Методическая разработка урока русского языка в 4 классе "Имя существительное как часть речи" с презентацией.
план-конспект урока (4 класс) на тему

Сурова Елена Владимировна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vasilevoy_e._v.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка  в  4 «В»  классе

Составила:  учитель начальных классов Васильева Елена Владимировна

Тема урока: Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные  признаки имён существительных.

Использование ЭОР №1.  Имя существительное как часть речи.

Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 4 кл. :

Цели урока:

Цель как деятельность учеников:

М/п: развитие умений самостоятельно и в группах извлекать информацию из текста, обобщать и делать выводы на основе её анализа, сжимать информацию до плана и ключевых слов.

П: развитие умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имен существительных и роли существительных в предложении и тексте.

Использование ЭОР №2.  Цели урока.

Задачи урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ – обобщить, систематизировать и актуализировать имеющиеся знания об имени существительном.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ – воспитывать аккуратность при выполнении письменных заданий,

воспитывать чувство коллективизма, работать в парах, учить адекватно оценивать себя и других.

РАЗВИВАЮЩИЕ – развивать устную и объяснительную речь учащихся, расширять их лексический кругозор; учить размышлять, формулировать свои мысли, высказывать их вслух.

Приёмы: фронтальный опрос, работа в парах, в группах, самостоятельная работа, комментирование, беседа.

Тип урока: Урок повторения, углубления и обобщения изученного.

Вид урока: традиционный.        

Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный,                 репродуктивный, практически-индивидуальный.

Оборудование: учебники, ЭОР, сигнальные карточки, карта успеха для каждого ученика.

Тип ресурса: Информационные ресурсы ( ЭОР ).

Ход урока.

1.Организационное начало урока. Работа с картинным планом.

-Посмотрите на картинный план и назовите этапы нашего урока. (ответы детей).

Круги 3 цветов (красный, синий, зеленый ) помогут вам в оценивании своей работы по карте успеха. У  каждого ученика на парте индивидуальная карта успеха.

                                                 КАРТА  УСПЕХА.

Выполнил без ошибок

Допустил 1-2 ошибки

Допустил более 2 ошибок

Языковая разминка

Определение имени сущ.

Роль имен сущ. речи.

Определение имен сущ. в тексте

Повторение постоянных

признаков имен  сущ.

Повторение непостоянных

признаков имен  сущ.

 Член предложения

2.Языковая разминка.

-Записать под диктовку слова: сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник. Водомерка, искусство, трос, егерь, лестница, наполнение, орех, ежиха.

1.-Подчеркнуть слова, в которых есть орфограмма- гласная буква, красным карандашом, А орфограмма- согласная  буква - синим карандашом.

Какое слово подчеркнули дважды?

В каком  слове есть другая орфограмма?

2 -Обозначьте все орфограммы.

3-Разберите по составу  слово водомерка.

4-Обведите в овал слова, в которых  звуков больше, чем слов.

5-Что объединяет эти слова?

Использование ЭОР №3.  Проверь себя.

3.Введение в раздел.

Прочитать название нового большого раздела на стр. 97.

Какие знаем части речи? Что знаем о членах предложения?

Что знаем о слове?  Слова – главный работник в языке. С их помощью мы называем предметы, признак, действия, состояние и т.д. а разве могли бы мы без слов формулировать мысли? В предложении каждое слово выполняет синтаксическую роль.

Использование ЭОР №4.  Слово – главный работник в языке.

4.Формулирование темы урока.

Слова  какой части речи чаще всего употребляются?

 Проверьте свои предположения - запишите первые буквы слов языковой разминки.   (существителное). 

Какой буквы не хватает? (ь)

Какова её роль в этом слове?

Дайте полное название этой части речи?  (Имя существительное)

Просмотрите  материал учебника, попробуйте сформулировать тему и цели сегодняшнего урока. (Учитель обобщает и записывает тему на доске)

Мы вспомним сегодня все, что знаем об имени существительном и будем по ходу урока составлять план повторения.

5.Актуализация изученного.  Вспоминаем то, что знаем.

 Повторяем то, что знаем.

Использование ЭОР №5.  Имя существительное. Роль имен существительных в речи.

1.) Роль имён существительных в речи. ( работа в группах)

Упр. № 101 стр. 97, - развивается умение находить в тексте  слова разных частей речи, выявлять существительные как самые частые в употреблении.

Задание для группы.

Прочитайте и сделайте вывод:  какие части речи преобладают в тексте и почему?

В тексте преобладают имена сущ. (19).Слов других частей речи-34.

Вывод: почти каждое второе слово в нашей речи – существительное.  Имена сущ. обозначают предметы, явления, состояния.

О какой особенности имен существительных свидетельствует это упражнение?

На доске : роль имен существительных в речи. Оцени свою работу на карте успеха.

2) Признаки имён существительных.

Упр. 102, стр.97 ( два ученика выполняют  на доске)

Коллективная беседа:

Что нужно сделать, чтобы определить одушевленным или неодушевленным  является существительное?

Какого рода бывают имена существительные и как его определить?

Как изменяются имена существительные? (по числам)

Продолжите фразу постоянные признаки имен существительных  - это…

Непостоянные признаки – это...

Как вы понимаете выражение «постоянный признак»? (Признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда.)

Проверка с помощью мультимедиа, результаты выводятся на слайде, ученики сравнивают свои записи с образцом.

 одуш .                                                             неодуш.

Охотник – м.р ,ед.ч.,                               избушка – ж.р., ед.ч.,     крыша – ж.р., ед.ч.,

Емеля – м.р., ед.ч.,                                   лес –  м.р., ед.ч.,            труба – ж.р., ед.ч.,

внучок -  м.р., ед.ч.,                                 земля – ж.р., ед.ч.,         кирпичи – м.р, мн.ч.,

Гришутка –м.р., ед.ч.,                             свет – м.р., ед.ч.,           забор – м.р., ед.ч.,

                                                                   окно – ср.р., ед.ч.,  ворота -  мн.ч. сарай – м.р, ед.ч.,

Что мы повторяли в процессе выполнения этого упражнения?

На доске:  постоянные и непостоянные признаки имен существительных. Проверь себя. Оцени свою работу на карте успеха.

Использование ЭОР №6. Признаки имен существительных.

Физминутка. Если назову имя  существительное в единственном числе  нужно делать наклоны, если во множественном числе- приседать.

3).Синтаксическая функция имен существительных ( выполняется в парах)

 Какими членами предложения  являются имена сущ.?

Упр. 103 – разграничение имен существительных в роли главных и второстепенных членов предложения.

Ученики обсуждают в парах написание (вставляют пропущенные буквы), списывают предложение, в котором есть сложное слово. Затем находят имена существительные в тексте и делают вывод.

- Какими членами предложения являются имена существительные?  Главными (подлежащее) и второстепенными.

 - Что важного об имени существительном вы узнали из этого упражнения?

Имена существительные могут быть и главными, и второстепенными членами предложения.

На доске: член предложения.

Использование ЭОР №7.  Синтаксическая роль имен существительных.

3) Разбор имён существительных как части речи (под руководством учителя).

Работа по учебнику. Упражнение №104. Прочитать образец записи имени сущ. Морфологический разбор имени сущ.,( устно). Обратить внимание на порядок разбора, сокращенную запись слов.

На доске: морфологический разбор имени существительного.

6. Итог урока. Рефлексия.

Работа с «Картой успеха» Посчитайте , как  вы оцениваете свою работу на уроке?

Дети при рефлексии используют выражения:- Я считаю…  -Я думаю, что..- У меня сегодня получилось.. - Я узнал, что…- Моё мнение..  -Мне удалось… - У меня получилось…Прослушивание ответов.

7. Домашнее задание: дид. мат., упр. 58, учебник, упр. 105, устно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока русского языка 3 класс "Мягкий знак в окончаниях существительных после шипящих"

В методической разработке представлен урок , на котором учащиеся знакомятся с ещё одной работой мягкого знака - обозначением имён существительных женского рода....

Методическая разработка урока русского языка "Способы образования имен существительных" 3-й класс

Система учебников  "Начальная школа ХХI века"Раздел « Как устроен наш язык»Тема «Суффикс как часть слова»Формирование универсальных учебных действий:Личностные УУД Формирование положительной...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Урок русского языка 3 класс Имя существительное – как часть речи.

МКОУ Тойдинская СОШ    Урок русского языка3 классИмя существительное – как часть речи.  Учитель начальных классов: Гусейнова Е.А.     2018 ...

Методическая разработка урока русского языка. 4 класс. Тема "Что такое склонение? Три склонения имён существительных"

Урок проводится в 4-м классе по Образовательной системе "Школа 2100" с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ). Учащиеся знакомятся с понятием склонение имён существи...

Методическая разработка. Технологическая карта урока русского языка. 4 класс." Имя существительное , как часть речи".

Методическая разработка. Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс.  "Имя существительное, как часть речи"....