Конспект урока по русскому языку "Суффикс"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Кокорина Наталья Борисовна

Конспект урока по русскому языку "Суффикс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 2 класс Тема: Суффикс (второй урок по теме)

 

Русский язык

2 класс

Тема: Суффикс (второй урок по теме)

Цель: формирование представления о суффиксах и их словообразовательной роли и правописании.

Планируемые результаты:

предметные: умение находить суффикс в слове, используя подбор однокоренных слов с разными суффиксами и без суффиксов; правописание суффиксов, не изменяющихся на письме; а также значение суффиксов;

личностные: воспитание внимания и аккуратности при письме,  положительное отношение к учебе;

системно-деятельностные: умение образовывать новые слова с суффиксами, правильно употреблять их в речи,  умение работать в группе, анализировать текст.

Ход урока

1. Организационный момент

Начать урок я бы хотела со слов знаменитого писателя натуралиста К.Г. Паустовского «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.»

Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны столь великого языка.

А начнем с определения темы урока.

2. Актуализация опорных знаний

Чистописание

чик   еньк  оньк   ек   ик   очк    ечк

- Определите тему урока. Какие задачи мы будем решать на уроке?

- Что такое суффикс? (составление кластера)

           Значимая                   Суффикс                          Новые слова

                          Часть слова                     После корня                

- В чем сходство и различие суффикса и приставки?

3. Работа по теме урока

Словарная работа.

-Объясните, какие буквы пропущены. Образуйте при помощи суффиксов, записанных в тетрадях, однокоренные слова. Запишите.

Д...рога, д...ревня, б...лет, к...стюм, пл...ток, т...релка. (слова записаны на карточках)

Запись с комментированием «по цепочке».

-  Какое значение добавилось к словам? Что изменило значение слова?

Выделите суффикс (работа в парах)

- Как найти суффикс в словах?

 Найдите суффикс в словах. Подчеркните лишнее слово.(работа в парах)

Голосок, столик, стебелёк, сомище, стульчик, тигрёнок.

- Какое слово было лишним? Почему?

Упражнение: «Найди ошибку»

Сережа написал «Лидачка» и обозначил суффикс  -чк-, так как слово образовано от слова Лида,  «Алешинька», потому что сочетания жи-ши надо писать через и. Учитель назвал эти ответы неверными. Почему?

Запишите правильно.

Работа в группах.

Образуйте ласковые имена от своих имен. Запишите, выделите суффикс.  

-Какая часть слова помогла вам в работе?

- Нравится ли вам, когда вас называют ласково? Почему?

- Всегда ли можно обратиться к человеку, назвав его имя ласково? Почему?

Сделайте вывод, какое значение могут иметь суффиксы?

А теперь мы отправимся в город мастеров. Что это за город? Кем работают ваши родители? Кем вы хотите стать?

Работа по учебнику.

1 вариант — упр. 293, 2 вариант — упр.294

- С какими суффиксами познакомились? Какое значение они имеют?

Сравните свои выводы с выводами учебника (с. 108-109)

4. Самостоятельная работа (карточки)

Спишите текст, вставив пропущенные слова. Найдите группы родственных слов. Выделите корень и суффикс в родственных словах.

Лесные шаги

В дремучем ельнике удивительная ____________ . Вдруг я услышал тяжёлые шаги. Потом послышались шажки. Вот _____________ лёгкие и тяжёлые зашагали ___________ . Кто это? Да это медведица с ____________ .

Слова: тишина, медвежонком, шаги, рядом.

5. Итог урока

- Для чего вам необходимо изучать суффиксы?

- Определите уровень своих знаний на шкале. Можете ли сказать, что вы теперь о суффиксах знаете все?

Суффиксов в русском языке очень много. Они таят в себе еще много загадок, которые вам предстоит разгадывать из года в год.

6. Домашнее задание: упр.295, выделить суффиксы

Литература

  1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. - М.: ВЛАДОС, 2001. -  224 с. -  (Библиотека учителя начальной школы)
  2. Павленко В.К. Русский язык: учебник для 2 класса 11-летней общеобразовательной школы./ В.К. Павленко, Г.В. Клыпа.   — Алматы: Алматыкітап, 2013. - 216 с., ил.
  3. Павленко В.К. Русский язык: методическое пособие для учителей 2 класса 11-летней общеобразовательной школы./ В.К. Павленко, Г.В. Клыпа.   — Алматы: Алматыкітап , 2014. - 184 с.
  4. Учебные программы «Грамота», «Русский язык», «Литературное чтение», «Казахский язык», «Иностранный язык» для 1–4 классов общеобразовательной школы. – Астана, 2013. – 92 стр.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...