Фрагмент урока
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Фрагмент урока русского языка в 3 классе. Представлен мной на конкурсе "Учитель года 2019" . Урок построен с применением технологии проблемного обучения.
Тема: Правописание мягкого знака в именах существительных женского рода на конце после шипящих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фрагмент урока. Русский язык. Учитель года. | 25.71 КБ |
Презентация к фрагменту урока | 2.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Правописание мягкого знака в именах существительных женского рода на шипящий».
Цель: ознакомить учащихся с правописанием имен существительных женского рода, заканчивающихся на шипящий, учить пользоваться правилом учебника (с опорой на схему); развивать орфографические умения, каллиграфические навыки, логическое мышление, связную речь; воспитывать аккуратность, культуру речи.
Ход урока
- Орг. момент
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
- Актуализация опорных знаний
- Каллиграфическая минутка
- Орфографическая минутка (игровая технология)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
Тяжело нам в них ходить
По асфальту летом,
Но легко по льду скользить
Нам зимой при этом.
(Коньки)
Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт?
(Медведь)
Сварит бабушка из ягод
Что-то вкусненькое на год.
Ах, какое объеденье —
Ароматное... (варенье)
Не пускает за порог,
Бьет, кусает, валит с ног.
Это холоду подруга -
Белая и злая … (вьюга)
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
- Что объединяет эти слова? (во всех этих словах пишется ь)
- Объясните «работу» ь в этих словах. (1. Указывает на мягкость предыдущего согласного. 2. Разделяет предыдущий согласный и последующий гласный)
- Запишите слова, подчеркните в данных словах мягкий знак – показатель мягкости одной чертой, а разделительный мягкий знак – двумя.
- Сообщение темы и цели урока (технология проблемного обучения)
Постановка проблемной задачи
- Прочитайте пословицы, записанные на доске.
- Как вы их понимаете? (Речь вести – не лапти плести.
Любой человек должен уметь владеть своей речью, языком. Важно уметь правильно говорить, точно и чётко излагать мысли, доказывать. Это необходимо для того, чтобы вас понимали.
Умный товарищ – половина дороги. Умный друг может многое дать. С него хорошо брать пример и самому стремиться к лучшему.
Ложь человека не красит.
- Прочитайте имена существительные с мягким знаком.
- Какую роль выполняет в них ь? Является ли он разделительным? (нет)
Указывает ли он на мягкость? (нет, [ч] – всегда мягкий, а[ж]– всегда твердый)
- Для чего он нужен в этих словах? (варианты детей)
Какую цель поставим перед собой на уроке? Продолжите предложения. (На слайде незаконченные предложения, ученики формулируют цель урока) Ознакомимся с правилом употребления ь и будем учиться применять его на практике.
- Изучение нового материала
Предлагаю вам поработать в группах по 3-4 человека. Выберите в каждой группе ведущего исследователя. Внимательно читайте задания и “шаг за шагом” выполняйте работу.
Работа в группах. (Предлагаются карточки для исследовательской работы).
Карточка:
1) К какой части речи принадлежит слово?
2) Определите род им. сущ. и запишите слова в два столбика.
3) Понаблюдайте где пишется ь, где не пишется.
4) Сделайте вывод и попробуйте составить схему.
Слова на карточках:
1) Вещь, дочь, врач, плащ, ложь, ёж.
2) Ключ, помощь, дочь, глушь, лещ, силач.
3) Брошь, ткач, дрожь, мелочь, ёрш, морж.
Обсуждение, защита своих выводов и предложений у доски ведущими исследователями.
Вывод: мягкий знак после шипящих пишется на конце имен существительных женского рода.
-Молодцы, группы хорошо поработали! А теперь проверим, правильно ли вы сделали выводы.
2. Слушание сказки о мягком знаке. (Учитель читает сказку и листает презентацию)
Над рекой опускалась Ночь. Вода становилась темной, не веселой. Ночь думала, что хозяйкой будет только она, что никто не нарушит ее покой. Но тут она услышала тихий шепот. Прислушалась. Так и есть: это разговаривает Камыш. (Клик) Ночь притаилась и услышала тяжелый вздох и грустный шепот. (Клик)
- Ох! Ох! Почему я, Камыш, имею в конце слова шипящий звук, как и Ночь, а ь знака не имею? А ночь сама такая тихая, мягкая, а все равно в конце имеет мягкий знак. Как обидно. (Клик)
- Эй, Камыш, ты меня слышишь? Ты вот тут зря печалишься. Хочешь, я тебе помогу?
- Хочу!
- Ну, слушай. Я существительное женского рода. А все имена существительные, которые заканчиваются на шипящие: ж, ч, ш, щ, и относятся к женскому роду, имеют в конце ь знак.
- А какие это слова?
- Вот, например, скоро на небе взойдет моя дочь - Луна. (Клик) Слово дочь имеет в конце ь знак.
- А еще?
- Там за рекой есть поле, на котором растет рожь. (Клик) Она тоже имеет в конце слова ь знак. А в этом поле живет маленькая мышь. (Клик)
- И она тоже имеет ь знак?
- Да.
- Как все это интересно, но все равно немножко грустно. Ведь у меня нет ь знака.
- Мягкий знак у нас потому, что мы все относимся к женскому роду. А мягкий знак, как топор в руках, как страж, нас охраняет, оберегает. А ты, Камыш, мужского рода.
- И больше нет никого, только я один?
- Ну почему. Наступит осень, колхозники уберут рожь, сделают из нее муку, а в пекарне испекут вкусный, румяный калач.
- А слово калач тоже мужского рода?
- Ну, конечно!
- Спасибо тебе, Ночь, за учение.
- Чему учила Ночь Камыша? (после шипящих ь пишется только в именах существительных женского рода, единственного числа; в мужском роде имен существительных в конце слов после шипящих ь знак не пишется.)
- А вы такой же вывод сделали? Сравните с тем, что сказала Ночь.
- Какие имена существительные из сказки с шипящими на конце вы запомнили? Давайте, запишем их, продолжая таблицу из карточки.
Карточка
1. К какой части речи принадлежат слова?
Вещь, дочь, врач, плащ, ложь, ёж.
2. Определите род им. сущ. и запишите слова в два столбика.
Ключ, помощь, дочь, глушь, лещ, силач.
Понаблюдайте где пишется ь, где не пишется.
Сделайте вывод и попробуйте закончить схему.
Сущ. Ед.ч
(__,___,___,___)
↓ ↓
М.Р. Ж.Р.
↓ ↓
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко.
Тяжело нам в них ходить По асфальту летом, Но легко по льду скользить Нам зимой при этом.
Бурый он и косолапый, Ловит рыбу мощной лапой. А ещё он любит мёд! Кто сластёну назовёт?
Сварит бабушка из ягод Что-то вкусненькое на год. Ах, какое объеденье — Ароматное...
Не пускает за порог, Бьет, кусает, валит с ног. Это холоду подруга - Белая и злая …
Это слово каждый знает, Ни на что не променяет! К цифре «семь» добавлю «я» — Что получится?
Лось, коньки, медведь, варенье, вьюга, семья.
Речь вести – не лапти плести. Умный товарищ – половина дороги. Ложь человека не красит.
Какую цель поставим перед собой на уроке? Продолжи: Ознакомимся с правилом …. Учиться применять …
Чтобы знать, как писать Надо род определять. Если женский род, то надо Мягкий знак употреблять. И тогда мы пишем Рожь, дочь, печь, вещь и молодёжь. Если род мужской у слова, Нету знака никакого! И тогда пиши – Калач, врач, товарищ, нож и грач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ фрагмента урока. Тема урока: И. С. Никитин "Русь".
Самоанализ фрагмента урока, проведённого в 4"э" классеГОУ СОШ №603.Учитель: Сидорова Мариана Ильинична.Тема урока: И. С. Никитин "Русь".Презентация №1 " Татаро - монгольское иго".Презентация №2 " Борь...
разработки уроков ( фрагментов урока)
Разработки представленных уроков - это мои попытки освоить системно - деятлеьностный подход и поупражняться в создании презентаций....
Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка по УМК "Перспективная начальная школа".
Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся". На этом уроке использую системно-деятельностный подход.Особое внимание уделила двум этапам у...
Создание проблемной ситуации и выход из неё на уроке математики (фрагмент урока)
Данный фрагмент урока может быть использован на уроке математики при введении нового знания на уроке математики. При подготовке данного урока был исползован учебник Л.Г.Петерсон...
Фрагмент урока "Использование коррекционных упражнений на уроках в начальной школе"
Фрагмент урока: Использование коррекционных упражнений на уроках в начальной школе. Цели:Коррекционно-образовательнаярасширить словарный запас детей.автоматизировать словарь по теме. «Зима»...
Фрагмент урока математики в 3 классе УМК Гармония с применением квест-технологии. Тема урока: Нахождение площади прямоугольника
Квест- технологии основаны на проблемном обучении. Квест - это выполнение проблемного задания с элементами игры, где от игроков требуеется решение умственных задач для продвижения по сюжету. Для дости...
Использование эвристического метода на уроках в начальной школе (фрагменты уроков, задания для учащихся)
Данный раздел включает в себя фрагменты уроков с использованием эвристического метода обучения....
Комментарии
Очень понравилась презентация
Очень понравилась презентация, спасибо!