Разработка урока. Кружок "Секреты речи". Тема "Антонимы" 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Материал содержит разработку урока и презентацию по теме "Антонимы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_antonimy.ppt | 2.73 МБ |
tseli.docx | 21.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Грустный клоун громко плачет, А весёлый клоун скачет, Хочет подвиг совершить – Хочет рёву рассмешить. - Чем интересны слова грустный , весёлый ?
Вспомним
Будем учиться
Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением: вопрос – ответ, глупый – умный, громко – тихо, вспомнить – забыть . Они обычно противопоставляются по какому-либо признаку: день и ночь – по времени, легкий и тяжелый – по весу, вверху и внизу – по положению в пространстве, горький и сладкий – по вкусу и т.д. Слово АНТОНИМ произошло от древнегреческих слов анти- «против» и онима - «имя» . Запомни! Антонимы должны отвечать на один и тот же вопрос !
Больной, бледный, веселиться, румяный, грустит, слабый, крепкий, здоровый,
Ученье – свет, а не ученье … Знай больше, а говори … В учебе корень горек, зато плод ее … Не бойся врага умного, бойся друга … Лучшая вещь новая, лучший друг … Мир строит, а война … Смелый побеждает, а трус … Ласточка день начинает, а соловей … ТЬМА МЕНЬШЕ СЛАДОК ГЛУПОГО СТАРЫЙ РАЗРУШАЕТ ПОГИБАЕТ КОНЧАЕТ ПРОДОЛЖИ!
Я – антоним к слову «зной», я в реке, в тени густой И в бутылках лимонада. А зовут меня … Я – антоним слову «смех» не от счастья и утех, А бываю поневоле от несчастья и от боли, От обид и неудач. Догадались, это … Не бываю без начала, близкий родственник причала. Делу всякому венец. Называюсь я … Я – антоним шума, стука, без меня вам ночью мука, Я – для отдыха, для сна. Называюсь – … ПРОХЛАДА ПЛАЧ КОНЕЦ ТИШИНА ЗАГАДКИ
Самостоятельная работа. Чистый – … Весёлый – … Большой – … Широкий – … Чёрный - … Старый - …
Проверим себя Чистый – грязный Весёлый – грустный Большой – маленький Широкий – узкий Чёрный - белый Старый - молодой Оценим себя «!» - все слова написал верно «+» - сделал 1-2 ошибки «-» - ещё ошибаюсь, слова надо выучить
Самый длинный в мире алфавит у абазинцев, народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы. Почему слова подчёркнуты? ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Подведение итогов -Что такое антонимы? -Для чего нужны антонимы?
Предварительный просмотр:
Цели: закрепить знания об антонимах, развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте антонимы, употреблять их в речи; аргументированию отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока.
- Организационный момент. Создание позитивной мотивации.
- Ребята, подарите друг другу улыбки. Улыбка – это радость и добро. Научитесь улыбаться добру, и ваша улыбка вернётся к вам с радостью. А в природе такую радость дарит нам солнце. Давайте сейчас сотворим солнце в себе. Закройте глаза. Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляйте к ней свой лучик, который несёт любовь. Ваша звёздочка стала увеличиваться. Направляйте к звёздочке лучики, которые несут здоровье, ласку, радость. Звёздочка стала совсем большой, как солнце, которое несёт всем свет, тепло, радость и добро.
Слайд 1
- Откройте глазки. Всё ваше хорошее настроение я обозначу солнышком, а не очень хорошее тучкой. ( Рисунок солнышка и тучки на доске) Желаю вам правильных ответов, хорошей и интересной работы на уроке.
- Закрепление знаний о синонимах.
- Какие по значению слова: Прощай, до свидания. Похожи они?
(Близкие по значению, синонимы).
- Вспомните что такое синонимы?
- Самоопределение к деятельности
Сегодня на уроке русского языка мы продолжаем работать над блоком «Как устроен наш язык».
— Послушайте стихотворение. Слайд 2
Грустный клоун громко плачет,
А веселый клоун скачет,
Хочет подвиг совершить —
Хочет реву рассмешить.
Олеся Емельянова
— Чем интересны слова грустный, веселый? (У них противоположное значение.)
Мозговой штурм. (Приём технологии развития критического мышления. Позволяет получить максимальное количество идей в минимальное время. Ученики по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи и анализируют их).
- Обратите внимание на слайд 3 (корзинка идей)
- Рассмотрите картинки на слайде. Сравните их. Подберите к ним подписи из слов: ночь, весёлый, вход, день, грустный, выход.
- Постановка учебной задачи.
- Что интересного заметили? Что объединяет эти пары слов? Какие они по значению? (Слова в каждой паре противоположные по значению)
- Как вы думаете, о каких словах будем говорить на уроке? (Будем говорить о словах, противоположных по значению, т.е. об антонимах.)
- Чему будете учиться на уроке? Слайд 4
Корзина идей. (Слайд 5).
(Используется приём технологии развития критического мышления ТРКМ. После сбора идей кликнуть мышкой на слайде. Появляются цели урока.) Слайд 6, 7
- Вспомним, какие слова называются антонимами? Для чего нужны антонимы в речи?
- Будем учиться находить антонимы, подбирать антонимы, правильно употреблять их в речи)
-(Учитель обобщает ответы детей.) На уроке вспомним, какие слова называются антонимами. Будем учиться различать антонимы, узнавать их в тексте и подбирать антонимы к предложенным словам.
- Освоение новых знаний.
а) Историческая справка. (Слайд 8).
б). Поиск слов противоположных по своему значению.
- Рассмотрите картинки, сравните их. Подберите к каждой картинке подходящие слова. (Слайд 9)
(БОЛЬНОЙ, ЗДОРОВЫЙ, ВЕСЕЛИТСЯ, РУМЯНЫЙ, ГРУСТИТ, СЛАБЫЙ, КРЕПКИЙ, БЛЕДНЫЙ)
- Запишем эти слова парами. Что объединяет каждую пару слов? Каковы по значению эти слова?
- К какой картинке вы бы отнесли своё состояние?
- Что нужно делать, чтобы быть крепким и здоровым?
- На уроке мы тоже не будем забывать про наше здоровье.
- Нашим глазам также необходима гимнастика.
Тренажёр для глаз. «Бабочка» (Слайд 10)
(Глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным бабочкам в разных направлениях. Одновременно дети делают движения и головой, и туловищем, и шеей)
- Открытие нового знания.
- Давайте вспомним, какие слова называются антонимами?
- А как вы думаете, для чего в речи нужны антонимы? Чтобы ответить на этот вопрос попробуйте продолжить предложения. (Слайд 11, 12, 13)
- Слон большой, а мышка……..
- Зимой погода холодная, а летом …….
- Работать трудно, а отдыхать …….
- Запишите эти слова парами.
- Представьте нашу речь без антонимов, какая бы она была? Зачем же нужны антонимы? ( Они делают нашу речь богаче, красивее.)
- Действительно, антонимы и синонимы делают нашу речь более яркой и выразительной.
- Динамическая пауза. Игра «Топай –хлопай!»
- Если я называю пару синонимов - вы топаете, если услышите антонимы -хлопаете.
Весёлый – радостный, весёлый – грустный, молодость – старость, нежный – ласковый, тихо – громко, строить – разрушать, друг – товарищ.
- Подбор антонимов к предложенным словам в пословицах.
(Слайд 14)
- Продолжим работу с пословицами. Найдите недостающие слова и восстановите пословицы.
- Загадки. (Слайд 15).
- Физминутка. (слайд 16)
Раз — подняться, подтянуться
Два — согнуться, разогнуться
Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — ноги шире.
Пять — руками помахать
Шесть — за стол тихонько сесть.
- Систематизация знаний по теме.
Самостоятельная работа. (Слайд 17).
Проверка по образцу (Слайд 18)
- Знаете ли вы… (Слайд 19)
- Итог урока.
(Слайд 20)
- Какие слова называют антонимами? Для чего нужны антонимы?
(Антонимы делают нашу речь более выразительной, красочной).
- Рефлексия.
(Слайд 21)
- Молодцы! (Слайд 22).
Используемая литература:
- Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Ч - 2 (С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова), 3-е издание, переработанное - М: Вентана-Граф, 2009 г.-160 с.: ил.
- Русский язык: 2 класс: комментарии к урокам / С.В.Иванов, М.И.Кузнецова.- 2-е. изд., перераб.-М: Вентана-Граф, 2011.-464 с.-(Начальная школа 21 века).
- Коваленко В. И. Школа физкультминуток(1 – 4 классы) – М.: ВАКО, 2007.-208 с. – (Мастерская учителя)
Цифровые ресурсы:
http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/presentation/4250.html
http://www.rusedu.ru/detail_15522.html
http://www.childtoys.ru/razvivayushhaya-igra-antonimy-v-poslovicax/ пословицы
www.proshkolu.ru/user/Dikiygus61/file/442036/ тренажёр для глаз
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс
Методическая разработка урока развития речи с применением информационных технологий. 3 класс. Из портфолио учителя ГБОУ школа №559 Выборгского района Санкт - Петербурга Лёвиной Натал...
Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс
Методическая разработка из портфолио учителя ГБОУ школа № 559 Выборгского района Санкт-Петербурга Лёвиной Наталии Николаевны...
Методическая разработка урока развития речи во 2 классе (изложение)
Урок обучающего изложения по коллективно составленным вопросам к тексту . УМК "Школа России"...
Разработка урока русского языка 4 класс УМК "Школа 2100" тема : "имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных"
Урок повторения и обобщения материала....
Разработки уроков развития речи для 2 класса
В данном материале представлены развёрнутые конспекты уроков по развитию речи. Уроки разработаны в системе, начиная с понятия об изложении, затем идёт работа с деформированными текстами, потом с опоро...
Разработки уроков развития речи для 2 класса
В данном материале представлены развёрнутые конспекты уроков по развитию речи. Уроки разработаны в системе, начиная с понятия об изложении, затем идёт работа с деформированными текстами, потом с опоро...
Методическая разработка - урок развития речи в 3 классе по теме "Готовим подарки"
Методическая разработка - урок развития речи в 3 классе коррекционной школы VII вида сочинение по теме "Готовим подарки маме"Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС, презентация Power ...