разработка урока по теме "Части речи. Повторение" для 4 класса
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Хамитова Айгуль Рафаиловна
Тема: Части речи. Повторение. (В рамках семинара по преемственности)
Цель: обобщить и закрепить знания об изученных самостоятельных частях речи.
Задачи:
Совершенствовать умение находить самостоятельные части речи в тексте по их значению и признакам.
Формировать навыки самооценки, самоанализа, создать условия реализации технологии деятельностного метода на уроке;
Развивать внимание, мышление, речь, коммуникативные УУД. 
Воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка через использование средств активизации учебного процесса
 
Планируемые результаты:
УУД:
ЛИЧНОСТНЫЕ:
-развитие доброжелательности , доверия и внимательности к людям,
-сформированность  учебных мотивов,
-интерес к способу решения и общему способу действия
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
-структурирование знаний,
-понимание общих  признаков изученных частей речи,
-синтез целого из частей и анализ частей целого,
-выдвижение гипотез и их обоснование.
 РЕГУЛЯТИВНЫЕ:
-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,
-контролирование   затраченного  времени  на задание,
-оценивание своей  работы на уроке,
-расширение кругозора учащихся;
-развитие  способности оценивать достигнутые результаты.
КОММУНИКАТИВНЫЕ:
-эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества,
-умение слушать собеседника,
-учет разных мнений и умение обосновать собственное
ПРЕДМЕТНЫЕ:
-уметь работать с литературой (учебник)
-уметь мыслить, рассуждать, делать выводы.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, тетради, карточки с заданиями
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx33.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Части речи. Повторение. (В рамках семинара по преемственности)

Цель: обобщить и закрепить знания об изученных самостоятельных частях речи.

Задачи:

  • Совершенствовать умение находить самостоятельные части речи в тексте по их значению и признакам.
  • Формировать навыки самооценки, самоанализа, создать условия реализации технологии деятельностного метода на уроке;
  • Развивать внимание, мышление, речь, коммуникативные УУД.
  • Воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка через использование средств активизации учебного процесса

Планируемые результаты:

УУД:

ЛИЧНОСТНЫЕ:

-развитие доброжелательности , доверия и внимательности к людям,

-сформированность  учебных мотивов,

-интерес к способу решения и общему способу действия

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

-структурирование знаний,

-понимание общих  признаков изученных частей речи,

-синтез целого из частей и анализ частей целого,

-выдвижение гипотез и их обоснование.

 РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

-контролирование   затраченного  времени  на задание,

-оценивание своей  работы на уроке,

-расширение кругозора учащихся;

-развитие  способности оценивать достигнутые результаты.

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

-эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества,

-умение слушать собеседника,

-учет разных мнений и умение обосновать собственное

ПРЕДМЕТНЫЕ:

-уметь работать с литературой (учебник)

-уметь мыслить, рассуждать, делать выводы.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, тетради, карточки с заданиями

Ход урока

  1. Орг. момент.
  • Ребята, я прошу вас обернуться, посмотреть назад, как можно дальше, и зафиксировать взгляд на самой дальней точке, запомнить её.
  • Сейчас повернитесь ко мне, попробуйте снова обернуться назад, теперь уже дальше посмотрите. У кого получилось?
  • Вот видите, человеческие возможности большие, человек при желании может  увеличить свои возможности, способен расширить свой кругозор. И я сегодня желаю вам развивать свои возможности, пополнить  свои знания, добиться большего  в изучении русского языка.
  • Смайлики.
  1. Каллиграфическая минутка
  • Откройте тетради, запишите число, кл работа.
  • День 14 марта – в народе называли  Евдокия-Плющиха (снег плющится, слеживается, становится волглым). По приметам, если на Плющиху солнечно, тепло – к хорошему лету; снег с дождём или мороз – к лету мокрому, холодному.
  • Запишите каллиграфически буквосочетания и слоги: ар рт  тр ро есн ве ны
  • Прочитайте запись. Март - утро весны. Что это? Почему так говорят?
  • Запишите эту поговорку.
  •  Самооценка: + - без ошибок 

                       ! - есть неточности, 1-2 ошибки

                       ? – надо поработать

  1. Орфографическая минутка

На экране слова:

Великоле.ный, .днажды, а.томобиль, шес.надцать, м.роз, о.ех, кал.ндарь, оди.надцать, хозя.н, ин.й.

  •  Посмотрите на экран, какое задание можно предложить?
  •  Какое  умение будем совершенствовать?
  •  А я предлагаю записать только пропущенные буквы через запятую в таком же порядке.
  •  Какое слово получилось?           (П,О,В,Т,О,Р,Е,Н,И,Е.)
  •  Самопроверка:          + - без ошибок 

                                     ! - есть неточности, 1-2 ошибки

                                             ? – надо поработать)

  1. Формулировка темы и задач урока.
  •  Как вы думаете, что мы будем повторять?
  •  Что мы изучали?
  •  Какие учебные действия мы будем совершенствовать?
  •  Какие учебные задачи вы поставите перед собой?

На экране:

  • Повторим части речи и их основные грамматические признаки;
  • Будем совершенствовать умение выполнять разные виды разборов;
  • Будем развивать орфографическую зоркость и каллиграфическое письмо;
  • Будем развивать коммуникативные навыки.
  1. Работа над темой урока.
  1. Письмо по памяти
  • Прочитайте, что это?
  • А кто автор этого отрывка? (Ф.И.Тютчев)
  • Какие орфограммы вы здесь видите? Объясните.

З_ма недаром зли(тся/ться),

Пр_шла  её  п_ра.

В_сна  (в)_кно  стучи(тся/ться)

И гонит  (со)дв_ра.

  • Прочитайте отрывок ещё раз. Сколько в нем предложений?
  • Прочитайте первое предложение. Почему здесь стоит запятая? Назовите грамматические основы.
  • Прочитайте второе предложение. Назовите грамматическую основу. Почему здесь не нужно ставить запятую?
  • Прочитайте стихотворение орфоэпически.
  • Прочитаем орфографически.
  • Прочитайте самостоятельно, постарайтесь запомнить.
  • Расскажите хором. 1-2 ученика рассказывают.
  • Запишите по памяти. А у кого карточки, работают по карточкам.

(Матвей, Сева, Эмиль, Тимур М., Дима П., Дима В.)

  •  Подчеркните орфограммы.

Звучит аудиозапись «Времена года: март. Песня жаворонка» Чайковского

  • Поменяйтесь с соседом тетрадями, проверьте работу друг друга, ошибки исправляем карандашом.   Взаимопроверка.  (По экрану)             

                                      0 –    «5»

                                      1 –    «4»  

                                      2-3 – «3»

                                     4 и более – «2»

  1. Работа над предложением.

снег, в, темнеет, рыхлый, марте

  • Посмотрите на экран, какое задание можно предложить?
  • Составьте предложение.
  • Это строчка из стихотворения «Март» С. Маршака.
  • Запишите его в тетради с красной строки. Вспомните, как оформляем предложение при письме?
  • Выполните полный синтаксический разбор.

Рыхлый снег темнеет в марте. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусост., распространенное, не осложн. однорд.чл., полное).

[ _____ ====== ].

Рыхлый снег, темнеет в марте.

  1. Физминутка.

  1. Морфологический разбор.
  •  Далее будем работать так:
  •  I ряд – выполнит морфологический разбор имени существительного ( В марте)
  •  II ряд – выполнит морфологический разбор имени прилагательного ( Рыхлый (снег))
  •  III ряд– выполнит фонетический разбор слова  (Снег )
  • А 3 человека будут работать  у доски.
  • Самопроверка по доске:  + - без ошибок 

                                          ! - есть неточности, 1-2 ошибки

                                                  ? – надо поработать)

  • Слова ещё каких частей речи присутствуют в этом предложении?
  • Что вы можете о них сказать?
  1. Разбор по составу.
  •  Подберите однокоренные слова к корню -снег-.

Снег, снеговой, снежинка, подснежник, снеговик, снежный, Снегурочка, снегопад,

заснежить.

2 ЧЕЛОВЕКА РАЗБИРАЮТ НА ЛИСТКЕ (на местах)

  •  Самопроверка:               + - без ошибок 

                                          ! - есть неточности, 1-2 ошибки

                                                  ? – надо повторить

  1. Работа по учебнику.
  •  Откройте учебник на странице 79, упр. 128.
  • Прочитайте задание, ответьте на вопросы.
  •  А какие части речи вы ещё знаете?
  • С этими частями речи мы познакомимся на последующих уроках.
  1. Рефлексия.
  •  Сейчас вам предстоит поработать самостоятельно – выполнить задания теста.

ИМЯ_______________________________

1.Заполните пропуски в определениях.

а) Имя существительное-это часть речи, которая обозначает _______________ и отвечает на вопрос _______________________

б) Глагол - это часть речи, которая обозначает __________________________ и отвечает на вопросы ______________________

в) Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает __________________________ и отвечает на вопросы ________________________

г) Местоимение - это часть речи, которая ______________________________________________________________________________.

2. Какой частью речи в каждом предложении является слово печь?

а) В русской избе была печь. (_____________)  

б) Баба стала печь блины.   (_______________)

3. Образуй от имени существительного прилагательное и глагол.

   а) цвет - _________________________________    

 б) белизна -________________________________

4.Запиши имена существительные в три столбика – по родам.

Молодость, молоко, пень, тетрадь, стекло, багаж, соль, меч, молодежь, пальто,  ключ, слово.

     

ИМЯ___________________________________

1.Заполните пропуски в определениях.

а) Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает __________________________ и отвечает на вопросы ____________________

б)  Имя существительное-это часть речи, которая обозначает _______________ и отвечает на вопрос _______________________

в) Местоимение - это часть речи, которая __________________________________________________________________________

г) Глагол - это часть речи, которая обозначает __________________________ и отвечает на вопросы ___________________________________

2. Какой частью речи в каждом предложении является слово печь?

а) Мама стала печь блины (_______________).

б) В русской избе была печь. (_____________)  

3. Образуй от имени существительного прилагательное и глагол.

   а) краска - _________________________________    

   б) желтизна -______________________________

  1. Запиши имена существительные в три столбика – по родам.

 Зелень, моль, сыч, речь, окно, уж, село,  конь, лошадь, богатство, грач, молоко.

  • Передайте свои работы вперед.
  • Поднимите руки, кто справился  с заданием?
  1. Итог.
  •  Вспомните, какие задачи вы ставили перед собой на уроке? Достигли ли вы своих целей?
  • Перед вами лесенка. На какой ступеньке знаний, по вашему мнению, вы сейчас находитесь? 
  • Поднимите красный карандаш, если вы находитесь на первой ступеньке.
  • Поднимите синий карандаш, если вы находитесь на второй ступеньке.
  • Поднимите зеленый карандаш, если вы находитесь на третьей ступеньке.

http://festival.1september.ru/articles/504764/img1.gif

  •  С каким настроением завершаем урок? Поднимите смайлики.
  1. Домашнее задание.

С. 79, упр.129


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе «Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи"

Тип данного урока: изучение нового материала. Методическая разработка урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Подробно прописаны этапы урока, деятельность учителя, учащихся, а также плани...

Разработка урока русского языка в 1 классе по УМК "Гармония" по теме"Речь устная и письменная. Предложение"

Аннотация к уроку русского языкаУрок русского языка по образовательной системе УМК «Гармония» организован в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Данный...

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме "Употребление имен прилагательных в речи"

Методическая разработка составлена по программе ФГОС "Школа России". Использовались различные виды работы: парами, групповая, индивидуальная.Цели:1.Формировать умение распознавать части речи.2. Развив...

Разработка урока. Кружок "Секреты речи". Тема "Антонимы" 2 класс

Материал содержит разработку урока и презентацию по теме "Антонимы"....

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе По теме « Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не».

Урок направлен на углубление  знаний учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, роль в предложении, положительный и отрицательный смысл глаголов)....

Разработка урока по русскому языку 3 класс по теме "Части речи"

Урок русского языка 3 класс разработаны согласно ФГОС...