Открытый урок русского языка в 1 классе по теме "Правописание гласных после шипящих".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Ваулина Татьяна Игоревна

Материалы урока можно использовать на уроке русского языка в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока.355.25 КБ
Файл Презентация.1.99 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе

по теме «Правописание гласных после шипящих».

Цель: повторить правописание орфограмм жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Задачи: - формирование орфографической зоркости

-развитие каллиграфического навыка, навыка письма под диктовку, по памяти

-формирование умения обозначать орфограммы на письме

-учить объяснять значение слов

-учить пользоваться толковым словарём

Форма проведения: игра-путешествие.

Форма организации деятельности: групповая, парная, индивидуальная.

Место урока в изучении темы -итоговый.

Оборудование: карта, картинки- чайка, маяк, лодка, яхта, шлюпка, байдарка, корабль, теплоход, ледокол, перфокарты, загадки.

Ход урока.

Орг. Момент

Прозвенел звонок у нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Сели ровно, спинки прямо.

Вижу, класс наш, хоть куда

И урок начать пора.

Актуализация знаний

  • Начинаем, как всегда, с разминки.

Чтоб красиво нам писать,

Надо пальчики размять.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик малышок

Постучался о порог.

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга им нельзя.

  • Чистописание

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу. (пауза)

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу. (пауза)

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Нашли посередине красную точку, пишем число – 22 февраля.

Отгадав загадку, вы узнаете букву, которую мы будем писать на чистописании сегодня.

Есть в клубочке, есть в катушке,

Даже есть в игольном ушке. (нитки)

- С какой буквы начинается слово нитки?

- Расскажите, что вы знаете про эту букву.  

- Посмотрите на доску, вспомним как пишется заглавная буква Н в соединении со строчной. Теперь пишем её  в тетради безотрывно.

- Строкой ниже записываем слово нитки, сделайте звуковой анализ этого слова. На работу даю 1 мин. (Самопроверка, один ученик отвечает.)

- Работаем со словом дальше. Разделим его для переноса (нит-ки) и выделим ударение.

- Скажите, а как вы понимаете, что такое нитки?

- Придумайте предложение с этим словом. Давайте его запишем ниже.

- Простым карандашом начертите схему этого предложения. (Ученик чертит на доске схему, самопроверка.)

- Расширят ваши представления о нитках Максим и Мирослава. 

Целеполагание.

- К нам в гости пришёл Незнайка и принёс вам задание, сделав которое мы определим тему нашего урока.

Составьте из данных букв слова

жуни     (ужин)

шкаач     (чашка)

дакчу      (чудак)

- Итак, кто может сказать, о чём мы сегодня на уроке будем говорить?

(«Правописание гласных после шипящих»)

- Чему будем учиться на уроке?

Работа по теме урока.

- Как эти сочетания надо писать, чтобы учиться только на пять?

Сочетанья жи и ши пиши только с буквой И !

Сочетанья ча и ща очень любят букву А!

В сочетанья чу и щу всегда вставляйте букву У!

- Незнайка приглашает нас отправиться в путешествие по морю. Выберите, на чём поплывём? Соотнесите картинки и слова (лодка, яхта, корабль, теплоход, ледокол).

- В путешествие мы возьмём с собой друзей. На листочках у вас на столе написаны разные животные. Вам надо выбрать и обвести только тех, в написании которых встречаются наши правила-орфограммы.

Работать будете в парах. На задание 1 минута.

Чайки, мышата, жирафы, ёжики, щенки, бельчата, щурята, зайчики.

(Проверка)

- Давайте выпишем в тетрадь слова, которые мы выбрали, выделяя орфограмму зелёным цветом.

 

Физминутка

Если в словах встречаются орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу, то вы приседаете. Если не встречаются - наклоны вперёд: дача, чернила, чудо, цветок, широкий, цена, жук, машина, щука, цифра, свеча, честный.

 - Наш корабль сел на мель. Чтобы справиться с трудностями, надо выполнить задание. На этих же листочках с обратной стороны найдите стихотворение. Прочитайте его самостоятельно и вставьте зелёной ручкой пропущенные буквы. На задание 3 минуты.

На дорогах луж…цы,

На асфальте рож…цы,

За окном кричат галч…та,

Под крыльцом пищ…т котята,

В бочке плещутся щ…рята,

В клетке прыгают крольч…та,

А у дерева в тиши

Еж…ха к ёж…ку спешит.

(Взаимопроверка) Поменяйтесь листочками и проверьте работу своего соседа по парте.

  • Работа над связностью речи.

- Во время путешествия по морю, нам встретились другие корабли

  • Самостоятельное применение знаний

Вдруг случилась беда, погас маяк.

Что такое маяк, для чего он нужен?

Чтобы зажечь маяк, надо выполнить задание из учебника.

Что надо сделать? ( вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы).

Отгадайте загадки, запишите отгадки, обозначьте орфограммы:

Ног нет , а хожу

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (Часы)

Из горячего колодца

Через нос водица льётся. (Чайник)

Деревянные кони по снегу скачут,

А в снег не проваливаются.(Лыжи)

До чего она легка,

Легче крыльев мотылька.

Бросишь -вновь вернётся,

Дунешь – унесётся. (Пушинка)

Рефлексия:

Какое задание было лёгким, трудным?

Оцените свою работу на уроке.

Итог:

Вот мы и добрались до острова орфограмм.

Какие знания нам пригодились?

Какие орфограммы повторили?

Если урок вам понравился, зажгите свои маяки.

Картинки по запросу нитки

Картинки по запросу нитки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

рроолл пккеаерппроро Урок русского языка в 1 классе.

Слайд 3

чистописание

Слайд 4

Нн

Слайд 5

нитки

Слайд 7

жуни шкаач дакчу

Слайд 8

УЖИН ЧАШКА ЧУДАК

Слайд 9

Правописание гласных после шипящих.

Слайд 10

теплоход лодка корабль яхта ледокол

Слайд 11

Ч а йки , ж и рафы , ёж и ки , бельч а та, щ у рята .

Слайд 12

ФИЗМИНУТКА

Слайд 13

На дорогах луж и цы, На асфальте рож и цы, За окном кричат галч а та, Под крыльцом пищ а т котята, В бочке плещутся щ у рята, В клетке прыгают крольч а та, А у дерева в тиши Еж и ха к ёж и ку спеш и т.

Слайд 14

Составить 3 предложения из данных слов: 1) волнам плывут по корабли 2) летают морем над чайки 3) свежий дует ветер

Слайд 15

Корабли плывут по волнам. Чайки летают над морем. Дует свежий ветер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка 4 класс "Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий" УМК «Начальная школа XXI века»

Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии.  Данный урок смоделирован с учётом основных поло...

открытый урок русского языка 3 класс по теме мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Открытый урок русского языка 3 класс по теме: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" На уроке для повторениия использовалась работа в парах сменного состава.Кроме этого на уроке была фро...

Методическая разработка урока русского языка 4 класс. Тема: "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

Тема: Мягкий знак после шипящих в глаголах.УМК: «Планета знаний»Предмет: русский языкКласс: 4Тип: «Открытие новых знаний»Цель урока: Познакомить с новой орфограммой и форм...

методическая разработка Программа "Школа России" Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных

методическая разработка Программа "Школа России" Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных...