Конспект урока русского языка. 1 класс. Правописание сочетаний жи-, ши-. Описание внешности животного
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Конспект урока русского языка по системе учебников "Начальная школа XXI века" по теме: Правописание сочетаний жи-, ши-. Описание внешности животного

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_29.03.docx510.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Дубовская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области

с углублённым изучением отдельных предметов"

п. Дубовое

Конспект урока

по курсу "Русский язык"

система учебников "XXI век"

1 класс

Тема. Правописание  сочетаний жи-, ши-.

Описание внешности животного

подготовила

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Сиянко Наталья Вячеславовна

2012/2013 учебный год


Тема урока: Правописание сочетаний жи-, ши-. Описание внешности животного.
                      (Повторение)

Педагогические задачи: создать условия для сочинения небольших рассказов с описанием внешности животного; научить подбирать слова, соответствующие заданным звуковым моделям, применять правила написания и обозначения гласных после шипящих и правила правописания прописной (заглавной) буквы в именах собственных.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся различать слово и предложение; кратко характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твёрдые/мягкие, согласные звонкие/глухие), условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных, решать учебные и практические задачи – проводить звуковой анализ и строить  модели  звукового состава слов, правильно писать сочетания ча-, ща-; чу-, щу-; жи-, ши- под ударением, писать прописную букву в именах собственных; получат возможность научиться выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – овладение умением составлять описание внешности и повадок животного; осуществление выбора соответствующих языковых средств; применение практических навыков написания сочетаний жи-, ши- и прописной буквы в именах собственных; логические – осуществление аналитического разбора представленных текстов-описаний; проведение звукового анализа слов.

Регулятивные: применять освоенные способы действия; осмысливать текстовой материал; выделять предмет речи и его свойства.

Коммуникативные: представлять существенные признаки изучаемого объекта в словесно-описательной форме (с опорой на рисунок); строить устные свободные высказывания, удерживая логику изложения.

Личностные: владеют общими логическими приёмами мышления; используют воображение; создают новые связи, ассоциации; выражают заинтересованность в получении совета с целью улучшения результатов деятельности; проявляют прилежание в учёбе.

Сценарий урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок сейчас.
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво.

Поприветствуем гостей.
Вижу: класс мой - хоть куда!
Мы начнём урок русского языка.

- Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь. И пусть хорошее настроение поможет вам на уроке быть внимательными, доброжелательными по отношению друг к другу и прилежными учениками.

- Начнём с разминки.

Пальчиковая гимнастика "Усатый нянь"

II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи

1. Минутка чистописания

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья от вас не скрою,

ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

- Назовите букву, которую вы видите на экране. (Жж). Из каких элементов состоит эта буква? Посмотрите образец написания. Пропишите три раза соединение Жж.    Компьютер (диск "Обучение грамоте" к Азбуке В.Г.Горецкого)

- Что вы можете рассказать о букве Жж? (обозначает согласный звук [ж], всегда твёрдый, звонкий парный [ш])

- Какой буквой записывают парный звук [ш]?

- Посмотрите образец написания букв Шш. Пропишите до конца строки соединение букв Шш.

- Скажите, какая орфограмма в русском языке связана с этими буквами?

(Традиционное написание жи-ши)

2. Определение темы и цели урока

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

- Правописание жи-ши.

- Верно. Сегодня на уроке мы повторим правописание традиционных сочетаний жи/ши. - Ещё мы будем учиться составлять описание внешности животного.

- Какую цель урока мы поставим.

- Научиться грамотно писать слова с этими сочетаниями.

Научиться составлять описание животного.

- На следующей строке пропишите эти сочетания, чередуя их друг с другом.

жи  ши  жи  ши   и т.д.

- Назовите слова, в которых есть эти сочетания букв. (записать несколько слов)

В это же время учащиеся у компьютера составляют схемы слов

на буквы  Ж и Ш (Компьютер, диск "Обучение грамоте" к Азбуке В.Г.Горецкого)

II. Включение в систему знаний и повторение (П. + К. + Р.).

 Работа в группе. Физминутка -игра "Атомы - молекулы"

У компьютера - задание на ЖИ - ШИ

(Диск "Русский язык" к учебнику В.П.Канакиной)

- Вот как много слов с сочетаниями жи-ши.

Жи и ши, жи и ши

С буквой и всегда пиши:

Мыши, ежики, ужи,

Лыжи, лужи, камыши,

Чижи, ужи , ежи, стрижи-

Запомни слоги жи и ши.

Инсценировка стихотворения "Жили-были буквы Ж и Ш"

Жили-были, не тужили
Буквы Ж и Ш в квартире.
Неразлучны они были.
Крепко-накрепко дружили.

Но случилось как-то вдруг
Им услышать в двери стук.
Дверь открыли, крикнув: «Ах!»
Буква И стоит в слезах.

Плачет буква И, рыдает.
Нет друзей, живу одна я.
Можно с вами подружиться,
Вместе жить и веселиться?

«Проходи!», – сказали И,
А за ней вприпрыжку Ы:
«Вы меня впустите тоже,
Я на И чуть-чуть похожа!»

Буквы ей сказали дружно:
«Это правило знать нужно.
Ведь по правилам «ЖИ»– «ШИ»
Мы, ребята, пишем с И !»

III. Развитие речи. Составление описания животного

 1. - Ребята из 5 группы, какое слово вы определили как лишнее? Почему? (морж)

- Кто такой морж? (За информацией к Сове)

Морж — морское млекопитающее, единственный современный вид семейства моржовых традиционно относимого к группе ластоногих. Взрослый морж легко узнаваем по своим видным бивням. Взрослые самцы в Тихом океане могут весить более 1700 кг. Морж один из крупнейших представителей ластоногих, по размерам тела среди ластоногих уступает лишь морским слонам

- Как вы думаете, это научное описание животного или взятое

из художественного произведения?

2. Работа по учебнику с.97 упражнение 1

− Отгадайте, описание какого животного мы хотим предложить вашему вниманию: (загадывает ученик)

Этот зверь живёт лишь дома,

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он, мурлыча, песнь поёт,

Только мышь его боится…

Угадали? Это – … (кот)

Текст читает подготовленный ученик

− Как звали котёнка? Почему ему дали такую кличку? Каким вы представили себе Тишку? Это научный текст или художественный?

− Перечитайте текст самостоятельно и найдите сравнения.

− Рассмотрите кота. Опишите его внешность и повадки. Прочитайте, как написал о коте М. Харитонов (читает ученик). Какой характер у кота? Какую кличку можно дать этому коту?

3. Работа в паре - с.99 упражнение 3

− Отгадайте  загадку(загадывает ученик):

Что за зверь со мной играет:

Не мычит, не ржёт, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапках коготки.

                (Котёнок)

- Что вы можете сказать о словах кот и котёнок?

- Это родственные слова.

- Назовите ещё родственные слова с общей частью (корнем) кот.

У компьютера - тест "Родственные слова"

- Выполните в паре задание к упражнению 3 на с.99

- Какое правило нужно соблюдать при выполнении этого задания?

- Правописание имён собственных.

 Физкультминутка

Котёнок следит за бабочкой, умывается, прыгает

за бантиком

4. Работа в группе

- Составить описание животного (каждая группа получает картинку, алгоритм)

- Что обязательно должно быть в описании?

- Внешность, особенности, повадки

(Полярная сова, индийский слон, ёж, собака)

Проверка выполнения задания в группах

IV. Словарно-орфографическая работа

Величав, красив и молод,

За плотиной вырос… (город).

                                                           В. Фетисов

Обращаемся к Сове

- Какая орфограмма есть в слове город?

- Какие ещё слова вы знаете с этой орфограммой?

- Как называются слова, написание которых надо запомнить?

- Вспомните словарные слова, разгадав кроссворд. Работа в группе

По вертикали

1. Аня - это имя, Сергеева - это ...

2. Гриша встал из-за стола и сказал: "..."

3. ... к домику бабушки шла через лес.

6.  

По горизонтали

4.

5. Правильно пиши ...  на конверте.

7. Кот Леопольд сказал мышам: "..., давайте жить дружно!"

8. Тот, кто учит детей в школе.

V. Итог урока (К. + Р.)

- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Как вы думаете, достигли мы этой цели?

− У кого из вас есть домашние питомцы?

Домашнее задание: нарисовать своего питомца, составить словесное описание

VI. Рефлексия. Метод недосказанных предложений (каждый обучающийся выбирает подходящую ему фразу и заканчивает её)

- Я понял, что… 
- Было интересно… 
- Было трудно… 
- Мне захотелось… 
- У меня получилось… 
- На следующем уроке мы…

(Личностные УУД: учащиеся высказывают своё мнение, свою позицию и коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста)

Эмоциональная рефлексия

- Определите своё настроение на сегодняшнем уроке. Встаньте рядом с тем смайликом, который вам подходит.

        

Источники информации

Используемая литература

1.  Волина, В. В. Русский язык / В. В. Волина. − М. : Просвещение, 1996.

2. Голубь, В. Т. Уроки обучения русскому языку в 1 классе : практическое пособие / В. Т. Голубь. − Воронеж : ТЦ «Учитель», 2003.

3. Евсюкова, Г. А. Методическая копилка // Начальная школа. – 1998. – № 3. – С. 79.

4. Жиренко, О. Е. Учим русский с увлечением. Формирование орфографической грамотности. 1–4 классы / О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. − М. : 5 за знания, 2007.

5. Жиренко, О. Е. Учим русский с увлечением – 2. Части речи. Предложение. Текст. Развитие речи. 1–4 классы / О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М. : 5 за знания, 2009.

6. Иванов, С. В. Русский язык : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова ; под ред. Л. Е. Журовой и С. В. Иванова. − М. : Вентана-Граф, 2011. − 176 с. : ил. − (Начальная школа XXI века).

7. Иванова, В. И. Занимательно о русском языке / В. И. Иванова. − Л. : Просвещение, 1990.

8. Иванов, С. В. Русский язык : 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М. : Вентана-Граф, 2011.

Интернет- ресурсы

1. http://images.yandex.ru/

2. http://www.stihi.ru/

3. http://yunie-filologi.ucoz.ru

4. http://www.proshkolu.ru

5. http://www.kp.ru/daily/

6. http://www.hohmodrom.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. 1 класс. Урок русского языка. "Повторение правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу".Мультимедийная презентация.

ФГОС. 1 КЛАСС.РУССКИЙ ЯЗЫК.Тема: «Повторение написания буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах»Цель: создать условия для повторения и закрепления навыка употребления буквосочетаний жи-ши, ча-ща, ч...

Урок русского языка (исследование) по теме: Сравнения при описании внешности. Постановка вопросов «кто?», «что?», «какой?», «какая?". УМК «Школа 21 века».

На уроке -  исследования  показаны различные  упражнения  в сравнении при описании внешности, умение  подбирать к словам – названиям  предметов  названия их признако...

Конспект урока русского языка тема : ,,Правописание сочетаний жи-ши,ча-ща,чу-щу.Закрепление.\'\'2 класс УМК ,,Школа России\'\'

Урок проведён с применением средств ИКТ,на протяжении всего урока используется презентация.. Дети в увлекательной прогулке по зимнему лесу знакомятся с лесными обитателями и закрепляют правила пра...

Конспект урока русского языка «Повторение правописания. Его Величество — Русский язык», 2 класс

Тема урока: «Повторение правописания. Его Величество — Русский язык»...

конспект урока русского языка по теме сочетание чк, чн 1 класс

Данный урок предназначен для 1 класса  по предмету русский язык. Программа "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА"...

Конспект урока русского языка + презентация "Правописание родственных слов с непроизносимой согласной в корне слова" (УМК "ПНШ", 2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представлений о понятиях «настоящий звук» и «нулевой звук»; о закономерностях чередования согласного звука с нулевым в корнях слов при пр...

Урок русского языка. Тема:"Правописание сочетаний ци-цы".

Конспект урока по русскому языку в технологии деятельностного метода....