КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС УМК "ГАРМОНИЯ"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Мария Александровна Тарасова

Конспект урока № 115

Предмет: Русский язык

Класс: 4 б

Тема урока: Предупреждение ошибок в построении предложений с однородными членами

Тип урока: УОУР

Цели деятельности учителя: учить построению предложений, выбору союзов и постановке знаков препинания при однородных членах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 115.docx75.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока № 115

Предмет: Русский язык

Класс: 4 б

Тема урока: Предупреждение ошибок в построении предложений с однородными членами

Тип урока: УОУР

Цели деятельности учителя: учить построению предложений, выбору союзов и постановке знаков препинания при однородных членах.

Планируемые результаты:        

Предметные: обобщить знания об однородных членах предложения;

закрепить умение выделять однородные члены предложения;

помочь осознать значение конструкций с однородными членами предложения, их возможности для повышения точности, богатства и выразительности речи, учить построению таких конструкций;

наблюдать за значением союзов при однородных членах, учить их правильному выбору и постановке запятых в простых случаях.

Личностные иметь внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной деятельности и принятие образца «хорошего ученика»; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; навык сотрудничества со сверстниками, воспитание чувства товарищества.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

  1. Этап мотивации учебной  деятельности

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Давайте проверим готовность к уроку.

II.  Актуализация знаний и пробного учебного действия

-Какие члены предложения вы знаете?

(главные и второстепенные)

- Назовите главные члены.

( Подлежащее и сказуемое.)

-Назовите второстепенные.

(Определение, дополнение, обстоятельство).

Какие члены предложения мы считаем однородными?

(Члены предложения, которые связан с одним и тем же словом и отвечают на один и тот же вопрос.)

-Что такое однородные члены предложения?

 – Зачем в речи используют однородные члены?

– По каким признакам вы их узнаете?

– Как они могут соединяться?

– Как вы выбираете союз?

– Когда запятые ставятся, а когда – нет?

III.  Этап локализации индивидуальных затруднений

Словарная работа.

Встретить, лестница, одиннадцать, Россия, цыпленок, украсить,  троллейбус, сзади, понедельник, сейчас.

-Сейчас вы поработаете с орфографическим словарем.

- Почему словарь называется орфографическим?

- Вам необходимо проверить записанные вами слова в орфографическом словаре.  

-Оцените свою работу на данном этапе.

Упражнение 481 стр. 66

– Какие произведения Н. Носова вы читали?

– Вспомните рассказ «Дружок». Что за история приключилась?

– Дополните предложение из этого рассказа, используя рисунок.

– Какой союз вы считаете более уместным употребить в этом предложении?

– Объясните свое решение.

– Чем необычно это предложение? (Две группы однородных членов.)

– Назовите первую группу. Каким членом предложения являются однородные члены?

– К какому слову они относятся?

– Назовите вторую группу. К какому слову относятся эти однородные члены?

– Какими членами предложения они являются?

– Рассмотрите схему к этому предложению в задачнике на с. 57.

– Считаете ли нужным сделать поправки? (Нужно поставить запятую.)

– Запишите предложение в тетрадь, помня о правилах постановки запятой.

IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений

 

Посмотрите на доску, к нам на урок снова пришли наши помощники и обращаются к нам за помощью.

-поможем им?

Вот у них предложение:

Сильный ветер срывал с деревьев листья и разметал их.

-в данном предложении  необходимо вставить, если необходимо, запятые и составить схему данного предложения.

https://fs01.infourok.ru/images/doc/70/85196/640/img30.jpg                  https://fs01.infourok.ru/images/doc/70/85196/640/img30.jpg                     

Обратите внимание, как  с заданием справились сами ребята.

Маша:          , и         .

Миша:                     и    .

-Как вы считаете, кто из ребят правильно выполнил задание? Почему?

-Кто уже догадался, чем мы будем заниматься на уроке?

- Какие цели перед собой поставите?

V. Реализация построенного проекта

-Сейчас мы проверим, как вы усвоили правила, для этого выполните задание.

В данных предложениях обозначьте однородные члены, выделите союзы и поставьте где надо запятые. Справа  нарисуйте схемы однородных членов (работа выполняется 5 мин.).

Фамилия, имя______________________________

1 вариант

  1. Белка наелась орехов оглянулась и исчезла.
  2. Весною дождь парит и осенью мочит.

 

Фамилия, имя______________________________

2 вариант

  1. Лисёнок отряхнул пригнулся но не убежал.
  2. В лесу пахнет прелыми листьями и нагретой корой.

 

Далее следует проверка данной работы на доске. Вывешиваются листы с предложениями в большом формате.

1.Работа в парах (упр. 482)

Упражнение 476. Коллективно.

VI. Этап обобщения затруднений во внешней речи

Игра «Подбери союз».

На доске записаны предложения с пропущенными союзами. Их нужно вставить, показать зависимость однородных членов.

Ветер по морю гуляет … кораблик подгоняет.

Любит кошка рыбку …в воду лезть не хочет.

Мультфильм был не цветной … черно-белый.

Держи голову в холоде … ноги в тепле.

– Объясните постановку не только союзов, но и знаков препинания.

– Опираясь на какие признаки, вы доказываете, что выделенные вами члены предложения – однородные?

– Расскажите о знаках препинания при однородных членах.

- Какова же роль однородных членов предложения в нашей речи?

- О каких возможных речевых ошибках мы говорили сегодня на уроке?

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Упражнение 483.

– Найдите в тексте предложение, соответствующее схеме на с. (задачник).

– Выпишите его. Что о постановке знака можете сказать?

– Составьте схему пятого предложения.

VIII. Включение в систему знаний и повторение

-Найти в тексте предложения с однородными членами предложения и выделить их.

Родина моя

Нет ни одной страны краше нашей России. Горькая и трудная судьба её. Много пережил русский народ от иноземных захватчиков: шведов, поляков, немцев. Но всегда находились люди, которые поднимали народ на освобождение от цепей рабства. Это Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Суворов и Кутузов. Под их предводительством люди спасали не только свою Родину, но и народы Европы.

IХ. Рефлексия учебной деятельности на уроке

-Какую цель ставили на урок?

-Удалось  ли нам её решить?

-Пригодятся ли нам эти знания? Для чего?

После каждого вида работы вы оценивали себя,  сейчас мы посмотрим на результаты нашего урока.

У меня все получилось. Я доволен уроком. Зеленый

У меня почти все получилось, но я допускал ошибки. Желтый

У меня было много ошибок, мне нужна помощь. Красный

Повторение

Работа с одноклассниками

Самостоятельная работа

Итог урока

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....