Конспект урока "Краткая форма качественных прилагательных" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта урока по УМК "Начальная школа 21 века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_kratkaya_forma_kachestvennyh_pril.doc | 157 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов
Учитель: Пологова Марина Михайловна.
1 квалификационная категория
УМК: « Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой
Предмет: Русский язык
Класс: 3 класс
Тип урока: Изучение нового
Технологическая карта изучения темы «Краткая форма качественных прилагательных»
Тема | «Краткая форма качественных прилагательных» |
Цели | Образовательные: |
Дать представление о краткой форме качественных имен прилагательных; | |
наблюдать за образованием форм; | |
наблюдать за морфологическими признаками; | |
совершенствовать речевую культуру; | |
воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах. | |
Формировать УУД: | |
1 | Личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. |
отношение к уроку, понимание необходимости учения. | |
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; | |
развивать умение постановки учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и того, Что еще не известно усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно | |
что еще не известно; | |
развитие умения составления плана и последовательности действий. | |
Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание; обмениваться мнениями в паре. | |
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; | |
осуществлять поиск информации ( из материалов учебника). |
Планируемые результаты | Предметные: понимать значение термина «краткая форма качественных прилагательных»; |
уметь наблюдать за образованием краткой формы имён прилагательных ; | |
уметь характеризовать имена прилагательные по заданным грамматическим признакам; | |
уметь решать учебные и практические задачи: находить в тексте слова по заданному основанию; | |
фиксировать (графически обозначать) окончания. | |
Метапредметные: | |
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей ; | |
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок | |
характера сделанных ошибок. | |
Уметь работать с таблицей. | |
Уметь проводить самооценку. (Регулятивные УУД). | |
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме. | |
(Коммуникативные УУД). | |
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; осуществлять поиск преобразовывать | |
информации (Познавательные УУД). | |
Межпредметные связи | Литературное чтение, окружающий мир. |
Ресурсы | С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. Русский язык: |
3 класс: в 2 ч. Ч. 2, стр.126. | |
Презентация, раздаточный материал | |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Предметные планируемые | УУД | |
Этапы урока | результаты | |||
1. Мотивация к | Чтобы познать, надо не слушать, | |||
учебной | А вслушиваться, | |||
деятельности (1 мин) | Не смотреть, | |||
А всматриваться, Не читать, | Уметь слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) | |||
А вчитываться. | Коммуникативные УУД) | |||
Постараемся быть внимательными, у нас все получится. | ||||
2. Актуализация | Прочтите слова на доске: | Уметь проводить сравнение по | ||
знаний (2 мин) | веселый молодой гербарий родной | заданным критериям. | ||
Какое слово лишнее? Как думаете, какой будет тема урока? Что знаем об имени прилагательном? | Высказывают предположения. Формулируют тему урока. Строят высказывание. | Ориентируются в своей системе знаний. | Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя. (Познавательные УУД) Уметь строить высказывание. (Коммуникативные УУД) Уметь ориентироваться в системе знаний (Познавательные УУД). | |
Hf(ПознавательУУУУД)УУД) УД). | ||||
Распределите названия разрядов :именпприприлагательных | Работа на UCi.RU | Работа с эл. ресурсом (Позн.УУД) | ||
3. 3. Работа над новым
ннноновымновым
| Прочтите четверостишие: (см. на экран | Читают | |||
(см. на экран, слайд 2) | четверостишие. | Уметь слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) | |||
3 | Природой бережно спеленутый, Завернутый в зеленый лист, | ||||
Растет цветок в глуши нетронутой, | |||||
Прохладен, хрупок и душист. | |||||
Откуда эти строки? Что знаем о ландыше? | Называют автора, название стихотворения. | Применяют полученные ранее знания. | Уметь ориентироваться в ссв | ||
Как думаете, какой частью речи являются выделенные слова? | (С.Я.Маршак | своей системе знаний. | |||
выделенные слова? | «Ландыш») | (Познавательные УУД)
| |||
оооооо | |||||
Мы что-нибудь знаем | Высказывают | Уметь формулировать тему | |||
о кратких прилагательных? Уточните тему урока. | предположения. (Краткая форма прилагательных). | урока с помощью учителя. | |||
(Познавательные УУД). | |||||
Рассмотрите таблицу: | |||||
Работают по | |||||
Сколько столбцов, строк? Что относится к морфологическим признакам при | таблице. | Уметь осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД) | |||
прилагательного? Все ли столбцы заполнены? (Нет) Какие задачи поставим на уроке? Мы можем действовать по тому же плану, по которому изучали имя прилагательное? | Ставят задачи урока. | Узнать, на какие вопросы отвечают прил-е в кр. форме, что обозначают, как изменяются, роль в предложении. | Развитие умения постановки учебных задач.( Регулятивные УУД) Развитие умения планировать свою деятельность в соответствии с задачами урока. (Регулятивные УУД). | ||
твечают по | устноорме. | |||
(30 мин.) | Наблюдение над морфологическими признаками: См. на экран: Краткое прилагательное «прохладен» образовалось от какого слова? (От прилагательного «прохладный»). | Высказывают | Развитие умения строить монологическое высказывание. | |
Как думаете, что обозначает краткое прилагательное? Вслушайтесь | предположения. Делают вывод, что кр. прилагательное обозначает признак предмета. | (Коммуникативные УУД) | ||
Вслушайтесь: прохладный – прохладен. | Вывод: признак ярче, точнее, поэтичнеепоэтичнее. | Фиксируют в таблице, что краткое | Развитие умения работы с таблицей. | |
Меняется ли оттенок значения? Обратимся к учебнику стр. 126, рубрика «Тайны языка». Самостоятельно прочтите, найдите информацию, как изменяется | поэтичнее. Осуществляют поиск информации. | прилагательное обозначает признак. Фиксируют в таблице, что краткое изменяется краткое | (Познавательные УУД) Уметь осуществлять поиск информации. (Познавательные
УУД) | |
краткое прилагательное. | прилагательное | УУД) | ||
Запишите в таблицу. | изменяется по родам | |||
Наблюдение над ролью в предложении: Упр. №1 стр. 126 - прочтите текст, выпишите пятое предложение. Подчеркните грамматическую основу. | И числам. |
| Воздух чист и прозрачен. === ========= Наблюдение над образованием краткой формы: Познакомьтесь с правилом стр.128, Выполните упр. 3 (работа в парах). Параллельно одна пара получает задание: от всех ли качественных прилагательных можно образовать краткую форму? (работа с прилагательными на доске – веселый, молодой, родной) Прочтите правило стр.127. Еще одна пара получает задание у доски - вставить подходящие по смыслу вопросы Снег ( ) бел. Речь ( ) тиха. Утро ( ) свежо. Фрукты ( ) полезны. (Даны вопросы: Каков? Какой? Какова? Что? Каково? Каковы?) Таблица готова. Мы справились с задачами, которые поставили в начале урока? Прочтите по таблице, что мы узнали. Сравним 2 и 3 столбцы. Что общего у полной и краткой формы прилагательного? В чем различие? Мы составили памятку о морфологических признаках полной и краткой форм прилагательных и будем пользоваться ею на уроках. | Выполняют разбор предложения по членам. Делают вывод о роли кр. формы прилагательного в предложении. (Определяют число, род кр. прил-х) Образовывают краткие формы прилагательных по образцу. Графически фиксируют окончания. Проверка. Самооценка. Делают вывод, находят подтверждение в учебнике: не все качественные прилагательные могут образовывать краткую форму. 2 человека подбирают вопросы. Делают вывод, на какие вопросы отвечает краткое прилагательное. Делают вывод: узнали, на какие вопросы отвечает кр. форма прилагательного, что обозначает, как изменяется, какова роль в предложении. Делают вывод: Общее – обозначают признак предмета, изменяются по числам, родам, в предложении являются сказуемым. Различие – отвечают на разные вопросы, прилагательное в полной форме изменяется по падежам, в предложении чаще бывает опред - ем. | Фиксируют в таблице, что краткое прилагательное в предложении является сказуемым. Применяют полученные знания. Фиксируют в таблице вопросы краткой формы прилагательного: Каков? Какова? Каково? Каковы? | Развитие умения работы с таблицей. (Познавательные УУД) Развитие умения обмениваться мнениями в паре. (Коммуникативные УУД) Развитие умения проводить самооценку. (Регулятивные УУД). Развитие умения обмениваться мнениями в паре. (Коммуникативные УУД) Развитие умения осуществлять анализ объектов. (Познавательные УУД). Развитие умения обмениваться мнениями в паре. (Коммуникативные УУД) Развитие умения работы с таблицей. (Познавательные УУД) Развитие умения структурировать информацию. (Познавательные УУД) Развитие умения осуществлять анализ объектов. (Познавательные УУД). |
4. Закрепление изученного ( 5 мин.) | Самостоятельная работа (слайд №3). Выписать прилагательные в краткой форме, указать число, род, обозначить окончания: Стоит на поляне одинокий дуб. Он стар и могуч. Трава вокруг зелена и сочна. Самопроверка по образцу. Индивидуальная работа по карточкам (подобрать антонимы) | Выполняют сам. работу. Проверяют по образцу. | Развитие умения находить в тексте слова по заданному основанию, развитие умения характеризовать прилагательные в краткой форме по заданным грамматическим признакам. (Познавательные УУД). Развитие умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД) Развитие умения ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД) | |
5. Рефлексия (1 мин.) | Оцените свою деятельность на уроке, используя слова: Я вспомнил….. . Я узнал …… . Я научился ….. . | |||
6. Домашнее задание ( 1 мин.) | Д/з стр.128, упр. 2 Не забывайте пользоваться памяткой, которую составили на уроке. |
Приложение.
Таблица для каждого ученика:
Морфологические признаки | Имя прилагательное | Краткая форма прилагательных |
1. Вопросы | какой? какая? какое? какие? | |
2. Обозначают | признаки предметов | |
3. Изменяются | по родам, числам, падежам | |
4. Член предложения | определение, сказуемое |
Карточки для индивидуальной работы:
Подбери антонимы: Подбери антонимы:
труслив - __________ близок -__________
узок - ____________ слаб -____________
стар - ____________ умён - ___________
Подбери антонимы:
высок- ___________
тих -_____________
горяч - ___________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Краткая форма качественных прилагательных".
Урок составлен по программе "Начальная школа 21 века" Материал включает в себя конспект и презентацию....
Конспект урока Качественные прилагательные во 2-ом классе учебник Enjoy English Биболетова М.З. и др.
Основными задачами данного урока считаю:- Необходимость активизировать у учащихся употребление лексики по теме урока.- Совершенствование навыков устной речи учащихся. Необходимо научить их умению сост...
Тема: «Качественные имена прилагательные» Тип урока «Открытие нового знания» Цель урока: создание условий для знакомство с лексическим признаком качественных прилагательных – наличием антонимической пары.
Тема: «Качественные имена прилагательные»Тип урока «Открытие нового знания»Цель урока: создание условий для знакомство с лексическим признаком качественных прилагательных – наличием антоним...
Краткая форма качественных имён прилагательных
План-конспект урока "Краткая форма качественных имён прилагательных" 3 класс...
Конспект урока русского языка в 3 классе "Краткая форма качественных прилагательных"
Конспект урока русского языка в 3 классе "Краткая форма качественных прилагательных" Начальная школа 21 века.Работа над образованием и правописанием краткой формы качественных прилагательных...
Конспект урока русского языка. Тема: «Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных» (3 класс)
Тема: Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных.Цели деятельности учителя: закрепление умений определять род имён прилагательных; совершенствование знаний об имени прилагательном.Планируемые ...
Технологическая карта по русскому языку "Краткая форма качественных имён прилагательных" 3 класс
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для закрепления представления об имени прилагательномЗадачи урокаДидактические:Повторить правило образования краткой фор...