Актуализация знаний
Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
Работа по теме урока.
Организация познавательной деятельности.
Физминутка.
Физминутка.
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Домашнее задание.
| Фронтальная. Словесный.
Фронтальная.
Словесный.
Постановка проблемы
Групповая работа
«Внутренний и внешний круг». | -Человек с детства впитывает, углубляет любовь к родной земле, родному языку. Каждый из нас обладает какими –то способностями, а может быть и талантом. - Посмотрите на экран. Скажите, что объединяет этих людей? Как вы считаете, каждый может стать писателем? - Предлагаю вам определить, какими качествами и способностями должен обладать писатель. - Итак, писатель должен быть грамотным, обладать хорошим воображением. -Что значит быть грамотным? (Знать правила, т.е. теорию, и уметь применять их на практике). ( на доске вывешиваю соответствующие карточки). - Предлагаю вам попробовать сегодня стать писателями. Какими вы обладаете знаниями и способностями? Перед вами на парте лежит лист оценки готовности к профессии писателя. Будем определять наличие или отсутствие воображения, знание правил (теорию) и умение практически применить правила (практику).
| читатель
| писатель
| воображение |
|
| теория |
|
| практика |
|
|
Проверим, обладаете ли вы воображением? У меня для вас подготовлен сюрприз. Послушайте видео – обращение современной писательницы, которая живёт и пишет свои произведения в нашем городе Тольятти. (Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Волгина. Я пишу современные романы. У меня к вам вопрос. «Что означает фраза «Любопытством объятая, по дороге пристала к ним пятая»?) - Все ли слова понятны? «объятая» (сгорает от любопытства, ей очень интересно). - Какое ключевое (главное) слово в предложении? (к ним) - Кто это? Сколько их? (четверо, потому что пристала пятая). - Что они делали? (Шли по дороге, и, наверное, о чём – то разговаривали) - Почему вы думаете, что они шли? (двигались, обобщённое действие) - Что значит, « пристала»? (присоединилась, прилепилась) - Почему она к ним пристала? (Ей было очень интересно) - Давайте вспомним всё, о чём мы говорили, выстроим в связный рассказ. (Их было четверо. По дороге к ним пристала пятая. Потому что ей было интересно.) Фразу мы с вами расшифровали. А как вы представляете себе героев? Кто это мог быть? У меня есть одна подсказка. В том ролике, который вы смотрели перед уроком есть ответ на вопрос.
А теперь посмотрите, из какого произведения взята эта строка и что она означает. Это произведение В.В.Маяковского «Тучкины штучки». - Плыли по небу тучки. Тучек - четыре штучки: От первой до третьей – люди, Четвёртая была верблюдик. К ним, любопытством объятая, По дороге пристала пятая, От неё в небосинем лоне Разбежались за слоником слоник. И не знаю, спугнула шестая ли, Тучки взяли все – и растаяли, И следом за ними, гонясь и сжирав, Солнце погналось – жёлтый жираф.
-Кто правильно угадал? Ставьте себе в листе оценки следующее: отмечайте перо, кто не угадал –книгу. - Наши гостьи – тучки закрыли сегодня наше солнышко. Чтобы открыть его и увидеть, как оно вновь засияет, надо слова, записанные на тучках, распределить на 2 группы. На какие? (одуш и неодуш имена существительные). Друг ветер слон смех Кто? что? друг ветер слон смех -О ком идёт речь в 1 группе? На какой вопрос отвечают эти слова? Как можно назвать эту группу слов? -О чём идёт речь во 2 группе? На какой вопрос отвечают эти слова? Как можно назвать эту группу слов?
-Сформулируйте тему урока.(«Одуш и неодуш имена сущ») -Какую цель поставим сегодня перед собой? ( учиться различать одуш и неодуш имена сущ). Работа в тетради. -Открываем тетради. Записываем дату, вид работы. Минутка чистописания. - Какую работу сегодня выполним? ( прописываем букву т и рисуем тучку, из которой падает снег). Ребята, а чем туча отличается от облака? ( туча- это то же облако, но темного цвета, несущее непогоду: снег, дождь, град). Запись предложения из стихотворения В. Маяковского -Плыли по небу тучки. ( комментированное письмо, выделение грамматической основы; найти имена сущ. и указать сверху одуш или неодуш.) Как мы определяем, одуш или неодуш имя сущ? Вспомним алгоритм . Как будете рассуждать? ( Дети высказывают свои мнения, в результате чего на доске постепенно появляется «Деятельностная схема определения одушевлённых и неодушевлённых имён существительных и постановка вопроса») -Возьмите лист готовности к профессии писателя. Оцените свои знания теории, то есть знание правил, какие имена сущ относятся к одуш. , а какие к неодуш. Если знаете правила, то поставьте плюс в графе «перо». Если недостаточно хорошо выучили правила, то + в графе «книга»
Давайте проверим, можете ли вы на практике применить свои знания. -оформляем 2 столбика с вопросами кто? что? ( Показываю рисунки: Последнее слово – лисички. Простите, дети, но не смогла я найти подходящий рисунок. ПРОВЕРКА ЧЕРЕЗ «Стоп!», «Молодец!» Кто? что? Жираф стул Медведь зонт Проблема лисички Кто испытывал затруднения при работе со словом «лисички»? -Возьмите лист готовности к профессии писателя. Оцените свои знания практики Если вы выполнили задание без ошибок, то поставьте плюс в графе «перо». Если допустили хотя бы одну ошибку, то + в графе «книга»
Закрыли глазки. Что это? Ещё одна туча налетела. Что же она нам принесла? Куклу, мишку, слонёнка, цыплёнка. Как правильно поставить вопрос к игрушкам? Ведь это неживые предметы? Кто это? Мишка, кукла, петрушка, слонёнок. Что это? Мячик, домик, кубики. Мишка, кукла, петрушка, слонёнок – очень похожи на живых существ. Они относятся к одуш именам сущ. А когда вы немножко подрастёте, и изучим с вами падежи, то объяснять этот секрет будем уже на научном уровне.
- Я буду называть предметы, - если имя существительное одушевлённое – поднимитесь на носочках вверх, если неодушевлённое – встаньте на пяточки.
ВЬЮГА, ПТИЦА, ЧЕЛОВЕК, МЕТЕЛЬ - если имя существительное одушевлённое – поднимите руки вверх, если неодушевлённое – поставьте руки на пояс.
ЯБЕДА, СНЕГОПАД, ЛЫЖНИК, КАЛЕНДАРЬ,
Минутка творчества. Задание: вставьте подходящие по смыслу имена существительные в текст, отвечающие на вопрос «кто?» или «что?», а потом посмотрим, что у вас получилось. (Несколько детей читают свои карточки.) Сказка Жил - был ... Тёмной ночью он пошёл гулять по ... Вдруг видит, в луже лежит .... Хотел взять, да ничего не вышло. Пусть полежит до утра. Наступило утро. Пришёл он к луже, а вместо ..., нашёл там ... Вот смеялся! Сказка Жил-был ёжик. Тёмной ночью он пошёл гулять по лесу. Вдруг видит в луже лежит звёздочка. Хотел взять, да ничего не вышло. Пусть полежит до утра. Наступило утро. Пришёл он к луже, а вместо звёздочки нашёл там солнышко. Вот ёжик смеялся!
Работа с учебником. Стр. 50, упр.85 Инструменты разбираем вместе. 1в. Обувь и явления природы. 2 в. Растения и посуда. Проверка. Солнышко нам приготовило весёлое задание Придумайте весёлые неодуш имена сущ. Круглые неодуш имена сущ Рычащие одуш имена сущ Поющие одуш имена сущ Холодные неодуш имена сущ.
Музыкальная физминутка «Мы пойдём налево, мы пойдём направо…»
Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме. Например: -Какие имена существительные называются одушевлёнными? - Какие имена существительные называются неодушевлёнными?
- Ребята, что мы положим сегодня в наш рюкзачок знаний и умений?
Стр.50, упр.85 | Принимают участие в беседе.
Отвечают на вопросы учителя.
Рассматривают лист самооценки. Слушают инструкцию по работе с ним.
Слушают видео -обращение писателя.
Отвечают на вопросы, выдвигают предположения
Слушают произведение В. Маяковского.
Делают пометки в листе самооценки.
Распределяют слова на 2 группы. Формулируют тему урока и цель.
Прописывают образцы в тетради. Записывают предложение с комментированием. Выделяют грамматическую основу и орфограммы. Находят имена существительные, указывают над ним одушевлённое или неодушевлённое.
Проговаривают алгоритм.
Делают пометки в листе самооценки.
Распределяют слова на 2 группы.
Делают пометки в листе самооценки.
Указывают, какие имена существительные относятся к одушевлённым.
Работают в группах. Вставляют подходящие по смыслу слова. Зачитывают получившиеся тексты.
Читают инструкцию к упражнении. Выполняют задания по вариантам.
Придумывают слова по заданной инструкции.
Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.
Берут в руки рюкзачок и отвечают на вопрос. Подводят итоги своей деятельности. | Принятие учебной задачи. Умение осуществлять анализ, синтез, сравнение.
Умение анализировать полученную информацию, перерабатывать её. Умение делать выводы и определять . обобщать.
Умение анализировать, сравнивать.
Умение определить проблему и сформулировать тему урока.
Умение работать по заданному образцу.
Умение работать по заданному алгоритму.
Умение применить свои знания на практике. Умение рассуждать и делать выводы.
Умение сформулировать проблему.
Умение работать в группе.
Умение выполнять работу, чётко следуя инструкцию.
Умение подвести итог своей деятельности.
| Фронтальный Наблюдение.
Фронтальный
Наблюдение.
Индивидуальная помощь учителя.
Наблюдение
Помощь учителя
Фронтальный опрос
Наблюдение
Фронтальный опрос
Наблюдение.
Индивидуальная помощь
Наблюдение. Фронтальный опрос.
Наблюдение.
|