Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Предлог".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока по русскому языку по теме "Предлог" для 2 класса УМК "Школа России" в сопровождении презентации и приложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_predlog_2_klass.docx | 44.03 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_predlog_2_klass.pptx | 1.67 МБ |
prilozhenie.docx | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Общее понятие о предлоге»
Тип урока: урок открытия нового знания
Технология построения урока: проблемно-диалогическая.
Цель: обеспечить условия для формирования представлений о предлоге, как части речи и его роли в предложении.
Задачи:
1. Формирование предметных умений:
- познакомить учащихся с понятием «предлог», его ролью в речи;
- формировать навыки раздельного написания предлогов со словами;
-развивать память, мышление, орфографическую зоркость;
-развивать умения составлять предложения из слов;
- правильно списывать слова и предложения;
- проверять написанное, сравнивая с образцом.
2.Формирование метапредметных умений:
личностные умения:
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);
регулятивные умения:
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятель- ности на уроке;
познавательные умения:
- ориентироваться в учебнике, в тетради;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
- находить ответы на вопросы в , используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
коммуникативные умения:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре.
Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать предлог как часть речи; употреблять предлог только с именами существительными или местоимениями; устанавливать связь слов в предложении с помощью предлога; применять правила правописания.
Оборудование: ПК, проектор, 4 домика, карточки с названием частей речи, со словами, карточки – подсказки для детей с ОВЗ, дифференцированные карточки с заданиями, лесенка успеха и человечек для каждого ученика, презентация.
Ход урока:
- Организационный момент.
Создание положительного настроя учащихся на урок.
Встали все из-за парт. Сегодня на уроке русского языка у нас гости. Прошу вас, не волнуйтесь. Попробуем оглянуться назад так, чтобы зафиксировать самую дальнюю точку, до которой можете дотянуться взглядом. Запомнили. Молодцы! А сейчас попробуем еще раз повернуться, посмотрим, получится ли у Вас повернуть свой взгляд ещё дальше. Поднимите руку у кого получилось? Так вот человек всегда может расширять свои возможности. У вас была одна точка, а сейчас вы добились большего. Я желаю вам ребята, чтобы вы сегодня добились гораздо большего. Расширили свои возможности, свои знания по теме. Присаживайтесь, пожалуйста.
II. Актуализация знаний учащихся.
- Минутка чистописания букв Х,х.
- Запишем число в тетрадь.
- Прочитайте скороговорку. (Дети читают скороговорку, изменяя темп чтения)
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
- Как вы думаете, какую букву сегодня мы будем писать? Почему?
- Напишите красиво строчку сочетания букв Х,х.
- Словарная работа.
- Отгадайте загадку:
Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
На ветках плотные комочки-
В них дремлют клейкие листочки.
Кто знает, когда это бывает? (В апреле)
- Послушаем полезную информацию об этом месяце.
(Сообщение готовит ученик)
-Апрель- середина весны. Бурно тает снег. Бегут ручьи. На реках, озёрах лёд покрывается трещинами, ходить по нему становится опасно. В конце апреля реки вскрываются. Ночи ещё холодные; лужи покрываются корочкой льда, но всё же весна берёт своё. Набухают почки, появляются первая травка и первые цветы- подснежники; зацветает ива. Вылезает из берлоги медведь. Прилетают скворцы, жаворонки, улетают снегири и свиристели.
- Какие пословицы и поговорки о весне, апреле вы знаете?
- Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.
- Весна красна не одними цветочками, а и зелёными листочками.
- Увидел грача, весну встречай.
- Апрель с водой, а май с травой.
- Русские художники- пейзажисты часто изображали весенние мотивы, им нравилось писать на холстах первые лучики солнышка и талые мартовские воды, первую молодую апрельскую траву и голубое небо.
-Вы, наверное, догадались с каким новым словарным словом мы сегодня познакомимся?
апре́ль
- На какой слог падает ударение? Какую гласную мы должны запомнить? Запишите это слово в словарик. Запомните его написание.
- Орфографическая минутка.
-Дети, нас пригласили в гости в удивительную страну. Куда? Догадайтесь сами. Это раздел науки о языке, изучающий части речи. (Морфология)
- В этой стране живут части речи. Какие вы знаете части речи?
(На доске 4 домика. Названия частей речи над домиками на доске.)
- В этих домиках живут слова.
(На доске слова: тр…ва, б…жал, сла…кий, кро…, ш…рокая, в...ёт.)
- Поселим слова в домики и запишем их в тетрадь.
(Для ученика с ОВЗ даю карточку №1- подсказку с этими словами без пропущенных орфограмм)
1 ряд – записывает имена существительные
2 ряд – записывает имена прилагательные
3 ряд – записывает глаголы
- Прочитайте первую группу слов. Докажите, что это имена существительные.
- Прочитайте вторую группу слов. Докажите, что это имена прилагательные.
- Прочитайте третью группу слов. Докажите, что это глаголы.
- Объясните написание орфограмм.
(Каждый раз, прежде чем ученик зачитывает свою группу слов, он карточки с этими словами ставит под соответствующий домик)
- Ребята, посмотрите, один домик остался не заселен.
-О чём это говорит? (Мы не все части речи изучили.)
- О чем будем говорить на уроке? (Будем говорить о новой части речи).
III. Работа над новым материалом.
- Формулирование темы урока. Постановка цели и задач урока.
-Жили части речи очень дружно. Они любили играть в «Слова». Сейчас и мы поиграем.
- У кого на столе розовые полоски, выходите к доске. Назовите свои слова. Постройте из них предложение. (Лиса спряталась нору).
- Можно ли назвать эту группу слов предложением? Понятно ли о чем говорится? Что нужно сделать? (Нужно добавить слово в).
(На доске расположены карточки со словами: в, по, на, за, под …)
- Прочитаем предложение. Какое слово добавили? Получилась связь в предложении? А почему она получилась?
- Можем мы поселить это слово в домик к существительным, прилагательным, глаголам?
- Значит, это новая часть речи, поселим это слово в новый домик), запишем с красной строки в тетрадь через запятую.
- Отлично. У кого зелёные полоски на партах, выходите к доске. Прочитайте свои слова. Составьте предложение. (Собака бегает двору).
-Можно ли назвать эту группу слов предложением?
- Какое слово нужно добавить в предложение? (Нужно добавить слово по.)
-Прочитаем хором предложение. Есть ли связь в предложении?
- В какой домик поселим это слово? Запишите его в тетрадь.
- Кто знает, как называется новая часть речи? О чем будем говорить на уроке?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
-Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами? Да, но мы не говорили о них подробно.
- Значит, какова цель нашего урока? (Выяснить, что такое предлог и определить его место в речи.)
- Для осуществления цели, какие задачи будем решать?
- Научиться находить предлоги в потоке речи;
- узнать о роли предлогов в предложении;
- учиться грамотно писать предлоги с другими частями речи.
- Правильно, сегодня мы поговорим о том, что такое предлог; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. И будем делать, своего рода, открытия.
2. Работа по теме урока.
1). Посмотрите наэкран. Эта собака Бим охраняет домики, в которых живут части речи.
- Определите расположениесобаки по отношению к будке?
- Описывая местонахождение животного, вы употребили слова: за, на, около, перед, в … Это предлоги.
- А если мы употребляем их в речи, значит, предлог- это часть речи.
- Вот мы и сделали первое открытие.
Посмотрите, вот предлоги.
Так малы, но так важны!
Вы, ребята, постепенно
Все запомнить их должны!
- Как вы думаете, это все предлоги, которые есть в русском языке?
- Конечно, это не все предлоги. Их в русском языке огромное количество. По частоте употребления они на 4 месте среди других частей речи.
2).Коллективная работа с текстом.
– Внимание на экран. Перед вашими глазами четверостишие Б.Заходера.
- Прочитайте предложения про себя. Всё ли вам понятно? (Нет.) Почему?
- Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?
- Чего не хватает в тексте?
- Давайте вставим предлоги.
Дети работают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.
(Дети с ОВЗ используют карточку-подсказку №2, на которой указаны предлоги. Ученики выбирают нужный предлог.)
У, с, на, под |
- Подчеркните предлоги.
- Установилась ли теперьсвязь слов в предложениях?
- Какую роль предлоги выполняют в русском языке?
- Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи.
- Мы сделали второе открытие.
3). -Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?
Предлог – это служебная часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.
-Мы сделали третье открытие.
4). Работа с учебником (с.108, упр.184)
- Выпишите из предложений предлоги вместе с той частью речи, к которой они относятся.
(У доски работает ученик.)
- Кроме предлогов, какие части речи использованы в предложениях?
- Скакой частью речи употребляются предлоги?(С именем существительным.)
- Перед глаголами встретились предлоги? (Нет.)
- Обратите внимание на написание предлогов с частями речи. Что вы можете сказать?
(Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.)
- Мы сделали четвертое открытие.
IV. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
- Попробуйте объединить все открытия, совершенные сегодня на уроке, и сформулировать правило, что же такое ПРЕДЛОГ (Работа в парах)
-Давайте теперь повторим всё, что мы узнали про предлог (чтение алгоритма)
1) Предлог - служебная часть речи, к ним нельзя поставить вопрос.
2) Предлоги служат для связи слов в предложении.
3) Перед глаголами предлоги не употребляются. Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.
(Дети с ОВЗ получают карточку- подсказку №3):
1) Предлог – это служебная _____________________________. 2) Предлоги служат для связи ___________ в предложении. 3) Предлоги не употребляются перед_____________________. 4) Предлоги с другими частями речи пишутся ______________________. |
-Давайте прочитаем правило на с.109, 110.
Чтение правила.
V. Закрепление.
- Упражнение в определении частей речи.
- Какая замечательная погода в стране Морфологии! Как ярко светит апрельское солнышко! Определите, к какой части речи относятся следующие слова.
Мяч, синий, лил, про, шёл, за, дом, до, ёж, мыть, тёплый, перед.
- Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.
-Я предлагаю задания на выбор.
Работа на листках зелёного цвета:
1 группа. (Слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).
- Первое задание – самое простое - списать скороговорку, подчеркнуть предлоги.
У Семёна с Саней в сетях сом с усами.
Работа на листках жёлтого цвета:
2 группа. (Учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).
- Второе задание - посложнее
Вставь предлоги в предложения, используя опорные слова.
… лесную тропку … кустов выскочил рябчик. Мяч забросили … сетку ворот.
Опорные слова: за, на, из, в, под, у.
Работа на листках красного цвета:
3 группа. (Учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).
- Третье задание - самое сложное, но интересное.
Объединить пары слов с помощью предлогов и записать в тетрадь.
Выходить ... (дом); идти ... (лес); заботиться … (щенок); сидеть… (печка).
- Кто выбрал 1-ое задание? Проверка.
- Кто выбрал 2-ое задание? Проверка.
- Кто выбрал 3-е задание? Проверка.
VI. Итог урока.
- Обобщение знаний о предлоге.
- С какой частью речи познакомились сегодня в стране Морфологии? Понравилось вам в гостях у предлога?
- Что новое узнали о нём? Что такое предлог?
- Для чего он служат?
- Перед какими словами пишутся предлоги?
- Перед какими словами не пишутся?
- Рефлексия.
- Вспомните, какие задачи ставили на уроке и что мы делали, чтобы их достичь?
- Познакомились с …
- Учились…
- Удалось ли нам решить поставленные задачи?
- Самооценка работы на уроке.
- Какая работа вам понравилось на уроке?
- Что у вас хорошо получилось?
- Над чем надо поработать?
На столах у вас лесенка успеха и человечек.
- Оцените свои успехи на уроке по лесенке «Знаний»:
Человечек- это вы. На какую ступеньку вы встанете?
- Зелёная ступенька- всё понял, доволен собой, хорошее настроение;
- Желтая ступенька- только часть задания выполнена верно;
- Красная ступенька- не получилось так как хотелось.
- Спасибо за урок!
- Домашнее задание.
Упр. 186, с.109. Выучить правило.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Минутка чистописания Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
апрель
Галерея русских художников
Словарная работа апрель
Словарная работа а пре ́ ль
Страна Морфология
Тема урока: Предлог Цель урока: Выяснить, что такое предлог и определить его место в речи Задачи: 1. Научиться… 2. Узнать… 3.Учиться…
1 открытие Предлог- это часть речи.
… полянке , … тропинки , Пробиваются травинки . … бугорка ручей бежит , А … ёлкой снег лежит . На у под С
2 открытие Предлоги служат для связи слов в предложении. Предлог- это служебная часть речи.
3 открытие К предлогам нельзя поставить вопрос.
Работа по учебнику Стр. 108, упр.184.
4 открытие Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.
Физкультминутка
Повторим основное: Предлог – это часть речи . 2.Предлоги нужны для связи слов в предложении . 3.Предлог не изменяется, к нему нельзя поставить вопрос. 4.Предлоги со словами пишутся раздельно.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ ЁЖ ДОМ МЯЧ ЛИЛ ШЁЛ ТЁПЛЫЙ МЯЧ СИНИЙ ЛИЛ ПРО ШЁЛ ЗА ДОМ ДО ЁЖ МЫТЬ МЫТЬ ПЕРЕД ПРЕДЛОГ ЗА ПРО ДО ПЕРЕД ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ СИНИЙ ТЁПЛЫЙ
Самостоятельная работа
КАРТОЧКА №1 Списать скороговорку в тетрадь, подчеркнуть предлоги: У Семёна с Саней в сетях сом с усами.
Карточка №2 Объединить пары слов с помощью предлогов и записать в тетрадь: Выходить … (дом); идти … (лес); заботиться … (щенок).
Карточка №3 Исправить ошибки в предложениях. Правильно запиши их в тетрадь. Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот.
Итог урока: 1. Научились … 2. Узнали, что … 3.Учились …
Домашнее задание Стр.109, упр. 186. Знать правило на стр.109-110.
Оцени свою работу Всё получилось! Только часть задания выполнена верно Не получилось так как хотелось
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Апрель- середина весны. Бурно тает снег. Бегут ручьи. На реках, озёрах лёд покрывается трещинами, ходить по нему становится опасно. В конце апреля реки вскрываются. Ночи ещё холодные; лужи покрываются корочкой льда, но всё же весна берёт своё. Набухают почки, появляются первая травка и первые цветы- подснежники; зацветает ива. Вылезает из берлоги медведь. Прилетают скворцы, жаворонки, улетают снегири и свиристели.
---------------------------------------------------------------------------------------
Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.
-------------------------------------------------------------------------------------
Весна красна не одними цветочками, а и зелёными листочками.
-------------------------------------------------------------------------------------
Увидел грача, весну встречай.
-------------------------------------------------------------------------------------
Апрель с водой, а май с травой.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Подсказка №1
Трава, бежал, сладкий, крот, широкая, вьёт.
----------------------------------------------------------------------------
Подсказка №1
Трава, бежал, сладкий, крот, широкая, вьёт.
----------------------------------------------------------------------------
Подсказка №2
Используй предлоги: У, С, НА, ПОД
----------------------------------------------------------------------------
Подсказка №2
Используй предлоги: У, С, НА, ПОД
----------------------------------------------------------------------------
Подсказка №3
- Предлог- это служебная ………… ………….. .
- Предлоги служат для связи ……….. …. ……………… .
- Предлоги не употребляются перед ………………… .
- Предлоги с другими частями речи пишутся ……………… .
----------------------------------------------------------------------------
Подсказка №3
- Предлог- это служебная ………… ………….. .
- Предлоги служат для связи ……….. …. ……………… .
- Предлоги не употребляются перед ………………… .
- Предлоги с другими частями речи пишутся ……………… .
----------------------------------------------------------------------------
Продуктивный уровень
Списать скороговорку в тетрадь и подчеркнуть предлоги. У Семёна с Саней в сетях сом с усами. | Списать скороговорку в тетрадь и подчеркнуть предлоги. У Семёна с Саней в сетях сом с усами. |
Списать скороговорку в тетрадь и подчеркнуть предлоги. У Семёна с Саней в сетях сом с усами. | Списать скороговорку в тетрадь и подчеркнуть предлоги. У Семёна с Саней в сетях сом с усами. |
Списать скороговорку в тетрадь и подчеркнуть предлоги. У Семёна с Саней в сетях сом с усами. | Списать скороговорку в тетрадь и подчеркнуть предлоги. У Семёна с Саней в сетях сом с усами. |
Списать скороговорку в тетрадь и подчеркнуть предлоги. У Семёна с Саней в сетях сом с усами. | Списать скороговорку в тетрадь и подчеркнуть предлоги. У Семёна с Саней в сетях сом с усами. |
Списать скороговорку в тетрадь и подчеркнуть предлоги. У Семёна с Саней в сетях сом с усами. | Списать скороговорку в тетрадь и подчеркнуть предлоги. У Семёна с Саней в сетях сом с усами. |
Репродуктивно- продуктивный уровень
Вставь предлоги в предложения, исполь-зуя опорные слова. … лесную тропку … кустов вы-скочил рябчик. Мяч забросили … сетку ворот. Опорные слова: за, на, из, в, под, у. | Вставь предлоги в предложения, исполь-зуя опорные слова. … лесную тропку … кустов вы-скочил рябчик. Мяч забросили … сетку ворот. Опорные слова: за, на, из, в, под, у. |
Вставь предлоги в предложения, исполь-зуя опорные слова. … лесную тропку … кустов вы-скочил рябчик. Мяч забросили … сетку ворот. Опорные слова: за, на, из, в, под, у. | Вставь предлоги в предложения, исполь-зуя опорные слова. … лесную тропку … кустов вы-скочил рябчик. Мяч забросили … сетку ворот. Опорные слова: за, на, из, в, под, у. |
Вставь предлоги в предложения, исполь-зуя опорные слова. … лесную тропку … кустов вы-скочил рябчик. Мяч забросили … сетку ворот. Опорные слова: за, на, из, в, под, у. | Вставь предлоги в предложения, исполь-зуя опорные слова. … лесную тропку … кустов вы-скочил рябчик. Мяч забросили … сетку ворот. Опорные слова: за, на, из, в, под, у. |
Вставь предлоги в предложения, исполь-зуя опорные слова. … лесную тропку … кустов вы-скочил рябчик. Мяч забросили … сетку ворот. Опорные слова: за, на, из, в, под, у. | Вставь предлоги в предложения, исполь-зуя опорные слова. … лесную тропку … кустов вы-скочил рябчик. Мяч забросили … сетку ворот. Опорные слова: за, на, из, в, под, у. |
Вставь предлоги в предложения, исполь-зуя опорные слова. … лесную тропку … кустов вы-скочил рябчик. Мяч забросили … сетку ворот. Опорные слова: за, на, из, в, под, у. | Вставь предлоги в предложения, исполь-зуя опорные слова. … лесную тропку … кустов вы-скочил рябчик. Мяч забросили … сетку ворот. Опорные слова: за, на, из, в, под, у. |
Творческий уровень
Объединить пары слов с помощью предлогов и записать их в тетрадь, раскрыв скобки. Выходить ... (дом); идти ... (лес); заботиться … (щенок); сидеть… (печка). | Объединить пары слов с помощью предлогов и записать их в тетрадь, раскрыв скобки. Выходить ... (дом); идти ... (лес); заботиться … (щенок); сидеть… (печка). |
Объединить пары слов с помощью предлогов и записать их в тетрадь, раскрыв скобки. Выходить ... (дом); идти ... (лес); заботиться … (щенок); сидеть… (печка). | Объединить пары слов с помощью предлогов и записать их в тетрадь, раскрыв скобки. Выходить ... (дом); идти ... (лес); заботиться … (щенок); сидеть… (печка). |
Объединить пары слов с помощью предлогов и записать их в тетрадь, раскрыв скобки. Выходить ... (дом); идти ... (лес); заботиться … (щенок); сидеть… (печка). | Объединить пары слов с помощью предлогов и записать их в тетрадь, раскрыв скобки. Выходить ... (дом); идти ... (лес); заботиться … (щенок); сидеть… (печка). |
Объединить пары слов с помощью предлогов и записать их в тетрадь, раскрыв скобки. Выходить ... (дом); идти ... (лес); заботиться … (щенок); сидеть… (печка). | Объединить пары слов с помощью предлогов и записать их в тетрадь, раскрыв скобки. Выходить ... (дом); идти ... (лес); заботиться … (щенок); сидеть… (печка). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...
Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»
Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....