Краткая форма качественных имён прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
План-конспект урока "Краткая форма качественных имён прилагательных" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkaya_forma_prilagatelnyh.doc | 44.5 КБ |
kratkaya_forma_prilagatelnyh.ppt | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Краткая форма качественных прилагательных
Цели:
* формировать: представления у учащихся о краткой форме качественных прилагательных, умение образовывать краткую форму качественных прилагательных;
* создать условия для развития умение распознавать в тексте качественные имена прилагательные, определять, каким членом предложения они являются;
* развивать умение употреблять в речи имена прилагательные;
* совершенствование речевой культуры учащихся;
* прививать любовь к русскому языку;
* воспитывать чувство любви к родному краю и бережного отношения к природе.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс (Ч. 2) автор С. В. Иванов, мультимедийная презентация, картинка (фотография) с изображением природы, репродукция с картины Ф. А. Васильева «Мокрый луг».
ХОД УРОКА
- Организационный момент
- Мин. чистописания
- Запишите число, Кл. раб.
- Прочитайте скороговорку:
[Вкусная халва – мастеру хвала] Слайд
- Акт. знаний
- Послушайте стихотворение:
Здравствуй, солнце золотое! Слайд
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
- Назовите выделенные слова. Определите, какой частью речи они являются?
(Золотое, голубое, вольный, маленький. Это имена прилагательные.)
- Что вы знаете об имени прилагательном?
(Имя прилагательное – это часть речи, которая называет признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?
Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам – ставятся в туже форму, что и имена существительные, от которых они зависят.
В предложении имена прилагательные чаще всего являются определениями, а иногда бывают сказуемым. По значению имена прилагательные делятся на качественные, относительные и притяжательные)
- Опишите пейзаж, используя в своем рассказе, качественные имена прилагательные.
Слайд
(Дети описывают пейзаж) (рисунок 1)
IV. Введение в тему
У. Перед вами предложения (запись на доске). Слайд .
– Прочитайте их. (Читает хорошо читающий ученик.)
Красивы розы в саду.
Ох, и ленив наш Коля!
Море сегодня спокойно.
Моя собака умна.
- Назовите выделенные слова.
(Красивы, ленив, спокойно, умна.)
- Как вы думаете, это тоже имена прилагательные?
(Это тоже прилагательные. Они называют признак.)
- А что вы у них заметили? (они какие-то другие... коротенькие. У них другие окончания)
- Да, вы правы. Это прилагательные. Красива и красивая – это одно слово, но разные его формы. Красивая – полная форма, а красива – краткая форма. У нее другие окончания.
V. Сообщение темы и целей урока
- Обозначьте тему нашего урока Слайд
- Какие цели перед собой поставим?
(образовывать формы кратких прил, находить их в тексте, узнать как они изменяются, как подчёркиваются)
VI. Работа по теме
1. Образование форм полных и кратких прилагательных
- Рассмотрите таблицу. ……….Слайд
– Что можно сказать о кратких прилагательных? Чем они отличаются от полных прилагательных? (И краткие и полные имена прилагательные изменяются по родам и числам. Полные прилагательные изменяются по падежам, а краткие нет.)
- Образуйте краткую форму прилагательного в мужском роде. Запишите формы прилагательных и выделите в них окончания.
[Чистый – …, гибкий – …, удобный – …, гордый – …, звонкий – …] .Слайд
- Сравните основы краткой и полной форм. Что вы заметили?
- Прочитайте следующие слова:
[Родной, нижний, трудовой, лимонный, апельсиновый, вороной]
- Устно образуйте от этих имён прилагательных прилагательные в краткой форме.------
- Какой вывод мы сделаем? (Не от всех прил-ых можно образовать краткую форму)
Физкультминутка
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
(Дети ходят на месте.)
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
(Поднимают руки вверх, ставят их к плечам.)
Приседать и вставать,
(Приседают 4–6 раз.)
Прыгать и скакать,
(Дети прыгают.)
Читать и рисовать,
Новое узнавать.
(Возвращаются на места.)
2. Роль прилагательных в предложении.
Работа по учебнику
- Откройте учебник на с. 106. Найдите тайну языка. Прочитайте её…
- Что вы ещё узнали о краткой форме имени прилагательного? (подчёркивается как сказуемое)
- Прочитайте предложения:
[Утром река особенно красива. Слайд
На берегу реки росла красивая береза.]
- Запишите их к себе………
- Найдите имена прилагательные.
– Определите, каким членом предложения являются имена прилагательные.
(Красива – сказуемое. Красивая – определение, т.к. отвечает на вопрос какая?и обозначает признак.)
- В современном русском языке краткие прилагательные, в отличие от полных, могут быть только сказуемыми.
3. Нахождение кратких имён прил.
- Прочитайте стихотворение. (из упр. 2) Слайд
- Найдите краткую форму имён прилагательных и выпишите их через запятую, советуясь в парах.
- Итак, ребята, проверьте всё ли правильно вы выписали… Слайд
(Прекрасен, пустынна, золота, мертва)
- Определите каким членом предложения они являются?
- Определите их род и число. (прекрасен м.р., ед. ч.; пустынна ж.р. ед.ч.; золота ж.р., ед. ч.; мертва ж.р, ед. ч.)
VI. Закрепление
- Рассмотрите репродукцию с картины Ф. А. Васильева «Мокрый луг».Слайд
– Какое состояние природы изобразил художник?
(Темное, пасмурное небо, ветра нет.)
– Как будто прошла гроза и скоро выглянет солнце.
- Прочитайте, как описывают этот пейзаж А. Дитрих и Г. Юрмин. Упражнение 1 с.107
– Найдите предложения с прилагательными в краткой форме и подчеркните их как члены предложения.
Дополнительно. Укажите их род и число, выделите окончания.
Тест
- Чтобы проверить, как вы усвоили тему урока, выполним тест: Слайд
– Отметьте галочкой верные ответы
1) Прилагательные в краткой форме в современном русском языке изменяются
по родам и числам
по родам, числам и падежам
2) В предложении краткие прилагательные являются
сказуемым
определением
3) От этих прилагательных правильно образована краткая форма
умный – умен, умна, умно, умны
свеженький – свеженек, свеженька, свеженько, свеженьки
тихий – тих, тиха, тихо, тихи
VII. Итог урока
- С какой формой качественных прилагательных мы познакомились сегодня на уроке?
(С краткой формой качественных имен прилагательных.)
- Что вы узнали о таких прилагательных?
VIII. Домашнее задание
– Ребята, вы все хорошо работали, но чтобы закрепить полученные на уроке знания, дома вы выполните упражнение 4 на с.109., с. 106-107 пр.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вкусная халва – мастеру хвала.
Здравствуй, солнце золотое ! Здравствуй, небо голубое ! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю – Всех я вас приветствую!
Красивы розы в саду. Ох, и ленив наш Коля! Море сегодня спокойно . Моя собака умна. Красивы ленив спокойно умна
Тема: Краткая форма качественных прилагательных
Изменяются Прилагательные полные краткие по родам В саду цветёт красив ая роза . На окне сидит красив ый кот . Это красив ое платье . Красив а роза в саду. Кот на окне красив! Это платье красив о ! по числам В саду цветёт красив ая роза . В вазе стоят красив ые цветы . Красив а роза в саду. Красив ы цветы в вазе. по падежам Я куплю красив ую розу . Мальчик гладит красив ого кота . Она пришла в красив ом платье. Здесь не продают красив ых цветов . —
Чистый – …., гибкий – …, удобный – …, гордый – …, звонкий – …
Чистый – чист, гибкий – …, удобный – …, гордый – …, звонкий – …
Чистый – чист, гибкий – гибок, удобный – …, гордый – …, звонкий – …
Чистый – чист, гибкий – гибок, удобный – удобен, гордый – …, звонкий – …
Чистый – чист, гибкий – гибок, удобный – удобен, гордый – горд, звонкий – …
Чистый – чист, гибкий – гибок, удобный – удобен, гордый – горд, звонкий – звонок.
Родной, нижний, трудовой, лимонный, апельсиновый, вороной.
Утром река особенно красива . На берегу реки росла красивая береза.
Да, мир прекрасен, Но прекрасней осень: Она пустынна, Золота, Мертва… И золотистые аллеи жёлтых сосен, И тихая, прозрачная вода…
Прекрасен, пустынна, золота, мертва.
Тест 1 ). Прилагательные в краткой форме в современном русском языке изменяются по родам и числам по родам, числам и падежам 2). В предложении краткие прилагательные являются сказуемым определением 3). От этих прилагательных правильно образована краткая форма умный – умён, умна, умно, умны свеженький – свеженек, свеженька, свеженько, свеженьки тихий – тих, тиха, тихо, тихи ٧ ٧ ٧ ٧
С. 106-107 пр., с. 109 упр. 4
Молодцы! Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Краткая форма качественных прилагательных".
Урок составлен по программе "Начальная школа 21 века" Материал включает в себя конспект и презентацию....
Урок русского языка по теме "Имя прилагательное. Краткая форма", 4 класс.
Идеей урока по теме «Имя прилагательное. Краткая форма» является знакомство с образованием краткой формы качественных прилагательных. В связи с этим поставлена триединая цель: ...
Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»
Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...
Тема: «Качественные имена прилагательные» Тип урока «Открытие нового знания» Цель урока: создание условий для знакомство с лексическим признаком качественных прилагательных – наличием антонимической пары.
Тема: «Качественные имена прилагательные»Тип урока «Открытие нового знания»Цель урока: создание условий для знакомство с лексическим признаком качественных прилагательных – наличием антоним...
Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Правописание краткой формы имён прилагательных "
Русский язык. 4 класс. Изучение нового материала, тема: "Правописание краткой формы имён прилагательных"...
Конспект урока русского языка в 3 классе "Краткая форма качественных прилагательных"
Конспект урока русского языка в 3 классе "Краткая форма качественных прилагательных" Начальная школа 21 века.Работа над образованием и правописанием краткой формы качественных прилагательных...
Технологическая карта по русскому языку "Краткая форма качественных имён прилагательных" 3 класс
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для закрепления представления об имени прилагательномЗадачи урокаДидактические:Повторить правило образования краткой фор...