Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты
УУД |
1.Инициация (начало урока) | Учитель: - Ребята! Мы сегодня с вами снова будем раскрывать тайны русского языка. Готовы?
Учитель: - Откройте тетради, запишите число, Классная работа.
Учитель: - Сегодняшний урок будет проходить под девизом:
ВОДА КАМЕНЬ ТОЧИТ
Учитель: - Как вы понимаете эту пословицу?
Учитель: - Вы правы. Упорство, старание, терпение помогают нам преодолеть незнание и неумение. Умение грамотно писать и красиво говорить – основной путь к успешному обучению в дальнейшем.
Учитель: - Умение грамотно писать и красиво говорить необходимо людям многих профессий. Как вы думаете, каких?
А вот чтобы книга или журнал вышел в свет, их проверяет редактор. Вот и мы с вами сегодня побываем в роли редакторов. А я буду направлять вашу работу. Можно? | Учащиеся хором, держась за руки, произносят стихотворение.
Мы – умные.
Мы – дружные.
Мы – внимательные.
Мы – старательные.
Мы – отлично учимся,
У нас всё получится!
Дети садятся.
Работа в тетради.
Предположения учащихся.
Ответы учащихся (экскурсоводам, учителям, писателям т.д.)
| Коммуникативные УУД:
высказывать и аргументировать свою точку зрения,
уметь слушать и понимать других.
Регулятивные:
уметь самостоятельно организовывать соё рабочее место.
Личностные УУД:
мотивировать образовательный процесс,
осваивать личностный смысл учения,
обеспечивать личностный моральный выбор. |
2.Введение в раздел.
Повторение изученного ранее материала. | Учитель: - Решив следующую задачу, вы узнаете, с какой частью речи мы продолжаем работать в разделе «Слово»:
приставка в слове присоединить +
корень в слове слагаемое + (предлагать)
1 буква алфавита +
1 суффикс в слове писатель +
2 суффикс в слове сонный +
окончание в слове знакомое
Учитель: - Какое слово у вас получилось? Учитель: - Молодцы. Для того, чтобы работа прошла успешно, нам нужно подтвердить, насколько глубоки наши научные знания об этой части речи.
Чистописание
Учитель: - Помощники главного редактора читают высказывания, если высказывание ложное, неверное, то вы в тетради записываете строчную букву н, а если истинное, верное – то строчную букву в.
Учитель: - Сверьтесь с образцом.
- У кого такая же последовательность букв?
- У кого получились красивые, ровные буквы?
- Молодцы. |
(слайд)
По одному учащиеся выходят к доске, выделяют часть слова, остальные работают на месте.
- Прилагательное.
Учащиеся – помощники зачитывают высказывания вслух, а остальные работают в тетради.
1.Раздел науки о языке, в котором изучается имя прилагательное, называется морфологией.
2. Имя прилагательное – это «служебная» часть речи.
3. Имя прилагательное обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и является второстепенным членом предложения.
1.Начальная форма имени прилагательного – это форма ж.р., ед.ч.
2. Имена прилагательные изменяются только по падежам и числам.
3.Два слова, обозначающие предмет и признак предмета, связанные по смыслу, согласуются в роде, числе, падеже называются словосочетанием существительного с прилагательным.
1. Имя прилагательное стоит в том же роде, числе, падеже, что и имя существительное.
2 .Прилагательные, близкие по смыслу называются антонимами.
3. Прилагательные, противоположные по смыслу называются синонимами.
| Коммуникативные УУД:
использовать средства речи для передачи информации,
самовыражение,
обучение сотрудничеству.
Регулятивные УУД:
учить контролю в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений,
давать самооценку.
Личностные УУД:
учить оценивать качество и уровень усвоения учебного материала.
Познавательные УУД:
учить анализировать, сопоставлять,
самостоятельно делать выводы.
|
3. Языковая разминка. Вхождение в тему | Учитель: - В редакции из-за сбоя компьютера нарушился порядок слов в предложении. Составьте его из следующих словосочетаний:
день (какой?) короткий
бросил (что?) луч
луч (чей?) свой
луч (какой?) последний
Учитель: - А теперь запишите авторский вариант из стихотворения М. Лифшица
Короткий день свой луч последний бросил.
(М.Лифшиц)
Учитель: - Выполним синтаксический разбор предложения.
Учитель: - Попробуйте прочитать это предложение без имён прилагательных. Что заметили?
Учитель: - Значит, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?
Итог: - Верно, имена прилагательные делают нашу речь более точной, образной, красивой, живописной, яркой. |
Ученики вслух проговаривают варианты предложений.
1 учащийся записывает предложение на доске, даёт характеристику,
2 учащийся разбирает по членам предложения и по частям речи,
остальные в тетрадях.
-украшают речь | Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
Познавательные УУД:
строить речевое высказывание,
логически рассуждать,
делать выводы.
|
4.Изучение нового материала
(постановка проблемы)
| Учитель: - Так как мы сегодня работаем в роли редакторов, вам необходимо ориентироваться в таких научных понятиях, как:
тип речи
повествование описание рассуждение
Учитель: - Как вы понимаете фразу тип речи? Каким другим словом можно заменить?
Учитель: - Итак, какие бывают типы (виды) речи? Сегодня мы работаем с двумя из них.
Учитель: - Что такое повествование? Описание? Как вы понимаете?
- Как об этом написано в словаре нам найдет и прочитает … .
- Вы оказались правы, молодцы.
Учитель: - Попробуйте сформулировать цель нашего урока, над чем же мы будем работать сегодня на уроке? (ответы детей)
Учитель: - В редакции нам поручили подготовить к печати текст – описание. Прочитайте внимательно предложенные тексты.
1. Утром я просыпаюсь рано, с трудом встаю. Прежде всего, я убираю постель, затем делаю зарядку. После зарядки и обливания холодной водой чувствую себя бодрым и спортивным. Мама зовёт меня завтракать. Наконец я выхожу из дома и иду в школу.
2. Я люблю зимний лес. Особенно он хорош в ясный морозный день. Солнце освещает могучие вершины деревьев. Пушистым снегом укрыты ветки елей. Тонкие стволы молодых берёз прогибаются под тяжестью снега. Вот стучит одинокий дятел. С широкой еловой ветки падает снежный ком.
Учитель: - Как вы считаете, который из предложенных текстов текст – описание? Почему? |
Ответы детей (вид речи)
Работа учащихся со словарём.
- Будем работать над типами речи – повествованием и описание.
Учащиеся выполняют задание учителя.
Ответы учащихся. | Коммуникативные УУД:
аргументировать свою точку зрения, принимать точку зрения другого, участвовать в диалоге,
объяснять смысл слов.
Регулятивные УУД:
вносить необходимые дополнения и коррективы в план действий.
Познавательные УУД:
формулировать познавательные цели, отбирать информацию,
анализировать, самостоятельно делать выводы.
|
5.Пути решения проблемы | Учитель: - А вот по каким ещё признакам с точки зрения науки о русском языке описание отличается от повествования мы сегодня и выясним.
Учитель: - Положите текст-описание перед собой.
Учитель: - Давайте будем рассуждать и заполнять таблицу.
Учитель: - Какую цель ставил автор, составляя данный текст?
- Нарисовать словами картину
- Рассказать о последовательности событий?
Учитель: - Какой вопрос можно поставить к данному тексту:
- Что происходит с предметом (человеком)?
- Каков предмет (человек)?
Учитель: - Слова какой части речи чаще всего встречаются в тексте, т. е. ключевые слова?
Учитель: - Давайте восстановим цепочку рассуждений и аналогично заполним второй столбик таблицы.
Учитель: - К какому типу речи относятся эти строчки?
Учитель: - Ребята, а где в жизни мы можем встретиться с этими типами текстов – описанием и повествованием?
|
По ходу рассуждения учащиеся заполняют таблицу
| описание
| повествование
| Цель
| Нарисовать словами картину.
| Рассказать о последовательности событий.
| Вопрос к тексту
| Каков предмет (человек)?
| Что происходит с предметом (человеком)?
| Ключевые слова
| Прилагательные
| Глаголы
|
Один ученик заполняет таблицу на доске, остальные на местах.
Ученик ведёт у доски рассуждение, остальные на месте заполняют второй столбик таблицы.
Рисунок опиши любой,
Ответив на вопрос « какой?»
А чтобы не было возни,
Ты прилагательных возьми.
О чем – то хочешь рассказать?
Глаголов нужно больше взять,
Что происходит, описать,
Картинок множество создать.
- Газетные статьи о каких-либо событиях – это повествование, в литературном чтении произведения М.Пришвина, К.Паустовского о природе, о животных – это описание | Коммуникативные УУД:
сотрудничать в поиске путей решения проблемы, аргументировать свою точку зрения, принимать точку зрения другого, участвовать в диалоге, выделять необходимую информацию.
Регулятивные УУД:
вносить необходимые дополнения и коррективы в план действий,
сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом.
Личностные УУД:
оценивать жизненные ситуации.
Познавательные УУД:
отбирать информацию,
анализировать,
выбирать критерии для сравнения,
строить логическую цепь рассуждения.
|
6.Физкульт-минутка
| Учитель: - Потрудились не на шутку,
Отдых наш – физкультминутка.
АМО «Массаж»
| Учащиеся под музыку выполняют массаж спины друг другу. | Регулятивные УУД:
снять усталость и напряжение, внести элемент непринуждённости и расслабления
|
7.Закрепление | Учитель: Ребята, главный редактор поручил нашему редакторскому отделу внести исправления, т. е. сделать корректировку текстов. В предложенные тексты нужно вставить подходящие по смыслу слова, записать его в тетрадь и определить, к какому типу речи относится данный текст. Работаете по рядам в парах.
На катке
Чудесные стоят деньки. На улице …сильный мороз. Большой пруд в деревне Дубки уже … . Ребята … там каток. Илюша и Полина … на пруд. Хорошо … коньки! Полина … на одной ноге и упала.
Звери зимой
Уснули до весны звери в … лесу. Залёг в … яму медведь. В норку забилась … лисица. В моховом гнезде уснула … белочка. Без жилья зимой только зайчишка - … уши.
На лесной поляне
Над поляной кружился … снежок. Солнце сияло … светом. Вокруг дремали … ёлочки. Снег укрывал их … лапки. Только … ветерок покачивал еловые макушки.
Учитель: - Проверяем текст 1 ряда. К какому типу речи вы его отнесли? Почему? Для ответов используйте опорные слова из нашей таблицы.
Устная работа по закреплению типов речи.
Учитель: - Ребята, на уроках окружающего мира вы готовили сообщения об эпохе «Средневековье». Как вы помните, именно в «Средневековье» было изобретено книгопечатание. Я попрошу озвучить отрывки из своих докладов для того, чтобы определить тип речи.
Учитель: - К какому типу речи относится данный текст? Как вы определили?
Учитель: - К какому типу речи относятся данные тексты? Как вы определили? |
1 ряд (розовые листочки)
2 ряд (зеленые листочки)
3 ряд (голубые листочки)
Ученик 1. Изобретение книгопечатания
В Средние века многие изобретатели пытались открыть способы создания книг. Удалось это сделать немцу Иоганну Гутенбергу. Гутенберг предложил использовать разборный шрифт. В наборной кассе помещались металлические буквы – литеры. Наборщик брал их из кассы и выкладывал на особой доске текст – строка за строкой. Литеры смазывали типографской краской, а сверху накладывали лист влажной бумаги. Печатный станок работал вручную. Годом рождения книгопечатания считается 1445 год.
Ученик 2. Из Средневековья пришло к нам прекрасное слово рыцарь! Жили рыцари в замках, которые воздвигали на высоком холме, обрывистом утёсе, острове среди реки. Вокруг замка высились могучие стены. Рыцарский замок был окружён глубоким рвом с водой. К воротам шёл подъёмный мост. Вход в замок преграждала металлическая решётка с острыми зубьями наверху. Внутри замка находилась главная башня и другие постройки.
Ответы учащихся | Коммуникативные УУД:
аргументировать свою точку зрения с помощью полученных знаний,
слушать и понимать других,
оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Регулятивные УУД:
самостоятельно корректировать работу,
определять правильность выполненного задания.
Познавательные УУД:
сотрудничать в парах в совместном решении учебной задачи,
определять, какая информация нужна для решения учебной задачи,
строить логическую цепочку рассуждений.
Коммуникативные УУД:
аргументировать свою точку зрения с помощью полученных знаний
Познавательные УУД:
определять, какая информация нужна для решения учебной задачи |
8.Итог урока. Домашнее задание. | Учитель: - Что было новым для вас на уроке? Чем же отличаются эти типы речи?
Учитель: - В каком тексте имена прилагательные играют важную роль?
Учитель: - Как вы считаете, достигли мы своей цели, которую поставили вначале? Ответили на вопрос: чем отличается описание от повествования? Что нам помогло в этом?
Учитель: - А что важнее: описание или повествование?
На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Всё зависит от того, какую цель ставит автор. Вот и вы в домашней работе должны будете составить на выбор текст – описание или текст – повествование на заданную тему:
«Как прошёл открытый урок»
«Портрет соседа по парте»
Оценивание. - Кого из своих одноклассников вы похвалили бы за активную работу на уроке? |
-Умение слушать, сотрудничать, быть внимательным…
Ответы учащихся.
Ответы учащихся
| Коммуникативные УУД:
высказывать свою точку зрения.
Личностные УУД:
оценивать личностный смысл учения,
оценивать своё отношение к процессу обучения.
Познавательные УУД:
анализировать,
делать выводы на основе полученных знаний,
осуществлять контроль и оценку результатов деятельности.
|
9.Рефлексия. | Учитель: - У вас на столах лежат солнышко и облачко. Кто доволен своей работой на уроке, вывешиваете на доску солнышко. А кому было сложно и непонятно, прикрепляете облачко.
Для гостей: метод «Солнышко, облачко». На солнышке написать то, что понравилось на уроке, на облачке – пожелание учителю, детям и прикрепить на доску. | Учащиеся выходят по одному и выполняют задание учителя.
| Регулятивные УУД:
давать оценку деятельности другим,
давать оценку своей деятельности
|