Использование эвристического метода на уроках в начальной школе (фрагменты уроков, задания для учащихся)
методическая разработка на тему
Данный раздел включает в себя фрагменты уроков с использованием эвристического метода обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fragmenty_urokov_i_primery_zadaniy_s_ispolzovaniem_evristicheskogo_metoda_obucheniya.docx | 26.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Фрагменты уроков и примеры заданий с использованием эвристического метода обучения
Фрагмент 1. Урок чтения. Тема: «Устное народное творчество»
Цель: развитие самостоятельного творческого мышления школьника
….
Групповая работа детей.
1. Выбрать объект для составления загадки.
2. Назвать характерные черты данного объекта.
3. Пользуясь определением загадки составить свою загадку о данном объекте.
Индивидуальная работа
1. Вспомнить виды сказок.
2. Подумать над тематикой сказки, ее героями.
3.Придумать сюжет своей сказки.
4. Сделать рисунок к сказке.
Данная тема способствует развитию таких познавательных УУД как, общеучебные: поиск необходимой информации, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; логические - анализ объектов с целью выделения признаков.
Фрагмент 2. Урок технологии. Тема"Аппликация для папы"
....
- Сегодня мы будем работать с таким замечательным предметом - бисер.
- Ребята, внимательно послушайте загадку и отгадайте ее
Ходит город-великан
На работу в океан.
(Ответ: Корабль)
- Молодцы, так что мы с вами сегодня будем делать? А как вы считаете для чего нам бисер? Что можно сделать из бисера на вашем корабле?
- Теперь я попрошу вас вырезать из бумаги детали своего корабля, а какой он будет зависит от вашей фантазии.
- Соберите свой кораблик на картоне.
Чтобы ваши кораблики были красочными вы украсите их с помощью бисера, а как вы это сделаете зависит о вашего воображения. Для того что бы бисер не рассыпался, немного отсыпьте его на кусочек бумаги и приступайте к работе.
Самостоятельная работа ребят.
Данный урок способствует формированию логики, творческого мышления, анализа и синтеза действий. Проблема, которая возникла у ребят - как приклеить бисер к картону, подвигла на поиск информации в учебнике, рисунках, схемах. Работа очень интересная, дети с восторгом выполняли каждый шаг. Наиболее запоминающееся - выставка работ.
Фрагмент 3. Урок русского языка. Тема"Непроизносимые согласные в корнях"
.....
- Ребята, прочитайте слова: весть, известие, вестник, известный, известно.
- Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили?
- Почему в некоторых словах "т" не произносится?
....
Учитель при помощи наводящих вопросов, создает проблемную ситуацию, побуждает к осознанию противоречия, тем самым активизирует познавательную деятельность учащихся. Дети добывают знания из учебника, схем и упражнений.
Данное задание способствует формированию таких познавательных умений как: выделение и анализ проблемы, поиск путей ее решения; логическое выстраивание связной устной речи; самоконтроль.
Фрагмент 4. Урок окружающего мира. Тема " Грибы. Что это такое?"
.....
- Ребята, послушайте внимательно то, что я скажу: " Грибы не могут передвигаться, значит это растения. Грибы не зеленые, значит это животные"
- Что вас удивляет? Какой возникает вопрос?
....
У ребят сразу возникает противоречие, которое порождает проблему - что такое грибы? В ходе проблемы возникает спор учащихся, каждый приводит свои аргументы и выводы. У младших школьников появляется цель - выяснить отношение грибов к тому или иному царству живого, для достижения которой необходим поиск информации. Данная проблема развивает такие способности, как: анализ и синтез информации; умение работать с литературой; умение выстраивать логическую цепь рассуждений; выделение основных признаков объектов.
Фрагмент 5. Урок математики. Тема"Сравнение углов"
...
Учитель: Сравните углы. (На доске изображение прямого, острого и тупого углов. Обучающиеся легко выполняют задание.) А каким способом вы сейчас сравнивали углы? (Ответ: на глаз. Далее -шаг 1. На доске два примерно равных угла - практическое задание, сходное с предыдущим.) Теперь сравните такие углы.
Ученики: Они одинаковые. (Выполняют задание, применив известный способ.)
Учитель: Каким способом сравнивали? (Ответ: на глаз.) Можете ли вы утверждать, что это точный способ? (Ответ: нет.) Тогда можно ли утверждать, что эти углы равны? (Ответ: нет. Далее -шаг 2. Обучающиеся осознают, что задание не выполнено, возникает реакция затруднения.) Итак, что вы хотели сделать?
Ученики: Сравнить углы.
Учитель: Какой способ применили? (Ответ: визуальный.) Получилось выполнить задание?
Ученики: Выполнили, но не можем утверждать, что этот способ точный. (Побуждение к осознанию противоречия.)
Учитель: Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)
Ученики: Сравнение углов.
...
Данная тема способствует формированию таких познавательных умений, как самостоятельное выделение и формулирование цели; поиск и выделение необходимой информации; постановка и формулировка проблемы; построение логических цепей рассуждений.
Задание 1. Урок литературного чтения. Тема " Боги Древней Греции"
- Как вы думаете какие боги подобно греческим моли быть в наше время?
- Придумайте своего современного Бога, подумайте как он будет выглядеть и за что отвечать. Передайте его образ через рисунок.
Данное задание способствует развитию самостоятельного поиска решения задачи. Дети с большим удовольствием работали над этим заданием, у каждого был свой образ Бога. Поставленная перед детьми проблема решилась ими легко и просто. Сложности при выполнении данного задания не было, так как учащиеся знакомы с образом Бога, на уроках литературного чтения они читали рассказы о них, анализировали картинки учебника.
Приведем примеры придуманных Богов: Богиня птиц - Дана; Бог интернета и модема - Модемус; Бог солнца - Лучик; Бог ветра - Сила; Богиня музыки - Мелодия.
Фрагмент 6. Урок технологии. Тема: «Художественное конструирование из бумаги»
Цель: Создание обучающимися объемной модели старинного рыцарского замка на основе самостоятельного преобразования геометрических тел.
…
Групповая практическая работа детей:
1. Проектирование. Выбрать каждой группе главного архитектора и нарисовать план замка. Распределить конструктивные элементы по количеству участников (например, 1-й делает башню, 2-й - участок стены и т.д.).
2. Подготовка рабочих чертежей. Каждый выполняет чертежи своих деталей.
3. Подготовка отделочных материалов. Сборка готового замка в соответствии с планом.
Обучающиеся самостоятельно выполняют свои конструкции и склеивают все части между собой. Сравнивается полученный результат с запланированным. Обучающиеся делятся мнениями о том, что получилось, что не получилось и почему, чье решение больше понравилось, над чем нужно еще поработать. Большие трудности были вызваны в работе с чертежами, для устранения которых, нужна была помощь учителя и дополнительная работа с учебником. Данная работа способствует развитию общеучебных универсальных действий таких как: поиск и выделение необходимой информации; контроль процесса деятельности. Постановка и решения проблем, а именно самостоятельный поиск решения проблемы. При проведений данной работы соблюдались следующие условия: возрастные особенности учащихся, развитие мотивации учащихся а решение эвристических задач, поэтапно вводили задания различной сложности (на предыдущем занятий, дети знакомились с техникой конструирования из бумаги, выполняли простые фигуры).
Фрагмент 7. Тема « Повторяем все, что знаем».(математика)
Индивидуальная работа детей.
- Постановка задачи творчества: Близкий друг Кристофера Робина Тигра проснулся утром и увидел, что с его прекрасной шубки исчезли все полоски. Но Тигра никогда не унывает - он принес кисть и черную краску, попросил Винни-Пуха обновить свой наряд. Как узнать, сколько полосок и на каком расстоянии нужно нарисовать?
- Выбор подходящего приема решения задачи - Как бы ты раскрасил Тигру?
- Формирование новых приемов и способов решения задачи: Предложи свой уникальный способ решения этой задачи. Возможно ли несколько вариантов?
- Самооценка своей деятельности. Оцени свою работу. Все ли ты продумал? Все ли учел? Что у тебя не получилось?
Данное задание направленно на развитие следующих познавательных УУД - анализ текста задачи, установление отношений между данными и вопросом, составление плана решения, осуществление этого плана, выбор наиболее эффективного способа решения, постановление логических цепей рассуждения, доказательство.
Задание 2. Урок окружающего мира. Тема "Народные приметы"
- Ребята, для чего были придуманы людьми приметы? Это случайность?
- Какие приметы знаете вы, о каких узнали сегодня на уроке?
-Подумайте, какие приметы придумали бы вы, что бы они означали. По желанию сделать рисунок.
Для выполнения этого заданиям учащимся необходимо было систематизировать имеющиеся знания о народных приметах, извлечь необходимую информацию о них, логически порассуждать.
Карточки с разноуровневыми заданиями:
1 уровень (простой).
Задание 1. Какое слово "лишнее" и почему?
а) лошадь, корова, волк, кошка, собака;
б) молоко, масло, сало, сливки, простокваша.
Задание 2. Нарисуй отдельно простые фигуры, из которых состоит эта фигура:
3. Допиши еще несколько слов в ряду:
а) лужа, пруд, озеро...
б) солдат, сержант, офицер...
2 уровень (средний).
Задание 4. На двух полках одинаковое число книг. С первой полки переложили на вторую 3 книги. На какой полке стало книг больше и на сколько?
Задание 5. Заполни цифрами квадрат так, чтобы сумма чисел по всем направлениям была равна 15.
Задание 6. Определи, какая фигура лишняя и почему.
3 уровень (сложный).
Задание 7. Напиши хотя бы одно следующее число в каждой последовательности чисел:
а) 15, 20, 25, 30, ...
б) 3, 6, 12, 24, 48, ...
в) 1, 2, 1, 1, 3, 1, ...
Задание 8.
Нарисуй такую же фигуру без отрыва карандаша от бумаги и не проводя два раза одну и ту же линию.
Задание 9. Найди закономерность и более легкий способ вычисления:
1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование деятельностного метода в обучении учеников начальной школы.
Необходима новая технология, которая, с одной стороны, позволит реализовать принцип деятельности, а с другой - обеспечит прохождение необходимых этапов усвоения знаний...
Рефлексия деятельности учащихся на уроке в начальной школе как самостоятельная оценочная деятельность учащихся
В представленных материалах опубликованы доклад, презентация и буклет по теме "Рефлексия деятельности учащихся. . В данной статье я постаралась привести примеры из собственого опыта о том, как ор...
Использование мультимедийного УМК «Уроки Кирилла и Мефодия» на уроках в начальной школе.
Уроки «НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Кирилла и Мефодия» представляют собой наборы тематически организованных интерактивных слайдов для наглядного изложения учебных материалов, тренировки навыков и контр...
Мастер-класс «Использование активных методов и приемов обучения на различных этапах урока в начальной школе».
Цель мастер-класса: научить применять активные методы и приемы обучения на различных этапах урока в начальной школе....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО - КОНСТРУКТОРОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Статья поможет учителю начальных классов использовать конструктор ЛЕГО на уроке...
Использование интегрированных проектов на уроках в начальной школе как условие эффективного обучения учащихся
В предлагаемой презентации рассказывается о том, что такое интегрированный проект и как можно эффективно использовать их на уроках в начадьной школе....
Современный урок в начальной школе. Проектирование урока с использованием ИКТ для повышения познавательной мотивации обучающихся
Формирование учебной мотивации учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач ф...