Методическая разработка урока русского языка 4 класс. Тема: "Мягкий знак после шипящих в глаголах"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Юрлова Екатерина Владимировна

Тема: Мягкий знак после шипящих в глаголах.

УМК: «Планета знаний»

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тип: «Открытие новых знаний»

Цель урока: Познакомить с новой орфограммой и формировать практические навыки правильного написания окончаний глаголов, оканчивающиеся на шипящую.

Задачи:

-отрабатывать навык правописания мягкого знака на конце слова после шипящих в именах существительных;

-способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать;

-формулировать свои мысли, высказывать их вслух.

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

УМК: «Планета знаний»

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тема: Мягкий знак после шипящих в глаголах

Тип: «Открытие новых знаний»

Цель урока: Познакомить с новой орфограммой и формировать практические навыки правильного написания окончаний глаголов, оканчивающиеся на шипящую.

Задачи:

-отрабатывать навык правописания мягкого знака на конце слова после шипящих в именах существительных;

-способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать;

-формулировать свои мысли, высказывать их вслух.

   

Планируемые результаты

Предметные:

-научиться находить и правильно писать в словах орфограмму – букву ь в глаголах после шипящих.

Метапредметные:

Регулятивные  УУД:

-организовывать и контролировать свою работу, работу в группе;

- составлять план, работать по плану;

-оформлять свои мысли в устной форме;

-прогнозировать результат собственной деятельности;

-осуществлять  самопроверку, находить  и исправлять  орфографические ошибки, оказывать взаимопомощь;

  • -оценивать результаты собственной деятельности.

Познавательные УУД:

– определять и формулировать цель;

-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

-строить речевые высказывания, выдвигать гипотезы и их обосновывать,

-структурировать знания,

-поиск и выделение необходимой информации,

-применять  правила написания мягкого знака после шипящих в глаголах;

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества, учёт разных мнений,

-уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

-уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие; - уметь договариваться и приходить к общему мнению;

.

Личностные:

-соотносить собственный ответ с предложенным вариантом;

-развивать умение аргументировать свою точку зрения

-контролировать и оценивать выполненную работу

Ресурсы урока: Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина «Русский язык» 4 класс, раздаточный материал.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Включает учащихся в учебную деятельность:

Мы урок наш начинаем,

Что-то новое узнаем.

Интересно нам читать,

Думать, мыслить, рассуждать.

- Желаю вам успехов.

Настраиваются на работу

Предлагает послушать скороговорку и назвать звук, который в нём чаще повторяется.

Мышонку шепчет мышь:

«Ты всё шуршишь, не спишь!»

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

Предлагает детям вспомнить и назвать шипящие звуки.

Слушают скороговорку, выделяют повторяющийся звук.

Называют шипящие звуки.

Актуализация необходимых знаний

Организует работу   по карточкам  в группах.

Задание. 

Прочитайте слова. Распределите слова на группы по общему основанию. Вставьте где нужно пропущенные буквы.

Молодёж(ь), шутиш(ь), плащ(ь), нарисуеш(ь),  реч(ь), мыш(ь),

поеш(ь), сторож(ь), стоиш(ь),

морж(ь), кирпич(ь), несёш(ь), вещ(ь).

Организует беседу:

- Какое основание для определения групп слов?

- Мы неслучайно начали урок с выполнения этого задания. Как вы думаете, почему?

Предлагает посмотреть на слова и поразмышлять:

Подумай! Читаеш? Умееш? Слушаеш? Стоиш?

- Какой частью речи являются данные слова?

-Как вы определили, что это глаголы?

- Какие признаки объединяют эти глаголы в одну группу?

- Как вы думаете, почему после каждого глагола стоит вопросительный знак?

Работают в группах, распределяют слова  в 3 группы.

Высказывают своё мнение, слушают мнение других, доказывают, делают вывод.

- На конце  существительных женского рода   после шипящих пишется мягкий знак.

На  конце  существительных мужского рода   после шипящих мягкий знак не употребляется.

Глаголы  с шипящим на конце.

Контролируют  действия и результат работы.

Речь пойдет о мягком знаке.

Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящим на конце.

Необходимо выяснить, пишется ли в этих глаголах мягкий знак.

Организация познавательной деятельности

1.Определение темы урока. Целеполагание. Планирование урока.

Помогает определить тему урока, поставить цели.

- Кто догадался, какова же тема нашего урока?

- На какой вопрос мы с вами должны найти ответ?

- А кто сможет определить задачи нашего урока?

У  – О чем должны узнать на уроке?

    - Чему мы сегодня будем учиться?

Р  – Что будем развивать?

О – Что будем объяснять?

К – Что будем контролировать?

-Как построим нашу работу?

Формулируют тему, цель, задачи урока.

«Мягкий знак после шипящих в глаголах»

- Узнать, нужно писать или нет мягкий знак после шипящих в глаголах.

У – узнать о правописании мягкого знака в глаголах после шипящих;

- учиться писать правильно мягкий знак в глаголах после шипящих.

Р – развивать орфографическую зоркость, внимание, речь.

О – объяснять правописание и значение слов.

К – контролировать свою работу и работу одноклассников.

По плану.

1.Исследовать и наблюдать

2.Делать выводы

3.Применять наши знания

2.Открытие детьми нового знания.

Работа по учебнику: стр. 62 упр.129

Предлагает объяснить значение пословиц.

- Выпишите из пословиц глаголы.

- В какой форме использованы  в пословице глаголы?

-О какой орфограмме нужно помнить при записи этих глаголов?

Предлагает оценить правильность выполнения задания.

- Сделайте свой вывод о правописании орфограммы в словах.

-Как можно проверить свой вывод?

Организует чтение правила на стр. 62

Выделяют общие признаки, сравнивают.

Контролируют и оценивают свою работу.

- самостоятельно и без ошибок выполнял работу.

?   – работал самостоятельно, но были ошибки.

-   – самостоятельно работать не мог.

Делают вывод.

Нужно прочитать в учебнике правило.

Организует проведение физкультминутки:

-Раз сегодня мы говорим о глаголах, то и физкультминутка будет связана именно с этой частью речи.

- Встаньте, пожалуйста.

Как живешь? (Вот так!)

Как идешь? (Вот так!)

Как плывешь? (Вот так!)

Как бежишь? (Вот так!)

Как шалишь? (Вот так!)

Как сидишь? (Вот так!)

- Назовите глаголы, которые встретились?

-Что вы можете рассказать об этих глаголах?

Участвуют в физкультминутке

Обобщают свои знания.

Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящими на конце; пишется мягкий знак.

3. Закрепление и включение нового знания в систему знаний.

Работа над предложением. 

- Прочитайте предложение на доске.

Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, одеваюсь, завтракаю и иду в школу.

Организует работу над предложением.

- В какой форме употреблены глаголы в этом предложении?

- Замените глаголы 1-го лица ед. числа на глаголы 2-го лица ед. числа. Запишите получившееся предложение. (1 ученик работает у доски)

- Поднимите руку те, кто допустил ошибки. Над чем нужно поработать?

- Дайте характеристику этому предложению.

- Объясните расстановку знаков препинания.

- Подчеркните грамматическую основу.

- Выделите личные окончания глаголов.

- Что вы теперь знаете о написании глаголов в форме 2-го лица ед. числа с шипящими на конце? 

Работают  по учебнику: стр. 63 упр.132

Высказывания детей

В форме 1-го лица ед. числа

Утром ты встаешь, делаешь зарядку, умываешься, одеваешься, завтракаешь и идешь в школу.

Оценивают результат своей работы.

Дают письменную характеристику предложению.

Повествовательное, невосклицательное, простое с однородными сказуемыми, распространенное.

Формулируют правило употребления мягкого знака после шипящих на конце глаголов.

Организует работу в группах (карточки с заданиями)

1-я группа: К данным глаголам необходимо подобрать и записать слова – антонимы. (Антонимы - это противоположные по смыслу слова) 

сядешь - …………

хвалишь - …………

найдешь - …………

строишь - ………

2-я группа: К данным именам существительным подобрать и записать подходящие по смыслу глаголы в форме 2 лица ед. числа.

лопатой - …………

косой - …………….

карандашом-…………

краской - ………………

3-я группа: От данных имен существительных образовать глаголы 2-го лица ед. числа. 

зелень -…….

крик - ……..

обед-……..

шум - ………

Организует проверку выполнения задания.

- Каким правилом вы руководствовались при записи подобранных вами глаголов?

 

Работают в группах по карточкам.

Проводят проверку работы в группе.

Проверка: (на доске)

1-я группа – зачитывает пары слов

- Проверяют грамотность.

2-я группа – зачитывает пары слов

- Проверяют грамотность 

3-я группа – зачитывает пары слов

- Проверяют грамотность

Рефлексия деятельности

Организует подведение итога урока:

- Какой вопрос стоял перед нами в начале урока?

- Знаете ли вы теперь ответ на этот вопрос?

Проанализируем, насколько мы выполнили наш план работы на уроке и решили задачи урока по теме «Мягкий знак после шипящих в глаголах»

- Что не выполнили из запланированного на урок?

- Какие задачи не решили?

-Какую задачу возьмем на следующий урок и продолжим её решать.

- Что нового узнали о правописании Ь после шипящих?

- Где эти знания сможете применить?

Участвуют в беседе

Пишется ли Ь после шипящих в глаголах 2-го лица ед. числа.

Решили все задачи.

Формулируют задачу следующего урока.

-Учиться писать правильно мягкий знак в глаголах после шипящих и словах других частей речи

- Во всех глагольных формах после шипящих пишется Ь.

Организует рефлексию

Проанализируйте свою систему оценок результата работы в течение всего урока.

- Ребята, встаньте, пожалуйста, те, кто доволен результатом своей работы на уроке и с хорошим настроением уходит с урока?

(Обращаюсь к тем, у кого возникали противоречия в работе).

- Какие вопросы необходимо решить?

Анализируют собственную деятельность на уроке.

Предлагает на выбор домашнее задание

1.стр.62 правило, упр.130

2.стр.62 правило, упр. 133

Записывают домашнее задание на выбор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока русского языка по теме "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

Презентация выполнена по УМК "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока русского языка на тему: "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

Данный урок разрабртан по УМК "Начальная школа 21 века"....

урок русского языка Тема: "Правописание мягкого знака после шипящих" 4 класс 21 век

на уроке отрабатывается способ действия при выборе написания мягкого знака после шипящих, развивается умение сопоставлять, анализировать, развивается орфографическая зоркость....

Русский язык 3 кл Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных

Русский язык 3 кл Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных...

Урок русского языка по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце глаголов» (4 класс по УМК «Планета знаний»)

Данный урок формирует практические навыки правильного написания окончаний глаголов в форме 2-го лица единственного числа;способствует формированию умений сравнивать, обобщать, группировать, анализиров...

технологическая карта урока русского языка по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце основы имён существительных»

Формирование самооценки младших школьников на уроках русского языка в рамках программы ПНШ....