Краткая форма качественных имён прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

План-конспект урока "Краткая форма качественных имён прилагательных" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kratkaya_forma_prilagatelnyh.doc44.5 КБ
Office presentation icon kratkaya_forma_prilagatelnyh.ppt1.83 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Краткая форма качественных прилагательных

Цели:

    * формировать: представления у учащихся о  краткой форме качественных прилагательных, умение образовывать краткую форму качественных прилагательных;

    * создать условия для развития умение распознавать в тексте качественные имена прилагательные, определять, каким членом предложения они являются;

    * развивать умение употреблять в речи имена прилагательные;

    * совершенствование речевой культуры учащихся;

    * прививать любовь к русскому языку;

    * воспитывать чувство любви к родному краю и бережного отношения к природе.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс (Ч. 2) автор С. В. Иванов,  мультимедийная  презентация, картинка (фотография) с изображением природы, репродукция с картины Ф. А. Васильева «Мокрый луг».

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент
  2. Мин. чистописания

- Запишите число, Кл. раб.

- Прочитайте скороговорку:

[Вкусная халва – мастеру хвала] Слайд

  1. Акт. знаний

- Послушайте стихотворение:

    Здравствуй, солнце золотое! Слайд

    Здравствуй, небо голубое!

    Здравствуй, вольный ветерок!

    Здравствуй, маленький дубок!

    Мы живем в одном краю –

    Всех я вас приветствую!

- Назовите выделенные слова. Определите, какой частью речи они являются?

(Золотое, голубое, вольный, маленький. Это имена прилагательные.)

- Что вы знаете об имени прилагательном?

(Имя прилагательное – это часть речи, которая называет признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам – ставятся в туже форму, что и имена существительные, от которых они зависят.

В предложении имена прилагательные чаще всего являются определениями, а иногда бывают сказуемым. По значению имена прилагательные делятся на качественные, относительные и притяжательные)

- Опишите пейзаж, используя в своем рассказе, качественные имена прилагательные.

Слайд

(Дети описывают пейзаж) (рисунок 1)

IV. Введение в тему

У. Перед вами предложения (запись на доске). Слайд .

– Прочитайте их. (Читает хорошо читающий ученик.)

   

    Красивы розы в саду.

    Ох, и ленив наш Коля!

    Море сегодня спокойно.

    Моя собака умна.

- Назовите  выделенные слова.

(Красивы, ленив, спокойно, умна.)

- Как вы думаете, это тоже имена прилагательные?

(Это тоже прилагательные. Они называют признак.)

- А что вы у них заметили? (они какие-то другие... коротенькие. У них другие окончания)

- Да, вы правы. Это прилагательные. Красива и красивая – это одно слово, но разные его формы. Красивая – полная форма, а красива – краткая форма. У нее другие окончания.

V. Сообщение темы и целей урока

- Обозначьте тему нашего урока Слайд

- Какие цели перед собой поставим?

(образовывать формы кратких прил, находить их в тексте, узнать как они изменяются, как подчёркиваются)

VI. Работа по теме

1. Образование форм полных и кратких прилагательных

- Рассмотрите таблицу. ……….Слайд 

– Что можно сказать о кратких прилагательных? Чем они отличаются от полных прилагательных? (И краткие и полные имена прилагательные изменяются по родам и числам. Полные прилагательные изменяются по падежам, а краткие нет.)

- Образуйте краткую форму прилагательного в мужском роде. Запишите формы прилагательных и выделите в них окончания.

[Чистый – …, гибкий – …, удобный – …, гордый – …, звонкий – …] .Слайд

- Сравните основы краткой и полной форм. Что вы заметили?

- Прочитайте следующие слова:

[Родной, нижний, трудовой, лимонный, апельсиновый, вороной]

- Устно образуйте от этих имён прилагательных прилагательные в краткой форме.------

- Какой вывод мы сделаем? (Не от всех прил-ых можно образовать краткую форму)

Физкультминутка

    Каждый день по утрам

    Делаем зарядку.

    (Дети ходят на месте.)

    Очень нравится нам

    Делать по порядку:

    Весело шагать,

    Руки поднимать,

    (Поднимают руки вверх, ставят их к плечам.)

    Приседать и вставать,

    (Приседают 4–6 раз.)

    Прыгать и скакать,

    (Дети прыгают.)

    Читать и рисовать,

    Новое узнавать.

    (Возвращаются на места.)

2. Роль прилагательных в предложении.

Работа по учебнику

- Откройте учебник на с. 106. Найдите тайну языка. Прочитайте её…

- Что вы ещё узнали о краткой форме имени прилагательного? (подчёркивается как сказуемое)

- Прочитайте предложения:  

    [Утром река особенно красива. Слайд 

    На берегу реки росла красивая береза.]

- Запишите их к себе………

- Найдите имена прилагательные.

– Определите, каким членом предложения являются имена прилагательные.

(Красива – сказуемое. Красивая – определение, т.к. отвечает на вопрос какая?и обозначает признак.)

- В современном русском языке краткие прилагательные, в отличие от полных, могут быть только сказуемыми.

3. Нахождение кратких имён прил.

- Прочитайте стихотворение. (из упр. 2) Слайд

- Найдите краткую форму имён прилагательных и выпишите их через запятую, советуясь в парах.

- Итак, ребята, проверьте всё ли правильно вы выписали… Слайд

(Прекрасен, пустынна, золота, мертва)

- Определите каким членом предложения они являются?

- Определите их род и число. (прекрасен м.р., ед. ч.; пустынна ж.р. ед.ч.; золота ж.р., ед. ч.; мертва ж.р, ед. ч.)

VI. Закрепление

-  Рассмотрите репродукцию с картины Ф. А. Васильева «Мокрый луг».Слайд

– Какое состояние природы изобразил художник?

(Темное, пасмурное небо, ветра нет.)

– Как будто прошла гроза и скоро выглянет солнце.

- Прочитайте, как описывают этот пейзаж  А. Дитрих и Г. Юрмин. Упражнение 1 с.107

– Найдите предложения с прилагательными в краткой форме и подчеркните их как члены предложения.

Дополнительно. Укажите их род и число, выделите окончания.

Тест

- Чтобы проверить, как вы усвоили тему урока, выполним тест:  Слайд

– Отметьте галочкой верные ответы

1) Прилагательные в краткой форме в современном русском языке изменяются

   по родам и числам

   по родам, числам и падежам

2) В предложении краткие прилагательные являются

   сказуемым

   определением

3) От этих прилагательных правильно образована краткая форма

   умный – умен, умна, умно, умны

  свеженький – свеженек, свеженька, свеженько, свеженьки

  тихий – тих, тиха, тихо, тихи

VII. Итог урока

- С какой формой качественных прилагательных мы познакомились сегодня на уроке?

 (С краткой формой качественных имен прилагательных.)

- Что вы узнали о таких прилагательных?

VIII. Домашнее задание

– Ребята, вы все хорошо работали, но чтобы закрепить полученные на уроке знания, дома вы выполните упражнение 4 на с.109., с. 106-107 пр.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

16 апреля Классная работа

Слайд 2

Вкусная халва – мастеру хвала.

Слайд 3

Здравствуй, солнце золотое ! Здравствуй, небо голубое ! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю – Всех я вас приветствую!

Слайд 5

Красивы розы в саду. Ох, и ленив наш Коля! Море сегодня спокойно . Моя собака умна. Красивы ленив спокойно умна

Слайд 6

Тема: Краткая форма качественных прилагательных

Слайд 7

Изменяются Прилагательные полные краткие по родам В саду цветёт красив ая роза . На окне сидит красив ый кот . Это красив ое платье . Красив а роза в саду. Кот на окне красив! Это платье красив о ! по числам В саду цветёт красив ая роза . В вазе стоят красив ые цветы . Красив а роза в саду. Красив ы цветы в вазе. по падежам Я куплю красив ую розу . Мальчик гладит красив ого кота . Она пришла в красив ом платье. Здесь не продают красив ых цветов . —

Слайд 8

Чистый – …., гибкий – …, удобный – …, гордый – …, звонкий – …

Слайд 9

Чистый – чист, гибкий – …, удобный – …, гордый – …, звонкий – …

Слайд 10

Чистый – чист, гибкий – гибок, удобный – …, гордый – …, звонкий – …

Слайд 11

Чистый – чист, гибкий – гибок, удобный – удобен, гордый – …, звонкий – …

Слайд 12

Чистый – чист, гибкий – гибок, удобный – удобен, гордый – горд, звонкий – …

Слайд 13

Чистый – чист, гибкий – гибок, удобный – удобен, гордый – горд, звонкий – звонок.

Слайд 14

Родной, нижний, трудовой, лимонный, апельсиновый, вороной.

Слайд 15

Утром река особенно красива . На берегу реки росла красивая береза.

Слайд 16

Да, мир прекрасен, Но прекрасней осень: Она пустынна, Золота, Мертва… И золотистые аллеи жёлтых сосен, И тихая, прозрачная вода…

Слайд 17

Прекрасен, пустынна, золота, мертва.

Слайд 19

Тест 1 ). Прилагательные в краткой форме в современном русском языке изменяются по родам и числам по родам, числам и падежам 2). В предложении краткие прилагательные являются сказуемым определением 3). От этих прилагательных правильно образована краткая форма умный – умён, умна, умно, умны свеженький – свеженек, свеженька, свеженько, свеженьки тихий – тих, тиха, тихо, тихи ٧ ٧ ٧ ٧

Слайд 20

С. 106-107 пр., с. 109 упр. 4

Слайд 21

Молодцы! Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Краткая форма качественных прилагательных".

Урок составлен по программе "Начальная школа 21 века" Материал включает в себя конспект и презентацию....

Урок русского языка по теме "Имя прилагательное. Краткая форма", 4 класс.

Идеей урока по теме «Имя прилагательное. Краткая форма» является знакомство с образованием краткой формы качественных  прилагательных. В связи с этим поставлена триединая цель:  ...

Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»

Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...

Тема: «Качественные имена прилагательные» Тип урока «Открытие нового знания» Цель урока: создание условий для знакомство с лексическим признаком качественных прилагательных – наличием антонимической пары.

Тема: «Качественные имена прилагательные»Тип урока «Открытие нового знания»Цель урока: создание условий  для знакомство с лексическим признаком качественных прилагательных – наличием антоним...

Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Правописание краткой формы имён прилагательных "

Русский язык. 4 класс. Изучение нового материала, тема: "Правописание краткой формы имён прилагательных"...

Конспект урока русского языка в 3 классе "Краткая форма качественных прилагательных"

Конспект урока русского языка в 3 классе "Краткая форма качественных прилагательных" Начальная школа 21 века.Работа над образованием и правописанием краткой формы качественных прилагательных...

Технологическая карта по русскому языку "Краткая форма качественных имён прилагательных" 3 класс

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для закрепления представления об имени прилагательномЗадачи урокаДидактические:Повторить правило образования краткой фор...