Разработка урока русского языка в 1 классе по УМК "Гармония" по теме"Речь устная и письменная. Предложение"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Аннотация к уроку русского языка

Урок русского языка по образовательной системе УМК «Гармония» организован в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Данный урок является первым на этапе повторения и закрепления знаний учащихся об устной и письменной речи, знаний о предложении, его смысловой и интонационной законченности. Урок сориентирован не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

На уроке привлекается внимание учащихся к специфике используемых в устной и письменной формах речи языковых средств, отрабатываются основные правила письменного оформления речи, совершенствуются умения в постановке знаков препинания в конце предложений и в определении их количества в тексте, совершенствуются читательские умения, развивается речь на основе материала, который на ряду с образовательной дидактической задачей несет и воспитывающую функцию, опираясь на практический ранее известный опыт детей.. Применение информационной технологии способствует созданию наглядной опоры для обучения учащихся данного возраста, активного вовлечения их в учебную деятельность. Главным преимуществом в уроке считаю его структуру, позволяющую учащимся самостоятельно делать выводы по теме и использовать знания.

На уроке используются

- методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический;

- формы обучения: фронтальная; групповая (в парах); индивидуальная; коллективная.

- приёмы обучения: речь учителя; текст учебника; ИКТ; наглядность.

-педагогические технологии: проблемно-диалогическая, личностно-ориентированного обучения; педагогика сотрудничества, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.

- принцип научности и доступности изучаемого материала

Большое внимание уделяется эмоциональной стороне личности школьника, воспитанию коммуникативных качеств личности.

В конце  урока  происходит рефлексия по самооценке полученных знаний.

Тип урока: Повторение предметных знаний.

 


 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya_k_uroku_russkogo_yazyka.docx38.41 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к уроку русского языка

Урок русского языка по  образовательной системе  УМК «Гармония» организован в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Данный урок является первым  на этапе повторения и закрепления знаний учащихся об устной и письменной речи, знаний о предложении, его смысловой и интонационной законченности. Урок сориентирован не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

 На уроке  привлекается внимание учащихся к специфике используемых в устной и письменной формах речи языковых средств, отрабатываются основные правила письменного оформления речи, совершенствуются  умения в постановке знаков препинания в конце предложений  и в определении их количества в тексте, совершенствуются читательские умения, развивается речь на основе материала, который на ряду с образовательной дидактической задачей несет и воспитывающую функцию, опираясь на практический ранее известный опыт детей.. Применение информационной технологии способствует созданию наглядной опоры для обучения учащихся данного возраста, активного вовлечения их в учебную деятельность. Главным преимуществом в уроке считаю его структуру, позволяющую учащимся самостоятельно делать выводы по теме и использовать знания.

 На уроке используются

- методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический;

        - формы обучения: фронтальная; групповая (в парах); индивидуальная; коллективная.

        - приёмы обучения: речь учителя; текст учебника; ИКТ; наглядность.

-педагогические технологии: проблемно-диалогическая, личностно-ориентированного обучения;  педагогика сотрудничества, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.

- принцип научности и доступности изучаемого материала

Большое внимание уделяется эмоциональной стороне личности школьника, воспитанию коммуникативных качеств личности.

В конце  урока  происходит рефлексия по самооценке полученных знаний.

Тип урока: Повторение предметных знаний.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

 ОУ   МБОУ «Лицей №1» 

 Класс      

Учитель   Фролова Елена Юрьевна 

Кол-во уч-ся   18

Название  УМК «Гармония»   

Предмет   русский язык

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок на этапе изучения « Речь устная и письменная. Предложение»

Тип урока  Урок повторения предметных знаний.

Общая цель урока  Закрепление предметных знаний, формирование УУД 

Дидактические задачи:

Образовательная: обобщить знания об устной и письменной речи, совершенствовать умения в постановке знаков препинания в конце предложений  и в определении их количества в тексте.

 Развивающая: развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умения анализировать сравнивать и делать выводы на основании рассуждений, обогащать словарный запас учащихся.

 Воспитывающая:  повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности, учить работать в группе, уважать мнение одноклассников.

Планируемые результаты:

Предметные умения: 

-Ориентироваться на странице учебника, понимать его условные обозначения; списывать, выполняя определённую последовательность действий.

- Строить предложения по данной схеме, правильно интонировать их в устной речи и оформлять  в письменной;

- Определять количество слов в предложении, узнавать слова-помощники, писать предложения под диктовку по введённой технологии, списывать предложение, выполняя определённую последовательность действий, применять изученные орфографические правила.

УУД:

Личностные: познавательный интерес к предмету; осознание себя носителем языка; желание умело пользоваться  устной и письменной формами речи.

Регулятивные: осознавать учебную задачу, принимать её, планировать и выполнять необходимые действия для её решения, учитывать при этом выделенные учителем ориентиры; оценивать правильность выполнения учебных действий, адекватно воспринимать оценку учителя;

 Познавательные: понимать информацию, представленную в различной форме; осознавать учебные затруднения, стараться преодолевать их;   анализировать, сравнивать, моделировать, делать умозаключения, выводы.

Коммуникативные: рассказывать и слушать собеседника, участвовать в диалоге; распределять роли и выполнять совместную деятельность; проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам.

Оборудование: интерактивная доска, учебник «К тайнам нашего языка» автор М.С. Со-ловейчик, Н.С. Кузьменко

_________________________________           

Основные этапы урока

Деятельность Учителя

Деятельность Ученика

Универсальные учебные действия

Организация пространства.

Цель этапа: мотивация, создание  комфортной образовательной среды, подготовка к предстоящей работе на уроке.

 

Создание положительного эмоционального настроя  учащихся

Русский язык позволяет нам знать,

Как правильно говорить, как писать.

Серьезная это наука,

И не помощник нам скука.

А чтобы настроиться на хорошую работу, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.

У вас на столах есть оценочные лисы, вы будите оценивать свою работу в течение урока, чтобы оценки были хорошими нужно стараться работать на уроке и быть внимательными.

Подготовка рабочих мест

Знакомятся с оценочными листами.

Личностные: положительное отношение к учению, готовность преодолевать школьные затруднения.

Актуализация знаний

Цель этапа: восстановить в памяти учащихся правила написания имен собственных и нарицательных

Методы обучения: словесные, наглядные,  использование технических средств.

Приёмы обучения: составление слов в стихотворении

Использование педагогических технологий: технология поддержки и сопровождения в образовательном процессе, информационно-коммуникативные

 технологии: компьютерные презентации, технология учебного диалога.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия (в сотрудничестве с учителем) для решения задачи.

Коммуникативные: участвовать  в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Познавательные: осознавать  познавательную задачу, целенаправленно слушать учителя, одноклассников, решая её, понимать информацию представленную в письменном виде, переводить её в словесную форму.                                                                                                

Игра-шутка «Сколько одинаковых слов?»

           На слайде вы видите строки из стихотворения Е.Руженцева:

При   Прибежали в город   Львов

          Двадцать пять веселых львов.  

Какие слова     звучат одинаково, а пишутся по- разному. Почему?

 Слайд №1

             

Это имя собственное-название города и имя нарицательное- название животного.

 

Постанка учебной задачи

Цель этапа: создание условий для формулировки детьми целей урока

Активное включение в образовательный процесс

Методы обучения: словесные, наглядные, демонстрация схем, использование технических средств.

Приёмы обучения: игра, подводящий диалог, постановка вопросов , с последующим поиском ответов.

Использование педагогических технологий: технология поддержки и сопровождения в образовательном процессе, игровые технологии, нформационно-коммуникативные

 технологии: компьютерные презентации, технология учебного диалога.

Регулятивные: выполнять учебные действия в речевой или умственной форме, контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать  в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Познавательные: умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя, понимать учебную задачу и стараться ее выполнить , целенаправленно слушать учителя, одноклассников,  извлекать нужную информацию, критически оценивать её, соотносить с имеющимися знаниями, опытом, понимать информацию представленную в различных формах: изобразительной, схематичной, переводить её в словесную форму.                                                                                                

Обратная связь (линии взаимодействия): 

1.Игра «Кто больше назовет действий»

Я показываю  человека определенной профессию, а вы вспомните все действия человека этой профессии. Учитель, писатель, врач.

Какие общие действия характерны людям этих профессий?

Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок?

Прочитайте название темы урока на с.35

Читая и рассуждая, мы постараемся ответить на эти вопросы.

Прочитайте задание №49 с.35 Назовите действия, которые выполняют люди на картинках. Посоветуйтесь в парах и закончите начатые предложения используя слова-помощники в рамке. Какой речью вы пользовались при обсуждении задания?

Запишите предложения в тетрадь. Какой речью вы будите пользоваться? Какие предложения у вас получились? Слайд №2

Как при записи вы показали «опасные места» начала и конца предложения?

Ответьте на вопрос Антона в задании №49.

Чтобы правильно ответь на вопрос мальчика, найдите родственные слова на слайде.

Какая часть доказывает, что это слова из одной семьи?

 Давайте познакомимся с важными сведениями на с.36.

Узнали ли вы что-то новое или повторили известное?

С помощью чего мы выражаем в речи свои мысли? Что такое пауза в речи? С помощью чего мы выражаем свои мысли на письме?

В их профессиях главное место отводится речь- они или говорят. Или пишут.

Ответы детей.

Знакомятся с темой урока.

Работают в парах. Отвечают на вопросы.

Записывают предложения.

Проверяют на слайде. Оценивают работу в оценочных листах.

Ребята разговаривают.

Учитель говорит, ученики слушают.

Школьники читают.

Девочка пишет.

Начало предложения пишется с большой буквы,  в конце ставим точку, вопросительный или восклицательный знак.

Наблюдение над однокоренными словами, называют их, приводят свои примеры.(работа в парах)

Письмо, писать, письменная

Уста, устная

Делают вывод, отвечая на вопрос учебника.

Самостоятельно читают информацию. Отвечают на вопросы.

Динамическая пауза

(здоровьесберегащие технологии)

Способы организации переключения внимания  уч-ся

Проведение  упражнений на снятие мышечного напряжения

Поют и выполняют движения.

Давайте с вами, потопаем ногами,

Похлопаем в ладоши,

Сегодня день хороший! (2 раза)

Личностные: понимание важности  сохранения своего здоровья.

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические;  частично-поисковые; использование технических средств.

Приёмы обучения:  текст учебника;  ИКТ.

Формы обучения: фронтальная; групповая (в парах); индивидуальная; коллективная.

Использование педагогических технологий: технология поддержки и сопровождения в образовательном процессе, информационно-коммуникативные

 технологии: компьютерные презентации, технология учебного диалога,  технология уровневой дифференциации.

Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы.  

Коммуникативные: участвовать  в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Познавательные: читать и слушать, извлекая нужную информацию, критически оценивать её, соотносить с имеющимися знаниями, опытом, понимать информацию представленную в различных формах: изобразительной, схематичной, переводить её в словесную форму; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

Обратная связь(линии взаимодействия): 

проверка по слайду  и  с помощью сигнальных действий.

Как вы думаете все ли мы знаем о предложениях?  В чем  вы еще хотели бы потренироваться?

Предлагаю вам поработать в группах.

Найдите в тексте границы мыслей, прочитайте текст, делая паузы. Исправьте ошибки, помня о правилах оформления начала и конца предложений.

Текст

Аркадий Гайдар - писатель. Он написал много интересных книг для детей. В одной он написал о двух мальчиках. Их звали Чук и Гек. Мальчики были братья. Они любили озорничать.  С ними происходили разные истории. 

Слайд №3

Перечитаем текст, проверим верно ли выполнили задание.

Спишите выделенные предложения, показывайте начало и конец каждого. По какой памятки будите действовать?

Назовите имена собственные, которые вам встретились.

Назовите слова, которые вы обозначили н. у.

Какие слова «помощники» подчеркнули?

 Что просит вас уточнить Антон? Какую информацию он стремиться хорошо запомнить?

Хотите дать Антону полный ответ, тогда прочитайте информацию  в рамке «Сообщаем важные сведения» с. 38.

Какая  интонация («работа голоса») в устной речи соответствует знаку «точка» на письме?

Узнать какие бывают предложения. Как правильно оформлять предложения на письме, чтобы не допускать ошибок.

Работа в группах на карточках.

I ряд работает с первой частью текста, а II ряд – со второй частью текста,III ряд-с последней частью.

Проверяют, оценивают работу в оценочных листах.

Памятка №1 с. 183

  Аркадий Гайдар, Чук, Гек

Называют слова «названия» «указатели» «помощники»

Делают вывод, отвечают на вопросы.

 

Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

(решение учебных задач повышенной трудности или практических задач)

Методы обучения: словесные, наглядные, практические;  частично-поисковые; использование технических средств.

Приёмы обучения:  текст учебника;  ИКТ; наглядность.

Формы обучения: фронтальная; групповая (в парах);  коллективная.

Использование педагогических технологий: технология поддержки и сопровождения в образовательном процессе, информационно-коммуникативные

 технологии: компьютерные презентации, технология учебного диалога,  технология уровневой дифференциации.

Регулятивные: выполнять учебные действия в речевой или умственной форме, контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать  в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Познавательные: читать и слушать, извлекая нужную информацию, критически оценивать её, соотносить с имеющимися знаниями, опытом, понимать информацию представленную в различных формах: изобразительной, схематичной, переводить её в словесную форму; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, использовать её для решения учебно-познавательных задач.

Обратная связь(линии взаимодействия): проверка с помощью учебного диалога.

Ребята, любите ли вы отгадывать загадки?

Предлагаю вам поработать в парах по рядам.

Наш любознательный мальчик Антон просит вас помочь ему ответить на вопрос на с.40.

Как будите действовать?

Оцените свою работу в оценочных листах.

Читают вопрос.

Составляют план действий.

  1. Прочитать загадку.
  2. Определить кол-во предложений  в загадке.
  3. Соотнести загадку и схему.
  4. Ответить на вопрос Антона.

Оценивают работу.

Динамическая пауза (здоровьесберегащие технологии)

Способы организации переключения внимания  уч-ся

Офтальмотренажёра «Чебурашка»

Следят глазами за героями.

Личностные: понимание важности  сохранения своего здоровья.

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические;  частично-поисковые; использование технических средств.

Приёмы обучения:    ИКТ; наглядность.

Формы обучения:   коллективная.

Использование педагогических технологий:  информационно-коммуникативные

 технологии: компьютерные презентации, технология учебного диалога,  технология уровневой дифференциации.

Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами.

Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;                      

Коммуникативные: участвовать  в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Познавательные:  читать и слушать, извлекая нужную информацию, критически оценивать её, соотносить с имеющимися знаниями, опытом; строить несложные рассуждения.

Обратная связь(линии взаимодействия): проверка по слайду

Что повторяли на уроке?

Какими новыми сведениями пополнили свои знания?

Какие виды речи известны?

Как определить на письме начало строки в стихотворении?

Что важно запомнить о предложении?

Узнали ли вы что-то новое или повторили, уточнили то, что было уже знакомо?

Какие правила вы учились соблюдать?


Отвечают на вопросы.

Рефлексия

(подведение итога совместной и

индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельности)

Создание ситуации успеха

Рефлексивные действия:

- оценивать свою готовность;

- обнаруживать незнание;

- находить причины затруднения.

Регулятивные: оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Коммуникативные: выражать свои мысли и чувства в словесной форме.

Познавательные: делать выводы, формулировать их.

- Оценить свою работу на уроке,  вам  поможет колобок.

Колобок весело улыбается – узнали много полезного, довольны работой на уроке.

Колобок грустный – ничего не узнали, это вам не нужно.

- А теперь продолжите фразу:

  «Я расскажу дома …»

Дети дорисовывают  колобка в оценочных листах.

- Продолжают фразу:

  «Я расскажу дома …»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс. "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью". Конспект урока + презентация.

В разработку входит конспект урока русского языка в 4 классе  по теме "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью",  УМК "Школа 2100" , автор: Е.В. Бунеева, Н.А. Исаев...

Методическая разработка. Урок русского языка .4 класс. Тема: " Повторение знаний о предложении."

Тема урока « Повторение знаний о предложении».Цель: закрепление знаний по теме « Предложение».Задачи:1)    закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения;2)...

разработка урока русского языка 4 класс по теме "Простые и сложные предложения. Знаки препинания."

Урок составлен по УМК "Перспектива" в технологии системно-деятельностного подхода....

Методическая разработка урока русского языка 1 класс по теме "Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль."

     Содержание урока соответствует требованиям ФГОС НОО. При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и  реальные возможности ...

Методическая разработка на тему: «Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики» Конспект урока обучения грамоте, 1 класс

Данная методическая разработка представляет собой подробный конспект урока с целью способствовать формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внима...

разработка урока русского языка 4 класс по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения"

План - конспект урока рксского языка по УМК "Планета Знаний" 4 класс...