КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС УМК "ГАРМОНИЯ"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Мария Александровна Тарасова

«Союзы и знаки препинания при однородных членах».    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx48.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Союзы и знаки препинания при однородных членах».    

Класс: 4.

УМК: «Гармония».

 Учебник: М. С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко  « Русский  язык: К тайнам нашего языка»  - Смоленск, издательство «Ассоциация XXI век» для 4 класса в 2 частях .

Тетради: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко Тетрадь-задачник к учебнику «К тайнам нашего языка» для 4 класса  в 3 частях .

     

Цель урока.

Развитие   умения  распознавать в предложении однородные члены, связанные с помощью союзов и без них, ставить запятую при однородных членах, когда это нужно.

Задачи урока.

  1. Развивать познавательные  УУД на основе открытия правил постановки запятых при однородных членах с использованием союзов, знаково-символических действий (кодировка правил).
  2. Развивать  познавательных УУД при постановке проблемы, выдвижении гипотез в затруднительной жизненной ситуации (этап «выявление места и причины затруднения»).
  3. Развивать познавательные  логических УУД анализа, сравнения и обобщения  при работе со словарными словами.
  4. Развивать личностные УУД при создании интереса к способу решения проблемы.
  5. Развивать регулятивных УУД  при формулировке цели урока, действия контроля, прогнозировании результата  работы (оценочный лист).
  6. Развивать коммуникативных УУД в процессе сотрудничества со сверстниками  в поиске и сборе информации («Продолжи формулировку правил»).

Оборудование урока.

  1. Интерактивная доска.
  2. Смарт-презентация.
  3. Средства обратной связи («светофоры»).
  4. Оценочные листы.
  5. Разрезной материал для схематической кодировки правил.
  6. Индивидуальные карточки для учащихся (для дифференцированной работы).
  7. «Карточки-помощницы» для правильной постановки знаков препинания при однородных членах.
  8. Бланки учащимся для мини-тестов.
  9. «Весенние цветы» (рефлексия).

               

Ход урока.

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап мотивации.

- Здравствуйте, ребята. Встаньте красиво, поприветствуйте друг друга  доброй улыбкой. Садитесь.

- Сегодня на уроке нам предстоит выполнить много интересной, полезной работы. Какова тема нашего урока, мы узнаем позже. А начнём мы  работу с пословицы. Прочтите её.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Актуальна ли эта пословица на сегодняшнем уроке?

- Человек, получивший знания, не пропадёт нигде.

- Полученные знания всегда пригодятся человеку в жизни.

- Конечно, актуальна. Сегодня на уроке мы, скорее всего, получим навыки грамотного письма. А грамотным человеком быть очень важно.

II. Актуализация знаний и пробного учебного действия.

- Перед вами лежит оценочный лист, где мы будем фиксировать результаты своей работы, самостоятельно оценивая себя. По каким параметрам мы будем себя оценивать?

- А сейчас откройте тетради. Запишите сегодняшнее число, классная работа. Сегодня 28 февраля. Не забудьте о правилах  правильной посадки при письме.

- Аккуратность, активность, знание слов из словаря, умение составлять предложение, знаки препинания при однородных членах.

-Дети записывают число.

III.  Этап локализации индивидуальных затруднений

- Что вы можете сказать об этих словах?

- Нужно ли вспоминать их правописание? Для чего?

- Можно ли как-то объединить эти слова?

- Мы сегодня весь урок будем работать под девизом «Весна идет! Весне дорогу!». Даже мы с вами обладаем именем весенних месяцев. Давайте познакомимся.

- Встаньте те, кто имеет имя «Март». (Бондина А., Мазуров Е.)

- А теперь ребята с именем «Апрель». (Иванова В.)

- Ну а имя «Май» к сожалению, у нас в классе нет.

-Сейчас вам необходимо будет решить орфографические задачи в данных словах.

- прежде чем приступить к работе, вам необходимо поставить себе прогнозируемую отметку по знанию правописания словарных слов.

- Решите орфографические задачи.

- Проверьте и просигнальте.

- Поставьте себе отметку в оценочном листе в графе «После выполнения работы». Совпала ли отметка с прогнозируемой?

- А можно ли эти слова разделить на группы?

- А по каким признакам?

- А по какому ещё признаку можно разделить их?

- Где нам встретятся эти слова?

-Сейчас мы будем работать с предложениями. Поставьте в оценочном листе прогнозируемую отметку.

- Каждый весенний месяц будет выполнять свою работу.

-«Март», согласны ли вы с данным оформлением мысли? Если нет, то преобразуйте данные предложения.

- «Апрель», как вы считаете, какую работу нужно выполнить вам?

-«Май», вам нужно составить предложение с интонацией перечисления, используя одно или несколько предложенных словарных слов.

- Прочитаем, что у нас получилось.

- Поставьте себе отметку в оценочный лист в графу «После выполнения работы».

- Чем похожи все наши предложения?

- Подчеркните их.

-Какие члены предложения могут быть однородными?

- Это слова из словаря.

- Да. Мы должны знать их правописание.

- Все эти слова на тему «Весна».

(У каждого учащегося на рабочем месте наклеена карточка с названием весеннего месяца / по уровням / - для дифференцированной работы).

-Дети встают.

 

- Да, можно.

- По частям речи. Имена существительные: апрель, берёза, облако, природа, соловей;

глаголы: жужжать, таять;

наречие: быстро.

- По орфограммам. Безударные гласные в корне, безударные гласные в суффиксе, удвоенные согласные:

апрель       таять         жужжать

берёза        быстро

облако

природа

соловей

- В устной и письменной речи при оформлении  предложений.

(Ребята работают с оценочным листом).

(Ребята  низкого уровня по карточкам в тетрадях из трёх предложенных предложений составляют одно с однородными членами).

- составить и записать предложение.

(строить, неприступность, или, ледяной, крепость, снежный). -МАРТ

 Строили неприступные снежные или ледяные крепости.

-Составить и записать предложение.

(луч, солнце, светят, и, греют, апрельское).

Лучи апрельского солнца светят и греют. –АПРЕЛЬ.

-Составить и записать предложение.

(поют, дрозд, и, чижи, весело).

Весело поют дрозды и чижи. –МАЙ.

- Во всех предложениях есть однородные члены.

-Ребята подчёркивают однородные члены.

-Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены (доказывают с помощью только что записанных предложений).

IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

- Так что такое однородные члены?

-Зачем нужны однородные члены  предложения?

Выполнение упр. 476 в ТПО

- Кто уже догадался, что мы будем изучать на уроке?

-Какую цель поставим на сегодняшний урок?

Цель:

1.научиться видеть связь между однородными членами предложения.

-Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову и являются одним и тем же членом предложения.

(При ответе нуждающиеся учащиеся пользуются схемой со слайда).

- Они делают нашу речь более точной, красивой, выразительной.

V. Реализация построенного проекта.

-выполнение упр. 478.

- Оказывается, мы очень хорошо усвоили материал об однородных членах. Давайте подтвердим свои знания, выполнив упражнение  479.

-выполняют упражнение.

VI. Этап обобщения затруднений во внешней речи

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

VIII. Включение в систему знаний и повторение

IХ. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Работа в паре.

- Ребята, вы готовы проверить приобретённые на сегодняшнем уроке знания?

- Перед вами предложение:

«Ласточка питается мухами комарами мошками».

- Как вы думаете, какую работу мы сейчас будем выполнять?

- Правильно. Сейчас мы будем работать с предложениями, включающими однородные члены. Запишите это предложение к себе в тетрадь и исправьте имеющиеся ошибки, если они есть.

- Ребята, а сейчас проверьте постановку знаков препинания.

Самопроверка.

Решить орфографические задачи и вставить где необходимо знаки препинания.

Она лета.т  с  раскрытым клювом и лов.т добычу  на х.ду.

        Цапли живут не на суш.  а на болотах и озёрах.

        Луч(?) со?нца  осв.тил  и луг  и речку  и  рощу.

        Леб.ди  летели ни.ко над оз.ром но на воду (не) садились.

- А сейчас у нас есть возможность быстро проверить, как мы усвоили материал сегодняшнего урока. Выполним мини-тест. У вас на партах есть маленькие листочки с порядковыми номерами. Я буду зачитывать предложения. А вы должны решить, нужны в каждом из них запятые или нет. Если нужны, ставите «+» рядом с порядковым номером этого предложения, а если не нужны, то ставим «-».

Зачитываю предложения:

  1. Весна прекрасна своими душистыми и ароматными цветами.
  2. Воздух весны свежий, лёгкий, парящий.
  3. Весной появляются и почки на деревьях, и травка, и цветы.

- Ребята, а сейчас поставьте себе отметку за умение ставить знаки препинания при однородных членах.

- А теперь оценочные листы передайте с задних парт на передние. Скоро вы узнаете свои отметки.

- Ребята, давайте вспомним, над решением каких вопросов мы работали на сегодняшнем уроке?

- Как вы считаете, смогли ли мы ответить на эти вопросы?

- Вы молодцы, отлично поработали и многие получают сегодня отметки.

(Оцениваю работу учащихся отметками).

-  Каким же был для вас сегодняшний урок?

- Какую из этих фраз вы хотели бы продолжить?

- Для того, чтобы закрепить полученные нами знания, дома вы ещё раз поработаете над схемой-правилом на странице 66 и выполните упражнение стр.49-50- правила, карточка.

Дифференцированное задание по карточкам.

Легкий уровень.

1.  - Спишите, расставляя знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения.

1) Уже улетели на юг ласточки скворцы грачи журавли. 2)Заря бывает не только утренняя но и вечерняя. 3) В саду чувствовался запах яблок свежести и тишины. 4)Хозяйка принялась жарить варить тушить и печь.

 Средний уровень.

2. - Спишите, расставляя знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения.

Лежу в траве. Лохматые шапочки одуванчиков похожи на маленькие солнышки. Вокруг меня летают пчёлы мушки комары. Они не просто летают жужжат и кружатся надо мной. Это их трудовые будни. Цветы травы кусты и деревья радуют меня. Успокаивает писк. Рокот гудение звуки природы. Я чувствую себя счастливым.

Сложный уровень.

-Прочитайте.

1) Птицы летели над рекой. 2) Яркие листья уже опадают. 3) Детям подарили игрушки. 4) Мама купила сладости. 5) В лесу растут деревья.

- Распространите предложения, заменив выделенные слова однородными членами. Выделите их и укажите часть речи.

НапримерВ саду растут цветы.

В саду растут розытюльпаныпионы.

- А теперь все встаньте. Урок окончен. Спасибо за работу. Молодцы!

- Да.

- Мы должны поставить запятые при однородных членах, если нужно.

(Учащимся, решившим работать самостоятельно, раздаю карточки с предложениями, а  некоторым желающим ребятам – карточки-помощницы. С остальными ребятами работаю фронтально со слайдами).

(Дети читают задание).

(Если кто-то затрудняется, класс помогает:

- Мы будем находить однородные члены, отмечать их «галочкой», ставить, где нужно, запятые.

(Учащиеся выставляют себе отметки в «Оценочном листе»)


Приложение.

Оценочный лист  ____________________________

Работа на уроке

Мой прогноз

Моя отметка после выполнения работы

Отметка  

учителя

Аккуратность

Активность

Знание слов из словаря

Умение составлять предложения

Знаки препинания при однородных членах

 Работа в паре

Закрепление знаний(тест)

Карточка-помощница.

При перечислении однородных членов всегда ставится запятая.

О, О, О.

Если однородные члены соединены союзом «И», то перед ним запятая не ставится.

О и О.

Запятые ставятся перед повторяющимися союзами «И»

и О, и О, и О.

Перед союзами «а», «но» при однородных членах всегда ставятся  запятые.

    О, а  О.                           О, но О. 

Карточка-помощница.

При перечислении однородных членов всегда ставится запятая.

О, О, О.

Если однородные члены соединены союзом «И», то перед ним запятая не ставится.

О и О.

Запятые ставятся перед повторяющимися союзами «И».

и О, и О, и О.

Перед союзами «а», «но» при однородных членах всегда ставятся  запятые.

    О, а  О.                           О, но О. 

Карточки  для индивидуальной работы  при  первичном закреплении нового материала.

        Ласточка питается  мухами комарами мошками. Она лета.т  с  раскрытым клювом и лов.т добычу  на х.ду.

        Цапли живут не на суш.  а на болотах и озёрах.

        Луч(?) со?нца  осв.тил  и луг  и речку  и  рощу.

        Леб.ди  летели ни.ко над оз.ром но на воду (не) садились.

     

         Ласточка питается  мухами комарами мошками. Она лета.т  с  раскрытым клювом и лов.т добычу  на х.ду.

         Цапли живут не на суш.  а на болотах и озёрах.

         Луч(?) со?нца  осв.тил  и луг  и речку  и  рощу.

         Леб.ди  летели ни.ко над оз.ром но на воду (не) садились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....