Конспект урока русского языка в 3 классе " Правописание предлогов и приставок"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

                 Коннспект урока русского языка в 3-м классе по теме «Правописание предлогов и приставок" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Коннспект урока русского языка в 3-м классе по теме

«Правописание предлогов и приставок"

Цели.

1. Научить распознавать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи и писать.

2.. Продолжать работу над развитием речевой деятельности; развитием познавательной активности уч-ся;

3. Воспитывать интерес к предмету русского языка.

Ход урока

I.Сообщение темы и цели урока.

Ребята, давайте поприветствуем нашего гостя.

1.Эмоциональный настрой на урок

-Какое у вас настроение?

-Давайте создадим хорошее настроение на нашем уроке.

-Представьте себе, что вы надуваете воздушный шарик: медленный вдох через нос, надуваем щеки, выдох.

-Теперь представьте и изобразите, что вы как – будто завязываете шарик. Завязывайте крепко.

-А теперь подарите свой шарик друг другу.

Мы начнем сейчас урок
С этих строк.

Вы на строчки посмотрите,
Что заметили, скажите?

3.Чистописание

(Написание буквы Оо с верхним и нижним соединением,  на второй строчке

 от-ото-по-около-со-подо)

-Посмотрите внимательно на вторую строку. Что написано? (предлоги и приставки).

-Так приставки или предлоги?

Кто сможет поспорить с….?  (включение уч-ся в активное восприятие речи одноклассников).

- Где приставка? Где предлог?

Кто бы нам ПОНЯТЬ ПОМОГ!!!

4. Постановка темы урока:

-Какие цели ставим перед собой, чему будем учиться на уроке? (ответы детей)

- Если есть одинаковые предлоги и приставки, то,  как их различить? Давайте разберемся.

Наша задача на уроке: научиться различать, когда нужно писать предлог, а когда слово употребляется с приставкой.

5.Оформление тетрадей
– Открываем тетради. Соблюдаем наклон тетрадей и правила посадки при письме. Записываем: число.  Классная работа и чистописание.

III.Работа по теме урока.

1. Словарно-орфографическая работа.
На доске записаны словосочетания:  (слайд)

(до)ехал                        (до)деревни

(по)бежал                           (по)дороге

(про)читал                (про)завод

(под)полз                        (под)машину

(на)кричал                            (на)собаку

– Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?

1) Можно разделить на слова из словаря и не из него.

2) На глаголы и существительные.

3) На слова с приставками и слова с предлогами.

Беседа по вопросам:

– Еще раз внимательно посмотрите на слова, записанные на доске. Назовите слова с приставками.

– Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая  стоит  перед  корнем  и  служит  для  образования новых слов.)

– Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме не разделяется, пишется слитно.)

– Как найти приставку в слове? Обоснуйте свой ответ. (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой:  – ехал, приехал; побежал – бежал, подбежал и т. д.)

– Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами.

(До деревни, по дороге, про завод, под машину, на собаку.)

– Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это слово, которое служит для связи слов в предложении.)

– Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами пишется раздельно.)

– Попытайтесь между предлогом и следующим за ним, словом вставить вопрос или другое слово.

(До (чего?) деревни, до нашей деревни

По (чему?) дороге, по узкой дороге

Про (что?) завод, про тракторный завод и т. д.)

– Что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога? (Надо между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово.)

-Ребята, посмотрите внимательно на словосочетания. Какие еще орфограммы «спрятались» в словах с приставками? (безударный гласный звук в приставке и в корне)

-А как написать такие слова без ошибок, что для этого нужно знать? (если безударн. глас. в приставке, нужно вспомнить как пишется приставка, а если в корне, то подобрать однокоренное с ударным гласным).

-Спишите словосочетания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

-Подчеркните предлог и выделите приставку. (Взаимопроверка по  слайду)

2.Работа по учебнику с.145

-Откройте учебники на с.145.

-Прочитайте тему урока, сведения.

-Кто напомнит, чему будем учиться сегодня на уроке? (будем учиться различать предлоги и приставки).

3. Упр. 41 (составить простые нераспространенные предложения)

1.Ребята  весело скатились с горки.

2.Девочки  побежали по узкой  тропинке.

3.  Все гости уже вошли во дворец.

VI. Физминутка

 V.Продолжение работы по теме урока.

1.Работа в парах.

-У вас на столах лежат листочки с заданиями. Выполните работу.

Проверка (слайд)

2.Дифференцированная работа.

-Выберите себе задание, с которым справитесь.

1 уровень

-Подчеркните предлоги. Выделите приставки.

  1. Лодка (от)плыла (от)берега.
  2. Мальчик (на)шел (на)дороге монетку.
  3. Солнце (за)шло (за)тучу.
  4. Всадник (с)лез (с)коня.
  5. (По)дорожкам сада (по)бежали ручейки.
  6. (До)лагеря мы(до)брались только ночью.
  7. Весной снег (с)брасывают (с)крыш.

2 уровень.

Найди слова с приставками и выделите их. Подчеркни главные члены.

На поляну опустился вертолёт. Он доставил грузы для геологов. Геологи ищут нефть в тайге.

3 уровень.

-Вставьте предлоги и запишите предложения.

Воробей забился … крышу.

Ваза сделана … стекла.

Машина подъехала … дому.

Лось спрятался … деревом.

Грачи разгуливали … полю.

Проверка заданий и выводы.

3.Работа в группах.  (у каждой  группы одинаковые задания)

Решили лисы кролика (за)печь,  _____________________________________________

А кролик из духовки прыг (за) печь.  __________________________________________

Зависело б (от)мыла,  _____________________________________________________

Веснушки я б (от)мыла.____________________________________________________

Сугробы снега вьюги (на)мели,______________________________________________

И грузовик, как баржа, (на)мели.____________________________________________

 Я правило бубня (под)нос,    ________________________________________________                                  

в альбоме рисовал (под)нос._________________________________________________

Вот (до)сада, я не дошла (до)сада.___________________________________________

Проверка заданий. Подведение итогов. (слайд)

VI.Итог урока:

Составление кластера.

На доске находятся опоры:

  • часть слова
  • отдельное слово
  • отдельно
  • слитно
  • для связи слов в предложении
  • для образования новых слов

Указать опоры, которые относятся к приставке и предлогу.

написал

на доске

1. приставка

1. предлог

2. часть слова

2. отдельное слово

3. слитно

3. отдельно

4. для образования новых слов

4. для связи слов в предложении

- Какое задание вас заинтересовало?

VII.Рефлексия.

Возьмите в руки мордочки, которые лежат на ваших столах.

- Теперь дорисуем нос:

! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справитесь с заданием,
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.

Теперь дорисуем рот:

- урок понравился и вы довольны своей работой,
-  урок не понравился, я не очень доволен своей работой.

Что затруднило в новой теме?

-Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.

VIII.Домашнее задание: в словаре или интернете найти происхождение слова «перчатки», упр. 45 или 43 по выбору.

если время урока позволяет, то можно поиграть. (проверка игры на слайдах)

Игра “Найди пару”

(с)мёл

(на)шли

(по)гулял

(в)ходить

(под)прыгнул

(по)ехали

(по)парку

(с)крыльца

(под)потолок

(в)класс

(по) дороге

(на)поляне

Предполагаемые ответы: Смёл с крыльца, нашли на поляне, погулял по парку, входить в класс, подпрыгнул под потолок, поехали по дороге.

Вывод.

1. Между приставкой и корнем нельзя поставить вопрос или другое слово.

2. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово.

Проверка (слайд)

Игра на внимание.

1. Слова с приставками - 1 хлопок.

2. Слова с предлогами - 2 хлопка.

(За)горой, ((за)бежал, (с)вернула, (с)крыши, (на)бумаге, (на)резать, (на)листе, (на)чертили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. 4 класс. Правописание падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения.

В ходе урока выполняются упражнения, направленные на отработку умения различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения....

Конспект урока русского языка. 1 класс. Правописание сочетаний жи-, ши-. Описание внешности животного

Конспект урока русского языка по системе учебников "Начальная школа XXI века" по теме: Правописание сочетаний жи-, ши-. Описание внешности животного...

Конспект урока русского языка. 2 класс. "Правописание мягкого знака в середине и на конце слова".

Конспект урока  русского языка по теме "Правописание мягкого знака в середине и на конце слова" .  2 класс. Учебник Р.Н. Бунеев, , Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Используется презентация....

Конспект урока русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".

Конспект к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....

Конспект урока. Русский язык. 3 класс. Правописание частей слова.

Конспект урока подготовлен с использованием учебника по Русскому языку 2 класс ч. 1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2012 – 160 с....

конспект урока русского языка по теме "Правописание суффиксов и приставок"

конспект урока   русского языка на тему " Правописание суффиксов и приставок" школа РоссииЦели: Создать условия для развития умений осознанного написания слов с безударной гласной ...