РП по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Преподаванию русского языка отводится чрезвычайно важное место в общей системе учебно-воспитательной работы школы для детей с ТНР. Это обусловлено характером и структурой дефекта этих детей, с одной стороны, и исключительной ролью речи в психическом развитии ребенка, с другой стороны. Кроме того, от успешного усвоения родного языка во многом зависит и успеваемость учащихся по всем другим предметам.
Нарушения речевого развития у учащихся носят системный характер и затрагивают все компоненты языка (речи): фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику речи. Тяжелые нарушения речи оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребенка, препятствуют его социальной адаптации.
У детей с ТНР отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения как устной, так и письменной речи.
В связи с этим в процессе обучения русскому языку учащихся с ТНР проводится целенаправленная и систематическая работа по коррекции нарушений речи, развитию фонетико – фонематической и лексико-грамматической стороны речи, формированию диалогической и монологической речи. Преподавание русского языка осуществляется с использованием различных методов. Специально разработанная система занятий по русскому языку предусматривает овладение детьми различными способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности, закрепление речевых навыков в спонтанной речи.
Данная программа переработана и построена на основе АООП НОО вариант 5.2. и учебно методического комплекта по русскому языку автора Т.Г. Рамзаевой с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования УУД, обеспечивающих умение учиться и адресована обучающимся 2 класса. Программа разработана в соответствии с правовыми документами: Закон об образовании РФ и РБ, ФГОС НОО, Приказом Министерства образования № 1089 от 05.03.2004г. На всех уроках обучения русскому языку ставятся и решаются как образовательные, развивающие, так и коррекционные задачи. Коррекция нарушений устной и письменной речи, закрепление правильных речевых навыков осуществляется на различных уроках специфическими методами и приемами.
Цель курса - сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
В связи с этим в процессе преподавания русского языка в школе с ТНР ставятся следующие задачи:
- Повысить уровень речевого развития и общего психического развития детей с ТНР;
- Закрепить практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности, в диалогической и монологической речи;
- Сформировать у детей фонематические, лексические, морфологические, синтаксические обобщения, а в дальнейшем и осознание некоторых правил языка на уроках чтения, развития речи, произношения;
- Выработать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
- Развить умение точно выражать свои мысли в устной и письменной форме;
- Обеспечить профилактику и коррекцию дислексий, дисграфий и дизорфографий у школьников с ОНР, а также коррекцию нарушений устной речи.
Реализация программы подразумевает широкую вариативность в выборе разнообразных форм работы: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная, с детьми, нуждающимися в коррекционной работе. Программа предполагает использование объяснительно – иллюстративных, репродуктивных, поисково – исследовательских, игровых методов, создание проблемной ситуации.
В соответствии с учебным планом на изучение курса русского языка во 2 классе отводится 170 часов (по 5 часов в неделю)
Планируемые результаты изучения курса "Русский язык"
Личностные результаты:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- положительного отношения к урокам русского языка;
- уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
- интереса к языковой и речевой деятельности;
- представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
- представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
- первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;
- мотивов к творческой проектной деятельности.
Метапредметные результаты:
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
- понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
- высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
- понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;
- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
- проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- принимать участие в работе парами и группами;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты:
Общие предметные результаты освоения программы:
- представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;
- представление о значимости языка и речи в жизни людей;
- представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
- практические умения работать с языковыми единицами;
- представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
- представление о правилах речевого этикета;
- адаптация к языковой и речевой деятельности.
Содержание курса
Слово, предложение, текст – единицы речи. Звуки и буквы. Слово и слог; перенос слов.
Речь
Язык как средство общения людей (общее понятие). Роль речи в жизни человека. Речь устная и письменная. Слово, предложение, текст – единицы речи (наблюдение в процессе общения).
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Роль звуков в различении смысла слов. Звуки гласные и согласные (их признаки). Гласные звуки и буквы. Двойная роль букв "Е", "Ё", "Ю", "Я". Слова с буквой "Э". Согласный звук [Й] и гласный звук [И].
Шипящие согласные звуки
Шипящие согласные звуки [Ж], [Ш], [Ч], [Щ]. Буквы "И", "А", "У" в сочетаниях ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ.
Алфавит
Алфавит. Роль алфавита. Сопоставление произношения звука и названия буквы.
Слово и слог. Перенос слов.
Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.
Предложение и текст
Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Связь слов в предложении (по вопросам). Наблюдения за интонацией предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки на конце предложения. Логическое ударение в предложении. Тема текста. Сопоставление текста и набора отдельных предложений, не объединенных общей темой. Связь по смыслу предложений в тексте. Заголовок. Опорные слова в тексте. Текст – повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Части повествовательного текста: начало, основная часть, концовка (ознакомление). Красная строка в тексте.
Мягкие и твердые согласные звуки
Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение твердости согласных звуков буквами "А", "О", "У", "Ы", "Э". Обозначение мягкости согласных звуков буквами "Е", "Ё", "И", "Ю", "Я". Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.
Звонкие и глухие согласные звуки
Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные звонкие и глухие согласные. Обозначение их буквами. Буква, которую перед записью нужно проверять (общее понятие об орфограмме). Проверка согласных на конце слова.
Ударение. Обозначение гласных звуков
Ударение. Роль ударения в различении смысла слов. Ударные и безударные гласные. Умение правильно выделять в слове ударный слог.
Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Проверка путем изменения формы слова.
Разделительный "Ь"
Разделительный "Ь". Сопоставление "Ь" – показателя мягкости согласных и разделительного "Ь".
Двойные согласные
Двойные согласные в словах. Перенос слов с двойными согласными.
Слово и предложение. Имя существительное
Слова как названия предметов, признаков предметов, действий предметов (сопоставление). Имя существительное (ознакомление). Общее значение. Вопросы. Роль имен существительных в речи. Заглавная буква в собственных именах существительных. Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, близкие и противоположные по смыслу.
Глагол
Глагол (ознакомление). Общее значение. Вопросы. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи. Наблюдения за употреблением глаголов в различных временных формах. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу.
Имя прилагательное
Имя прилагательное (ознакомление). Общее значение. Вопросы. Роль имен прилагательных в речи. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Наблюдения за согласованием в числе имени существительного и глагола, имени существительного и прилагательного (практически, в процессе составления предложений).
Предлог
Предлоги. Раздельное написание со словами наиболее распространенных предлогов.
Родственные (однокоренные слова)
Корень слова. Однокоренные слова (общее понятие). Признаки однокоренных слов. Подбор однокоренных слов и выделение корня. Наблюдение за единообразным написанием корней в однокоренных словах.
Безударные гласные в корне. Парные согласные в корне
Способы проверки безударных гласных в корне. Проверка безударных гласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Правописание непроверяемых гласных в однокоренных словах. Способы проверки парных глухих и звонких согласных. Проверка парных глухих и звонких согласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.
Предложение
Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Распространенные и нераспространенные предложения. Связь слов в предложении (по вопросам)
Календарно – тематическое планирование по русскому языку
№ | Тема урока | Кол-во час. | Дата проведения | Коррекционная работа |
1. | Вводный урок. Знакомство с учебником. | 1 | Корректировать знания учащихся о тексте и предложении. Корректировать знания учащихся о слове и предложении. Корректировать знания учащихся о слове и слоге. Корректировать знания учащихся о звуках и буквах. | |
2 -6 | Повторение изученного в 1 классе. | 5 | ||
7 | Входная контрольная работа. | 1 | ||
8 | Речь в жизни человека. | 1 | Уточнить знания учащихся о речи как средстве общения. Развивать и корректировать устную монологическую речь. Формировать понятие об устной и письменной речи. Формировать умение выделять предложение в устной речи. | |
9 | Устная и письменная речь. | 1 | ||
10 | Выделение предложений в устной и письменной речи. | 1 | ||
11,12 | Звуки и буквы. | 2 | Формировать умение четко различать звуки и буквы, учить сравнивать слова, похожие по звучанию. | |
13 | Гласные и согласные звуки. | 1 | Уточнить представления учащихся о гласных и согласных звуках. | |
14 | Гласные звуки и буквы. | 1 | Уточнить представления учащихся о гласных и согласных звуках. | |
15 | Слова с буквой Э. | 1 | ||
16 | Согласные звуки и буквы. | 1 | Уточнить представления учащихся о согласных звуках. | |
17,18 | Согласный звук и буква Й. | 2 | Уточнить представления учащихся о согласном звуке Й. | |
19,20 | Шипящие согласные Ж, Ш, Ч, Щ. | 2 | Закрепить умение распознавать данные звуки и буквы. | |
21,22 | Сочетание ЖИ, ШИ. | 2 | Развивать умение правильно писать сочетания ЖИ, ШИ. | |
23,24 | Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу | 2 | Развивать умения правильно распознавать слова с сочетаниями ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. | |
25,26 | Слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ. | 2 | Развивать умения правильно распознавать слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ. | |
27,28 | Диктант. Работа над ошибками. | 2 | ||
29 | Алфавит, или азбука. | 1 | Развивать умение пользоваться алфавитом. | |
30 | Слово или слог. | 1 | Уточнить представление учащихся о слогах как частях слова. | |
31 | Деление слов на слоги. | 1 | Развивать умение делить слова на слоги, опираясь на количество гласных звуков. | |
32,33 | Перенос слов. | 2 | Познакомить учащихся с правилом переноса слов. | |
34,35 | Слова, которые переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине. | 2 | Познакомить с особенностями слов, которые переносить нельзя. | |
36,37 | Предложение как единица речи. | 2 | Познакомить учащихся с признаками предложения и его использованием в речи. | |
38,39 | Знаки препинания в конце предложения. | 2 | Развивать умение правильно оформлять предложение на письме. | |
40,41 | Главные члены предложения. | 2 | Дать представление о подлежащем и сказуемом, их признаках и взаимосвязи. | |
42 | Контрольный диктант за 1 четверть. | 1 | Контроль и учет знаний учащихся. | |
43 | Работа над ошибками. | 1 | ||
44,45 | Закрепление изученного. | 2 | ||
II четверть | ||||
1 | Общее понятие о тексте. | 1 | Развивать умение отличать предложение от текста. | |
2 | Виды текстов. | 1 | Развивать представление о видах текста по цели высказывания. | |
3 | Структурные части текста – повествования. | 1 | Познакомить со структурой текста-повествования. | |
4-6 | Повторение изученного о тексте и предложении. | 3 | Формировать навыки деления текста на части. | |
7 | Составление рассказа по картинкам. | 1 | Развивать умение составлять повествовательный текст. | |
8-10 | Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами. | 3 | Развивать умение различать твердые и мягкие согласные звуки. | |
11,12 | Правописание мягкого знака на конце и в середине слова. Перенос слов с ь. | 2 | Систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках. | |
13 | Контрольный диктант. | 1 | Контроль и учет знаний учащихся. | |
14 | Работа над ошибками. | 1 | Формировать умение работать над ошибками. | |
15-18 | Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные согласные. | 4 | Развивать умение различать звонкие и глухие согласные. | |
19 | Ударение. Ударный и безударный слог. | 1 | Уточнить знания об особенностях ударного слога и роли ударения в речи. | |
20 | Обозначение гласных звуков. | 1 | Развивать умение сравнивать гласные звуки в ударном и безударном слогах форм одного и того же слова. | |
21,22 | Правописание проверяемых гласных в безударных слогах. | 2 | Формирование умения распознавать слова с проверяемыми безударными гласными, подбирать проверочные слова. | |
23,24 | Проверка безударных гласных в корне слова. | 2 | Формировать умение подбирать проверочное слово и обосновывать написание слов с безударными гласными в корне. | |
25,26 | Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах. | 2 | Формировать умение правильного написания слов. | |
27,28 | Правописание слов с безударными гласными | 2 | Формировать умение правильного написания слов. | |
29,30 | Контрольный диктант. Работа над ошибками. | 2 | Контроль и учет знаний учащихся. | |
31 | Закрепление изучен. | 1 | Развитие письменной речи | |
32,33 | Обучающее изложение. Работа над ошибками. | 2 | Формировать умение работать над ошибками. | |
34,35 | Систематизация знаний за I полугодие. | 2 |
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ
МАТЕРИАЛ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
I четверть.
Контрольный диктант №1
Цель: проверить умение правильно писать слова с изученными орфограммами под диктовку.
Летом.
Солнце сильно грело землю. День был жаркий. Ребята пошли в лес. Девочки стали рвать ягоды и петь песни. Мальчики играли в жмурки. Всем было весело.(25 слов).
Грамматическое задание:
- Выпишите первое предложение, подчеркните буквы, которые обозначают согласные звуки.
- Выпишите гласные буквы из второго предложения.
- Найдите в тексте и подчеркните односложные слова.
Контрольный диктант №2
Цель: повторить и закрепить изученный материал; проверить знания учащихся.
Художник.
У Миши Чадова карандаши и краски. Миша хорошо рисует животных.Вот кот Рыжик. А вот пушистая лисица. На елочке белочка грызет шишку. Чудесные рисунки у Миши.(26 слов)
Грамматическое задание:
- Разделите слова для переноса.
1.вариант-дорожка, ежик, чайник.\
2. вариант- чайка, язык, песенка.
- Подберите и запишите пять слов с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА,ЩА, ЧУ,ЩУ,ЧК,ЧН по выбору.
- В пятом предложении подчеркните главные члены
II четверть.
Контрольный диктант №3 .
Цель: проверить навыки правописания букв, обозначающих мягкость согласных звуков, умение раздельно писать слова и предлоги со словами, ставить знаки препинания в конце предложения.
Зимой.
Ясный день. Малыши играют у крыльца. Девочки катят снежный ком. Они лепят зайца. Ольга и Игорь взяли лыжи. Они идут на горку. А Яша сидит дома. Он болен. Мальчик смотрит в окно.
Грамматическое задание:
- Во втором предложении найдите и подчеркните главные члены.
- В третьем предложении подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
- Разделите слова для переноса.
Крыльцо, Игорь, девочки, зайца.
Проверочный диктант №4
Цель: проверить умение писать двухсложные слова с безударными гласными.
Зима в лесу.
Зима. Мороз. С неба летят пушистые снежинки. Снег укрыл пни и кусты.
Толстый лед сковал ручей. Настали ясные деньки. Детвора идет бегать на лыжах и на коньках. Хорошо зимой!
Грамматическое задание:
- Выпишите из текста два слова с безударными гласными, подчеркните орфограмму, подберите проверочные слова.
- В третьем предложении подчеркните главные члены.
- Выписать слова с сочетаниями ЖИ, ШИ.
Контрольный диктант №5
Цель: Проверить навыки написания слов с мягким знаком, безударными гласными, парными согласными.
Декабрь. Скоро Новый год. Ночью была вьюга. Сильный мороз. На реке лед.
В комнату внесли большую елку. Ребята сами делают игрушки. Вот на лесной красавице хлопушки, бусы, бумажные цепи, кольца. Мальчики вешают звездочки. Нарядная елка!
Грамматическое задание:
- Выпишите из текста два слова с мягким знаком.
Первое слово-с разделительным мягким знаком, второе- с мягким знаком-показателем мягкости.
- Подчеркните главные члены в седьмом предложении.
- Выписать слова, которые нельзя переносить.
Ключевые слова:
• Звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, речь, текст.
• Гласный и согласны звуки. Твердый – мягкий, глухой – звонкий согласные звуки, ударный и безударный гласный, свистящие и шипящие согласные;
• предлог;
• состав слова;
• графическая схема;
• ударение, ударный и безударный слог;
• правило;
• Рассказ, пересказ, изложение, сочинение;
• типы текстов;
• части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....