Русский язык (конспект урока по теме "Построение модели звукового состава слова" 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Бояркина Юлия Викторовна

Тема урока: "Построение модели звукового состава слова"

Задачи урока: создать условия для выбора языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для успешного решения коммуникативной задачи, формировать знания о функциях Ь, осмысление толкования многозначности слов в контексте.

Данный конспект разработан для учащихся 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_r_yaz.docx467.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Урок- игра. Построение модели звукового состава слова.

Задачи: создать условия для выбора языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для успешного решения коммуникативной задачи; научить формулировать функции ь (разделительный и показатель мягкости предшествующего согласного), осмысления толкования многозначного слова в контексте.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки, кратко характеризовать звуки русского языка, решать учебные и практические задачи – осознавать цели и ситуации устного общения; получат возможность научиться выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные:общеучебные – практическое овладение речевыми нормами, соответствующими заданным ситуациям общения; уяснение понятия транскрипция; освоение записи транскрипции слова; осмысление толкования многозначного слова в контексте; различение функций ь;логические – осуществление анализа речевых ситуаций, в которых выбор языковых средств зависит от возраста собеседника; проведение звукового анализа слов.

Регулятивные: осмысливать учебный материал; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; работать по предложенному плану, используя необходимые средства; организовывать свою учебную деятельность.

Коммуникативные: оперировать монологической и диалогической формой речи, осуществлять отбор соответствующих языковых средств при сравнении отличительных признаков объектов; соблюдать орфографические нормы произношения.

Личностные:сохраняют мотивацию к учёбе; ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; вырабатывают адекватную позитивную самооценку; проявляют интерес к учебному материалу, освоению новых действий.

Этапы урока

Содержание

УУД

Примечание

1.Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, и мы настраиваемся на урок.  Сядьте ровненько, спинки выпрямите, а я посмотрю, кто из вас лучше всей сидит. Молодцы! Нам с вами предстоит выполнить  интересную работу. А девиз у нас такой: «То, что знаешь –не скрывай, на вопросы отвечай!».

-Откроем тетрадки запишемдату, классная работа

 Думаю, что теперь вы будите внимательными и активными. Я приготовила для вас сегодня интересные задания. Хотите узнать?

На прНа протяжении всего урока слежу за осанкой учащихся.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

3.Выявлениепричин затруднения и постановка цели деятельности.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

5.Первичное закрепление во внешней речи.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7.Итог

8.Этап рефлексии деятельности на уроке.

1)Минутка чистописания.

-Прослушайте стихотворение и скажите написание какой буквы мы вспомним на минутке чистописания

Этот крюк вам всем знаком,

Назван мягким знаком он.

Буква есть, фонемы нет.

В этом скрыт и весь секрет.

- Верно, мягкий знак

-Чем интересен мягкий знак?

Физмин «Разомнем пальчики».

- Скажите, ребята, что такое буквы? А звуки?

-Чем отличаются буквы от звуков?

-Сформулируйте тему урока.

- Какую цель ставим сегодня на уроке?(учиться составлять звуковую схему слов)(Слайд)

2) Работа с иллюстрацией.

-Ребята, отгадайте загадку:

Зазвенели ручьи,
прилетели грачи.
В улей пчела
первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает?
 (Весной)

C:\Users\АДМИНИСТРАЦИЯ\Desktop\55793636_vesennyaya_kapel.gifC:\Users\АДМИНИСТРАЦИЯ\Desktop\64722371939569.jpg (Демонстрация картинки «Весна»)

-Верно! Весной!

-Придумайте предложение про весну. Запишите – Весной на деревьях появляются листочки.

Весна. Прекрасное время года. Оживает природа, появляются листочки на деревьях, распускаются цветы, просыпаются насекомые. (На слайде рисунки яблоневых деревьев)

C:\Users\АДМИНИСТРАЦИЯ\Desktop\1275769230_142037_3.jpg

-Увидев яблоневый сад, кто-то к нам в гости залетел. Угадайте, кто это? (слайд)

Чудо-город-городок, шумных домиков рядок!

 Целый год янтарный мед, в бочках не кончается!

И все лето весь народ, на цветах качается.

- Ребята, да вот беда, цветы на деревьях ещё не распустились. Как пчелки будут собирать нектар?

-Чтобы цветы распустились, надо быстро выполнять задания. Давайте поможем.(По мере выполнения заданий будут раскрываться цветы на яблонях)

1.Запишем слово - пчела.

- Поставим ударение, выделим слоги, посчитаем сколько букв, сколько звуков.

-Скажите, ребята, с помощью чего мы записали слова?(с помощью знаков-букв), а что мы произносили?(звуки)

- А можно ли записать звуки?

-Обратимся к учебнику. Откройте урок 40, прочитайте про себя правило.Представим, что мы исследователи. Поищем ответ на вопрос

Д е т и    ч и т а ю т

 - Так, что вы узнали?

-Действительно с помощью квадратных скобок можно записать звуки.

-Как называется такая схема?

Такая схема называется транскрипция(Слайд)

Запишем транскрипцию слова -пчела.

- Как же обозначить мягкость звука в транскрипции. Опять обратимся к учебнику. Представим, что мы исследователи. Поищем ответ на вопрос

-Что обозначает мягкий знак в словах ?(Действительно, мягкость согласного)А в транскрипции?

- Запишем транскрипции слов-предметов нашего предложения(Весной на деревьях появляются листочки)

Весна-_____, дерево-______, листочки-______

Физминутка

Работа в группе.

- Сейчас, мы с вами поработаем в группе. Сформируйте группы по 4 человека. На карточках задание: « Заполни пропуски: запиши транскрипцию к словам»:

Тигр - _____

Торт - ______

Луг - _______

Лук - _________

-Передайте карточки.

-Проверим.

- Что необычного вы заметили в транскрипциях?

-Какие транскрипции похожи?

-Почему? ( Слайд)

В ПТ с. 28 выполните самостоятельно упр. 4

-Проверим

-Ребята, о чём мы сегодня говорили?

-Что нового вы узнали на уроке?

- Достигнута ли цель урока??

- Хорошо поработали вы сегодня,ребята,  и пчелки потрудились на славу. (Отмечаем активных ребят, говорим о недочётах в работе).

Пчелки  хотят вас поблагодарить и что-то сказать. Из улья они  будут выносить буквы, а вы, выполняя задание, быстро составляйте слово из этих букв.(Молодцы)

д

л

о

о

ц

м

ы

  - А теперь прочитайте слово: МОЛОДЦЫ!

-Ребята, проанализируйте свою работу на уроке

Поднимите, картинку. ( 1 картинка -Мне было всё понятно! 2  картинка -Мне не всё ясно, хочу об этом ещё узнать. 3 картинка - Мне ничего не понятно).

C:\Users\ЮЛЯ\Desktop\bear002ha_l.pngC:\Users\ЮЛЯ\Desktop\bear003ha_l.pngC:\Users\ЮЛЯ\Desktop\bear004ha_l.png

Спасибо за урок! До встречи, ребята!                                                                                              

-

- знают алфавит, умеют записывать слова поддиктовку (познавательные, личностные, регулятивные);

-умеют  списывать текст(по-

знавательные, личностные,

регулятивные, коммуника-

тивные);

- уметь проверить по алгоритму (регулятивные, познавательные, личностные);

- уметь соотнести вопрос с ответом(познавательные, личностные).

Тема урока появляется на доске

Картинки увеличены и перенесены на доску.

-умеют применять полученные знания на практике(познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные);

-выбор способа решения(коммуникативные, личностные, познавательные, регулятивные);

-умеют соотносить изменения в природе с временем  года (познавательные, личностные, регулятивные);

Демонстрация слайдов. Презентация.

-умеют назвать отличия букв то звуков(познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные);

-знают «особенности» букв Е,Ё, Ю, Я(познавательные, коммуникативные, личностные);

-о мягкости согласного в словах (познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные);

- умеют перевести печатный текст в письменный  (регулятивные, познавательные, личностные);

-умеют проверить результат(регулятивные, познавательные, личностные);

-умеют соотнести вопрос с ответом(познавательные, личностные);

Работа в группе. Карточки.

-знают         как записать транскрипцию слова (познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные);

-умеют проверить по образцу (регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные)

--умеют находить слово-предмет(познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные

-умеют анализировать опорные слова(познавательные, регулятивные);

-выбор способа решения(познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные);

-умеют проверять результат

(познавательные, регулятивные, личностные);

-умеют соотнести вопрос с ответом(личностные, познавательные, регулятивные);

умеют выделять и удерживать  условие, вопрос (познавательные, личностные)

-удерживают и соотносят вопрос с ответом (познавательные, регулятивные, личностные)

-умеют проанализировать свою работу на уроке (познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Гармония" 2 класс Русский язык Конспект урока: Знакомство с понятием "приставка" и "суффикс".

Сформировать понятие о приставках и суффиксах как частях слова, имеющих своё значение и выполняющих в слове важную работу;В помощь учителю предлагается конспект урока и презентация....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку, тема урока:"Правописание частицы "не" с глаголами", 4 класс, программа развивающего обучения Л.В.Занкова.

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о раздельном и слитном написании частицы "не" с глаголами. Задачи урока: выявит степень усвоения обучающимися знаний о раздельном написании частицы "не"с ...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Русский язык.Конспект урока по теме : " Волшебный русский язык"

В процессе проведения урока в игровой форме происходит закрепление полученных знаний  , расширение и их углубление  учащимися, формирование умения работать в группе."Сегодня наш урок бу...