Конспект урока по русскому языку, 4 класс: Прилагательные. О\Е после шипящих и Ц
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Дата: 23.03.2018 | ФИО учителя: Белоярова Т.В __________ |
Школа: 95 | ФИ студента: Шерстобитова Д., 33 группа |
Класс: 4-3 | ФИО методиста: Кондратьева И.И _________ |
Кабинет: 206 |
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: «Прилагательные. О\Е после шипящих и Ц»
Цели деятельности учителя: создать условия для использования имеющихся знаний по правописанию букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных в практической деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать, как пишутся прилагательные с суффиксами –ов- и –ев- после шипящих и Ц; знать, как образуются прилагательные, образованные от других частей речи.
Личностные:
Учиться формировать собственное мнение, учиться учитывать мнение другого; работать в коллективе; проявлять интерес к изучению нового материала.
Тип урока: рефлексия.
Оборудование: УМК «ПНШ» (4 кл. 1ч., стр 136, Обратный Словарь; 3 ч., стр.87-91), презентация, раздаточный материал.
Челябинск, 2018 г.
Этапы урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I.Самоопределение к деятельности (Словесный – Беседа) | 1 минута | Здравствуйте, ребята! Посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и пожелайте успехов сегодня на уроке. Присаживайтесь. | (приветствие учителя и учащихся) | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; |
II.Актуализация знаний и мотивация (Словесный – Беседа) (Языковой анализ: морфемный разбор) (Проблемный – выполнение пробного задания, анализ языкового материала) (Языковой анализ: морфемный разбор) | 5 минут | Ребята, сейчас предлагаю вам поработать с карточками, которые есть у вас на столе. В карточке дан вопрос, на который отвечает одна из частей речи. Ваша задача – определить, какая часть речи отвечает на этот вопрос, и встать у подходящей таблички, которая находится на стене класса. Вопросы:
Ребята, обратите внимание на группу, которая стоит под табличкой со знаком вопроса. Ребята из этой группы, скажите, почему вы встали именно туда? Присаживайтесь и давайте попробуем узнать, в чем же тут дело. Мы с вами определяли части речи, а у нас внезапно появились слова. Скажите, пожалуйста, к какой части речи относятся эти слова? Как вы думаете, одинаково или по-разному следует писать эти слова? Почему? Сравните эти два прилагательных, что у них общего? Может ли только это помочь нам правильно вставить пропущенную букву? Как вы думаете, что еще нам может помочь? Давайте попробуем разобрать эти слова по составу. Вспомним вначале, что значит разобрать слово по составу и в каком порядке выполняется такой разбор. Запишите в тетрадях сегодняшнее число, и с новой строки запишите эти прилагательные. Разберите их по составу самостоятельно. Теперь снова посмотрите на эти слова и скажите, что еще у них есть общего? Какую букву и почему мы должны поставить в данные слова? Ребята, определите тему нашего урока. Какие цели вы поставите себе на урок? Все верно, сегодня мы с вами еще раз повторим, в каких случаях в прилагательных после шипящих и Ц пишется буква О, а когда буква Е. | (работают с карточками) -Потому что у нас на карточках даны слова, а не вопросы частей речи. -Эти слова относятся к прилагательным, потому что отвечают на вопрос «какой»? (высказывают предположения) -Орфограмма в этих словах находится после шипящего. (высказывают предположения) - Разобрать слово по составу - определить все части слова; вначале выделяется окончание, затем основа, в которой, в свою очередь, выделяются корень, приставка, суффикс. -Орфограмма находится в суффиксе. Букву О или букву Е. (делают предположения) -О\Е после шипящих и Ц в прилагательных. -Повторить правописание букв О и Е в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц. | П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Л:целеполагание. |
III.Постановка учебной задачи (Словесный – Формулировка темы и цели урока) (Анализ языкового материала) (Языковой анализ: морфемный разбор. Списывание с грамматическим редактированием) (Списывание с грамматическим редактированием) | 15 минут | Откройте 1 часть учебника на странице 136. Прочитайте правило в рамке летучей мыши. Давайте воспользуемся этим правилом и вставим верную пропущенную букву в наши слова. Сейчас предлагаю вам поработать в парах и найти на доске все признаки данной орфограммы. Ключ: Часть речи – глагол, существительное, прилагательное. Какая буква пишется – под ударением(О), без ударения(Е). Часть слова – приставка, корень, окончание, суффикс. Орфограмма пишется – после твердых согласных, после ъ или ь знака, после шипящих. Отлично, чтобы вы не забывали пользоваться правилом, я оставлю его на доске. Давайте потренируемся. Откройте 3 часть учебника на странице 87, упражнение 88. Прочитайте его про себя вслух. Что нужно сделать? Сейчас выполняем упражнение самостоятельно в тетради по вариантам. Вам нужно образовать из существительных прилагательные и записать их в тетрадь: 1 варианту с суффиксом –ов-, а 2 варианту с суффиксом -ев- . Выделите суффиксы в получившихся прилагательных и поставьте ударение. Ключ: 1 вариант: свинцовый, кумачовый, парчовый, песцовый, грошовый, камышовый, дворцовый. 2 вариант: ситцевый, грушевый, плюшевый, вещевой, биржевый. Поменяйтесь тетрадями и давайте проверим. Возьмите зеленый карандаш и, опираясь на эталон на доске, проверьте работу. Откройте страницу 88, давайте дополним вывод по этому упражнению. Ребята, у нашего урока сегодня есть еще один важный вопрос. Как вы думаете, от каких частей речи могут образовываться имена прилагательные? Сейчас прочитайте про себя текст на странице 88 и скажите, от каких основ частей речи образовались слова, которые Евдокия Васильевна привела в качестве примеров. Ребята, какой вы можете сделать вывод, прочитав этот текст? Давайте потренируемся. Прочитайте задание к упражнению 89. Что нужно сделать? Вам нужно распределить прилагательные в два столбика. Выполните это задание в тетрадях самостоятельно. Проверим, что у вас получилось. Берем в руки зеленый карандаш и отмечаем верные ответы плюсом, неверные – минусом. Ключ: 1)хороший, веселый, мокрый, тусклый, теплый, сладкое, горький. 2)лохматый, ватный, огуречный, аптечный, песочные, черничное, табачный, кулачный, капустный. Ребята, скажите, верно ли, что все существительные из 2 группы образованы с помощью одного и того же суффикса? Почему? Какое слово из 2 группы – лишнее? Сейчас поработайте в парах и образуйте из следующих слов прилагательные с суффиксом –н-: Звезда, победа, гриб, лимонад, клубника. Давайте проверим, что у вас получилось: Звездный, победный, грибной, лимонадный, клубничный. Скажите, пожалуйста, так с помощью какого суффикса можно образовать прилагательные от основ существительных? | (работают с учебником) -ПлюшЕвый, камышОвый, кварцЕвый. (работают с доской) -Нужно образовать прилагательные с суффиксами –ов- или –ев- от предложенных существительных. (работают в тетради) (выполняют взаимопроверку) (работают с учебником) -От основ глаголов и прилагательных. -Лимонный (лимон – сущ.), осенний (осень – сущ.), казачий (казак – сущ.), учёный (учение – гл.), сторожевой (сторож – сущ.\ сторожить – гл.) -Есть прилагательные, которые ни от чего не образованные и обозначают признак предмета, а есть прилагательные, которые образованы от основ других частей речи. -Нужно записать прилагательные в два столбика: изначальные прилагательные и прилагательные, образованные от основ существительных. (работают в тетради) (выполняют самопроверку) -Да, эти существительные образованы при помощи суффикса –н-. Слово лохматый лишнее. -При помощи суффикса –н-. | Л: формулировка проблемы; Л: анализ; П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; К: владение диалогической формой речи; Л.: самоопределение. Р.: целеполагание. |
VI. Включение в систему знаний (Словесный – инструктаж) (Практический –фронтальная работа) (Языковой анализ: морфемный разбор) | 15 минут | Ребята, сейчас прочитайте текст к упражнению 90 на странице 89. Что необходимо сделать? Выполните это упражнение в группе. (нужен обр.словарь!!!) Проверяем работу устно. Какой можем сделать вывод? Почему пишем в прилагательных две буквы н? Идем дальше. Упражнение 91, страница 90. Вам нужно выписать из первых двух строчек стихотворения прилагательные, образованные от основ существительных, и разобрать их по составу. Выполняете упражнение самостоятельно в тетради, один работает у доски. Ключ: снеговое, лимонный, лунный. Проверим, верно ли сделали задание ребята у доски и верно ли вы сделали задание в тетради. Отметьте ошибки зеленым карандашом. Ребята, найдите в третьей строчке стихотворения существительные и запишите их себе в тетрадь. Какого они склонения? Сейчас самостоятельно выделите в словах окончания и корни и образуйте от этих слов прилагательные с суффиксом –н-. Какие слова у вас получились? Выделите суффикс и корень в этих словах. Обратите внимание на слова сердце и сердечный. Что происходит, если мы образуем от существительного прилагательное? Прочитайте про себя правило в рамке летучей мыши и подчеркните чередование в этих словах синим карандашом. Приведите примеры на это правило. | -Нужно поработать с Обратным Словарем и образовать из слов по заданию прилагательные, после чего разобрать их по составу. -Потому что одна н идет от основы, а вторая – суффикс. (работают самостоятельно в тетради и у доски) (осуществляют проверку и самопроверку) -Сердце (2 скл.), болью (3 скл.) -Сердечный, больной. -Происходит чередование. (предлагают варианты) | П: рефлексия способов и условий действия; К: управление поведением партнера – коррекция. |
V. Рефлексия деятельности (по продукту) (Словесный – Беседа) (Практический – Подведение итогов) | 4 минуты | Давайте подведем итоги урока. Вспомните, какая была тема и цель урока? Достигли ли мы с вами цели? В чем же особенность написания прилагательных с суффиксами –ов-\-ев- после шипящих и Ц? Какие бывают прилагательные по образованию? Сейчас посмотрите на слайд. Вы видите ладонь, для каждого пальца на ладони есть начало фразы. Вы должны выбрать для себя одну фразу(палец) и продолжить ее: -Мне было трудно… -Мне было интересно… -Мне кажется, что… -На уроке сегодня я… -Эта тема для меня… Вы сегодня хорошо постарались. Не расстраивайтесь, если что-то не получилось – все еще впереди. Спасибо за урок, до свидания. | (делятся мнениями) (выполняют самооценку деятельности) | К: произвольное построение речевого высказывания в устной форме; П: рефлексия способов и условий действия; Р: оценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Значение и употребление в речи" 3 класс, Перспективная начальная школа (ПНШ)
Конспект урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное" 3 класс, Перспективная Начальная Школа (ПНШ)...
Конспект урока по русскому языку "Изменение прилагательных по падежам" (УМК "Школа России" 3 класс)
Конспект урока по русскому языку...
Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное", 2 класс УМК "ШР"
Цели деятельности учителя: знакомство с прилагательным, формирование умения различать прилагательные от других частей речи. Планируемые результатыПредметные знать:...
Технологическая карта урока по Русскому языку "Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода (закрепление)"
Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода (закрепление), 3 класс...
Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное" 2 класс "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний об имени прилагательном.Планируемые результаты:Предметные:- знать: что такое имя прилагательное, его признаки, на какие вопросы отвечает;- уметь: находит...
Конспект урока по русскому языку «Буквы о, е после шипящих и ц в падежных окончаниях» 3 класс (УМК «Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова»)
Тема: «Буквы о, е после шипящих и ц в падежных окончаниях»Цели деятельности учителя: закрепление правописания букв О и Е после шипящих и ц в падежных окончаниях.Планируемые результаты:Пред...
Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное" (2 класс Школа России)
Конспект урока по русскому языку...