Технологическая карта урока по обучению грамоте по учебнику Канакина В.П.
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Ооржак Долаана Борисовна

Технологическая карта урока по обучению грамоте по учебнику Канакина В.П. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_bukvy_zh.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                   Ооржак Долаана Борисовна

                                                                                                              учитель начальных классов

                                                                                                                                                             МБОУ СОШ №1 с. Кызыл-Мажалык

Тема урока: Согласная буква Ж.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

Задачи урока:

Образовательные:

-        познакомить с новыми звуками; учить выделять эти звуки в речи, находить буквы в словах. Читать слова с новыми
буквами;

Развивающие:

-        развивать речь, словесно - логическое и наглядно - образное мышление, умение различать мягкие и твёрдые
согласные;

  • развивать умение работать в паре, самостоятельно, делать выводы;
    Воспитательные:
  • воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку
    зрения, отличную от собственной.

Умения:

Предметные:

•        создать условия для ознакомления учащимися с новым звуком и буквой Ж ж, развитием умений читать слова и

слоги с изученной буквой;

  • обучать различным видам работы с текстом, пословицами, словами;
  • помочь учащимся осознать значимость изучаемого материала на уроке;
    Метапредметные:

•        познавательные: общеучебные - ознакомление с буквой Жж; использование схем и моделей звукового состава
слова для выполнения звукового анализа слов; структурирование знаний; овладение техникой чтения, приемами
понимания прочитанных и прослушанных произведений.


•      регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей;

планировать свое действие; Личностные:

•   формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной

Методы обучения:

•        Словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.

Формы обучения:

  • фронтальная работа;
  • парная;
  • индивидуальная

Оборудование: компьютер,  презентация,  предметные картинки,  карточки-модели звуков,  счётные палочки,  образцы печатных букв «Ж» и «ж».

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент.

Цель: осуществить межличностный контакт; создать комфортную психологическую атмосферу

 Создание положительного эмоционального настроя  учащихся

Мы приветствуем  гостей,

Дорогих  учителей!

Всех знакомых, незнакомых

И серьезных, и веселых!

 - Вы садитесь тихо как?

- Вот так!

- А здороваетесь как?    

- Вот так! (дети ударяют в ладошки друг друга)

- Настроение какое?

- Вот какое!

Учащиеся эмоционально настраиваются на урок.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

2. Актуализация знаний.

 - К нам на урок сегодня пришла гостья. Угадайте, кто она.

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка. - Откроем учебники на стр. 24 и рассмотрим картинку.

- Кто узнал из какой она сказки?

- А кто автор этой сказки?

(На доску вывешивается картинка Дюймовочки)

 - Откройте учебник на странице 24. Посмотрите, что принесла Дюймовочка с собой. На верху страницы и на экране написана пословица.

«Где дружбой дорожат, там враги дрожат»

 - Как вы понимаете эту пословицу?

(Слайд 1)

 - А мы с вами дружные?

 - Будем дружно работать на уроке и помогать своим друзьям.

- Давайте вспомним, чему мы учились на прошлых уроках и поможем Дюймовочке продолжить предложения.

- Наша речь состоит ….(из предложений).

- Звуки бывают … (гласные и согласные).

- При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).

- Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).

- Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные).

- После твердых согласных пишутся гласные буквы… (а,о,у,ы,э).

- После мягких согласных пишутся гласные буквы… (е,ё,и,я,ю).

- Буквы е,ё,  я в начале слова …(обозначают 2 звука).

Создание проблемной ситуации.

Ребята, а еще  нам Дюймовочка  прислала телеграмму, в которой сообщает, что звук, с которым мы сегодня познакомимся - особенный. Вам предстоит выяснить, в чем  его особенность.

Отгадывают загадку

Объясняют смысл пословицы.

Повторение ранее изученного

Мы его ещё не учили.

Познавательные: логические: сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.

Личностные:

- умения слушать и слышать собеседника;

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний:

Регулятивные:

- выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме,

Коммуникативные: - слушать и понимать речь других людей;

3. Постановка учебной задачи. Цель: постановка цели урока.

Я предлагаю вам внимательно просмотреть фрагмент мульфильма  и подумать, что интересного есть в предложенном фрагменте?

-  О каком звуке мы будем сегодня говорить на уроке?

-  Вы узнаете тайну, связанную с этим звуком

- Мы попробуем сформулировать тему и задачи нашего урока.

Познакомимся с …..

Научимся  ….

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко», ваши ответы мы будем сравнивать с ответами Дюймовочки.

-Вяжет мама длинный шарф, потому что сын …

- Жираф.

-В тине живет, комаров жует, старуха – баба, бородавчатая …- Жаба

-Тёплым днем, весной и в мае,

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук,

Я жужжу, я майский …- Жук.

 - Произнесите ещё раз эти слова.

 - Назовите первые звуки в этих словах.

 - А теперь сформулируйте тему урока.

(Слайд 2)

 Нам нужно найти как можно слов со звуком Ж

(Слайд 3)

Создание проблемной ситуации.

 - Дюймовочка спешит предупредить вас о том, что этот звук непростой. Вам предстоит выяснить, в чем особенность этого звука.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

 

Ответы учащихся.

Дети произносят слова.

Называют первый звук слов-отгадок: [ж].

Формулируют тему урока: звук [ж], буква Ж.

Формулируют цели урока: познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж, учиться читать слоги, слова, и предложения с новой буквой.

  Просмотр фрагмента из мультфильма

« Дюймовочка»

Познавательные: общеучебные: самостоятельно выделять и формировать познавательные цели.

Регулятивные:

целеполагание.

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания)

 - Может кто-то из вас уже догадался, почему этот звук непростой?

 - Версий много, точного ответа мы не знаем, давайте будем решать эту проблему.

Составление плана решения проблемы.

 - Давайте составим план исследования звука.

 - Что мы должны сказать о звуке?

Поиск решения проблемы. «Открытие» нового знания.

 - Повернитесь друг к другу. Произнесите звук [ж], определите, гласный он или согласный.

 - Встречает ли воздух преграду?

 - Если звук согласный, что мы еще должны о нем сказать?

 - Какой же это звук, звонкий или глухой?

 - Звук [ж] согласный, звонкий. На какой улице ленты букв будет жить этот звук, на красной или на синей?

 - На каком этаже, на верхнем или нижнем?

 - Произнесите еще раз звук [ж]. Что еще заметили? Какой это звук?

 - С каким похожим звуком мы знакомились раньше?

 - Посмотрите на ленту букв. Живут эти звуки рядом. Один выше, другой ниже.

 - Произнесите эти звуки еще раз. Как называют такие звуки?

 - Подберите слова со звуком [ж].

 - Как слышим звук [ж], твердо или мягко?

 - Может кто-то придумает слова, где новый звук будет мягким?

 - Я тоже не смогла придумать такие слова. Какой сделаем вывод?

 - Вот, о чем хотела предупредить нас Дюймовочка.

Физкультминутка 

Мы нашли себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках-

Пусть лежит в кармашке ( дети показывают0

Ой, упал, упал мой жук ( нагибаются).

Нос испачкал пылью.

Улетел зелёный жук.

Улетел на крыльях. (дети машут руками)

Игра «Гости»

 - Если в слове услышите новый звук, значит «гость» долгожданный, ему низкий поклон. А если нет – то присядем на корточки.

Жучка, солнышко, журавль, желток, жучок, Саша, дружба, плечо, глаза.

Знакомство с новой буквой.

 - Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]? Сейчас Дюймовочка нам покажет букву Ж.

(Слайд 4)

 - На что похожа буква Ж?

Эта буква хороша,

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж-Ж-Ж-Ж-Ж!

(С.Маршак)

(Слайды 5.6)

Смоделируйте с помощью счётных палочек букву «Ж»

Работа по учебнику.с.25

Чтение столбиков слов.

 - Чем отличаются слова друг, дружок?

 - Почему слово Жучка написано с заглавной буквы?

 - Когда говорят «могу», а когда «может»?

 - Чем отличаются слова «телега», «тележка»?

- Кто изображён справа над схемой?

 - Что он делает? Как называется игра?

 - Пользуясь схемой, проведем звуковой анализ слова «жмурки».

( Слайд 7)

Чтение слогов с новой буквой.(Слайды 8-13)

 - Прочитайте слоги.

 - В чём особенность звука [ж]?

 - Получилось ли у букв е, и смягчить предшествующий согласный?

_ Что мы можем уже сказать о звуке (Ж)?

(Слайд 14)

Дети высказывают свои версии.

Гласный он или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий

Дети смотрят друг на друга и произносят звук.

При произнесении звука воздух встречает преграду, поэтому этот звук согласный.

Дети закрывают уши руками.

 - Этот звук звонкий.

 - На синей улице.

 - На верхнем этаже.

Дети произносят звук [ж]

 - Этот звук шипящий.

 - Со звуком [ш].

Дети произносят звуки [ж],[ш].

 - Эти звуки парные по звонкости-глухости.

Дети подбирают слова со звуком [ж].

 - Твердо.

Дети затрудняются ответить.

 - Звук [ж] всегда твёрдый.

Выполняют движения под руководством учителя

Участвуют в игре.

Предположения детей.

Работа в парах Моделирование

- Это кличка животного.

 - Я могу. Кто-то может.

Ответы детей.

 - Изображён мальчик.

 - Мальчик играет в жмурки.

Дети проводят звуковой анализ слова «жмурки»

Читают слоги.

 - Звук [ж] всегда твердый.

 - Не получилось.

Познавательные: логические: выдвижение гипотез.

Общеучебные:

постановка и решение проблемы;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

создание и преобразование модели.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Регулятивные:

планировать, определять последовательность действий.

Познавательные:

логические:

подведение под понятие, выведение следствия.

Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Планирование учебного сотрудничества с учителем.

Личностные: установка на здоровый образ жизни.

Познавательные: логические: выбор оснований и критериев для сравнения.

Познавательные: логические: анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

Моделирование

Познавательные: общеучебные: формировать смысловое чтение; формировать умение извлекать информацию ние.

5. Первичное закрепление.

Цель: применение нового знания.

Работа с текстом.(Слайд 15)

 - Посмотрим на рисунок внизу страницы. Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте?

Учитель читает текст.

Проверка первичного восприятия.

 - О ком этот рассказ?

 - В какую игру играют дети?

 - Как вы думаете, почему Женя не может догнать детей? 

 - О чем предупредили ребята Женю?

 - Можно ли сказать, что ребята настоящие друзья и поступили благородно?

1.« Жужжащее» чтение текста учащимися.

2.Чтение текста «хором»

3.Чтение « По цепочке»

Выдвигают версии.

Ответы детей.

 

 - Этот рассказ о детях.

 - Они играют в жмурки.

 - У него завязаны глаза.

 - О луже.

- Да.

Чтение текста детьми.

Познавательные: общеучебные: формировать смысловое чтение; формировать умение извлекать информацию.

Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: логические: установление причинно-следственных связей.

Личностные: формирование умения высказывать свое отношение к героям. Выражать свои эмоции.

6. Включение в систему знаний и повторение.

 Работа со скороговорками ( Слайды 16.17)

Дюймовочка приготовила для вас непростое задание: Нужно выбрать скороговорку и попробовать её прочитать.

1.Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет.

 2.У Жоры – уж, у Розы – уж.

3. У ежа – ежата, у ужа - ужата.

- Дюймовочка просит вас поиграть в игру

« Найди лишнее»

(Слайды 18.19,20)

 

Каждый выбирает себе скороговорку и пробует прочитать.

Работа по рядам. Выполнение заданий.

.

Познавательные:  логические: анализ, синтез, сравнение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от него.

Познавательные: оценка процесса и результата деятельности.

7. Итог урока.

 - С какой пословицы мы начали наш урок?

- Где дружбой дорожат – там враги дрожат.

 - Мы дружно сегодня работали на уроке?

 - Ответьте на вопрос.

  С какой

  буквой мы познакомились на уроке?

 - В чем же особенность этой буквы?

 

 

 

 - С буквой Ж.

 - Буква Ж обозначает всегда твердый звук [ж].

Познавательные:

ориентироваться в системе полученных знаний.

 Регулятивные: оценка  - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено.

8. Рефлексия.

 - Дюймовочке очень понравилось у нас в гостях, но ей пора возвращаться домой. Подарите Дюймовочке  смайлики, оценив свою работу на уроке.

 - Перед тем, как уйти домой, Дюймовочка оставила для вас подарки. (Слайд 21.22)

На фоне песни о дружбе выходят к доске.

Дети разворачивают букву «К» и получается буква «Ж».

Общеучебные: оценка процесса и результата деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по обучению грамоте

конспект урока в 1 классе по теме "Гласная буква Е,е"....

Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс. «Согласный звук [ц], буквы Ц, ц»

Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс. Тема урока: «Согласный звук [ц],  буквы Ц, ц». Тип урока: открытие новых знаний. Программ: УМК "Школа XXI века"....

Презентация урока по обучению грамоте по учебнику Канакина В.П

Презентация урока по обучению грамоте по учебнику Канакина В.П...

Технологическая карта урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В.А. Илюхиной "Заглавная буква Б" УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В.А. Илюхиной  "Заглавная буква Б". УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока по обучению грамоте, 1 класс (УМК «Школа России», авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема «Звуки [л], [л’], буква Л,л»

Технологическая карта урокапо обучению грамоте, (УМК  «Школа России», авторы  В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)Тема: «Звуки [л], [л’], буква Л,л»...