Методическая разработка урока русского языка в 4 классе "Имя существительное как часть речи" с презентацией.
план-конспект урока (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 4 «В» классе
Составила: учитель начальных классов Васильева Елена Владимировна
Тема урока: Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.
Использование ЭОР №1. Имя существительное как часть речи.
Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 4 кл. :
Цели урока:
Цель как деятельность учеников:
М/п: развитие умений самостоятельно и в группах извлекать информацию из текста, обобщать и делать выводы на основе её анализа, сжимать информацию до плана и ключевых слов.
П: развитие умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имен существительных и роли существительных в предложении и тексте.
Использование ЭОР №2. Цели урока.
Задачи урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ – обобщить, систематизировать и актуализировать имеющиеся знания об имени существительном.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ – воспитывать аккуратность при выполнении письменных заданий,
воспитывать чувство коллективизма, работать в парах, учить адекватно оценивать себя и других.
РАЗВИВАЮЩИЕ – развивать устную и объяснительную речь учащихся, расширять их лексический кругозор; учить размышлять, формулировать свои мысли, высказывать их вслух.
Приёмы: фронтальный опрос, работа в парах, в группах, самостоятельная работа, комментирование, беседа.
Тип урока: Урок повторения, углубления и обобщения изученного.
Вид урока: традиционный.
Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный.
Оборудование: учебники, ЭОР, сигнальные карточки, карта успеха для каждого ученика.
Тип ресурса: Информационные ресурсы ( ЭОР ).
Ход урока.
1.Организационное начало урока. Работа с картинным планом.
-Посмотрите на картинный план и назовите этапы нашего урока. (ответы детей).
Круги 3 цветов (красный, синий, зеленый ) помогут вам в оценивании своей работы по карте успеха. У каждого ученика на парте индивидуальная карта успеха.
КАРТА УСПЕХА.
Выполнил без ошибок | Допустил 1-2 ошибки | Допустил более 2 ошибок | |
Языковая разминка | |||
Определение имени сущ. | |||
Роль имен сущ. речи. | |||
Определение имен сущ. в тексте | |||
Повторение постоянных признаков имен сущ. | |||
Повторение непостоянных признаков имен сущ. | |||
Член предложения |
2.Языковая разминка.
-Записать под диктовку слова: сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник. Водомерка, искусство, трос, егерь, лестница, наполнение, орех, ежиха.
1.-Подчеркнуть слова, в которых есть орфограмма- гласная буква, красным карандашом, А орфограмма- согласная буква - синим карандашом.
Какое слово подчеркнули дважды?
В каком слове есть другая орфограмма?
2 -Обозначьте все орфограммы.
3-Разберите по составу слово водомерка.
4-Обведите в овал слова, в которых звуков больше, чем слов.
5-Что объединяет эти слова?
Использование ЭОР №3. Проверь себя.
3.Введение в раздел.
Прочитать название нового большого раздела на стр. 97.
Какие знаем части речи? Что знаем о членах предложения?
Что знаем о слове? Слова – главный работник в языке. С их помощью мы называем предметы, признак, действия, состояние и т.д. а разве могли бы мы без слов формулировать мысли? В предложении каждое слово выполняет синтаксическую роль.
Использование ЭОР №4. Слово – главный работник в языке.
4.Формулирование темы урока.
Слова какой части речи чаще всего употребляются?
Проверьте свои предположения - запишите первые буквы слов языковой разминки. (существителное).
Какой буквы не хватает? (ь)
Какова её роль в этом слове?
Дайте полное название этой части речи? (Имя существительное)
Просмотрите материал учебника, попробуйте сформулировать тему и цели сегодняшнего урока. (Учитель обобщает и записывает тему на доске)
Мы вспомним сегодня все, что знаем об имени существительном и будем по ходу урока составлять план повторения.
5.Актуализация изученного. Вспоминаем то, что знаем.
Повторяем то, что знаем.
Использование ЭОР №5. Имя существительное. Роль имен существительных в речи.
1.) Роль имён существительных в речи. ( работа в группах)
Упр. № 101 стр. 97, - развивается умение находить в тексте слова разных частей речи, выявлять существительные как самые частые в употреблении.
Задание для группы.
Прочитайте и сделайте вывод: какие части речи преобладают в тексте и почему?
В тексте преобладают имена сущ. (19).Слов других частей речи-34.
Вывод: почти каждое второе слово в нашей речи – существительное. Имена сущ. обозначают предметы, явления, состояния.
О какой особенности имен существительных свидетельствует это упражнение?
На доске : роль имен существительных в речи. Оцени свою работу на карте успеха.
2) Признаки имён существительных.
Упр. 102, стр.97 ( два ученика выполняют на доске)
Коллективная беседа:
Что нужно сделать, чтобы определить одушевленным или неодушевленным является существительное?
Какого рода бывают имена существительные и как его определить?
Как изменяются имена существительные? (по числам)
Продолжите фразу постоянные признаки имен существительных - это…
Непостоянные признаки – это...
Как вы понимаете выражение «постоянный признак»? (Признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда.)
Проверка с помощью мультимедиа, результаты выводятся на слайде, ученики сравнивают свои записи с образцом.
одуш . неодуш.
Охотник – м.р ,ед.ч., избушка – ж.р., ед.ч., крыша – ж.р., ед.ч.,
Емеля – м.р., ед.ч., лес – м.р., ед.ч., труба – ж.р., ед.ч.,
внучок - м.р., ед.ч., земля – ж.р., ед.ч., кирпичи – м.р, мн.ч.,
Гришутка –м.р., ед.ч., свет – м.р., ед.ч., забор – м.р., ед.ч.,
окно – ср.р., ед.ч., ворота - мн.ч. сарай – м.р, ед.ч.,
Что мы повторяли в процессе выполнения этого упражнения?
На доске: постоянные и непостоянные признаки имен существительных. Проверь себя. Оцени свою работу на карте успеха.
Использование ЭОР №6. Признаки имен существительных.
Физминутка. Если назову имя существительное в единственном числе нужно делать наклоны, если во множественном числе- приседать.
3).Синтаксическая функция имен существительных ( выполняется в парах)
Какими членами предложения являются имена сущ.?
Упр. 103 – разграничение имен существительных в роли главных и второстепенных членов предложения.
Ученики обсуждают в парах написание (вставляют пропущенные буквы), списывают предложение, в котором есть сложное слово. Затем находят имена существительные в тексте и делают вывод.
- Какими членами предложения являются имена существительные? Главными (подлежащее) и второстепенными.
- Что важного об имени существительном вы узнали из этого упражнения?
Имена существительные могут быть и главными, и второстепенными членами предложения.
На доске: член предложения.
Использование ЭОР №7. Синтаксическая роль имен существительных.
3) Разбор имён существительных как части речи (под руководством учителя).
Работа по учебнику. Упражнение №104. Прочитать образец записи имени сущ. Морфологический разбор имени сущ.,( устно). Обратить внимание на порядок разбора, сокращенную запись слов.
На доске: морфологический разбор имени существительного.
6. Итог урока. Рефлексия.
Работа с «Картой успеха» Посчитайте , как вы оцениваете свою работу на уроке?
Дети при рефлексии используют выражения:- Я считаю… -Я думаю, что..- У меня сегодня получилось.. - Я узнал, что…- Моё мнение.. -Мне удалось… - У меня получилось…Прослушивание ответов.
7. Домашнее задание: дид. мат., упр. 58, учебник, упр. 105, устно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока русского языка 3 класс "Мягкий знак в окончаниях существительных после шипящих"
В методической разработке представлен урок , на котором учащиеся знакомятся с ещё одной работой мягкого знака - обозначением имён существительных женского рода....
Методическая разработка урока русского языка "Способы образования имен существительных" 3-й класс
Система учебников "Начальная школа ХХI века"Раздел « Как устроен наш язык»Тема «Суффикс как часть слова»Формирование универсальных учебных действий:Личностные УУД Формирование положительной...
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...
Урок русского языка 3 класс Имя существительное – как часть речи.
МКОУ Тойдинская СОШ Урок русского языка3 классИмя существительное – как часть речи. Учитель начальных классов: Гусейнова Е.А. 2018 ...
Методическая разработка урока русского языка. 4 класс. Тема "Что такое склонение? Три склонения имён существительных"
Урок проводится в 4-м классе по Образовательной системе "Школа 2100" с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ). Учащиеся знакомятся с понятием склонение имён существи...
Урок русского языка 2 класс. Имя существительное как часть речи
Имя существительное как часть речи....
Методическая разработка. Технологическая карта урока русского языка. 4 класс." Имя существительное , как часть речи".
Методическая разработка. Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс. "Имя существительное, как часть речи"....