русский язык конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
- Организационный момент.
- Словарная работа.
- Найди лишнее слово и запиши его.(слайд 1)
Обед, овёс, гореть, суббота.
Работать, морозить, победить, командовать.
- Я диктую имена существительные, а вы образуйте и запишите глаголы в неопределённой форме.
Адрес – адресовать, беседа – беседовать, дежурный – дежурить, жёлтый – желтеть, завтрак – завтракать, квартира – квартировать.
Взаимопроверка. Поднимите руку у кого ошибки!
Если будут ошибки проверить и повторить правило «Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы Что делать? Что сделать?»
Если не будет ошибок, то спрашиваешь «Чем похожи все слова?» (глаголы, связаны со словарными словами)
- Актуализация изученного.
- Откройте в ноутбуках файл первая группа с названием вариант1,
Вторая – вариант 2
Третья – вариант 3
Четвертая – вариант 4
Прочитайте стихотворение (на экране записан текст).
Рыженький котик сидеть на окошке
И увидеть он знакомую кошку.
Он ей песню спеть,
А потом поесть .
Вот теперь сидеть.
На неё глядеть.
Кисонька мурлыкать,
Кота к себе кликать:
Пойдём, котичек, на улицу гулять,
Курочек соседских попугать.
Будем вместе по улице ходить
И о разном с тобой будем говорить.
- Что вы заметили в этом тексте?
(глаголы в предложениях не связаны по смыслу).
-В какой форме использованы глаголы?
-В каждой группе лежит лист розового цвета с заданием. Возьмите его, прочитайте задание и выполните его в группе.
Рыженький котик сидел на окошке
И увидел он знакомую кошку.
Он ей песню спел,
А потом поел .
Вот теперь сидит.
На неё глядит.
Кисонька мурлычет,
Кота к себе кличет:
Пойдём, котичек, на улицу гулять,
Курочек соседских попугать.
Будем вместе по улице ходить
И о разном с тобой будем говорить.
- Возьмите таблицу, напечатанную на голубом листе бумаге и выпишите глаголы с вопросами.
Настоящее время | Прошедшее время | Будущее время |
Что делает? | Что делал? | Что будет делать? |
сидит | сидел | будем гулять |
глядит | будем ходить | |
мурлычет | будем говорить | |
кличет |
- Коллективная проверка. (слайд 2)
4. Работа по учебнику.
Упр.377 (слайд3)
Самостоятельное выборочное списывание.
После выполнения коллективная проверка.
Проблема. –
-В чем особенность данного текста? (нет действующего лица, то, о чем говорит автор, как бы относиться ко всем людям вообще).
5.Физкультминутка. (слайд 4)
Встали из – за парт, руки на пояс. Я прочитаю стихотворение Т. Рик «Сладкая мечта». Если встретится глагол неопределённой формы, нужно присесть и вытянуть вперёд руки. ( на внимание)
Не мешайте мне мечтать!
Мне б мешок конфет достать,
Развернуть, жевать, сосать,
Чавкать, чмокать, уплетать,
Долго – долго не глотать,
Наслаждаться, смаковать.
Мне не надо в рот смотреть!
Совесть надобно иметь!
Так могу я подавиться
И на месте умереть!
6. Постановка проблемного вопроса. (слайд5)
-Найдите в предыдущем упражнении первые три глагола (плавать, нырять, загорать) и запишите их в таблицу 1, рядом запишите все возможные формы времени этих глаголов.
Таблица 1
Н.ф. | Прош.вр. | Наст. вр. | Буд. вр. |
плавать | плавал | плаваю | Буду плавать |
нырять | нырял | ныряю | Буду нырять |
загорать | загорал | загораю | Буду загорать |
- Взаимопроверка в группах.- Сколько глаголов у вас получилось от каждого глагола в неопределенной форме?(3)
-В таблицу 2(слайд6) запишите глаголы нырнуть, загореть . И образуйте от них все возможные формы времени. Запишите их.
Таблица 2
Н.ф. | Прош.вр. | Наст. вр. | Буд. вр. |
нырнуть | нырнул | ---- | нырну |
загореть | загорел | --------- | загорю |
- Взаимопроверка в группах.Сколько глаголов у вас получилось в каждой группе?(2)
- Посмотрите на эти две таблицы и попробуйте сформулировать основной вопрос урока.
( Почему у глаголов может быть разное количество форм?)
7. Открытие нового знания. Поиск решения. (слайд 7)
Глаголы бежать, подбежать, брать, собрать, плести, сплести записать в таблицу после вопросов на которые они отвечают. Рядом написать все возможные формы времени этих глаголов.
вопрос | Н.ф. | Прош.вр. | Наст. вр. | Буд. вр. |
Что делать? | бежать | бежал | бегу | Буду бежать |
Что делать? | брать | брал | беру | Буду брать |
Что делать? | плести | плел | плету | Буду плести |
вопрос | Н.ф. | Прош.вр. | Наст. вр. | Буд. вр. |
Что сделать? | подбежать | подбежал | ------------- | Подбегу |
Что сделать? | собрать | собрал | -------------- | Соберу |
Что сделать? | сплести | плел | --------------- | Сплету |
-Взаимопроверка в группах.
- Понаблюдайте и сделайте выводы:( Слайд 8)
- какие глаголы имеют все три формы времени;
- на какой вопрос они отвечают в неопределённой форме;
- какое у этих глаголов будущее время (простое или сложное)?
Отвечает представитель от каждой группы.
На основе своих наблюдений
Сделайте вывод: какие формы глаголов могут отсутствовать и отчего это зависит? ( у некоторых глаголов могут отсутствовать формы настоящего времени. Это зависит от того на какой вопрос отвечает глагол: Что делать? Или Что сделать? Если вопрос что сделать?, то настоящего времени у глагола нет.
- обобщите ваши наблюдения и ответьте на основной вопрос урока: сколько форм времени и какие можно образовать от неопределенной формы глагола и почему? Начните свой ответ так: «Если глагол отвечает на вопрос что делать?...»(то он имеет три формы времени – настоящее, будущее и прошедшее время. Если глагол отвечает на вопрос что сделать, то он имеет 2 формы времени – прошедшее и будущее. Формы настоящего времени он не имеет)
8. Первичное закрепление, развитие учебно-языковых умений. (слайд 9)
Возвращаемся к ноутбукам.
Курсор навели на зеленую стрелку справу и кликнули по ней правой кнопкой мыши.
Перед каждой группой открылось новое задание.
Работаем курсором и перетаскиваем подходящие глаголы в пословицы.
Проверка выполненных заданий.(Заслушиваются получившиеся пословицы и объяснение значения этих пословиц)
Ласточка с самого раннего утра летает, хлопочет, то птенцов кормит, то гнездо строит, в общем с утра вся в работе, а соловей вечером трель свою затянет, лето, тихий вечер, песня соловья как награда за трудовой день. Короче, с утра ударно поработай, а вечером можно и попеть.
Порицает чрезмерную гордость, тщеславие и хвастливость, учит быть сдержанными и спешить делом, а не словами.
Смелость помогает много добиться в жизни, а трусость создает только проблемы.
. В мирное время люди строят города, а во время войны всё это разрушается.)
Добровольное признание в совершенном проступке. // Признание своей вины в чем-л., какой-л. ошибки.
Терпение – надежда
Легче друга потерять, чем найти – «в данной пословице отме-
чается хрупкость дружбы, поэтому человек должен дорожить другом и
относиться к нему бережно и с уважением».
Не внешность и производимое впечатление важны в человеке, а его характер, способности, знания.
- А теперь снова наведите курсор на правую стрелку и два раза кликнете правой кнопкой мыши. Перед вами следующее задание. Распределите глаголы в два столбика. В левый столбик глаголы имеющие 3 формы времени, а в правый глаголы имеющие 2 формы времени.
Коллективная проверка.
9. Итог урока.
- Когда от неопределенной формы глагола можно образовать все три формы времени? (когда глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать?)
- А две? Какие это формы времени?(когда глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что сделать? И имеют только форму прошедшего и будущего времени)
10. Рефлексивный экран (слайд 10)
- Посмотрите на экран и дополните предложения своими впечатлениями от урока.
11. запишите домашнее задание (слайд11)
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель как деятельность ученика.
Метапредметные результаты: развитие умений анализировать, сравнивать, прогнозировать. Проверять гипотезы, делать выводы.
1.Познавательные: Подбирать неопределенную форму к глаголам, употребленным в тексте; задавать вопросы к слова; образовывать глаголы настоящего и будущего времени; применять на практике изученные орфографические правила; объяснять выбор написания слов, требующих проверки.
2.Коммуникативные: Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Воспроизводить и применять правила работы в группе. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи.
3.Личностные:
Положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык" -конспект урока
"Русский язык" -конспект урока...
УМК "Гармония" 2 класс Русский язык Конспект урока: Знакомство с понятием "приставка" и "суффикс".
Сформировать понятие о приставках и суффиксах как частях слова, имеющих своё значение и выполняющих в слове важную работу;В помощь учителю предлагается конспект урока и презентация....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
учебно-методический комплект по русскому языку (конспект урока+ презентация) "Изменение по падежам имен прилагательных", 2 класс, ШР
конспект урока по русскому языку + презентация....
Русский язык (конспект урока по теме "Построение модели звукового состава слова" 1 класс)
Тема урока: "Построение модели звукового состава слова"Задачи урока: создать условия для выбора языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для успешного решения коммуникативной задач...
Русский язык конспект урока
Повторение изученного в 3 классе...
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...