Конспект урока "Краткая форма качественных прилагательных" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Технологическая карта урока по УМК "Начальная школа 21 века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_kratkaya_forma_kachestvennyh_pril.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя  школа №3        

с углубленным изучением отдельных предметов        

Учитель: Пологова Марина Михайловна.

1 квалификационная категория

УМК: « Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой

Предмет: Русский язык

Класс: 3 класс

Тип урока: Изучение нового

Технологическая карта изучения темы «Краткая форма качественных прилагательных»

Тема

«Краткая форма качественных прилагательных»

Цели

Образовательные:  

Дать представление о краткой форме качественных имен прилагательных;

наблюдать за образованием форм;

наблюдать за морфологическими признаками;

совершенствовать речевую культуру;

воспитывать   культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах.

Формировать УУД:

1

Личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

развивать умение постановки учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и того,

 Что еще не известно усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

что еще не известно;

развитие умения составления плана и последовательности действий.

Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание; обмениваться мнениями в паре.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;

осуществлять поиск информации ( из материалов учебника).

Планируемые результаты

Предметные:   понимать значение термина «краткая форма качественных прилагательных»;

уметь наблюдать за образованием краткой формы имён прилагательных ;

уметь характеризовать имена прилагательные по заданным грамматическим признакам;

уметь решать учебные и практические задачи: находить в тексте слова по заданному основанию;

фиксировать  (графически обозначать)  окончания.

Метапредметные:

   Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;    планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей ;                                      

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

 характера сделанных ошибок.

  Уметь работать с таблицей.

Уметь проводить самооценку.  (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

(Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; осуществлять поиск   преобразовывать

 информации  (Познавательные УУД).

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы

С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова,  Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. Русский язык:

3 класс:  в 2 ч. Ч. 2, стр.126.

Презентация, раздаточный материал

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Предметные планируемые

УУД

Этапы урока

результаты

1. Мотивация к

Чтобы познать, надо не слушать,

учебной

А вслушиваться,

деятельности  (1 мин)

Не смотреть,

А всматриваться,

Не читать,

Уметь слушать  и понимать речь

других.                      (Коммуникативные УУД)

А вчитываться.

Коммуникативные УУД)

Постараемся быть внимательными,  у нас

все получится.

2. Актуализация

Прочтите слова на доске:

Уметь проводить    сравнение по

знаний (2 мин)

веселый  молодой  гербарий  родной

заданным критериям.

Какое слово лишнее?

Как думаете, какой будет тема урока?

Что знаем об имени прилагательном?

Высказывают предположения.

Формулируют тему урока.

Строят высказывание.

Ориентируются в своей системе знаний.

Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя. (Познавательные УУД)

Уметь строить высказывание.

(Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в системе знаний (Познавательные УУД).

 Hf(ПознавательУУУУД)УУД) УД).

Распределите названия разрядов :именпприприлагательных

Работа на UCi.RU

Работа с эл. ресурсом (Позн.УУД)

3.   3.  Работа над новым

             

               

    ннноновымновым

   

       

  Прочтите четверостишие:

 (см. на экран

Читают

(см. на экран, слайд 2)

четверостишие.

Уметь слушать и понимать речь

других. (Коммуникативные УУД)

3

Природой бережно спеленутый,

Завернутый в зеленый лист,

Растет цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

Откуда эти строки? Что знаем о ландыше?

Называют автора,

название

стихотворения.

Применяют

полученные ранее

знания.

Уметь ориентироваться в

ссв

Как думаете,  какой частью речи являются

 выделенные слова?

(С.Я.Маршак

своей системе знаний.

выделенные слова?

«Ландыш»)

(Познавательные УУД)

 

оооооо

Мы что-нибудь знаем

Высказывают

Уметь формулировать тему

       о кратких прилагательных? Уточните

      тему урока.

предположения.

(Краткая форма

прилагательных).

урока с помощью учителя.

(Познавательные УУД).

  Рассмотрите таблицу:

Работают по

Сколько столбцов, строк?

 Что относится к морфологическим признакам при

таблице.

Уметь осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД)

прилагательного?

Все ли столбцы заполнены? (Нет)

Какие задачи поставим на уроке?

Мы можем действовать по тому же плану,

по которому изучали имя прилагательное?

Ставят задачи урока.

Узнать, на какие

вопросы отвечают

прил-е в кр. форме,

что обозначают,

как изменяются,

роль в предложении.

Развитие умения постановки учебных

задач.( Регулятивные УУД)

Развитие умения планировать свою

деятельность в соответствии

с задачами урока.

(Регулятивные УУД).

твечают по

устноорме.

(30 мин.)

    Наблюдение над морфологическими

        признаками:

См. на экран:

Краткое прилагательное «прохладен»

образовалось от какого слова?

(От прилагательного «прохладный»).

Высказывают

Развитие умения строить монологическое высказывание.

Как думаете, что обозначает краткое

прилагательное?

Вслушайтесь

предположения.

Делают вывод, что

кр. прилагательное

обозначает признак

предмета.

(Коммуникативные УУД)

Вслушайтесь: прохладный – прохладен.

Вывод: признак

ярче, точнее, поэтичнеепоэтичнее.

Фиксируют в

таблице, что

 краткое

Развитие умения  работы с таблицей.

Меняется ли оттенок значения?

     Обратимся к учебнику стр. 126, рубрика

«Тайны языка». Самостоятельно прочтите,

найдите информацию, как изменяется 

поэтичнее.

Осуществляют

поиск информации.

прилагательное

обозначает признак.

Фиксируют в

таблице, что краткое

изменяется краткое

(Познавательные УУД)

Уметь осуществлять поиск информации.  (Познавательные

 

УУД)

краткое прилагательное.

прилагательное

УУД)

Запишите в таблицу.

изменяется по родам

     

      Наблюдение над ролью в

        предложении:

    Упр. №1 стр. 126  -  прочтите текст,

 выпишите  пятое предложение.  Подчеркните

грамматическую основу.

И числам.

   

Воздух  чист и прозрачен.

              ===     =========

Наблюдение над образованием  краткой

формы:

Познакомьтесь с правилом  стр.128,

Выполните упр. 3 (работа в парах).

Параллельно  одна пара получает задание: от всех ли качественных

прилагательных можно образовать

краткую форму?

(работа с прилагательными на доске –

веселый, молодой, родной)

Прочтите правило стр.127.

 Еще одна пара получает задание у доски -

вставить подходящие по смыслу вопросы

Снег (        ) бел.

Речь (         ) тиха.

Утро (         ) свежо.

Фрукты (         ) полезны.

(Даны вопросы: Каков? Какой? Какова? Что? Каково? Каковы?)

Таблица готова. Мы справились с задачами, которые поставили в начале урока? Прочтите по таблице, что мы узнали.

Сравним 2 и 3 столбцы. Что общего у полной и краткой формы прилагательного? В чем различие?

      Мы составили памятку о морфологических признаках полной и краткой форм прилагательных и будем пользоваться ею на уроках.

Выполняют разбор предложения по членам.

Делают вывод о роли кр. формы

прилагательного

в предложении.

(Определяют число,

род кр. прил-х)

Образовывают

краткие формы

прилагательных

по образцу.

Графически

фиксируют окончания.

Проверка. Самооценка.

Делают вывод, находят подтверждение в

учебнике: не все качественные

прилагательные

могут образовывать

краткую форму.

2 человека подбирают вопросы.

Делают вывод, на какие вопросы

отвечает краткое

прилагательное.

Делают вывод: узнали, на какие  

вопросы отвечает  кр. форма прилагательного,

что обозначает,

как изменяется,

какова роль в

предложении.

Делают вывод:

Общее – обозначают

признак предмета,

изменяются по числам, родам,

в предложении

являются сказуемым.

Различие – отвечают на разные вопросы,

прилагательное в

 полной форме

изменяется по падежам, в предложении чаще бывает опред - ем.

Фиксируют в

таблице, что краткое

прилагательное в

предложении

является  сказуемым.

Применяют

полученные знания.

Фиксируют в

таблице вопросы

краткой формы

прилагательного:

Каков? Какова?

Каково? Каковы?

Развитие умения  работы с таблицей.

(Познавательные УУД)

Развитие умения обмениваться

мнениями в паре.

(Коммуникативные УУД)

Развитие умения проводить

самооценку. (Регулятивные

УУД).

Развитие умения обмениваться

мнениями в паре.

(Коммуникативные УУД)

Развитие умения осуществлять

анализ объектов.

(Познавательные УУД).

Развитие умения обмениваться

мнениями в паре.

(Коммуникативные УУД)

Развитие умения  работы с таблицей.

(Познавательные УУД)

Развитие умения структурировать информацию.

(Познавательные УУД)

Развитие умения осуществлять

анализ объектов.

(Познавательные УУД).

4.       Закрепление изученного  ( 5 мин.)

Самостоятельная работа (слайд №3).

Выписать прилагательные в краткой форме, указать число, род, обозначить окончания:

Стоит на поляне одинокий дуб. Он стар и могуч. Трава вокруг зелена и сочна.

Самопроверка по образцу.

Индивидуальная работа по карточкам

(подобрать антонимы)

Выполняют сам. работу.

Проверяют по

образцу.

Развитие умения находить в тексте слова по заданному основанию, развитие умения характеризовать прилагательные в краткой форме по заданным грамматическим признакам.

(Познавательные УУД).

Развитие умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения

на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

(Регулятивные УУД)

Развитие умения ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД)

5. Рефлексия (1 мин.)

Оцените свою деятельность на уроке, используя слова:  

Я вспомнил…..  .

Я узнал ……  .

Я научился …..   .

6. Домашнее задание

    ( 1 мин.)

Д/з  стр.128, упр. 2

Не забывайте пользоваться памяткой,

которую составили на уроке.

Приложение.

Таблица для каждого ученика:

Морфологические признаки

Имя  прилагательное

Краткая форма прилагательных

1. Вопросы

какой? какая? какое? какие?

2. Обозначают

признаки предметов

3. Изменяются

по родам, числам, падежам

4. Член предложения

определение, сказуемое

Карточки для индивидуальной работы:

Подбери антонимы:                      Подбери антонимы:

труслив - __________                    близок -__________

узок - ____________                      слаб -____________

стар - ____________                      умён - ___________

Подбери антонимы:

высок- ___________

тих  -_____________

горяч - ___________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Краткая форма качественных прилагательных".

Урок составлен по программе "Начальная школа 21 века" Материал включает в себя конспект и презентацию....

Конспект урока Качественные прилагательные во 2-ом классе учебник Enjoy English Биболетова М.З. и др.

Основными задачами данного урока считаю:- Необходимость активизировать у учащихся употребление лексики по теме урока.- Совершенствование навыков устной речи учащихся. Необходимо научить их умению сост...

Тема: «Качественные имена прилагательные» Тип урока «Открытие нового знания» Цель урока: создание условий для знакомство с лексическим признаком качественных прилагательных – наличием антонимической пары.

Тема: «Качественные имена прилагательные»Тип урока «Открытие нового знания»Цель урока: создание условий  для знакомство с лексическим признаком качественных прилагательных – наличием антоним...

Краткая форма качественных имён прилагательных

План-конспект урока "Краткая форма качественных имён прилагательных" 3 класс...

Конспект урока русского языка в 3 классе "Краткая форма качественных прилагательных"

Конспект урока русского языка в 3 классе "Краткая форма качественных прилагательных" Начальная школа 21 века.Работа над образованием и правописанием краткой формы качественных прилагательных...

Конспект урока русского языка. Тема: «Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных» (3 класс)

Тема: Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных.Цели деятельности учителя: закрепление умений определять род имён прилагательных; совершенствование знаний об имени прилагательном.Планируемые ...

Технологическая карта по русскому языку "Краткая форма качественных имён прилагательных" 3 класс

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для закрепления представления об имени прилагательномЗадачи урокаДидактические:Повторить правило образования краткой фор...