Конспект урока по русскому языку "Написание слов типа орел и Орел"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тетеревлёва Ксения Владимировна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russky_5_02.docx45.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

Дата ______________________                                                                                

Подпись учителя: ____________________

Предмет: русский язык

Тема урока: Написание слов типа орел и Орел.

Цель урока: Развитие умений писать большую букву в кличках животных, различать и объяснять написания сходных в звучании слов типа Шарик и шарик, Орёл и орёл.

Задачи урока:

  1. Научить различать писать большую букву в кличках животных и объяснять написания сходных в звучании слов.
  2. Развивать память, внимание, речь.
  3. Прививать интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Ученик узнает, что пишется большая буква в кличках животных.
  • Ученик получит возможность закрепить свои знания по пройденным темам.

Личностные: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  • Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре.
  • Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации.
  • Оборудование: учебник школа 2100 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, презентация.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1 организация начала урока

Слайд 1. Приветствие. Проверка готовности к уроку

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

- Приветствие

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные УУД

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2 Актуализация знаний

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать?

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

1. Мини-опрос.

– Какие вы знаете имена собственные?

– Как они пишутся?

– Какое лишнее слово вы нашли в тестовом задании № 6, тема 12 в Рабочей тетради? Почему оно оказалось лишним?

Слайд 2. Словарная работа.

– Вставьте подходящие слова. Для этого вспомните эти поговорки. Запишите.

Стреляный _____________, считать ___________, ____________ на хвосте принесла, как ____________ на сене.

– Что означают эти выражения?

– С какой буквы написали эти слова?

– Что они называют?

3. Написание большой буквы в кличках животных.

– Представьте, что все эти животные ручные. Человек даёт им клички. Какую вы бы дали воробью? А вороне? Сороке? Собаке?

– Что такое кличка для животного? Зачем она нужна?

– Как же нужно их писать? Запишите придуманные клички животных.

– А теперь сравните их с названиями животных. Что вы заметили?

-Сделайте вывод.  

– Как выбрать кличку животному? Слайд 3.

Жили-были

Дед да баба

С маленькою внучкой.

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А Хохлаткою они

Звали жеребёнка.

А ещё была у них

Курица Бурёнка.

А ещё у них была

Собачка Мурка,

А ещё – два козла –

Сивка да Бурка!

(Ю.Черных)

– Правильно ли даны клички животным? Запишите, кого как надо назвать.

– Любую ли корову можно назвать Бурёнкой? Подберите однокоренные слова и тогда ответите правильно.

-Значит, какой мы можем сделать вывод

– Есть ли у животных имена, фамилии, отчества?

– А как же кот Матроскин? Это же, как он утверждает, фамилия?

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять, топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять, хлопаем руками.

Руки вытянуть по шире,

Наклониться- три, четыре.

И на месте поскакать- раз, два, три, четыре, пять.

Дату.

С большой буквы

Отвечают на вопросы учителя

Воробей, ворон, сорока, собака.

С маленькой

Животных.

Это как «имя» для человека, по нему отличают животное, зовут его, разговаривают с ним.

Названия животных пишутся с маленькой буквы.

Клички животных – это тоже имена собственные. Они пишутся с большой буквы. Названия животных пишутся со строчной буквы.

Кошка Мурка, курица Хохлатка, собака Жучка...

Бурёнка, бурая, т.е. серовато-рыжая окраска.

Кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям.

Нет. Это у людей, а у животных – клички.

Это сказка, а в сказках животные могут иметь имена, отчества и фамилии.

3 Формулирование проблемы, планирование деятельности

– Запишите предложение. Слайд 4.

У меня есть шарик.

– Все ли одинаково написали с маленькой буквы или кто-то с большой написал?

– А о чём вы подумали?

Если в классе только один вариант ответа – все подумали о воздушном или каком-то другом шарике, то учитель может подсказать: о ком ещё можно сказать Шарик?

– Перестройте предложение так, чтобы стало понятно, о каком шарике идёт речь.

У меня есть воздушный шарик.

У меня есть собака Шарик.

– Как же можно написать одинаковые по звучанию слова?

Слайд 5. Составим план урока. План (примерный).

1.Почему слова звучат одинаково, а пишутся по-разному?

2.Составление предложений с этими словами.

Возможные ответы: да или нет.

О воздушном шарике/о собаке по кличке Шарик

О собаке.

С большой и маленькой буквы.

Составляют план

4 Открытие новых знаний

Слайд 6. А теперь поработаем в парах. Упр. 158 .

Задание 1.

– Посмотрите на столбике слов и скажите, почему одинаковые по звучанию слова написаны по-разному? Предложите свои версии.

Задание 2.

– Составьте в парах по два предложения так, чтобы было понятно, в каком значении употреблено любое из данных слов.

А из других пар назовут нужную букву в каждом случае.

-Скажите, как правильно написать Орёл и орёл, Стрелка или стрелка?

Орёл – это название (имя) города, а орёл – название птицы. Одно слово обозначает два разных предмета (понятия), одно из названий (название города) – имя собственное, оно пишется с большой буквы.

– Город Орёл так назвали, наверное, потому, что там было много орлов. Составим предложения.

– Сравните свои выводы с авторским в конце упр. 158.

Слайд8. Узнай сказочных героев и правильно запиши их имена.

Если слова называют имя (Лилия, Роза, Мишка и др.), кличку животного (Шарик, Рыжик, Уголёк, Пушок), город (Орёл, Клин), планету (Земля), то это имена собственные, они пишутся с большой буквы.

– А если слова называют животное, предмет, цветок, гриб, то они пишутся с маленькой (строчной) буквы.

Дети делают предположения от групп.

Отвечают на вопросы учителя.

Город, где я родился, называется Орёл. Своё гнездо орёл свил высоко в горах. Собака Стрелка побывала в космосе. Синяя стрелка компаса показывает на север.

Доктор Айболит, Карлсон, Буратино, Золушка,Незнайка, Дюймовочка, Красная Шапочка, Кощей Бессмертный, Мальвина, Карабас Барабас.

5 Применение новых знаний

Работа в тетради.

-Откройте рабочие тетради № 5, тема 12.

-Взаимопроверка.

– Как вы думаете, почему у собаки появилась такая кличка?

– А подошла бы для чёрной собаки такая кличка?

– Составьте предложения так, чтобы было ясно, какую букву (большую или малую) писать в слове белка.

-Откройте дидактический материал Упр. 135.

- Кто прочитает задание?

–В каких значениях употребляются выделенные слова?

– Объясните написание первой буквы в них.

Выполняют задание.

Собака была светлой окраски, белка – образовано от белый.

Кличку лучше давать по внешним признакам.)

Составляют предложения.

Читают задание

В значении имени и украшения.

6 Итог урока

– Что нового узнали?

– Что поможет правильно написать одинаково звучащие слова?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Оценки

Предложение, из которого будет понятно значение слова.        

7Домашнее задание

Слайд 9. Упр. 129 «Дидактический материал».

Записывают в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку "Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи" (2 класс)

План-конспект по системе "Школа-2100". К нему прилагется презентация и раздаточный материал....

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»

Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения;  развивать внимание,...

Конспект урока по русскому языку "Слова исконные и заимствованные"

Тема: Слова исконные и заимствованныеЦели: формирование понятия «заимствованные и исконные слова»Оборудование:учебник «Русский язык» для 2 класса, ч. 2, авт. С. В. Иванов,А. О. Евдокимова и др.;презен...

Конспект урока по русскому языку "Слова-признаки. Различие предметов по величине, форме, цвету" с мультимедийной презенатцией

Конспект урока по русскому языку для 3 классапо программе VIII вида. К конспекту прилагается презентация....

Конспект урока по русскому языку " Слова- антонимы"

В этом уроке представлена работа в группах, парах, работа со славорем....

Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний".

Данный урок помогает детям самим понять, что в русском языке есть слова - предметы, которые не имеют окончаний. Прводя анализ слов, учащиеся сталкиваются с данной проблемой, решение которой находят во...