытого урока в 3 классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/11/picture-1302399-1610381820.jpg)
Конспект урока русского языка "Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода" (УМК "Перспектива", 3 класс)
Тема: «Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода» Цели деятельности учителя расширение умений в правописании Ь знака на конце имен существительны...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/27/picture-1453458-1674825415.jpg)
Технологическая карта урока русского языка «Обозначение фонемы «о» после шипящих в безударных личных окончаниях» (УМК «Эльконина-Давыдова», 3 класс)
Цель урока: формирование представлений об обозначении фонемы <о> после шипящих в личных окончаниях глаголов.Задачи урока:Дидактические: вспомнить правило правописания окончаний имён существитель...