Конспект урока по русскому языку "Написание слов типа орел и Орел"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Дата ______________________
Подпись учителя: ____________________
Предмет: русский язык
Тема урока: Написание слов типа орел и Орел.
Цель урока: Развитие умений писать большую букву в кличках животных, различать и объяснять написания сходных в звучании слов типа Шарик и шарик, Орёл и орёл.
Задачи урока:
- Научить различать писать большую букву в кличках животных и объяснять написания сходных в звучании слов.
- Развивать память, внимание, речь.
- Прививать интерес к предмету.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Ученик узнает, что пишется большая буква в кличках животных.
- Ученик получит возможность закрепить свои знания по пройденным темам.
Личностные: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре.
- Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации.
- Оборудование: учебник школа 2100 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, презентация.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||
1 организация начала урока | Слайд 1. Приветствие. Проверка готовности к уроку Прозвенел звонок веселый. | - Приветствие | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные УУД 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
2 Актуализация знаний | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 1. Мини-опрос. – Какие вы знаете имена собственные? – Как они пишутся? – Какое лишнее слово вы нашли в тестовом задании № 6, тема 12 в Рабочей тетради? Почему оно оказалось лишним? Слайд 2. Словарная работа. – Вставьте подходящие слова. Для этого вспомните эти поговорки. Запишите. Стреляный _____________, считать ___________, ____________ на хвосте принесла, как ____________ на сене. – Что означают эти выражения? – С какой буквы написали эти слова? – Что они называют? 3. Написание большой буквы в кличках животных. – Представьте, что все эти животные ручные. Человек даёт им клички. Какую вы бы дали воробью? А вороне? Сороке? Собаке? – Что такое кличка для животного? Зачем она нужна? – Как же нужно их писать? Запишите придуманные клички животных. – А теперь сравните их с названиями животных. Что вы заметили? -Сделайте вывод. – Как выбрать кличку животному? Слайд 3. Жили-были Дед да баба С маленькою внучкой. Кошку рыжую свою Называли Жучкой. А Хохлаткою они Звали жеребёнка. А ещё была у них Курица Бурёнка. А ещё у них была Собачка Мурка, А ещё – два козла – Сивка да Бурка! (Ю.Черных) – Правильно ли даны клички животным? Запишите, кого как надо назвать. – Любую ли корову можно назвать Бурёнкой? Подберите однокоренные слова и тогда ответите правильно. -Значит, какой мы можем сделать вывод – Есть ли у животных имена, фамилии, отчества? – А как же кот Матроскин? Это же, как он утверждает, фамилия? Физминутка Раз, два, три, четыре, пять, топаем ногами. Руки вытянуть по шире, Наклониться- три, четыре. И на месте поскакать- раз, два, три, четыре, пять. | Дату. С большой буквы Отвечают на вопросы учителя Воробей, ворон, сорока, собака. С маленькой Животных. Это как «имя» для человека, по нему отличают животное, зовут его, разговаривают с ним. Названия животных пишутся с маленькой буквы. Клички животных – это тоже имена собственные. Они пишутся с большой буквы. Названия животных пишутся со строчной буквы. Кошка Мурка, курица Хохлатка, собака Жучка... Бурёнка, бурая, т.е. серовато-рыжая окраска. Кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям. Нет. Это у людей, а у животных – клички. Это сказка, а в сказках животные могут иметь имена, отчества и фамилии. | |
3 Формулирование проблемы, планирование деятельности | – Запишите предложение. Слайд 4. У меня есть шарик. – Все ли одинаково написали с маленькой буквы или кто-то с большой написал? – А о чём вы подумали? Если в классе только один вариант ответа – все подумали о воздушном или каком-то другом шарике, то учитель может подсказать: о ком ещё можно сказать Шарик? – Перестройте предложение так, чтобы стало понятно, о каком шарике идёт речь. У меня есть воздушный шарик. У меня есть собака Шарик. – Как же можно написать одинаковые по звучанию слова? Слайд 5. Составим план урока. План (примерный). 1.Почему слова звучат одинаково, а пишутся по-разному? 2.Составление предложений с этими словами. | Возможные ответы: да или нет. О воздушном шарике/о собаке по кличке Шарик О собаке. С большой и маленькой буквы. Составляют план | |
4 Открытие новых знаний | Слайд 6. А теперь поработаем в парах. Упр. 158 . Задание 1. – Посмотрите на столбике слов и скажите, почему одинаковые по звучанию слова написаны по-разному? Предложите свои версии. Задание 2. – Составьте в парах по два предложения так, чтобы было понятно, в каком значении употреблено любое из данных слов. А из других пар назовут нужную букву в каждом случае. -Скажите, как правильно написать Орёл и орёл, Стрелка или стрелка? Орёл – это название (имя) города, а орёл – название птицы. Одно слово обозначает два разных предмета (понятия), одно из названий (название города) – имя собственное, оно пишется с большой буквы. – Город Орёл так назвали, наверное, потому, что там было много орлов. Составим предложения. – Сравните свои выводы с авторским в конце упр. 158. Слайд8. Узнай сказочных героев и правильно запиши их имена. | Если слова называют имя (Лилия, Роза, Мишка и др.), кличку животного (Шарик, Рыжик, Уголёк, Пушок), город (Орёл, Клин), планету (Земля), то это имена собственные, они пишутся с большой буквы. – А если слова называют животное, предмет, цветок, гриб, то они пишутся с маленькой (строчной) буквы. Дети делают предположения от групп. Отвечают на вопросы учителя. Город, где я родился, называется Орёл. Своё гнездо орёл свил высоко в горах. Собака Стрелка побывала в космосе. Синяя стрелка компаса показывает на север. Доктор Айболит, Карлсон, Буратино, Золушка,Незнайка, Дюймовочка, Красная Шапочка, Кощей Бессмертный, Мальвина, Карабас Барабас. | |
5 Применение новых знаний | Работа в тетради. -Откройте рабочие тетради № 5, тема 12. -Взаимопроверка. – Как вы думаете, почему у собаки появилась такая кличка? – А подошла бы для чёрной собаки такая кличка? – Составьте предложения так, чтобы было ясно, какую букву (большую или малую) писать в слове белка. -Откройте дидактический материал Упр. 135. - Кто прочитает задание? –В каких значениях употребляются выделенные слова? – Объясните написание первой буквы в них. | Выполняют задание. Собака была светлой окраски, белка – образовано от белый. Кличку лучше давать по внешним признакам.) Составляют предложения. Читают задание В значении имени и украшения. | |
6 Итог урока | – Что нового узнали? – Что поможет правильно написать одинаково звучащие слова? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? Оценки | Предложение, из которого будет понятно значение слова. | |
7Домашнее задание | Слайд 9. Упр. 129 «Дидактический материал». | Записывают в дневник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку "Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи" (2 класс)
План-конспект по системе "Школа-2100". К нему прилагется презентация и раздаточный материал....
Конспект урока по русскому языку "Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне". 2 класс(1-4)
Конспект урока содержит фотографии кадров презентации....
Конспект урока по русскому языку. Тема: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»
Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения; развивать внимание,...
Конспект урока по русскому языку "Слова исконные и заимствованные"
Тема: Слова исконные и заимствованныеЦели: формирование понятия «заимствованные и исконные слова»Оборудование:учебник «Русский язык» для 2 класса, ч. 2, авт. С. В. Иванов,А. О. Евдокимова и др.;презен...
Конспект урока по русскому языку "Слова-признаки. Различие предметов по величине, форме, цвету" с мультимедийной презенатцией
Конспект урока по русскому языку для 3 классапо программе VIII вида. К конспекту прилагается презентация....
Конспект урока по русскому языку " Слова- антонимы"
В этом уроке представлена работа в группах, парах, работа со славорем....
Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний".
Данный урок помогает детям самим понять, что в русском языке есть слова - предметы, которые не имеют окончаний. Прводя анализ слов, учащиеся сталкиваются с данной проблемой, решение которой находят во...