русский язык конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Лупеко Галина Валерьевна

4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neopred._forma_glagola.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Организационный момент.
  2. Словарная работа.

- Найди лишнее слово и запиши его.(слайд 1)

Обед, овёс, гореть, суббота.

Работать, морозить, победить, командовать.

- Я диктую имена существительные, а вы образуйте и запишите глаголы в неопределённой форме.

Адрес – адресовать, беседа – беседовать, дежурный – дежурить, жёлтый – желтеть, завтрак – завтракать, квартира – квартировать. 

Взаимопроверка. Поднимите руку у кого ошибки!

Если будут ошибки проверить и повторить правило «Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы Что делать? Что сделать?»

Если не будет ошибок, то спрашиваешь «Чем похожи все слова?» (глаголы, связаны со словарными словами)

  1. Актуализация изученного.

- Откройте в ноутбуках файл первая группа с названием вариант1,

Вторая – вариант 2

Третья – вариант 3

Четвертая – вариант 4

Прочитайте стихотворение  (на экране записан текст).

Рыженький котик сидеть на окошке

И увидеть он знакомую кошку.

Он ей песню спеть,

А потом поесть .

Вот теперь сидеть.

На неё глядеть.

Кисонька мурлыкать,

Кота к себе кликать:

Пойдём, котичек, на улицу гулять,

Курочек соседских попугать.

Будем вместе по улице ходить

И о разном с тобой будем говорить.

- Что вы заметили в этом тексте?

(глаголы в предложениях не связаны по смыслу).

-В какой форме использованы глаголы?

-В каждой группе лежит лист розового цвета с заданием. Возьмите его, прочитайте задание и выполните его в группе.

Рыженький котик сидел на окошке

И увидел он знакомую кошку.

Он ей песню спел,

А потом поел .

Вот теперь сидит.

На неё глядит.

Кисонька мурлычет,

Кота к себе кличет:

Пойдём, котичек, на улицу гулять,

Курочек соседских попугать.

Будем вместе по улице ходить

И о разном с тобой будем говорить.

- Возьмите таблицу, напечатанную на голубом листе бумаге и выпишите глаголы с вопросами.

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

Что делает?

Что делал?

Что будет делать?

сидит

сидел

будем гулять

глядит

будем ходить

мурлычет

будем говорить

кличет

- Коллективная проверка. (слайд 2)

4. Работа по учебнику.

Упр.377 (слайд3)

Самостоятельное выборочное списывание.

После выполнения коллективная проверка.

Проблема. –

-В чем особенность данного текста? (нет действующего лица, то, о чем говорит автор, как бы относиться ко всем людям вообще).

 5.Физкультминутка. (слайд 4)

Встали из – за парт, руки на пояс. Я прочитаю стихотворение Т. Рик  «Сладкая мечта». Если встретится глагол неопределённой формы, нужно присесть и вытянуть вперёд руки. ( на внимание)

Не мешайте мне мечтать!

Мне б мешок конфет достать,

Развернуть, жевать, сосать,

Чавкать, чмокать, уплетать,

Долго – долго не глотать,

Наслаждаться, смаковать.

Мне не надо в рот смотреть!

Совесть надобно иметь!

Так могу я подавиться

И на месте умереть!

   6. Постановка проблемного вопроса. (слайд5)

-Найдите в предыдущем упражнении  первые три глагола  (плавать, нырять, загорать) и запишите их в таблицу 1, рядом  запишите все возможные формы времени этих глаголов.

Таблица 1

Н.ф.

Прош.вр.

Наст. вр.

Буд. вр.

плавать

плавал

плаваю

Буду плавать

нырять

нырял

ныряю

Буду нырять

загорать

загорал

загораю

Буду загорать

- Взаимопроверка в группах.- Сколько глаголов у вас получилось от каждого глагола в неопределенной форме?(3)

-В таблицу 2(слайд6) запишите глаголы нырнуть, загореть .  И образуйте от них все возможные формы времени. Запишите их.

Таблица 2

Н.ф.

Прош.вр.

Наст. вр.

Буд. вр.

нырнуть

нырнул

----

нырну

загореть

загорел

---------

загорю

 - Взаимопроверка в группах.Сколько глаголов у вас получилось в каждой группе?(2)

- Посмотрите на эти две таблицы и попробуйте сформулировать основной вопрос урока.

 ( Почему у глаголов может быть разное количество форм?)

7. Открытие нового знания. Поиск решения. (слайд 7)

Глаголы бежать, подбежать, брать, собрать, плести, сплести записать в таблицу после вопросов на которые они отвечают. Рядом написать все возможные формы времени этих глаголов.

вопрос

Н.ф.

Прош.вр.

Наст. вр.

Буд. вр.

Что делать?

бежать

бежал

бегу

Буду бежать

Что делать?

брать

брал

беру

Буду брать

Что делать?

плести

плел

плету

Буду плести

вопрос

Н.ф.

Прош.вр.

Наст. вр.

Буд. вр.

Что сделать?

подбежать

подбежал

-------------

 Подбегу

Что сделать?

собрать

собрал

--------------

 Соберу

Что сделать?

сплести

плел

---------------

Сплету

-Взаимопроверка в группах.

- Понаблюдайте и сделайте выводы:( Слайд 8)  

  • какие глаголы имеют все три формы времени;
  • на какой вопрос они отвечают в неопределённой форме;
  • какое у этих глаголов будущее время (простое или сложное)?

Отвечает представитель от каждой группы.

На основе своих наблюдений

Сделайте вывод: какие формы глаголов могут отсутствовать и отчего это зависит? ( у некоторых глаголов могут отсутствовать формы настоящего времени. Это зависит от  того на какой вопрос отвечает глагол: Что делать? Или Что сделать? Если вопрос что сделать?, то настоящего времени у глагола нет.

- обобщите ваши наблюдения и ответьте на основной вопрос урока: сколько форм времени и какие можно образовать от неопределенной формы глагола и почему? Начните свой ответ так: «Если глагол отвечает на вопрос  что делать?...»(то он имеет три формы времени – настоящее, будущее и прошедшее время. Если глагол отвечает на вопрос что сделать, то он имеет 2 формы времени – прошедшее и будущее. Формы настоящего времени он не имеет)

8. Первичное закрепление, развитие  учебно-языковых умений. (слайд 9)

Возвращаемся к ноутбукам.

Курсор навели на зеленую стрелку справу и кликнули по ней правой кнопкой мыши.

Перед каждой группой открылось новое задание.

Работаем курсором и перетаскиваем подходящие глаголы в пословицы.

Проверка выполненных заданий.(Заслушиваются получившиеся пословицы и объяснение значения этих пословиц)

Ласточка с самого раннего утра летает, хлопочет, то птенцов кормит, то гнездо строит, в общем с утра вся в работе, а соловей вечером трель свою затянет, лето, тихий вечер, песня соловья как награда за трудовой день. Короче, с утра ударно поработай, а вечером можно и попеть.

 Порицает чрезмерную гордость, тщеславие и хвастливость, учит быть сдержанными и спешить делом, а не словами.

Смелость помогает много добиться в жизни, а трусость создает только проблемы.

. В мирное время люди строят города, а во время войны всё это разрушается.)

Добровольное признание в совершенном проступке. // Признание своей вины в чем-л., какой-л. ошибки. 

Терпение – надежда

Легче друга потерять, чем найти – «в данной пословице отме-

чается хрупкость дружбы, поэтому человек должен дорожить другом и

относиться к нему бережно и с уважением».

 Не внешность и производимое впечатление важны в человеке, а его характер, способности, знания.

- А теперь снова наведите курсор на правую стрелку и два раза кликнете правой кнопкой мыши. Перед вами следующее задание. Распределите глаголы в два столбика. В левый столбик глаголы имеющие 3 формы времени, а в правый глаголы имеющие 2 формы времени.

Коллективная проверка.

9. Итог урока.

- Когда от неопределенной формы глагола можно образовать все три формы времени? (когда глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать?)

- А две? Какие это формы времени?(когда глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что сделать? И имеют только форму прошедшего и будущего времени)

10. Рефлексивный экран (слайд 10)

- Посмотрите на экран и дополните предложения своими впечатлениями от урока.

11. запишите домашнее задание (слайд11)

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель как деятельность ученика.

Метапредметные результаты: развитие умений анализировать, сравнивать, прогнозировать. Проверять гипотезы, делать выводы.

1.Познавательные: Подбирать неопределенную форму к глаголам, употребленным в тексте; задавать вопросы к слова; образовывать глаголы  настоящего и будущего времени; применять на практике изученные орфографические правила; объяснять выбор написания слов, требующих проверки.

2.Коммуникативные: Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Воспроизводить и применять правила работы в группе. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи.

3.Личностные:

Положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык" -конспект урока

"Русский язык" -конспект урока...

УМК "Гармония" 2 класс Русский язык Конспект урока: Знакомство с понятием "приставка" и "суффикс".

Сформировать понятие о приставках и суффиксах как частях слова, имеющих своё значение и выполняющих в слове важную работу;В помощь учителю предлагается конспект урока и презентация....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Русский язык (конспект урока по теме "Построение модели звукового состава слова" 1 класс)

Тема урока: "Построение модели звукового состава слова"Задачи урока: создать условия для выбора языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для успешного решения коммуникативной задач...

Русский язык конспект урока

Повторение изученного в 3 классе...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...