Разработка урока. Кружок "Секреты речи". Тема "Антонимы" 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Материал содержит разработку урока и презентацию по теме "Антонимы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kruzhok_antonimy.ppt2.73 МБ
Файл tseli.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слайд 2

Грустный клоун громко плачет, А весёлый клоун скачет, Хочет подвиг совершить – Хочет рёву рассмешить. - Чем интересны слова грустный , весёлый ?

Слайд 3

Рубрика «Давай подумаем» День Вход грустный Ночь Весёлый Выход

Слайд 4

Чему будете учиться на уроке?

Слайд 5

Слайд 6

Вспомним Для чего нужны Антонимы Какие слова называются антонимами?

Слайд 7

Будем учиться Находить антонимы, подбирать антонимы Правильно употреблять антонимы в речи?

Слайд 8

Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением: вопрос – ответ, глупый – умный, громко – тихо, вспомнить – забыть . Они обычно противопоставляются по какому-либо признаку: день и ночь – по времени, легкий и тяжелый – по весу, вверху и внизу – по положению в пространстве, горький и сладкий – по вкусу и т.д. Слово АНТОНИМ произошло от древнегреческих слов анти- «против» и онима - «имя» . Запомни! Антонимы должны отвечать на один и тот же вопрос !

Слайд 9

Больной, бледный, веселиться, румяный, грустит, слабый, крепкий, здоровый,

Слайд 10

Слайд 11

Закончи предложение Слон большой, а мышка… маленькая.

Слайд 12

Зимой погода холодная, а летом… тёплая.

Слайд 13

Работать трудно, А отдыхать… легко

Слайд 14

Ученье – свет, а не ученье … Знай больше, а говори … В учебе корень горек, зато плод ее … Не бойся врага умного, бойся друга … Лучшая вещь новая, лучший друг … Мир строит, а война … Смелый побеждает, а трус … Ласточка день начинает, а соловей … ТЬМА МЕНЬШЕ СЛАДОК ГЛУПОГО СТАРЫЙ РАЗРУШАЕТ ПОГИБАЕТ КОНЧАЕТ ПРОДОЛЖИ!

Слайд 15

Я – антоним к слову «зной», я в реке, в тени густой И в бутылках лимонада. А зовут меня … Я – антоним слову «смех» не от счастья и утех, А бываю поневоле от несчастья и от боли, От обид и неудач. Догадались, это … Не бываю без начала, близкий родственник причала. Делу всякому венец. Называюсь я … Я – антоним шума, стука, без меня вам ночью мука, Я – для отдыха, для сна. Называюсь – … ПРОХЛАДА ПЛАЧ КОНЕЦ ТИШИНА ЗАГАДКИ

Слайд 16

Раз — подняться, подтянуться Два — согнуться, разогнуться Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре — ноги шире. Пять — руками помахать Шесть — за стол тихонько сесть.

Слайд 17

Самостоятельная работа. Чистый – … Весёлый – … Большой – … Широкий – … Чёрный - … Старый - …

Слайд 18

Проверим себя Чистый – грязный Весёлый – грустный Большой – маленький Широкий – узкий Чёрный - белый Старый - молодой Оценим себя «!» - все слова написал верно «+» - сделал 1-2 ошибки «-» - ещё ошибаюсь, слова надо выучить

Слайд 19

Самый длинный в мире алфавит у абазинцев, народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы. Почему слова подчёркнуты? ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слайд 20

Подведение итогов -Что такое антонимы? -Для чего нужны антонимы?

Слайд 21

Скажу я слово ВЫСОКО , А ты ответишь - ...НИЗКО. Скажу я слово ДАЛЕКО , А ты ответишь - ...БЛИЗКО. Скажу тебе я слово ТРУС , Ответишь ты - ХРАБРЕЦ. Теперь НАЧАЛО я скажу, Ну, отвечай - КОНЕЦ.



Предварительный просмотр:

Цели: закрепить знания об антонимах, развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте антонимы, употреблять их в речи; аргументированию отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Создание позитивной мотивации.

-  Ребята, подарите друг другу улыбки. Улыбка – это радость и добро. Научитесь улыбаться добру, и ваша улыбка вернётся к вам с радостью. А в природе такую радость  дарит нам солнце. Давайте сейчас сотворим солнце в себе. Закройте глаза. Представьте  в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляйте к ней свой лучик, который несёт  любовь. Ваша звёздочка стала увеличиваться. Направляйте к звёздочке  лучики, которые несут здоровье, ласку, радость. Звёздочка стала совсем большой, как солнце, которое несёт всем свет, тепло, радость и добро.            

  Слайд 1

-  Откройте глазки. Всё ваше хорошее настроение я обозначу  солнышком, а не очень хорошее тучкой. ( Рисунок солнышка и тучки на доске) Желаю вам правильных ответов, хорошей и интересной работы на уроке.

  1. Закрепление знаний о синонимах.

- Какие по значению слова: Прощай, до свидания. Похожи они?

(Близкие по значению, синонимы).

- Вспомните что такое синонимы?

  1. Самоопределение к деятельности

Сегодня на уроке русского языка мы продолжаем работать  над блоком «Как устроен наш язык».

— Послушайте стихотворение.      Слайд 2

Грустный клоун громко плачет,

А веселый клоун скачет,

Хочет подвиг совершить —

Хочет реву рассмешить.

Олеся Емельянова

Чем интересны слова грустный, веселый? (У них противоположное значение.)

Мозговой штурм.  (Приём технологии развития критического мышления. Позволяет  получить максимальное количество идей в минимальное время. Ученики по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи и анализируют их).

- Обратите внимание на слайд 3 (корзинка идей)

- Рассмотрите картинки на слайде. Сравните их. Подберите к ним подписи из слов: ночь, весёлый, вход, день, грустный, выход.

  1. Постановка учебной задачи.

- Что интересного заметили? Что объединяет эти пары слов?  Какие они по значению? (Слова в каждой паре противоположные по значению)

- Как вы думаете, о каких словах будем говорить на уроке? (Будем говорить о словах, противоположных по значению, т.е. об антонимах.)

- Чему будете учиться на уроке? Слайд 4

Корзина идей.     (Слайд 5).  

(Используется приём технологии развития критического мышления  ТРКМ. После сбора идей кликнуть мышкой на слайде. Появляются цели урока.)   Слайд 6, 7

  • Вспомним, какие слова называются антонимами? Для чего нужны антонимы в речи?
  • Будем учиться находить антонимы, подбирать антонимы, правильно употреблять их в речи) 

-(Учитель обобщает ответы детей.)  На уроке вспомним, какие слова называются антонимами. Будем учиться  различать антонимы, узнавать их в тексте и подбирать антонимы к  предложенным словам.

  1. Освоение новых знаний.

а) Историческая справка. (Слайд 8).

б). Поиск слов противоположных по своему значению.

- Рассмотрите картинки, сравните их. Подберите к каждой картинке подходящие слова. (Слайд 9)

(БОЛЬНОЙ, ЗДОРОВЫЙ, ВЕСЕЛИТСЯ, РУМЯНЫЙ, ГРУСТИТ, СЛАБЫЙ, КРЕПКИЙ, БЛЕДНЫЙ)

- Запишем эти слова парами. Что объединяет каждую пару слов?  Каковы по значению эти слова?

- К какой картинке вы бы отнесли своё состояние?

- Что нужно делать, чтобы быть крепким и здоровым?

- На уроке мы тоже не будем забывать про наше здоровье.

- Нашим глазам также необходима гимнастика.

Тренажёр для глаз.  «Бабочка»    (Слайд 10)

(Глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным бабочкам в разных направлениях. Одновременно дети делают движения и головой, и туловищем, и шеей)

  1. Открытие нового знания.

- Давайте вспомним, какие слова называются антонимами?

- А как вы думаете,  для чего в речи нужны антонимы?  Чтобы ответить на этот вопрос попробуйте продолжить предложения. (Слайд 11, 12, 13)

  • Слон большой, а мышка……..
  • Зимой  погода холодная, а летом …….
  • Работать трудно, а отдыхать …….

- Запишите эти слова парами.

- Представьте нашу речь без антонимов, какая бы она была? Зачем же нужны антонимы? ( Они делают нашу речь богаче, красивее.)

-  Действительно, антонимы и синонимы делают нашу речь более яркой и выразительной.

  1. Динамическая пауза. Игра «Топай –хлопай!»

- Если я называю пару синонимов - вы топаете, если услышите антонимы -хлопаете.

Весёлый – радостный,  весёлый – грустный,   молодость – старость, нежный – ласковый, тихо – громко, строить – разрушать, друг – товарищ.

  1. Подбор антонимов к предложенным словам в пословицах. 

(Слайд 14)

-  Продолжим работу с пословицами. Найдите недостающие слова и восстановите пословицы.

  1. Загадки. (Слайд 15).
  2. Физминутка. (слайд 16)

 Раз — подняться, подтянуться
Два — согнуться, разогнуться
Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — ноги шире.
Пять — руками помахать
Шесть — за стол тихонько сесть.

  1. Систематизация знаний по теме.

Самостоятельная работа. (Слайд 17).

Проверка по образцу (Слайд 18)

  1. Знаете ли вы… (Слайд 19)
  2. Итог урока.  

(Слайд 20)

- Какие слова называют антонимами? Для чего нужны антонимы?

(Антонимы делают нашу  речь более выразительной, красочной).

  1. Рефлексия.  

(Слайд 21)

  1. Молодцы! (Слайд 22).

Используемая литература:

  • Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:  Ч - 2  (С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова), 3-е издание, переработанное - М: Вентана-Граф, 2009 г.-160 с.: ил.
  • Русский язык: 2 класс: комментарии к урокам / С.В.Иванов, М.И.Кузнецова.- 2-е. изд., перераб.-М: Вентана-Граф, 2011.-464 с.-(Начальная школа 21 века).
  • Коваленко В. И.   Школа физкультминуток(1 – 4 классы) – М.: ВАКО, 2007.-208 с. – (Мастерская учителя)

Цифровые ресурсы:

 http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/presentation/4250.html 

 http://www.rusedu.ru/detail_15522.html 

http://www.childtoys.ru/razvivayushhaya-igra-antonimy-v-poslovicax/ пословицы

www.proshkolu.ru/user/Dikiygus61/file/442036/ тренажёр для глаз

http://www.zpzr.ru/healthcare_education/4182.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс

Методическая разработка  урока развития речи с применением информационных технологий.  3 класс. Из портфолио учителя  ГБОУ школа №559 Выборгского района Санкт - Петербурга Лёвиной Натал...

Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс

Методическая разработка из портфолио учителя ГБОУ школа № 559 Выборгского района Санкт-Петербурга Лёвиной Наталии Николаевны...

Методическая разработка урока развития речи во 2 классе (изложение)

Урок обучающего  изложения  по коллективно составленным вопросам к тексту . УМК "Школа России"...

Разработки уроков развития речи для 2 класса

В данном материале представлены развёрнутые конспекты уроков по развитию речи. Уроки разработаны в системе, начиная с понятия об изложении, затем идёт работа с деформированными текстами, потом с опоро...

Разработки уроков развития речи для 2 класса

В данном материале представлены развёрнутые конспекты уроков по развитию речи. Уроки разработаны в системе, начиная с понятия об изложении, затем идёт работа с деформированными текстами, потом с опоро...

Методическая разработка - урок развития речи в 3 классе по теме "Готовим подарки"

Методическая разработка - урок развития речи в  3 классе коррекционной школы VII вида сочинение по теме "Готовим подарки маме"Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС, презентация Power ...