Методическая разработка урока русского языка 4 класс. Тема: "Мягкий знак после шипящих в глаголах"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)
Тема: Мягкий знак после шипящих в глаголах.
УМК: «Планета знаний»
Предмет: русский язык
Класс: 4
Тип: «Открытие новых знаний»
Цель урока: Познакомить с новой орфограммой и формировать практические навыки правильного написания окончаний глаголов, оканчивающиеся на шипящую.
Задачи:
-отрабатывать навык правописания мягкого знака на конце слова после шипящих в именах существительных;
-способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать;
-формулировать свои мысли, высказывать их вслух.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.docx | 32.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
УМК: «Планета знаний»
Предмет: русский язык
Класс: 4
Тема: Мягкий знак после шипящих в глаголах | Тип: «Открытие новых знаний» | |||
Цель урока: Познакомить с новой орфограммой и формировать практические навыки правильного написания окончаний глаголов, оканчивающиеся на шипящую. Задачи: -отрабатывать навык правописания мягкого знака на конце слова после шипящих в именах существительных; -способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; -формулировать свои мысли, высказывать их вслух.
| ||||
Планируемые результаты | ||||
Предметные: -научиться находить и правильно писать в словах орфограмму – букву ь в глаголах после шипящих. | Метапредметные: Регулятивные УУД: -организовывать и контролировать свою работу, работу в группе; - составлять план, работать по плану; -оформлять свои мысли в устной форме; -прогнозировать результат собственной деятельности; -осуществлять самопроверку, находить и исправлять орфографические ошибки, оказывать взаимопомощь;
Познавательные УУД: – определять и формулировать цель; -принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; -строить речевые высказывания, выдвигать гипотезы и их обосновывать, -структурировать знания, -поиск и выделение необходимой информации, -применять правила написания мягкого знака после шипящих в глаголах; Коммуникативные УУД: -планирование учебного сотрудничества, учёт разных мнений, -уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; -уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие; - уметь договариваться и приходить к общему мнению; . | Личностные: -соотносить собственный ответ с предложенным вариантом; -развивать умение аргументировать свою точку зрения -контролировать и оценивать выполненную работу | ||
Ресурсы урока: Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина «Русский язык» 4 класс, раздаточный материал. | ||||
Ход урока | ||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | |||
Мотивация к деятельности | ||||
Включает учащихся в учебную деятельность: Мы урок наш начинаем, Что-то новое узнаем. Интересно нам читать, Думать, мыслить, рассуждать. - Желаю вам успехов. | Настраиваются на работу | |||
Предлагает послушать скороговорку и назвать звук, который в нём чаще повторяется. Мышонку шепчет мышь: «Ты всё шуршишь, не спишь!» Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише». Предлагает детям вспомнить и назвать шипящие звуки. | Слушают скороговорку, выделяют повторяющийся звук. Называют шипящие звуки. | |||
Актуализация необходимых знаний | ||||
Организует работу по карточкам в группах. Задание. Прочитайте слова. Распределите слова на группы по общему основанию. Вставьте где нужно пропущенные буквы. Молодёж(ь), шутиш(ь), плащ(ь), нарисуеш(ь), реч(ь), мыш(ь), поеш(ь), сторож(ь), стоиш(ь), морж(ь), кирпич(ь), несёш(ь), вещ(ь). Организует беседу: - Какое основание для определения групп слов? - Мы неслучайно начали урок с выполнения этого задания. Как вы думаете, почему? Предлагает посмотреть на слова и поразмышлять: Подумай! Читаеш? Умееш? Слушаеш? Стоиш? - Какой частью речи являются данные слова? -Как вы определили, что это глаголы? - Какие признаки объединяют эти глаголы в одну группу? - Как вы думаете, почему после каждого глагола стоит вопросительный знак? | Работают в группах, распределяют слова в 3 группы. Высказывают своё мнение, слушают мнение других, доказывают, делают вывод. - На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не употребляется. Глаголы с шипящим на конце. Контролируют действия и результат работы. Речь пойдет о мягком знаке. Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящим на конце. Необходимо выяснить, пишется ли в этих глаголах мягкий знак. | |||
Организация познавательной деятельности | ||||
1.Определение темы урока. Целеполагание. Планирование урока. | ||||
Помогает определить тему урока, поставить цели. - Кто догадался, какова же тема нашего урока? - На какой вопрос мы с вами должны найти ответ? - А кто сможет определить задачи нашего урока? У – О чем должны узнать на уроке? - Чему мы сегодня будем учиться? Р – Что будем развивать? О – Что будем объяснять? К – Что будем контролировать? -Как построим нашу работу? | Формулируют тему, цель, задачи урока. «Мягкий знак после шипящих в глаголах» - Узнать, нужно писать или нет мягкий знак после шипящих в глаголах. У – узнать о правописании мягкого знака в глаголах после шипящих; - учиться писать правильно мягкий знак в глаголах после шипящих. Р – развивать орфографическую зоркость, внимание, речь. О – объяснять правописание и значение слов. К – контролировать свою работу и работу одноклассников. По плану. 1.Исследовать и наблюдать 2.Делать выводы 3.Применять наши знания | |||
2.Открытие детьми нового знания. | ||||
Работа по учебнику: стр. 62 упр.129 Предлагает объяснить значение пословиц. - Выпишите из пословиц глаголы. - В какой форме использованы в пословице глаголы? -О какой орфограмме нужно помнить при записи этих глаголов? Предлагает оценить правильность выполнения задания. - Сделайте свой вывод о правописании орфограммы в словах. -Как можно проверить свой вывод? Организует чтение правила на стр. 62 | Выделяют общие признаки, сравнивают. Контролируют и оценивают свою работу. + - самостоятельно и без ошибок выполнял работу. ? – работал самостоятельно, но были ошибки. - – самостоятельно работать не мог. Делают вывод. Нужно прочитать в учебнике правило. | |||
Организует проведение физкультминутки: -Раз сегодня мы говорим о глаголах, то и физкультминутка будет связана именно с этой частью речи. - Встаньте, пожалуйста. Как живешь? (Вот так!) Как идешь? (Вот так!) Как плывешь? (Вот так!) Как бежишь? (Вот так!) Как шалишь? (Вот так!) Как сидишь? (Вот так!) - Назовите глаголы, которые встретились? -Что вы можете рассказать об этих глаголах? | Участвуют в физкультминутке Обобщают свои знания. Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящими на конце; пишется мягкий знак. | |||
3. Закрепление и включение нового знания в систему знаний. | ||||
Работа над предложением. - Прочитайте предложение на доске. Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, одеваюсь, завтракаю и иду в школу. Организует работу над предложением. - В какой форме употреблены глаголы в этом предложении? - Замените глаголы 1-го лица ед. числа на глаголы 2-го лица ед. числа. Запишите получившееся предложение. (1 ученик работает у доски) - Поднимите руку те, кто допустил ошибки. Над чем нужно поработать? - Дайте характеристику этому предложению. - Объясните расстановку знаков препинания. - Подчеркните грамматическую основу. - Выделите личные окончания глаголов. - Что вы теперь знаете о написании глаголов в форме 2-го лица ед. числа с шипящими на конце? Работают по учебнику: стр. 63 упр.132 | Высказывания детей В форме 1-го лица ед. числа Утром ты встаешь, делаешь зарядку, умываешься, одеваешься, завтракаешь и идешь в школу. Оценивают результат своей работы. Дают письменную характеристику предложению. Повествовательное, невосклицательное, простое с однородными сказуемыми, распространенное. Формулируют правило употребления мягкого знака после шипящих на конце глаголов. | |||
Организует работу в группах (карточки с заданиями) 1-я группа: К данным глаголам необходимо подобрать и записать слова – антонимы. (Антонимы - это противоположные по смыслу слова) сядешь - ………… хвалишь - ………… найдешь - ………… строишь - ……… 2-я группа: К данным именам существительным подобрать и записать подходящие по смыслу глаголы в форме 2 лица ед. числа. лопатой - ………… косой - ……………. карандашом-………… краской - ……………… 3-я группа: От данных имен существительных образовать глаголы 2-го лица ед. числа. зелень -……. крик - …….. обед-…….. шум - ……… Организует проверку выполнения задания. - Каким правилом вы руководствовались при записи подобранных вами глаголов?
| Работают в группах по карточкам. Проводят проверку работы в группе. Проверка: (на доске) 1-я группа – зачитывает пары слов - Проверяют грамотность. 2-я группа – зачитывает пары слов - Проверяют грамотность 3-я группа – зачитывает пары слов - Проверяют грамотность | |||
Рефлексия деятельности | ||||
Организует подведение итога урока: - Какой вопрос стоял перед нами в начале урока? - Знаете ли вы теперь ответ на этот вопрос? Проанализируем, насколько мы выполнили наш план работы на уроке и решили задачи урока по теме «Мягкий знак после шипящих в глаголах» - Что не выполнили из запланированного на урок? - Какие задачи не решили? -Какую задачу возьмем на следующий урок и продолжим её решать. - Что нового узнали о правописании Ь после шипящих? - Где эти знания сможете применить? | Участвуют в беседе Пишется ли Ь после шипящих в глаголах 2-го лица ед. числа. - Решили все задачи. Формулируют задачу следующего урока. -Учиться писать правильно мягкий знак в глаголах после шипящих и словах других частей речи - Во всех глагольных формах после шипящих пишется Ь. | |||
Организует рефлексию Проанализируйте свою систему оценок результата работы в течение всего урока. - Ребята, встаньте, пожалуйста, те, кто доволен результатом своей работы на уроке и с хорошим настроением уходит с урока? (Обращаюсь к тем, у кого возникали противоречия в работе). - Какие вопросы необходимо решить? | Анализируют собственную деятельность на уроке. | |||
Предлагает на выбор домашнее задание 1.стр.62 правило, упр.130 2.стр.62 правило, упр. 133 | Записывают домашнее задание на выбор |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока русского языка по теме "Мягкий знак после шипящих в глаголах"
Презентация выполнена по УМК "Начальная школа 21 века"....
Конспект урока русского языка на тему: "Мягкий знак после шипящих в глаголах"
Данный урок разрабртан по УМК "Начальная школа 21 века"....
урок русского языка Тема: "Правописание мягкого знака после шипящих" 4 класс 21 век
на уроке отрабатывается способ действия при выборе написания мягкого знака после шипящих, развивается умение сопоставлять, анализировать, развивается орфографическая зоркость....
Русский язык 3 кл Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных
Русский язык 3 кл Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных...
Урок русского языка по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце глаголов» (4 класс по УМК «Планета знаний»)
Данный урок формирует практические навыки правильного написания окончаний глаголов в форме 2-го лица единственного числа;способствует формированию умений сравнивать, обобщать, группировать, анализиров...
Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных"
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе....
технологическая карта урока русского языка по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце основы имён существительных»
Формирование самооценки младших школьников на уроках русского языка в рамках программы ПНШ....