Фрагмент урока "Использование коррекционных упражнений на уроках в начальной школе"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Соловьева Наталья Николаевна

 

Фрагмент урока: Использование коррекционных упражнений на уроках в начальной школе.

 

Цели:

  • Коррекционно-образовательная

расширить словарный запас детей.

автоматизировать словарь по теме. «Зима»

Усовершенствовать и увеличивать образование сложных слов

  • Коррекционно-развивающая

развивать и корректировать фонематические процессы;

развивать высшие психические функции (внимание, восприятие, пространственное мышление, операции мышления: анализа и синтеза).

  • Коррекционно-воспитательная

развивать потребность говорить правильно и красиво;

формировать высокий уровень мотивации к занятиям

учить слышать и слушать друг друга

Оборудование: снежинки из бумаги, пакеты с лучиками для групповой работы,  скороговорки, , тексты для чтения, рисунки с тучами (серая и белая)

 

Учитель

Ученик

1

Организационный момент

 

Игра «Всем нам хорошо»

- Ты пришел, и я пришел (указательные пальцы)

- Вместе нам хорошо (кончиками всех пальцев)

- Будем мы читать, писать (соединяют ладони обеих рук и скрещивают пальцы между собой)

- Научимся считать (прикасаются друг к другу локтями)

- Если будет трудно, справимся мы дружно (ладонями хлопают по плечам)

-Послушайте загадку, кто знает отгадку, садится на свое место

  • Мы слепили снежный ком,

            Шляпу сделали на нем,

            Нос приделали и в миг

            Получился ...  (Снеговик)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети хором называют отгадку.

 

2

Речевая разминка

 

1)Упражнения на отработку техники чтения.

  • Цель: Развивать речевое дыхание.

 

- Проведем речевую разминку, для того чтобы наша речь была красивая, плавная. В этом нам помогут чистоговорки и скороговорки. Читать чётко, проговаривая окончания.

 

- Давайте представим, что мы на улице и подышим свежим воздухом.

вдох – нос, выдох – рот

вдох – рот, выдох – нос

вдох – рот, выдох – рот

вдох – нос, выдох – нос

Скороговорка

  • На улице Снеговик, снеговикова жена, снеговиковы детки.

- Важно четко произносить все звуки в словах.

 

- каждую скороговорку читаем в  отдельности по плану:

  • чтение медленное за учителем;
  • чтение шёпотом за учителем;
  • чтение быстрое за учителем;
  • самостоятельное громкое и  быстрое  чтение
  • Прочитать, поменяв местами начало и конец.
  • Читают в паре

 

Литературное чтение. Русский язык

3

Отработка техники чтения. Пятиминутка.

 

  • Цель: научиться читать правильно, бегло, выразительно, сознательно.

Упражнение " найди букву".

Цель: Профилактика оптической дисграфии, зрительная память Развитие и концентрация внимания

 

 -  Какие буквы в скороговорке похожи по начертанию.(О и С) 

-  при чтении  вычеркиваем букву О и  подчеркиваем - С

  • Дети с ОВЗ - со мной один с О, другой с С
  • Сильные сильные – усложненный текст
  • Остальные читают и подчеркивают  слова, в которых есть и буква С и буква О

- какие слова нашли с буквой  - О?, С?  где О и С?.

Проверка  - вывод

 

- О каком времени года читали тексты? – о зиме

 

  • Цель:  развитие словарного запаса и работа над грамматическим строем (Согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде.) Предупреждение ошибок письма на уровне словосочетания

 

Игра « Передай снежинку и скажи, какая зимушка-зима»

  • Зима какая?

 

Вывод: зимушка-зима разная: тихая и снежная, игривая и шаловливая, а порой злая и ворчливая. Сегодня на занятии вы были внимательными

Для детей с ОВЗ (карточки)

  • Морозная, снежная, холодная, лютая - это зима или снежинка. Подчеркни
  • Белая, легкая, пушистая, серебристая – зима или снежинка. Подчеркни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слова: снежная, серебристая, пушистая, холодная, морозная, белая, лютая, разная, нежная, игривая, злая, ворчливая, суровая, студеная, ледяная, прохладная ….

 

 

- зима

 

- снежинка

Математика, информатика, окр. мир.

 

 

Упражнение на развитие мышления, усложненное запоминанием.

Цель; работа над синтезом  и анализом слова

 

- Выполни математическое действие и прочитай слова.

Моя + нож – оя – ест + вро – р =      элли + ем – ли + енот – о =                                                       

- Какие слова  получились?

- что такое множество? Элементы множества?

- составьте множества

 

  • Цель: закрепление обобщающих слов (развитие словаря)

по группам

Явления природы зимой: снегопад метель вьюга  пурга  ветер  мороз листопад   ливень дождь  град

Сложные слова; снегопад  снегоход снегирь снеготаяние снегоступы снегопогрузчик снегурочка снежинка

 Однокоренные слова  подобрать к слову мороз: 

 

Дети с ОВЗ

Составьте зимнее множество

 - Давайте вспомним, какие ещё  признаки зимы мы знаем.

         На доске -  круг с надписью « зима»,  а также круги со словами: мороз, снег, метель, сугробы, иней, жара, ветер, дождь, листопад, капель.

- Надо соединить признаки зимы со словом "зима"

Вывод: Молодцы, хорошо знаете признаки зимы.

 

Вывод: назови мн –во и его элементы

 

- А вы знаете, что существуют тысячи видов снежинок?

Основная их форма - это шестиугольные пластинки. На землю снежинки падают шестилучными звездочками. Если нет ветра и сильного мороза, то они сохраняют свою форму. Сильный холодный ветер сталкивает снежинки друг с другом, отчего они ломаются, слипаются и смерзаются.

Снежинки начинают падать из облака, когда температура воздуха опускается ниже нуля.

 

 

 

 

 

 

 

 

- множество, элемент

 

 

 

 

 

 

Дети составляют из слов снежинки

 

4

Рефлексия

 

 

- Назовите главные слова нашего занятия

- На доске: облако белое - туча серая -

   приклеить снежинку – оценить работу на занятии

 

    
 Выноска-облако: image
 
 

 


Звучит музыка «Серебристые  снежинки»

 

 

– зима, буквы О и С …

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon наглядность71.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

        

    

Составь множество

«ЗИМНИЕ СЛОВА»


        

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование психогимнастических упражнений на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

Использование психогимнастических упражнений на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе....

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Сравнение прошлого и настоящего в жизни людей (использование картины Б. Кустодиева и фрагментов музыкальных произведений Н. Римского-Корсакова». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование представления о том, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остается неизменным на материале картины Б. Кустодиева «Масленица» и фрагм...

Использование коррекционных упражнений на уроках русского языка

Вашему вниманию предлагаются некоторые коррекционные приемы по формированию у учащихся с нарушениями письменной речи навыков учебной деятельности, которые могут использовать как учителя русского языка...

Использование исторического материала на уроках математики и во внеурочной работе в начальной школе

Статья посвящена проблеме межпредметных связей  в процессе обучения младших школьников начальному курсу математики на уроках и во внеурочной деятельности....

Практикум для педагогов "Использование коррекционных упражнений на уроках русского языка"

Одним из самых сложных школьных предметов для большинства учащихся является русский язык. Затруднения при его изучении связаны во многом с логопедическими проблемами (до 21 % учащихся).  Ваш...