Конспект урока русского языка. 1 класс. Правописание сочетаний жи-, ши-. Описание внешности животного
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Конспект урока русского языка по системе учебников "Начальная школа XXI века" по теме: Правописание сочетаний жи-, ши-. Описание внешности животного
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_29.03.docx | 510.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Дубовская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области
с углублённым изучением отдельных предметов"
п. Дубовое
Конспект урока
по курсу "Русский язык"
система учебников "XXI век"
1 класс
Тема. Правописание сочетаний жи-, ши-.
Описание внешности животного
подготовила
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Сиянко Наталья Вячеславовна
2012/2013 учебный год
Тема урока: Правописание сочетаний жи-, ши-. Описание внешности животного.
(Повторение)
Педагогические задачи: создать условия для сочинения небольших рассказов с описанием внешности животного; научить подбирать слова, соответствующие заданным звуковым моделям, применять правила написания и обозначения гласных после шипящих и правила правописания прописной (заглавной) буквы в именах собственных.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся различать слово и предложение; кратко характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твёрдые/мягкие, согласные звонкие/глухие), условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных, решать учебные и практические задачи – проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, правильно писать сочетания ча-, ща-; чу-, щу-; жи-, ши- под ударением, писать прописную букву в именах собственных; получат возможность научиться выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – овладение умением составлять описание внешности и повадок животного; осуществление выбора соответствующих языковых средств; применение практических навыков написания сочетаний жи-, ши- и прописной буквы в именах собственных; логические – осуществление аналитического разбора представленных текстов-описаний; проведение звукового анализа слов.
Регулятивные: применять освоенные способы действия; осмысливать текстовой материал; выделять предмет речи и его свойства.
Коммуникативные: представлять существенные признаки изучаемого объекта в словесно-описательной форме (с опорой на рисунок); строить устные свободные высказывания, удерживая логику изложения.
Личностные: владеют общими логическими приёмами мышления; используют воображение; создают новые связи, ассоциации; выражают заинтересованность в получении совета с целью улучшения результатов деятельности; проявляют прилежание в учёбе.
Сценарий урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок сейчас.
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво.
Поприветствуем гостей.
Вижу: класс мой - хоть куда!
Мы начнём урок русского языка.
- Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь. И пусть хорошее настроение поможет вам на уроке быть внимательными, доброжелательными по отношению друг к другу и прилежными учениками.
- Начнём с разминки.
Пальчиковая гимнастика "Усатый нянь"
II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи
1. Минутка чистописания
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья от вас не скрою,
ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
- Назовите букву, которую вы видите на экране. (Жж). Из каких элементов состоит эта буква? Посмотрите образец написания. Пропишите три раза соединение Жж. Компьютер (диск "Обучение грамоте" к Азбуке В.Г.Горецкого)
- Что вы можете рассказать о букве Жж? (обозначает согласный звук [ж], всегда твёрдый, звонкий парный [ш])
- Какой буквой записывают парный звук [ш]?
- Посмотрите образец написания букв Шш. Пропишите до конца строки соединение букв Шш.
- Скажите, какая орфограмма в русском языке связана с этими буквами?
(Традиционное написание жи-ши)
2. Определение темы и цели урока
- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
- Правописание жи-ши.
- Верно. Сегодня на уроке мы повторим правописание традиционных сочетаний жи/ши. - Ещё мы будем учиться составлять описание внешности животного.
- Какую цель урока мы поставим.
- Научиться грамотно писать слова с этими сочетаниями.
Научиться составлять описание животного.
- На следующей строке пропишите эти сочетания, чередуя их друг с другом.
жи ши жи ши и т.д.
- Назовите слова, в которых есть эти сочетания букв. (записать несколько слов)
В это же время учащиеся у компьютера составляют схемы слов
на буквы Ж и Ш (Компьютер, диск "Обучение грамоте" к Азбуке В.Г.Горецкого)
II. Включение в систему знаний и повторение (П. + К. + Р.).
Работа в группе. Физминутка -игра "Атомы - молекулы"
У компьютера - задание на ЖИ - ШИ
(Диск "Русский язык" к учебнику В.П.Канакиной)
- Вот как много слов с сочетаниями жи-ши.
Жи и ши, жи и ши
С буквой и всегда пиши:
Мыши, ежики, ужи,
Лыжи, лужи, камыши,
Чижи, ужи , ежи, стрижи-
Запомни слоги жи и ши.
Инсценировка стихотворения "Жили-были буквы Ж и Ш"
Жили-были, не тужили
Буквы Ж и Ш в квартире.
Неразлучны они были.
Крепко-накрепко дружили.
Но случилось как-то вдруг
Им услышать в двери стук.
Дверь открыли, крикнув: «Ах!»
Буква И стоит в слезах.
Плачет буква И, рыдает.
Нет друзей, живу одна я.
Можно с вами подружиться,
Вместе жить и веселиться?
«Проходи!», – сказали И,
А за ней вприпрыжку Ы:
«Вы меня впустите тоже,
Я на И чуть-чуть похожа!»
Буквы ей сказали дружно:
«Это правило знать нужно.
Ведь по правилам «ЖИ»– «ШИ»
Мы, ребята, пишем с И !»
III. Развитие речи. Составление описания животного
1. - Ребята из 5 группы, какое слово вы определили как лишнее? Почему? (морж)
- Кто такой морж? (За информацией к Сове)
Морж — морское млекопитающее, единственный современный вид семейства моржовых традиционно относимого к группе ластоногих. Взрослый морж легко узнаваем по своим видным бивням. Взрослые самцы в Тихом океане могут весить более 1700 кг. Морж один из крупнейших представителей ластоногих, по размерам тела среди ластоногих уступает лишь морским слонам
- Как вы думаете, это научное описание животного или взятое
из художественного произведения?
2. Работа по учебнику с.97 упражнение 1
− Отгадайте, описание какого животного мы хотим предложить вашему вниманию: (загадывает ученик)
Этот зверь живёт лишь дома,
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он, мурлыча, песнь поёт,
Только мышь его боится…
Угадали? Это – … (кот)
Текст читает подготовленный ученик
− Как звали котёнка? Почему ему дали такую кличку? Каким вы представили себе Тишку? Это научный текст или художественный?
− Перечитайте текст самостоятельно и найдите сравнения.
− Рассмотрите кота. Опишите его внешность и повадки. Прочитайте, как написал о коте М. Харитонов (читает ученик). Какой характер у кота? Какую кличку можно дать этому коту?
3. Работа в паре - с.99 упражнение 3
− Отгадайте загадку(загадывает ученик):
Что за зверь со мной играет:
Не мычит, не ржёт, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапках коготки.
(Котёнок)
- Что вы можете сказать о словах кот и котёнок?
- Это родственные слова.
- Назовите ещё родственные слова с общей частью (корнем) кот.
У компьютера - тест "Родственные слова"
- Выполните в паре задание к упражнению 3 на с.99
- Какое правило нужно соблюдать при выполнении этого задания?
- Правописание имён собственных.
Физкультминутка
Котёнок следит за бабочкой, умывается, прыгает
за бантиком
4. Работа в группе
- Составить описание животного (каждая группа получает картинку, алгоритм)
- Что обязательно должно быть в описании?
- Внешность, особенности, повадки
(Полярная сова, индийский слон, ёж, собака)
Проверка выполнения задания в группах
IV. Словарно-орфографическая работа
Величав, красив и молод,
За плотиной вырос… (город).
В. Фетисов
Обращаемся к Сове
- Какая орфограмма есть в слове город?
- Какие ещё слова вы знаете с этой орфограммой?
- Как называются слова, написание которых надо запомнить?
- Вспомните словарные слова, разгадав кроссворд. Работа в группе
По вертикали
1. Аня - это имя, Сергеева - это ...
2. Гриша встал из-за стола и сказал: "..."
3. ... к домику бабушки шла через лес.
6.
По горизонтали
4.
5. Правильно пиши ... на конверте.
7. Кот Леопольд сказал мышам: "..., давайте жить дружно!"
8. Тот, кто учит детей в школе.
V. Итог урока (К. + Р.)
- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
- Как вы думаете, достигли мы этой цели?
− У кого из вас есть домашние питомцы?
Домашнее задание: нарисовать своего питомца, составить словесное описание
VI. Рефлексия. Метод недосказанных предложений (каждый обучающийся выбирает подходящую ему фразу и заканчивает её)
- Я понял, что…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Мне захотелось…
- У меня получилось…
- На следующем уроке мы…
(Личностные УУД: учащиеся высказывают своё мнение, свою позицию и коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста)
Эмоциональная рефлексия
- Определите своё настроение на сегодняшнем уроке. Встаньте рядом с тем смайликом, который вам подходит.
Источники информации
Используемая литература
1. Волина, В. В. Русский язык / В. В. Волина. − М. : Просвещение, 1996.
2. Голубь, В. Т. Уроки обучения русскому языку в 1 классе : практическое пособие / В. Т. Голубь. − Воронеж : ТЦ «Учитель», 2003.
3. Евсюкова, Г. А. Методическая копилка // Начальная школа. – 1998. – № 3. – С. 79.
4. Жиренко, О. Е. Учим русский с увлечением. Формирование орфографической грамотности. 1–4 классы / О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. − М. : 5 за знания, 2007.
5. Жиренко, О. Е. Учим русский с увлечением – 2. Части речи. Предложение. Текст. Развитие речи. 1–4 классы / О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М. : 5 за знания, 2009.
6. Иванов, С. В. Русский язык : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова ; под ред. Л. Е. Журовой и С. В. Иванова. − М. : Вентана-Граф, 2011. − 176 с. : ил. − (Начальная школа XXI века).
7. Иванова, В. И. Занимательно о русском языке / В. И. Иванова. − Л. : Просвещение, 1990.
8. Иванов, С. В. Русский язык : 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М. : Вентана-Граф, 2011.
Интернет- ресурсы
1. http://images.yandex.ru/
2. http://www.stihi.ru/
3. http://yunie-filologi.ucoz.ru
4. http://www.proshkolu.ru
5. http://www.kp.ru/daily/
6. http://www.hohmodrom.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. 1 класс. Урок русского языка. "Повторение правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу".Мультимедийная презентация.
ФГОС. 1 КЛАСС.РУССКИЙ ЯЗЫК.Тема: «Повторение написания буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах»Цель: создать условия для повторения и закрепления навыка употребления буквосочетаний жи-ши, ча-ща, ч...
Урок русского языка (исследование) по теме: Сравнения при описании внешности. Постановка вопросов «кто?», «что?», «какой?», «какая?". УМК «Школа 21 века».
На уроке - исследования показаны различные упражнения в сравнении при описании внешности, умение подбирать к словам – названиям предметов названия их признако...
Конспект урока русского языка тема : ,,Правописание сочетаний жи-ши,ча-ща,чу-щу.Закрепление.\'\'2 класс УМК ,,Школа России\'\'
Урок проведён с применением средств ИКТ,на протяжении всего урока используется презентация.. Дети в увлекательной прогулке по зимнему лесу знакомятся с лесными обитателями и закрепляют правила пра...
Конспект урока русского языка «Повторение правописания. Его Величество — Русский язык», 2 класс
Тема урока: «Повторение правописания. Его Величество — Русский язык»...
конспект урока русского языка по теме сочетание чк, чн 1 класс
Данный урок предназначен для 1 класса по предмету русский язык. Программа "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА"...
Конспект урока русского языка + презентация "Правописание родственных слов с непроизносимой согласной в корне слова" (УМК "ПНШ", 2 класс)
Цели деятельности учителя:формирование представлений о понятиях «настоящий звук» и «нулевой звук»; о закономерностях чередования согласного звука с нулевым в корнях слов при пр...
Урок русского языка. Тема:"Правописание сочетаний ци-цы".
Конспект урока по русскому языку в технологии деятельностного метода....